Научная статья на тему 'Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза'

Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова М. Г.

Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза – это целенаправленный, специально организованный процесс и результат формирования профессионально значимых качеств и художественно-творческих способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности, процесс активной реализации себя в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза»

ния дошкольников; 8) вносятся коррективы на основе результатов согласования; 9) координационная деятельность педагога, выступающего одним из участников совместной деятельности по разрешению проблемы на диалогических паритетных началах, так как именно преподаватель обладает комплексом необходимых знаний и умений для согласования действий обучаемых [3].

Резюмируя изложенное, партисипативный подход является одной из составляющей теоретико-методологической основы нашего исследования. Такая основа строится на понимании ребенка как свободной творческой личности. Партисипативный подход, предполагающий субъект-субъектные взаимоотношение детей и педагога. В ходе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и образования эмоционально-благоприятной, дружеской, комфортной атмосферы происходит становление эстетических компетенций, развитие ценных художественно-творческих способностей, индивидуальности, самореализация старшего дошкольника.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. исслед. - М.; Л., 1956. - С. 426-437.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.

3. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциации образования: моногр. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.

4. Трубайчук Л.В., Гердт Н.И. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста: методическое пособие. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 71 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

© Шакирова М.Г.*

Бирская государственная социально-педагогическая академия, г. Бирск

Профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза - это целенаправленный, специально организованный процесс и результат формирования профессионально значимых качеств и художественно-творческих способностей, профессиональных знаний и

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики изобразительного искусства.

умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности, процесс активной реализации себя в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности.

Профессиональное развитие субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом. Беликов В.А. утверждает, что профессиональное развитие будущего специалиста осуществляется в процессе активной учебно-профессиональной деятельности [2, с. 10]. Таким образом, важным этапом профессионального развития является профессиональная подготовка.

Анализ различных подходов к пониманию профессионального развития позволил выявить общее во всех определениях:

- профессиональное развитие - это длительный, развернутый во времени процесс овладения профессией;

- в основе профессионального развития лежит саморазвитие;

- в процессе профессионального развития происходит изменение определенных качеств личности как субъекта труда, итог - непрерывный процесс самопроектирования личности;

- важным этапом профессионального развития является профессиональная подготовка в вузе, а профессиональное развитие будущего специалиста осуществляется в процессе активной учебно-профессиональной деятельности.

Подготовка учителей изобразительного искусства в системе высшего образования предполагает на практике художественно-творческую и профессионально-педагогическую подготовку специалистов. В нашем исследовании рассматривается взаимосвязь профессиональной художественной и педагогической подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

Выделяют три компонента содержания профессиональной подготовки учителя: фундаментальные знания в области педагогики, дисциплины с учетом специфики факультета, самостоятельная работа студентов [1, с. 28].

Первый компонент - общепедагогическая подготовка выполняет важную координирующую функцию в общей системе профессиональной подготовки учителя. Она отражает объективно существующую органическую взаимосвязь педагогических дисциплин с психологией, частными методиками, дисциплинами специального цикла. Общепедагогическая подготовка обеспечивает формирование системы общепедагогических знаний и умений у студентов, формирование профессионально-педагогических качеств личности.

Недостатки в общепедагогической подготовке, отсутствие педагогических способностей специалиста, владеющего изобразительной грамотой, обладающего развитыми художественно-творческими способностями, -одна из серьезных причин неудач в художественном образовании.

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Мастер педагогического труда - это, прежде всего высококомпетентный в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки [3, с. 59-61]. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания. Таким образом, фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации [4].

Второй компонент профессиональной подготовки будущих педагогов -художников - специальная предметная подготовка. Творческий характер профессиональной деятельности специалиста выдвигает на первый план проблемы художественной подготовки. Главной целью подготовки художника-педагога является формирование творческой индивидуальности личности, обладающей профессиональными художественными знаниями, умениями, навыками. Создание художественно-творческой работы связано с необходимостью использования условных форм, владением определенными навыками художественно-творческой деятельности, знанием изобразительной грамоты. Творческая характеристика как педагогической, так и художественной деятельности специалиста в области художественной педагогики - залог профессионального развития будущего педагога-художника.

Третий компонент - самостоятельная работа. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов [3, с. 80]. Самостоятельная работа студентов, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью.

Самостоятельная работа должна систематически контролироваться преподавателем. В процессе художественно-творческой подготовки студентов ХГФ объектом для самостоятельной творческой работы может быть освоение или закрепление приемов и способов создания художественного образа, подготовка к художественным выставкам и т.д. Совместная творческая работа с преподавателем или с художником содействует развитию художественно-творческих способностей и готовности к творческому са-

моразвитию и самореализации, профессиональному развитию. Нельзя исключить еще один вид самостоятельной работы - индивидуальное творчество, т.к. в процессе изготовления творческой работы требуется значительная подготовка, анализ процесса деятельности, работа над ошибками.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности будущих педагогов-художников. Процесс профессионального развития предполагает активную самостоятельную работу студента.

Любая из этих форм способствует формированию самостоятельно до -бывать знания, ориентироваться в учебной информации, рационально организовывать свою художественно-творческую деятельность, что особенно важно для будущих педагогов-художников.

Можно сделать вывод, что профессиональная подготовка помогает студенту творчески реализовать себя в педагогической деятельности. В процессе совершенствования своего профессионального мастерства закладываются основы роста педагогического творчества, основы профессионального развития. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творчество - необходимое условие профессионального развития. Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы оставаться профессионалом, необходимо постоянное профессиональное развитие личности.

Профессиональное развитие можно рассматривать как двухсторонний процесс:

- вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества;

- процесс активной реализации себя, непрерывного профессионального саморазвития.

Таким образом, профессиональное развитие будущих педагогов-художников в условиях вуза - это целенаправленный, специально организованный процесс и результат формирования профессионально значимых качеств и художественно-творческих способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности, процесс активной реализации себя в педагогическом труде и художественно-творческой деятельности. Профессиональное развитие будущего специалиста непременно переходит в профессиональное са-

моразвитие личности специалиста. Процесс становления профессионального развития в течение всей его жизни, рассматривается, как способ самореализации человека, становления его субъектности [4].

Рис. 1. Комплекс организационно-педагогических условий профессионального развития будущего художника-педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе

Анализ структуры, компонентов и содержания профессиональной подготовки студентов ХГФ позволяет выявить следующие моменты:

- профессиональная подготовка - это длительный, развернутый во времени процесс овладения профессией; в процессе профессиональной подготовки происходит изменение определенных качеств личности как субъекта труда;

- обучение предметам изобразительного искусства не должно проводиться в отрыве от подготовки студентов к их педагогической деятельности;

- профессиональная подготовка помогает студенту творчески реализовать себя в педагогической и художественно-творческой деятельности;

- формирование у студентов готовности к оценочной деятельности в процессе профессиональной подготовки и решения художественно-творческих задач в свою очередь закладывает основы самооценки, рефлексии и самостоятельности;

- формирование студентом таких приемов, как самоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, систематический выход в учебно-воспитательном процессе в рефлексивную позицию ведет к большей творческой активности, к высокому уровню педагогического и художественно-творческого мастерства, способствует к дальнейшему профессиональному развитию.

Исследование проблемы позволило нам выделить комплекс организационно-педагогических условий профессионального развития будущего художника-педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе (рис. 1).

В процессе профессиональной подготовки реализуются условия профессионального развития педагога, если:

1. в процессе профессиональной подготовки реализуется потребность будущего педагога к собственному развитию и саморазвитию;

2. у будущего педагога формируется способность к самопознанию и самоанализу педагогического и художественно-творческого опы-та, рефлексия;

3. программа профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства включает в себя возможность исследовательской, поисковой, творческой деятельности.;

4. у будущего педагога-художника формируется готовность к педа-гогическому и художественному творчеству;

5. в процессе подготовки осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития;

6. в процессе подготовки происходит развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства;

7. у студентов происходит формирование и укрепление адекватной профессиональной самооценки;

8. в процессе подготовки происходит корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. У студентов формируется рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта.

Список литературы:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Беликов В.А., Валеев A.C., Гришин A.B., Махновский С. А. Профессиональное образование как система учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов: монография. - Магнитогорск: ФГОУ СПО «МГППК», 2009. - 162 с.

3. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

© Шипанова Е.В.*, Храмова Н.Н.*

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, г. Пенза

Рассмотрены вопросы разработки и применения информационных технологий при подготовке будущих учителей как важнейших путей повышения результативности образования. Приведены примеры применения информационных технологий, используемых автором в процессе обучения методике математики и математике.

В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более

* Доцент кафедры Теории и методики обучения математике, кандидат педагогических наук, доцент.

* Доцент кафедры Теории и методики обучения математике, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.