Научная статья на тему 'Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел'

Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностное и профессиональное развитие / профессиональные трудности / тендерный тип / personal and professional development / professional difficulties / gender type

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриева Дина Юрьевна

В статье рассматриваются основные подходы к процессу профессионального развития, дается определение личности как субъекта личностного и профессионального развития. Делается вывод, что ведущим фактором профессионального становления личности выступает система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой у личности возникают определенные трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the principal approaches to the process of professional development and gives the definition of a person as the subject of personal and professional development. The author comes to the conclusion that the leading factor of personal professional development is the system of objective requirements to the person determined by the professional activities that cause certain difficulties for the person

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие женщин, работающих в органах внутренних дел»

Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖЕНЩИН, РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Д. Ю. Ануфриева

В статье рассматриваются основные подходы к процессу профессионального развития, дается определение личности как субъекта личностного и профессионального развития. Делается вывод, что ведущим фактором профессионального становления личности выступает система объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой у личности возникают определенные трудности.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие, профессиональные трудности, гендерный тип.

Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому теории о профессиональном становлении личности изучают человека с позиции его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. С точки зрения деятельностного подхода, развитие личности происходит в процессе изменения пассивного отношения человека к профессиональной деятельности, перехода к активному состоянию. Перестройка системы отношений человека повышает значимость профессиональной деятельности для личности и приводит к качественным изменениям в психологии специалиста. Становление профессионала возможно лишь в результате единства как профессионального, так и личностного развития.

Многие исследователи относят профессиональное пространство к области личностной сферы и считают профессиональное развитие частью саморазвития личности [3-5; 7; 9]. Человек строит сценарий профессиональной жизни в зависимости от особенности своей личности, однако профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, деформировать, выступая фактором личностного саморазвития. По мнению специалистов, в контексте акмеологии личностное развитие опережает профессиональное и оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности. Не социум действует на личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, энергетические ресурсы, чтобы оптимизировать свои отношения с внешней средой. Источником профессионального развития выступает противоречие между достигнутым уровнем развития личности и требованиями общества к качеству

подготовки специалиста и его индивидуально-психологическим свойствам и качествам [7; 8].

Профессиональное развитие личности обусловлено многими факторами, одним из которых являются различия в психологических характеристиках представителей мужского и женского пола. Начиная с середины 70-х гг. XX в. под влиянием феминистской психологии гендерный подход стал важной частью психологических исследований. Наиболее распространенной в рамках гендерного подхода является социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки изучения механизмов формирования мужественности и женственности. В этом подходе утверждается идея о необходимости рассмотрения гендера как полярной дихотомии, при которой главным становится не рассмотрение психологических различий между полами, а изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в плане преодоления традиционных гендерных стереотипов [1; 2; 6].

В контексте сказанного является актуальным исследование проблем профессионального развития современных женщин, работающих в органах внутренних дел. Необходимость обращения к решению данной проблемы обусловлена совокупностью следующих факторов

Во-первых, повышением роли и места женщины в органах государственного управления, изменением направленности профессиональной самореализации российской женщины как субъекта социальной практики, стремящейся в условиях социально-экономической неустойчивости обрести относительную стабильность и социальное благополучие.

Во-вторых, в современном обществе намечается устойчивая тенденция к феминизации структур и отделов министерства внутренних дел. В настоящее время от 30 до 40% всех сотрудников органов внутренних дел, заключивших контракт с МВД, составляют женщины.

В-третьих, необходимость исследования обусловлена недостаточной разработанностью теории и практики в области педагогической и психологической помощи женщинам, работающим в системе внутренних дел.

Исследование, проведенное Н. Л. Войтовой под научным руководством Д. Ю. Ануфриевой, заключалось в выявлении профессиональных трудностей у женщин, работающих в органах внутренних дел. Экспериментальной базой изучения служило УВД по Новосибирскому району. В исследовании участвовали 10 женщин-сотруд-ниц ОВД в возрасте от 26 до 44 лет.

По данным анкетирования, все опрошенные женщины имеют детей, 8 из 10 женщин замужем, все получили высшее или среднее специальное образование, стаж у испытуемых женщин, принявших участие в исследовании, от 2 до 19 лет.

По результатам методики С. Бема на проявление мускулинности-фемининности у группы испытуемых женщин, работающих в ОВД, преобладание фемининного гендерного типа над маскулинным незначительно -всего 0,2 балла. Андрогинный гендерный тип в среднем по группе немного выше, чем остальные гендерные типы (на 0,3 и на 0,1 балла). Мы можем предположить в связи с этим, что женщинам, работающим в органах внутренних дел, приходится больше опираться на свойства андрогинного гендерного типа. Интерес в данных результатах вызывает то, что у женщин выявлен достаточно высокий уровень маскулинности в поведении -89,7 баллов. Можно предположить, что это не только связано с желанием равноправия в работе с мужчина-ми-коллегами, но и с самой спецификой профессиональной деятельности.

Наблюдение за поведением женщин выявило, что некоторые из них стремятся реализовывать свой личностный потенциал в условиях служебной деятельности в соответствии с моделями мужского поведения как образцом профессионального успеха. Подобного рода гендерная «раздвоенность» служит причиной повышенной психологической тревожности при серьезных испытаниях по «мужским» предметам обучения в ходе итоговых проверок физической и боевой подготовки.

Диагностика психических состояний по шкале оценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина позволила сделать вывод, что в группе испытуемых женщин преобладает высокая реактивная тревожность, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Показатель высокой реактивной тревожности свойствен 40% респондентов, что косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении у женщин-сотрудниц МВД. Высокая личностная тревожность у 30% женщин-сотруд-ниц ОВД дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности в ситуациях оценки ее компетентности.

Субъекты с низкой личностной тревожностью (40%) не склонны воспринимать угрозу свому престижу и самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, чем у женщин-сотрудниц ОВД с умеренной личностной тревожностью (30% ).

Гендерный анализ, проведенный по результатам опроса и наблюдения, показал, что сознание и поведение женщин, работающих в органах внутренних дел, меняются под воздействием профессионализации. В профессиональной педагогике и психологии труда этот процесс определяется как «профессиональная деформация».

Опрос женщин-сотрудниц ОВД позволил выявить спектр наиболее актуальных проблем в условиях милицейской службы:

- трудности в совмещении личностных, семейнобытовых и профессиональных обязанностей и проблем;

- низкий уровень гендерной культуры межличностного общения в коллективах, выражающийся в фактах нетактичного и грубого обращения с женщинами определенной части офицеров-руководителей;

- отсутствие необходимых условий в местах выполнения служебных обязанностей, влияющих на репродуктивное здоровье женщин и их морально-психологическое состояние;

- факты несправедливого распределения служебных обязанностей среди женщин и оценки их вклада в служебную деятельности со стороны непосредственных начальников (в частности, график и объем служебной нагрузки, выход на службу в выходные дни и внеурочное время, незаслуженное лишение премий, распределение санаторных путевок, составление графиков отпусков и т. д.);

- низкий уровень медико-гигиенического обслуживания и развитости социальной инфраструктуры;

- сложности при прохождении врачебной комиссии, неудобное обмундирование, а чаще - некачественный его пошив.

Среди наиболее важных проблем, которые были выявлены, отмечена проблема «служебного потолка» в специальных званиях. Многих из женщин-сотрудниц ОВД, проходящих службу на должностях прапорщиков и сержантов, не повышали в специальных званиях 2-5 лет. Данные женщины-сотрудницы ОВД не видят перспективы дальнейшего служебного роста. В связи с этим у испытуемых женщин отсутствует мотивация профессионального роста, связанного с получением очередного звания, в отличие от женщин-офицеров. Они не считают получение очередного звания серьезным стимулом своего профессионального самосовершенствования, выделяют в качестве приоритетных стимулов повышение должностных окладов и более гибкий график служебного времени.

Несмотря на выраженные проблемы, связанные с прохождением службы, 8 из 10 опрошенных женщин собираются продлить контракт службы по прежнему месту работы. Причем наиболее привлекательна служба для женщин, имеющих профессиональный опыт и достаточно высокий уровень адаптивности к профессиональной среде. Ряд женщин желают продлить службу по контракту в связи со сложностью самореализации в сфере гражданских профессий (отсутствие опыта по гражданской специальности, невостребованность на рынке труда во время экономического кризиса), недостаточным денежным заработком в гражданской деятельности, отсутствием льгот, социальной защищенности, гарантированного права на отпуск и т. д.

По результатам беседы с женщинами, работающими в органах внутренних дел, подтвердился низкий уровень гендерной культуры большинства офицеров. Командиры, начальники проявляли к их проблемам равно-

душие, невнимание, нежелание вникнуть в проблемную ситуацию, а порой и профессиональную некомпетентность. Возникают трудности при принятии решений из-за непонимания со стороны начальников, сковывающих их инициативу и самостоятельность. В беседе приводились факты неуважительного, высокомерного отношения к женщинам-военнослужащим со стороны офице-ров-начальников и коллег-мужчин.

В ходе целенаправленных бесед у 70% различных категорий женщин, работающих в отделах внутренних дел, было выявлено, что они недостаточно полно реализуют свой личностный и профессиональный потенциал в условиях служебной деятельности в соответствии с имеющимся базовым образованием; 50% их не видят для себя ближайших ориентиров для профессионального самосовершенствования и устойчивой профессиональной карьеры в системе органов внутренних дел в связи с ограниченными возможностями профессиональной переподготовки. Слабо учитываются в подготовке и воспитании служащих МВД индивидуально-психологические особенности женщины.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, служащие целям устранения причин, вызывающих профессиональные трудности у женщин, работающих в органах внутренних дел:

- учитывать психологическое состояние женщин, характер и направленность их личностных, семейно-бытовых проблем, состояния здоровья;

- оптимально сочетать методы социальной поддержки женщин-сотрудников ОВД из «группы риска» (одинокие матери, разведенные, имеющие профессиональные проблемы, семьи с больными детьми и т. д.) с методами оказания им психологической помощи;

- проводить специальную работу по повышению гендерной культуры командиров подразделений и начальников служб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т. В. Половые различия в творческом становлении личности представителей одной профессии // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. Вып. 3, ч. 2.

2. БинкинМ. Женщины-военнослужащие. М., 2002.

3. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. М., 1998.

4. Калугин Ю. Е. Профессиональное самообразование: учебное пособие для вузов. Челябинск, 2006.

5. Макарова А. Н. Профессиональное развитие личности (профессиологический аспект): учебное пособие для вузов по специальности 050501. Новгород, 2006.

6. Понуждаев Э. А. Феминизация общества и армии: сущность, содержание, социальный механизм. Монино, 1999.

7. Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования: сб. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.

8. Развитие и саморазвитие личности (к 100-летнему юбилею А. Н. Леонтьева): сб. науч. ст. / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2004.

9. Развитие как регулятивный принцип: монография / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов н/Д, 1991.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТА

Е. И. Мещерякова, Д. Н. Булгаков

Дисциплинирующая компетентность формируется в процессе профессионально-личностного становления курсанта в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Воспитание дисциплинирующей компетенции курсантов должно строиться на определенных принципах, а уровень ее сформированности можно оценить системой показателей.

Ключевые слова: Дисциплинирующая компетентность, ведомственное образовательное учреждение, воспитательная среда, система показателей.

Профессионально-личностное становление курсанта в период его обучения в ведомственном образовательном учреждении - это многокомпонентный процесс индивидуализированного становления профессионально значимых качеств личности будущего офицера, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в избранной профессии. Становление будущего офицера предполагает формирование у курсантов положительной мотивационно-ценностной ориентации на предстоящую службу в ОВД, эффективное освоение ими функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной специальностью.

Профессионально-личностное становление курсанта находит отражение в формировании профессионально значимых качеств его личности, которые, в свою очередь, формируют профессиональную компетентность специалиста - офицера органов внутренних дел. Мы определяем профессиональную компетентность специалиста ОВД как явление, представленное единством личностного и профессионального компонентов, где личностный - это качества офицера, присущие ему как профессионалу (гражданская зрелость, правовая и психологическая культура; высокий уровень нравственного сознания и гуманность; дисциплинированность, стремление к саморазвитию и др.), а профессиональный - это совокупность приобретенных в процессе обучения знаний, а также практических умений использовать приобретенные знания, понимать материалы правоприменительной практики, иметь стремление и готовность применять их в профессиональной деятельности.

Одной из важнейших составляющих личностного компонента выступает дисциплинированность офицера, которая формируется главным образом в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Рассматривая воспитание как процесс и как систему, развивающуюся в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения под влиянием внешних и внутренних факторов, мы определяем его как целенаправленную деятельность общества, государства, организаций и учреждений, должностных лиц по формированию и развитию личности курсанта, побужде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.