Виданова Е.А.
аспирант направления «Образование и педагогические науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет»
г. Краснодар, Россия
Сеничкина Е.В.
аспирант направления «Образование и педагогические науки» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет»
г. Краснодар, Россия
РОЛЬ НАБРОСКОВ И ЗАРИСОВКОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХГФ
Аннотация
В данной статье рассматривается роль набросков и зарисовков в развитие профессиональных навыков студентов Художественно-графических факультетов как будущих художников-педагогов. На основе пяти выделенных профессиональных навыков, необходимых художнику-педагогу, мы проанализировали роль набросков и зарисовков, как основы развития личности студента не только как профессионального художника, но и как художника-педагога. Выполнение набросков и зарисовков позволяет заложить прочную основу для развития специальных технических, творческих и профессиональных навыков студентов ХГФ с первого года обучения, что является определяющим фактором успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Профессиональные навыки, высшее профессиональное образование, наброски, зарисовки, художник-педагог.
Vidanova E.A.
postgraduate student of the direction "Education and pedagogical science" Federal State Institution of Higher Professional Education
«Kuban State University» Krasnodar, Russia
Senichkina E. V.
postgraduate student of the direction "Education and pedagogical science " Federal State Institution of Higher Professional Education
«Kuban State University» Krasnodar, Russia
THE ROLE OF SKETCHES AND DRAWINGS IN THE
DEVELOPMENT PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS OF ART
FACULTY
Abstract
This article reviewed of the role of sketches and drawings in the development professional skills of students of Art faculty as future teachers of the Art. The analysis of the role sketches and drawings is based on the five professional skills, necessary teachers of the Art. These skills are basis for development person of student as a professional artist and as a teacher of Art. The fulfillment of sketches and drawings are allow to establish a solid foundation for the development of the special technical, creative and professional skills of students of the Art faculty on the first year of study. It is a factor of successful professional career.
Keywords: Professional skills, higher professional education, sketches, drawings, teacher of art.
В современном мире общество предъявляет высокие требования к профессиональным навыкам молодого специалиста. Сегодня выпускники Художественно-графических факультетов востребованы не только как художники, иллюстраторы и дизайнеры, но и как художники-педагоги. В связи с этим возрастает потребность в развитии не только специальных технических, но и профессиональных навыков необходимых начинающему художнику-педагогу. Именно поэтому особое значение приобретает создание методически обоснованной системы развития профессиональных навыков художника-педагога, которая вооружит его необходимыми в профессиональной сфере знаниями, умениями и навыками. Качество обучения напрямую связанно с эффективностью молодого специалиста, и его конкурентоспособностью, поэтому развитие профессиональных навыков приобретает огромное значение с самого начала обучения в высшем учебном заведении наравне со специальными техническими навыками. Теоретически осмысленный процесс развития специальных технических и профессиональных навыков будущего художника-педагога должен качественно повысить его профессиональную подготовку и заложить основы его педагогического мастерства. В соответствии с этим особую актуальность приобретает выполнение набросков и зарисовков. Наброски и зарисовки с натуры занимают важное место в творческой деятельности студентов Художественно-графических факультетов в процессе всего обучения изобразительному искусству и закладывают основу для развития не только специальных технических навыков, но и профессиональных.
Роль набросков и зарисовков в процессе обучения рассматривалась многими художниками-педагогами (Г. В. Беда, Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин [1], Ю. В. Коробко [2], Э. М. Белютин [3], Н. Э. Радлов [4]) в разных плоскостях,
но в центр внимания не ставился вопрос о развитии профессиональных навыков.
Профессиональные навыки - это знания и умения необходимые специалисту для эффективной работы. Художник-педагог должен обладать набором профессиональных навыков, которые отражают не только глубокое знание предмета, но общепедагогические знания методик преподавания. Мы можем выделить следующие профессиональные навыки художника-педагога[5]:
1. Мобилизационный навык позволяет организовывать деятельность, подготавливаться к творческому труду, формировать интерес, проделывать подготовительную работу.
2. Технические навыки - владение основами рисунка, живописи, композиции, умения и навыки использования различных художественных средств и техник, владение различными художественными материалами.
3. Творческий навык - это умение творчески мыслить, находить нестандартные художественные образы и композиционные схемы.
4. Информационный включает в себя умение работать с информацией, анализировать опыт работы других художников в схожем направлении, находить и выделять главное, развивать пути дальнейшего формирования методик, приводить знания в определенную систему.
5. Организационно-методические навыки включают в себя владение методиками преподавания, развитие устойчивого интереса к творческой и учебной деятельности, организация самостоятельной творческо-познавательной и художественно-творческой деятельности.
Выделенные нами навыки логическим образом вытекают один из другого, организуя целостную систему. Невозможно овладеть информационным и организационно-методическим навыками не овладев предыдущими. Из выше сказанного можно сделать вывод, что овладение профессиональными навыками должно идти поэтапно, от простого к сложному. В связи с этим на первом курсе обучения студентов ХГФ повышенное внимание следует уделять выполнению набросков и зарисовков. Именно выполнение набросков и зарисовков, позволяет заложить основу для развития не только специальных технических навыков студентов Художественно-графических факультетов, но и профессиональных.
Нельзя недооценивать все значение набросков и зарисовок, как в работе начинающего художника, так и в работе опытного, зрелого мастера. Выполнение набросков и зарисовкой приучает студентов к внимательному и ответственному отношению к своей работе. Организация самого процесса работы имеет существенное значения для творческого труда, как художника, так и педагога. Поэтому значительное внимание стоит уделить подготовке к выполнению набросков и зарисовок. Предварительно следует подготовить альбом для набросков и зарисовок или подготовить нарезанные и скрепленные листы бумаги, подготовить различные художественные материалы. Ограниченный формат бумаги дает некоторую обусловленность композиции и
приучает к культуре работы, что способствует развитию самоорганизованности.
Наброски и зарисовки помогают накоплению зрительных впечатлений, развитию наблюдательности, помогают видеть главное и отбрасывать второстепенное, то есть способствует развитию цельности восприятия. Помимо накопления зрительных впечатлений, выполнение набросков и зарисовков с натуры развивает умение «видеть» действительность, подмечать характерные особенности объектов и явлений, а это - необходимый компонент художественного творчества [1].Так же выполнение набросков и зарисовков позволяет развить зрительную память, которая имеет огромное значение в дальнейшей творческой и профессиональной деятельности. Зрительная память важна в работе над созданием художественных образов, где необходимым условием является типизация - обобщение черт и особенностей многих виденных художником людей [3].
Незаменимы наброски и зарисовки в процессе работы над композицией. Они помогают в создании характерных образов персонажей, позволяют сосредоточить внимание на главном в композиции. С беглого наброска начинается любая творческая работа. Набросок нужен для поиска идеи, разработки ее вариантов, выражения творческого замысла.
В.С. Кузин [1] выделял две основные функции набросков и зарисовков. Первая - это учебно-познавательная, когда наброски и зарисовки служат средством изучения натуры и действительности. Вторая - творческая, если наброски и зарисовки являются средством реалистического выражения творческого замысла. В соответствии с этим мы рассматриваем наброски и зарисовки как самостоятельные произведения искусства, а изучение натуры является основой для создания художественного образа. Таким образом, выполнение набросков и зарисовков позволяет создать условия для постепенного развития специальных технических, творческих и в итоге профессиональных навыков.
Однако чтобы овладеть умением свободно передавать свои наблюдения и замыслы в набросках и зарисовках, необходимо помнить, что все это достигается на основе длительного и внимательного изучения натуры, приобретения знаний и навыков и постоянной практики. Следует предупредить начинающих художников против наброска как самоцели, против «наброска для наброска», против легкомысленного отношения к быстрым «эффектным» зарисовкам, где за ловким штрихом и «красивой» манерой зачастую скрывается безграмотность и беспомощность в решении формы. В набросках и зарисовках должны быть отражены знания и опыт, приобретенные при изучении натуры [6, с.9].
Н. Э. Радлов [4] утверждал, что выполнение набросков и зарисовков способствует развитию студентов одновременно по трем направлениям: они приобретают навыки к быстрому суммированию своих впечатлений, обогащая свои знания об объективных свойствах модели, заостряют и конкретизируют
свое знание формы, движения, характера человеческого тела и, наконец, параллельно изучают различные приемы графической техники.
Главная роль набросков и зарисовкой состоит в создании крепкого фундамента для развития профессиональных навыков будущих художников-педагогов. Невозможно создать творческую работу не обладая информацией для создания зрительного образа, не обладая специальными техническими навыками, а выполняя наброски и зарисовки, студент решает данные задачи. Наличие профессиональных навыков определяет успех не только в творческой, но и в педагогической деятельности художника-педагога.
Таким образом, выполнение набросков и зарисовков способствует развитию у студентов ответственности и организованности (мобилизационный навык), расширению знаний об окружающем мире, развитию навыков работы различными художественными материалами, развитию чувства композиции, цельности восприятия, умению творчески мыслить (технический и творческий навыки). Все перечисленные нами профессиональные навыки занимают важное место в профессиональной деятельности художника-педагога, однако выполнение набросков и зарисовкой так же позволяют заложить основу для развития информационного и организационно-методического навыков.
Умение рисовать быстро необходимый навык любого художника-педагога. Благодаря выполнению набросков и зарисовков с натуры, художник-педагог может рисовать быстро, показывая наиболее значимое и типичное в натуре, выделяя главное. Во время занятий, учащиеся видят, как педагог постоянно выполняет различные рисунки либо на доске, либо в альбомах, иллюстрирует ими свое объяснение, объясняет ход работы с натуры или рисования на тему, и т.п. Отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность передачи главного, характерного в изображаемых объектах [1, с. 17]. Ценными в работе художника-педагога является зрительная память и множество накопленных образов во время выполнения набросков и зарисовков, так как педагог должен уметь показать учащемуся, как нарисовать тот или иной объект необходимый для реализации его творческого замысла.
Большое значение в педагогической деятельности художника-педагога имеет работа мелом на доске. С помощью рисунка на доске можно объяснить за несколько минут, то на что бы ушло много времени устного объяснения. Педагогический рисунок на доске должен выполняться быстро, лаконично и четко. Каждый рисунок сделанный художником-педагогом на доске должен быть выразительным и грамотно выполненным. Именно эти рисунки на доске будут во время занятий для учащихся ориентиром, на который они будут ровняться. Интерес, с которым учащиеся относятся к рисункам художника-педагога на доске, в значительной степени способствуют повышению интереса к предмету и активизации познавательной активности [1, с. 18].
Итак, мы можем сделать вывод, что выполнение набросков и зарисовкой является важной ступенью в развитии профессиональной деятельности студентов ХГФ, как будущих художников-педагогов. На первых курсах
обучения, выполнение набросков и зарисовкой приучает студентов к внимательному и бережному отношению к работе, развивает технические умения работы с различными художественными материалами, развивает глазомер и цельность восприятия, расширяет знания об окружающем мире. На последующих курсах выполнение набросков и зарисовков играют важную роль в творческой работе. Данные навыки, полученные во время обучения, начинающий художник-педагог может активно использовать в профессиональной деятельности. Ведь наглядность является специфической особенность изобразительного искусства как предмета. Невозможно представить не одно занятия рисования без быстрых рисунков на доске, наглядных пособий, схем и т.д.
Выполнение набросков и зарисовкой позволяет заложить основу для развития профессиональных навыков художников-педагогов, однако стоит помнить, что это только малая часть широкого спектра профессиональных навыков необходимых художнику-педагогу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 232с.
2. Коробко Ю. В., Степанова М. Н. Краткосрочный этюд как средство формирования базовых навыков в живописи с натуры у будущих учителей изобразительного искусства. Общество: социология, психология, педагогика. 2017. - № 5. - С. 83-85.
3. Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке. «Искусство», М, 1954.
4. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. «Художник РСФСР», 1978.
5. Виданова Е. А., Гаврилов О. М. Работа над иллюстрацией как основа развития профессиональных навыков студентов Художественно-графического факультета// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6
6. Школа изобразительного искусства. Выпуск 5. Изд. «Академия художеств СССР», М. 1962.