Научная статья на тему 'Профессиональное развитие гражданских служащих как фактор эффективного государственного управления'

Профессиональное развитие гражданских служащих как фактор эффективного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3502
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-СЕРВИСНАЯ ФУНКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CIVIL SERVANTS / CIVIL SERVICE / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONALISM / INNOVATIVE FORM / PROFESSIONAL GROWTH / SOCIAL-SERVICE FUNCTION / EFFECTIVE STATE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Галина Владимировна

Для качественного исполнения должностных обязанностей государственные служащие должны обладать высоким уровнем профессионализма. Важная роль в этом отводится дополнительному профессиональному образованию, которое должно носить инновационный характер, иметь практическую направленность. Постоянное профессиональное развитие государственных служащих является важнейшим фактором эффективного государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS AS A FACTOR OF EFFECTIVE STATE ADMINISTRATION

The civil servants should have high professional level for qualitative performing of their duties. The continuing professional education plays an important role in this process, and it should be innovative and practice-oriented. The continuous professional development of the civil servants is one of the most important factors of the effective state administration.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие гражданских служащих как фактор эффективного государственного управления»

УДК 35.08 Макарова Галина Владимировна

доцент кафедры управления Брянского государственного университета

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Makarova Galina Vladimirovna

Assistant Professor, Management Department, Bryansk State University

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS AS A FACTOR OF EFFECTIVE STATE ADMINISTRATION

Аннотация:

Для качественного исполнения должностных обязанностей государственные служащие должны обладать высоким уровнем профессионализма. Важная роль в этом отводится дополнительному профессиональному образованию, которое должно носить инновационный характер, иметь практическую направленность. Постоянное профессиональное развитие государственных служащих является важнейшим фактором эффективного государственного управления.

Ключевые слова:

государственные служащие, государственная служба, дополнительное профессиональное образование, профессионализм, инновационный характер, профессиональное развитие, социально-сервисная функция, эффективное государственное управление.

Summary:

The civil servants should have high professional level for qualitative performing of their duties. The continuing professional education plays an important role in this process, and it should be innovative and practice-oriented. The continuous professional development of the civil servants is one of the most important factors of the effective state administration.

Keywords:

civil servants, civil service, continuing professional education, professionalism, innovative form, professional growth, social-service function, effective state administration.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития образование рассматривается как базовый элемент стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Неоценима роль образования и в достижении высокого уровня государственного управления. В российском законодательстве государственная гражданская служба определяется и формулируется следующим образом: «Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации» [1].

В качестве ведущего признака понятия «государственная служба» выделяется профессиональная деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков.

Для эффективного исполнения возложенных должностных обязанностей гражданские служащие должны обладать высоким уровнем профессионализма.

С социологической точки зрения профессионализм - это высокий уровень знаний, умений, навыков и компетентности, проявляемых работником в какой-либо профессиональной области. Основу такого профессионализма обеспечивает усвоение необходимого объема теоретических знаний и умение применять их в практической деятельности. Современные концепции профессионализма кадров исходят из постоянного совершенствования уровня профессионализма работников [2].

Сегодня руководителям органов государственной власти, сотрудникам кадровых служб и самим государственным служащим важно осознать, что, государственная гражданская служба -не просто вид профессиональной деятельности, область самореализации личности, но и служение обществу и государству, которое требует, прежде всего, гражданской сознательности, наличия нравственных и человеческих качеств у гражданских служащих.

В современных условиях повышаются требования к гражданским служащим, которые должны современно мыслить, принимать эффективные управленческие решения. Для того, чтобы отвечать предъявляемым вызовам, быть конкурентоспособными, гражданские служащие, в свою очередь, должны постоянно поддерживать необходимый профессиональный уровень, поэтому дополнительное профессиональное образование должно быть непрерывным и систематическим.

Следовательно, одна из первоочередных задач субъекта управления - формирование потребности государственных служащих в постоянном профессиональном развитии и обновлении знаний.

По данным социологического опроса в качестве мотивов, которые побуждают государственных гражданских служащих проходить дополнительное обучение, 55,6 % респондентов назвали потребность в новых знаниях; 45,0 % считают, что обучение помогает работать эффективнее, рациональнее, качественнее; 17,9 % рассматривают обучение как возможность перехода на более интересную работу; 23,1 % считают обучение способом перехода на более высокооплачиваемую работу; 23,9 % считают, что обучение помогает перейти на более высокую должность. Это служит подтверждением того, что дополнительное профессиональное образование рассматривается госслужащими как способ изменения своего профессионального и должностного статуса [3].

Вопросы организации дополнительного профессионального образования на уровне региона возможно решать программным методом. Так, в Брянской области реализуется подпрограмма «Развитие государственной гражданской службы и формирование резерва управленческих кадров Брянской области».

Одной из основных задач программы является развитие и совершенствование системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих области, реализация мероприятий, способствующих профессиональному развитию кадров государственных органов в соответствии с действующим законодательством и спецификой функций, осуществляемых государственными органами Брянской области.

Если в 2012 г., на фоне проводимой административной реформы, количество государственных гражданских служащих, прошедших профессиональное обучение составило 33 %, то по итогам 2013 г. - 43 %. Для реализации мероприятий административной реформы необходимы новые системные знания гораздо большему количеству государственных служащих. В настоящее время особенно актуальным является вопрос создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Для успешного функционирования института гражданской службы важно постоянно проводить обучение сотрудников и руководителей кадровых служб органов государственной власти, знакомить их с процессами. Важно осуществлять контроль качества обучения и его соответствия потребностям. Одной из форм контроля является анкетирование слушателей по итогам, что позволяет постоянно работать над усовершенствованием учебного процесса. В настоящее время есть потребность в преподавателях-практиках, получении навыков и умений, связанных с исполнением служебных обязанностей. Необходимо также обеспечить должную подготовку преподавателей высшей школы, которые заняты реализацией программ дополнительного профессионального образования государственных служащих.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 мая 2012 г. утверждены методические рекомендации по организации антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих. В частности, в целях реализации подпункта «ж» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.» о необходимости обеспечения усиления антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих, федеральным государственным органам рекомендуется включать разделы антикоррупционной тематики, подлежащие изучению, в требования ко всем образовательным программам дополнительного профессионального образования для федеральных государственных служащих при формировании задания для размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг. Эта норма, по мнению автора, должна соблюдаться и при обучении гражданских служащих на региональном уровне.

Все программы дополнительного профессионального образования гражданских служащих Брянской области содержат темы занятий по вопросам антикоррупционного законодательства.

Ежегодно организовано обучение представителей подразделений кадровых служб органов государственной власти Брянской области, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Требуют уточнения квалификационные требования к должностям гражданской службы в связи с тем, что вузы готовят бакалавров и магистров. В иерархической системе гражданской службы каждой категории и группе должностей соответствуют определенные компетенции. В этой ситуации необходимо конкретизировать квалификационные требования к должностям гражданской службы и уровень высшего образования, который соответствует той либо иной категории и группе должностей.

Организация эффективной работы органов государственной власти требует обеспечения постоянного повышения профессионального уровня гражданских служащих. Особая роль в данной работе отводится индивидуальным планам профессионального развития гражданских служащих, которые разрабатываются сроком на 3 года.

Для организации эффективного профессионального развития государственных гражданских служащих необходимо:

- усовершенствовать систему профессионального образования государственных гражданских служащих, стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также проведения конкурсов среди самих образовательных учреждений;

- придать практическую направленность дополнительному профессиональному образованию;

- обеспечить обучение государственных гражданских служащих с учетом специфики профессиональной деятельности и ранее полученного образования (реализация данной проблемы потребует дополнительного финансирования, что явится проблемой для дотационных регионов);

- разработать механизм оценки результативности полученного образования и его влияния на эффективность профессиональной деятельности государственного гражданского служащего;

- при организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих в условиях реализации административной реформы важно не только повысить профессиональные знания, но и сформировать осознание того, что чиновник выполняет социально-сервисную функцию, служит обществу и конкретному гражданину.

Необходимо нормативно закрепить получение дополнительного профессионального образования в качестве одного из основных критериев при принятии представителем нанимателя решения о должностном продвижении государственного гражданского служащего.

Сегодня важно разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы дополнительного профессионального обучения гражданских служащих, обратив особое внимание на профессиональную подготовку лиц, принимающих управленческие решения. В процессе получения данного образования они должны иметь возможность приобретать информацию о новейших подходах к организации системы государственного управления, что в конечном итоге будет влиять на эффективность принимаемых управленческих решений.

Наличие высокопрофессионального корпуса государственных служащих в органах государственной власти различного уровня является важнейшим фактором эффективного государственного управления.

Ссылки и примечания:

1. Закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 11Р1_: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149506/ (дата обращения: 04.02.2014).

2. Магомедов К.О. Социологический взгляд на профессионализм муниципальных служащих // Г ос. служба. 2011. № 5. С. 20.

3. Данные социологического опроса «Проблемы функционирования и развития государственной службы Российской Федерации», проведенного учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС в марте 2006 г.; Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика // Информ.-аналит. мат-лы по рез-там социол. исслед., проведенных кафедрой гос. службы и кадровой политики Российской академии гос. службы при Президенте РФ в 2001-2006 гг. Ульяновск, 2007. С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.