Научная статья на тему 'Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы'

Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3938
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / CAREER-ORIENTED COUNSELING / DIAGNOSTIC COUNSELING / BUSINESSROLE-PLAYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донцов Дмитрий Александрович, Донцова Маргарита Валерьевна

В статье даётся описание основных принципов, этапов и направлений работы, связанной с профориентационным консультированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career psychological counseling: the meaning and importance, principles, forms

The article describes the main principles, stages and directions of work connected to career guidance counseling.

Текст научной работы на тему «Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы»

Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы

Дмитрий Александрович Донцов,

профессор кафедры социальной психологии Одинцовского гуманитарного института, доцент, кандидат психологических наук

Маргарита Валерьевна Донцова,

доцент кафедры психологии Одинцовского филиала Московского психолого-социального института, кандидат психологических наук

• профориентационное консультирование • диагностическое консультирование • деловые игры •

Профессиональное консультирование в качестве отдельного вида психологического консультирования представляет собой психологические консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Именно так понимается термин «профессиональное» в названии данного вида консультирования. Психолог-консультант при этом концентрируется на работе с профессионально важными качествами клиента, такими как индивидуальный стиль деятельности (что особенно актуально в случаях профконсультационной работы с социально дезадаптированными подростками и юношами)1.

1 Грецов А.Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2007; Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007; Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пос. М.: ПЕРСЭ, 2006; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007; Носкова О.Г. Психология труда. М.: Академия, 2007; Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пос. 2-е изд., стер. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003; Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч.-метод. пос. / Под ред. Л.М. Митиной. 2-е изд., испр. М.: МПСИ. 2003; Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. М.: Логос, 2007; Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей и практикующих психологов / Автор-сост.: Л.Б. Шнендер. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004; Фадеева Е.И., Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учеб.-метод. пос. М.: Перспектива. 2008; Шнеидер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пос. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

Профессиональное консультирование связано с решением следующих основных вопросов:

• выбор человеком профессии (просветительская профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);

• смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);

• совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка психолога-консультанта);

• помощь человеку в самоорганизации его труда, повышение (укрепление) его работоспособности;

• работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь психолога-консультанта в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных и совладающих способностей человека).

Традиционно смысл и значение профори-ентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся че-

ловеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а также в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии.

Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития.

Принципы профориентационного консультирования

Каким будет вмешательство профконсуль-танта — развивающим или разрушающим для клиента — зависит от соблюдения консультантом этических принципов профессиональной деятельности.

1. Ответственность. Консультант несёт персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических исследований, обоснованность выводов и рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приёмы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, использовать различные методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность. Клиент (в том числе подросток, юноша) участвует в профкон-сультации только по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирова-

ния, анкетирования и тому подобного) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работе с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам осуществляется лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой он обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создаёт положительные условия и поддерживает активность и самостоятельность консультируемого. Оценки профконсультанта не должны ограничивать свободу клиента в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учётом связанных с ней перспектив. Профконсуль-тант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. Взгляды консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к конкретному клиенту.

Схема профконсультирования

Профконсультационная схема играет роль отправного механизма для психолога, который вносит в неё изменения непосредственно при консультировании, согласно полученной от клиента информации. Типовая схема профконсультирования состоит из последовательно реализуемых психологом в работе деятельностных фаз.

Подготовительная («нулевая») фаза. Задача консультанта — составить общее представление о клиенте. Консультант анализи-

рует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-ин-формационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первая фаза. Задача консультанта — помочь клиенту сформулировать свою проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данная фаза начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной компетентности профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам. Все указанные конкретные контрольно-оценочные параметры, плюс когнитивная оценка содержания процесса консультации, безусловно, должны иметь место относительно вербальной стороны общения. По данным, собранным, увиденным профконсультантом за время первой фазы, он составляет следующий план своей работы. Прежде всего, оценивается личность клиента: в чём заключается его профориентационная проблема, как он относится к консультации и профкон-сультанту, в каком состоянии он находится, каков может быть его внутренний мотив обращения. Затем профконсультант оценивает имеющиеся условия: организационные, временные, информационную и методическую оснащённость.

Вторая фаза. Генеральная задача — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной оценки, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий её проведения.

Третья фаза. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель дальнейшей профконсультационной работы, — консультант объясняет, какой характер может носить процесс консультирования: информационно-справочный, диагностико-реко-мендательный, диагностико-корректирую-щий, формирующий.

Четвёртая фаза. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определённой ими ранее цели (информационной, диагностической или формирующей).

Пятая фаза. Происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли её цели, какие выводы он сделал. Далее, при необходимости, определяются пути дальнейшей работы, составляется более совершенный вариант профессионального плана.

В целом, отметим, что консультируемому необходимо представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определённого события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям. Жизненные планы — ответ на вопрос, какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность.

Продолжительность определяется тем, насколько далеко человек способен заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности прогноза тесно связано с повышением общей удовлетворённости жизнью.

Реалистичность выражается в способности определять реальность в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.

Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего образа, а также уверенностью, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.

Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.

Дифференцированность подразумевает выделение в будущем ближайшей и отдалённой перспективы, отдельных последовательных периодов. В ходе профкон-сультации такое развёрнутое построение жизненной перспективы очень трудно реализовать в виде оптимальной перспективы. Консультант может помочь клиенту сформулировать своё желаемое будущее, оценить имеющиеся планы и, если это нужно, скорректировать их.

Групповое профконсультирование

Групповая профконсультация — любая форма профориентационной помощи, которая происходит во взаимодействии про-фконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не типичны для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества лиц, обращающихся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися всех уровней, групповая про-фконсультация стала перспективным направлением психолого-педагогической работы с молодёжью.

Групповая профконсультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсуль-тация эффективна в качестве профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности людей в выборе профессии и в поиске работы.

Вместе с тем групповая форма профкон-сультации предъявляет определённые требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По направленности групповые профкон-сультации могут быть справочно-информа-ционными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку про-

фконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер. Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения клиента по выбору профессии, профессионального трудоустройства. Традиционно в профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда); «Человек и профессия» (понятия профессии, специальность, должность, требования к профессии, характеристика слагаемых успешного выбора профессии, ошибки выбора профессии).

На информационную составляющую групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук». При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. В заключение информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.

Диагностическая групповая консультация оптимальна для выполнения следующих задач: определения сформированных профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере, потребностно-мотивацион-ной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа консультируемых подобрана согласно ориентации на одну и ту же профессию, либо на однотипные профессии).

Однако возможности диагностики в групповой консультации ограничены.

Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает рекомендации каждому конкретному клиенту и интерпретацию индивидуальных результатов. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы и методики, которые соответствуют требованиям надёжности, валидности и репрезентативности и

рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции — чёткими, не допускающими разночтений. При подборе методов и методик нередко следует отдать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20-30 минут, иначе на полученных результатах может сказаться утомление участников.

просвещения, направленного на развитие представления о себе в профессиональной деятельности, на формирование «образа Я». Такая консультация может затрагивать различные психологические параметры, связанные с профессиональной деятельностью. Для интересов, склонностей, мотивов выбора профессии в ходе групповой консультации используются известные методики: «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), опросник профессиональной готовности (ОПГ).

При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещённость, места, удобные для письменной работы и тому подобное). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12-15 человек.

Групповая диагностическая консультация имеет три содержательных периода. В первом периоде профконсультант объясняет цели и задачи консультации. Второй период — проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет, инструктируют их относительно правил работы с психодиагностическими методиками. Производится диагностика. Далее следует первичный подсчёт и общая интерпретация результатов. В третьем периоде полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.

Для того чтобы определить сформирован-ность профессиональных планов участников, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо узнать следующие параметры: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он, соответствует ли профессия интересам и способностям клиента, темпераменту и характеру консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор.

Диагностика отдельных профессионально важных качеств проводится в группах консультируемых, имеющих однородную профессиональную направленность. Профконсультант знакомит аудиторию с професси-ограммой интересующей профессии, даёт характеристику важных для неё личностных качеств (психограмму) и предлагает консультируемым с помощью психодиагностики проверить у себя уровень выраженности наиболее важных для данной профессии качеств.

Группе консультируемых, ориентированных на операторские профессии, можно предложить психодиагностически проверить объём кратковременной памяти, устойчивость и распределение внимания. Если у кого-то получились низкие результаты, профкон-сультанту следует предостеречь клиента от поспешных выводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальную консультацию.

Развивающая групповая консультация предусматривает применение методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.

Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что важно для клиентов подросткового и юношеского возраста, у которых опыт ещё невелик. Такая форма работы создаёт условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии.

В групповой профконсультации диагностика может быть элементом психологического

Для проведения деловых игр, моделирующих профессии сферы «человек-человек»,

от профконсультанта требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам. Деловая игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого укрепляется контакт каждого из участников с ведущим и группой. Консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические нюансы способствовали, а какие мешали выполнению поставленной задачи.

Использование в групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников (например, старших школьников) к процессу профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, мотивы поведения, психологическую направленность, овладеть новыми способами общения.

Эффективным методом решения профори-ентационных задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной подготовки психологов, ведущих тренинг. Вместе с профориен-тационными играми и упражнениями консультант может использовать развивающий потенциал диагностических методик, направленных на исследование познавательных свойств личности. Выбор конкретных развивающих методик зависит и от личностных возможностей и склонностей про-фконсультанта, при этом необходимо применять известный базовый набор профори-ентационных методик. Любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли отрегулировать свои эмоциональные переживания и поведение и сравнить себя с другими участниками, что способствует выработке у них адекватной самооценки.

Индивидуальная профориентационная консультация

Индивидуальная профориентационная психологическая консультация имеет свою установившуюся специфику. Классик отечественной прикладной психологии Климов Е.А. ввёл в профориентационную практику следующий типовой план психологической

работы с профессионально самоопределяющимся старшеклассником:

I. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника.

1. Что собираешься делать после школы: учиться, работать, то и другое?

2. В каком учебном заведении собираешься учиться (если намерен получать дальнейшее образование)?

3. Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

II. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника.

1. Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится?

2. Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты?

3. Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?

4. Как ты развиваешь свои способности и умения?

5. Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?

III. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования к определённому виду деятельности.

IV. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.

V. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии.

VI. Дать старшекласснику и его родителям (воспитателям, «кураторам») психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им определённой (наиболее подходящей для него) сферы деятельности/профессии.

Общепринятые основные критерии правильного (рационального, «взвешенного») выбора профессии следующие:

A. Человек хорошо представляет себе профессию, знает её особенности, принимает (разделяет) профессиональные ценности.

Б. Мотивы и интересы человека согласованы с его способностями и знаниями.

B. Человек имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии2.

Этапы осуществления профконсультации

Этап 1. Первичная профконсультация

Базовым этапом профориентационных психологических консультаций является этап первичной профориентационной консультации, в процессе осуществления которой специалист-психолог (профконсуль-тант) обучает консультируемого основам умения выбора профессии, даёт информа-

2 Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007; Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983; Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. М.: Просвещение, 1987; Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995; Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007; Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: МГППУ, 2001; Психологическое сопровождение выбора профессии. Науч.-метод. пос. / Под ред. Л.М. Митиной. 2-е изд., испр. М.: МПСИ, 2003; Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003; Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пос. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.

3 «Профессиограмма» — это в назывном порядке представленный список (набор) профессионально (технически) и личностно (психологически) важных для специалиста в конкретной профессии свойств и качеств (ЗУНов).

4 «Оптант» — термин Е.А. Климова, — человек, профессионально самоопределяющийся, «входящий в профессию», осуществляющий первичное освоение профессии.

5 ЗУНы — знания, умения, навыки.

цию о многообразии профессий, знакомит консультируемого с разнообразными про-фессиограммами3 и т.п.

До консультируемого доводится информация о его профессионально-трудовых интересах и склонностях, ему сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств. Профориентационные психолого-педагогические рекомендации, доводимые до сведения консультируемого, основываются на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемого.

Результатом первичной профориентационной консультации выступает повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом4 сферы деятельности и профессии, а также общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление примерного плана профессионально-личностного развития консультируемого.

Итогом первичной профориентационной консультации является определение плана обучения консультируемого будущей профессии, плана усвоения консультируемым профессионально значимых ЗУНов5 на будущие один-два года его жизнедеятельности.

Здесь мы приводим разработанный Е.А. Климовым и с некоторыми модификациями повсеместно применяемый в текущее время типовой вариант психологической анкеты первичной профориентационной консультации старшеклассника:

1. Ф.И.О.

2. Возраст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Школа, класс.

4. Населённый пункт, регион.

5. Дата обследования.

I. Состояние здоровья (отметить):

а) здоров;

б) функциональные отклонения;

в) хроническое заболевание.

I А. Заключение подросткового врача.

II. Информированность о мире профессий: а) полная;

б) недостаточная;

в) отсутствует.

III. Наличие профессионального плана развития (указать): профессия; учебное заведение.

IV. Сформированность плана профессионального развития (отметить):

а) сформирован;

б) частично сформирован;

в) не сформирован.

V. Осознанность выбора профессии.

VI. Ведущие мотивы.

VII. Прочие сведения: любимые занятия; предпочитаемые профессии.

VIII. Успешность обучения по учебным дисциплинам: по естественным дисциплинам; по точным (физико-математическим) дисциплинам; по гуманитарным дисциплинам; по труду (опрос консультируемого, учителей, родителей, анализ учебных документов, анализ продуктов деятельности).

IX. Интересы и склонности.

X. ДДО.

XI. Карта интересов6.

XII. Коммуникативные и организаторские склонности (используются методики КОС или КОС 2)7.

XIII. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.

XIV. Особенности поведения.

XV. Заключение профконсультанта (отметить и раскрыть):

а) оптант не нуждается в углублённой про-фконсультации (профплан обоснован, про-фплан сформирован в процессе консультации);

б) оптант нуждается в углублённой про-фконсультации.

XVI. Рекомендации профконсультанта. А. Область деятельности, профессия.

Б. Пути профессионализации.

В. Запасной вариант профессионального

выбора.

Г. «Домашнее задание»8. Д. «Противопоказанные» сферы деятельности9.

Е) Замечания (профессиональные наблюдения) профконсультанта.

Этап 2. Углублённая индивидуальная профконсультация

Это глубинная форма психологической про-фконсультации, которая основывается на полиаспектном, всестороннем изучении личности клиента, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков и способностей и прочее. Здесь производится комплексная оценка практически всех базовых личностных свойств и качеств клиента. Итогом подобного рода психологической консультации выступает формирование краткосрочного (до 1-2 лет), среднесрочного (до 3-4 лет) или долгосрочного (до 5-7 лет) детального плана профессионально-личностного развития клиента. В этих случаях предполагается также проведение ряда повторных психоконсультационных проф-ориентационных встреч с клиентом.

В целом для проведения психологической профконсультации психологу необходимо иметь в своём активе разнообразные психодиагностические методики и тесты для профдиагностирования клиентов. Психоло-гу-профконсультанту следует также иметь объективную медицинскую информацию о состоянии здоровья клиента и информацию

6 ДДО — дифференциально-диагностический опросник, посвящённый выявлению профессиональных склонностей консультируемого. Автор данного психодиагностического теста — Климов Е.А.

7 Имеется в виду психодиагностическая методика «Карта интересов», направленная на изучение профессиональных предпочтений консультируемого.

8 Психодиагностические тестовые методики КОС и КОС 2 применяются с целью выявления коммуникативно-организаторских способностей и склонностей консультируемого.

9 Рекомендации консультируемому, самостоятельно им реализуемые и необходимые для достижения консультируемым большей личностно-про-фессиональной готовности к выбранной профессии.

об общих рабочих показаниях и противопоказаниях к разнообразным профессиям (информацию об обязательных требованиях к типичному представителю профессии).

Психолог-профконсультант должен знать профессиограммы специальностей, характерных для того региона/района, где он осуществляет консультирование по выбору профессии.

Обработав результаты профдиагностики и/или личностной психологической диагностики клиента, психолог-консультант в предметно-тематической беседе, посвя-щённой профессиональному ориентирова-

нию клиента, сообщает ему своё взвешенное заключение о его профессиональных (профессионально-личностных) качествах вместе с соответствующими рекомендациями по профессиональному определению клиента.

Все рекомендации даются тактично, деликатно, консультация проводится в доверительной форме. Попутно психолог-консультант развивает профессиональную самооценку клиента, обоснованно указывает ему на профессионально (социально) положительные качества его личности, направляет и поддерживает клиента в развитии его профессионально значимых ЗУНов. □

В.К. Загвоздкин

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАНИИ

В книге представлены стандарты образования в контексте образовательных реформ и исследований образования. При этом стандарты рассматриваются как инструменты оценки и повышения качества образования на разных уровнях системы. Доступно и компетентно описываются различные виды стандартов, современные подходы к менеджменту качества в образовании, новое понимание учебных результатов, целей обучения. На конкретных примерах показано, что значит применять стандарты в практике работы школы.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся развитием образования в современном мире. Особенно полезной книга будет для исследователей образования, политиков и управленцев, руководителей ДОУ, директоров школ, учителей и воспитателей, занятых в проектах развития.

В.К. Загвоздкин. Теория и практика применения стандартов в образовании. М.: Народное образование, 2011. Переплёт. 344 с.

Книгу можно приобрести по адресу:

109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.

Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00, 345-59-01.

Е-таМ: market@narodnoe.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.