Приведенные ниже диаграммы показывают распределение учащихся 8-х - 11-х классов по оценкам мотивации в октябре 2006 г. и марте 2007 г.
Результаты оценки мотивации (октябрь 2006 года):
21%
□ Отсутствие положительной мотивации
■ Преобладание внешней мотивации
□ Наличие интереса к самому предмету и учебной деятел ьности
49%
□ Отсутствие положительной мотивации
■ Преобладание внешней мотивации
□ Наличие интереса к самому предмету и учебной деятел ьности
В заключение хотелось бы сказать, что, развивая в учащихся мотивацию деятельности и достижений, важно помнить, что нередко у детей стремление к достижениям и желание поучаствовать, проверить себя, выразить собственное мнение на начальном этапе бывает вызвано не столько целями творческого дела, сколько его привлекательным названием.
Литература
1. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. - 86 с.
2. Немова Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
В статье рассматриваются основные теоретические подходы в профориентационном консультировании и практика данной деятельности в России. Раскрываются возможности соционики, выделившей базовый, системообразующий критерий выбора профессии, как перспективного направления в развитии консультирования по профориентации.
Пиликян Каринэ Георгиевна,
ст. преподаватель АПК и ППРО г. Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОЦИОНИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижения учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?
Соционика, теории развития, теория черт и факторов, интуиция, сенсорика, логика, этика, тип информационного метаболизма личности, установка на вид деятельности
В своей жизни человеку приходится делать много выборов. Одним из самых важных является выбор профессионального пути, начинающийся с выбора профессии, и оттого, насколько адекватным он будет, зависит во многом реализация человека, его склонно-
стей, способностей. Верный выбор улучшает качество жизни, помогает стать счастливым. Именно поэтому период профессионального самоопределения волнителен и для старшеклассников, и для их родителей, и для учителей, понимающих всю ответственность
Результаты оценки мотивации (март 2007 года):
момента. Потребность получить квалифицированную помощь в решении столь важного вопроса актуальна в современных условиях, характеризующихся бурными изменениями в социально-экономической жизни общества.
Как известно, спрос рождает предложение. И подтверждением тому служит увеличивающаяся сеть профориентационных центров и консультаций, а также расширение функционала школьных психологов и педагогов-энтузиастов в данном направлении. Однако увеличение количества не гарантирует улучшение качества предлагаемой услуги из-за несоответствия её теоретико-методического обеспечения современным требованиям и новому пониманию содержания психологического сопровождения выбора профессии.
Знание не возникает на пустом месте: вопросы научного исследования профессиональной ориентации имеют уже почти вековую историю. Можно выделить два основных подхода к проблеме психологических основ профессионального выбора и к проблеме взаимодействия человека и профессии в целом, получивших распространение в теории и практике профориентационной работы.
• Первый заключается в отрицании влияния профессии на личность и предполагает выбор одной-единственной профессии, подходящей к способностям человека, причем сделанный выбор не изменяется в ходе освоения профессии человеком. Таков подход с позиций теории черт и факторов (1909 г. - Ф. Парсонс).
• Второй - в признании факта влияния профессиональной деятельности на личность, предполагающий профессиональное развитие личности; выбор профессии рассматривается как важнейший этап профессионализации, определяющий дальнейший путь человека. Этот подход по своей сути отражает позицию теории развития, при этом разрабатывался он по нескольким основным направлениям: психоаналитическому, теории решений, собственно теории развития и типологическому.
В чём суть подхода с позиции теории черт и факторов? Ф. Парсонс, родоначальник профориентации в США, в беседе с мальчиками одного из районов города об их профессиональных намерениях выявил у них отсутствие таких намерений, либо смутное представление о будущей деятельности и своей пригодности к ней. В созданном им бюро бесплатных советов по выбору профессии проводилась работа по сбору информации о клиентах: выявлялись наследственность, условия жизни, материальная обеспеченность, внешность, характер, склонности, темперамент, образование и опыт. Ф. Парсонс признавал изначальную профессиональность человека, его предрасположенность к определённому труду с рождения, и поэтому считал, что для выбора профессии достаточно изучить его личностные особенности. Профессиональный выбор в этом случае осуществляется посредством «встречи» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а профконсультация должна при помощи тестирования спрогнозировать профессию, способную принести человеку успех и удовлетворение. Опыт работы бюро, дававшего советы о выборе профессии
и учебного заведения, был обобщён в книге «Выбор карьеры». Основные положения теории черт и факторов были сформулированы следующим образом:
1) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единой профессии;
2) профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
3) сам процесс профессионального выбора является осознанным (сознательным) и рациональным.
Рациональность Ф. Парсонс понимал как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях. При этом данный выбор воспринимался как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жёсткого соответствия индивидуально-психологических особенностей человека и требований профессии.
Модель профконсультации, разработанная Ф. Парсонсом, включала три этапа:
1) изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учёбу);
2) изучение требований профессии к человеку;
3) сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендаций о выборе профессии.
В русле именно этой теории был накоплен и проанализирован обширный профессиографический материал, разработаны классификации профессий, принципы и схемы проведения профессионального отбора и подбора в целях выявления степени соответствия человека требованиям профессии.
В это же время немецким психологом Мюнстенбер-гом была разработана тестовая методика для оценки профессиональных способностей человека и определения профпригодности ряда конкретных специальностей.
Рассмотрим теперь суть теорий в рамках второго подхода к проблеме профессионального выбора.
Основная идея психоаналитического направления (У. Мозеру, Э. Роу) заключается в том, что в выборе профессии и профессиональной жизни в целом главная роль принадлежит различным формам потребностей. У. Мозеру, опиравшийся на предложенную Л.Сонди систему тропизмов - первичных мотивов человеческого поведения, считал, что в основе формирования определённого типа профессионального развития лежат различные формы оперотропизма (формы замещающей действительности в условиях столкновения базальной потребности с препятствием, обусловленным социальным окружением). Выделение им четырёх форм оперотропизма легло в основу следующих предположений: выбор профессии рассматривается как попытка найти в профессиональной жизни:
1) разрешение специфических конфликтов (защитный оперотропизм);
2) регрессию поведения до более примитивных форм, близких к первичной потребности, но приводящих к ресоциализации (клапанный опе-ротропизм);
3) сублимацию, характеризующуюся тем, что потребность находится под контролем;
4) форму, которая объединяет первые три и отражает все многообразие уровней разрешения специфической тематики конфликта для данного человека (интегральный оперотропизм).
Например, успешной сублимацией представляется деятельность хирурга или рыбака (сублимация садистической потребности), т.е. преобразование опасного импульса в социально одобряемую профессиональную позицию.
Согласно теории профессионального развития Э. Роу, потребности, недостаточно удовлетворяемые на более ранних стадиях развития индивида, приводят к появлению в дальнейшем доминирующих мотивов, проявляющихся в способе жизни и профессиональном поведении. Причём весомее проявляется не сама потребность, а отношение к ней (защищающее, требовательное, любящее, враждебное...), детерминированное особенностями взаимодействия родителей с ребёнком. Э. Роу выделяет восемь групп профессий по ориентации интересов:
1) группа сервиса (работники службы быта, официанты и т. д.),
2) группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний...),
3) группа организаторов (администраторы и др.),
4) группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, работники сельского хозяйства и т. д.),
5) технические профессии,
6) группы профессий науки,
7) группы профессий культуры,
8) артистические профессии.
В каждой группе имеется шесть профессиональных уровней в зависимости от образования и квалификации. Для всех групп и уровней приводятся данные о чертах личности и особенностях развития психофизиологических качеств, а также наиболее общие характеристики личности профессионалов.
В направлении теории решений (П. Циплер, Д.Тидеман, О’Хар) профессиональный выбор представляет собой систему ориентировок в различных профессиональных альтернативах. Эти профессиональные альтернативы сравниваются человеком с ожидаемым успехом, который определяется произведением ценности профессионального события (например, получение рабочего места) на вероятность его наступления. Процесс решения, на основе которого осуществляется прогноз профессионального развития, имеет свою структуру. Выделяются следующие периоды:
1) антиципации, когда индивид сталкивается с профессиональными альтернативами, определяет собственное предпочтение и делает выбор;
2) спецификации и уяснения, когда человек осмысливает свою позицию, создает перспективу развития и образ «Я-профессионал»;
3) осуществления, характеризующегося реальным вступлением в профессиональную ситуацию и интеграцией выбранной позиции в социальной системе.
Типологическая теория профессионального развития Д.Голланда делает акцент на связи личности и её окружения. Процесс профессионального развития включает в себя определение самим индивидом своего личностного типа и поиск профессиональной среды и окружения, соответствующих данному типу. Каждый тип:
- реалистический,
- исследовательский,
- конвенциальный,
- предпринимательский,
- социальный,
- артистический
характеризуется определёнными психологическими особенностями, в частности, способностями, интересами, характером, предпочитаемым окружением, которые обусловлены взаимодействием ряда факторов: влиянием семьи, значимых людей, опыта, социокультурной среды ... Именно эти факторы определяют предпочтения человеком тех или иных видов деятельности, которые становятся ведущими интересами, стимулирующими развитие определённых способностей. А интересы и способности личности формируют определённые личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует. Удовлетворённость работой, мотивация, стремление к профессиональному совершенствованию и развитию зависит от соответствия их типа выбранной профессиональной деятельности и окружению.
В теории развития Д. Сьюпера (1952 г.), объединившей концептуальные идеи целого ряда теорий, выдвигаются следующие положения:
- люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
- каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия - ряду индивидов;
- меняющиеся с течением времени и накоплением опыта объективные и субъективные условия профессионального развития обусловливают множественность профессионального выбора;
- профессиональное развитие проходит ряд последовательных стадий;
- особенности профессионального развития зависят от социально-экономического уровня родителей, свойств индивида, его профессиональных возможностей и т. д.;
- имеются возможности управления развитием на разных стадиях через формирование у человека интересов и способностей и поддержку его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его «Я-концепции»;
- профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации «Я-концепции»;
- взаимодействие «Я-концепции» и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в беседе с профкон-сультантом или в реальной жизни;
- удовлетворённость работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что, прежде всего, определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на таких стадиях профессионального развития, как пробуждение и исследование.
С точки зрения Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учётом:
1) своего образа «Я», включающего собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;
2) интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
3) специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
4) интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определённых видов деятельности;
5) ценностей личности в трудовой деятельности: как внутренних (содержательных), отражающих содержание самого процесса труда и его продукта, так и внешних (сопутствующих), в частности, оплата, престиж, социально-психологические условия;
6) отношения к труду, к работе и профессии;
7) потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии;
8) черт личности: наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;
9) профессиональной зрелости.
Теперь рассмотрим, как развивалось профориентационное направление в России. В России вопросы профориентации стали предметом изучения ещё до Первой мировой войны. Эту работу начали сотрудники Педагогического Музея Московского учительского дома. Среди публикаций этого периода можно отметить статью Е. Чер-нолусской «Помощь окончившим школу в выборе профессии», опубликованную в 1914 году в журнале «Вестник воспитания». Профилизация школы, начавшаяся в ходе реформы образования 1915-1916 г., продолженная решением первого Всероссийского съезда работников просвещения в 1918 г. (принявшим Положение о единой трудовой школе, осуществляющей профильное обучение по гуманитарному, естественно-математическому и техническому направлениям), послужила появлению подхода к системе профориентации, основанной на оказании психолого-педагогической помощи человеку в выборе профессии.
Создание Центрального Института Труда (1921г.) и начало деятельности лаборатории промышленной психотехники, разрабатывавшей профессиограммы, послужило появлению по всей стране профконсуль-тационных бюро, делавших заключение о психофизической пригодности к определённому виду труда, которое требовали при приёме на работу и при поступлении в профессиональные учебные заведения. Развитие государственных служб трудоустройства послужило плановому распределению рабочей силы, что внесло особое содержание в систему профотбора. По Декрету Совнаркома в городах с населением
более 20 тысяч человек организовывались биржи труда. Крупнейшие учёные (Гастев, Бехтерев, Браиловский) разрабатывали методы профотбора, получившие признание за рубежом. В 30-х годах президентом международной психотехнической ассоциации стал И. Шпильрейн, лидер советской психотехники. Однако начавшееся массовое использование анкетирования и тестов закончилось профанацией, а впоследствии разгромом молодой науки. Пассивная роль на консультации выбирающих профессию, отсутствие учёта принципа компенсации неразвитых профессионально значимых качеств другими явились слабыми моментами в деятельности профконсультаций. Следствием такого положения дел стало решение о ликвидации имевшейся системы профконсультаций и переносе профориентационной работы в среднюю школу, где она приобрела общественно-политический характер. Отныне школа была обязана учитывать потребности страны при подготовке учащихся к выбору профессии. Главенствующими в этом выборе должны были стать политические приоритеты государства (то, что «надо» стране), в то время как личностные особенности и профессионально значимые качества практически не рассматривались. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году поставило на данном этапе точку в развитии профориентационных служб: были закрыты профориентационные службы и бюро, приостановлена данная работа в школах. Почти 20 лет советской психологической наукой было потеряно.
С конца 50-х - начала 60-х годов, когда в СССР фактически был снят запрет с темы профориентации, начинается новый период развития этой проблемы, связанный с исследованиями А.Н. Волковского, Л.А. Йовайша, М.Д. Виноградовой, Г.И. Галките, М.Д. Копа-нева, В.Б. Успенского. На практике это проявилось в открытии НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, в эксперименте по проведению дифференцированного обучения по трём направлениям: физико-математическому и техническому, биологоагрономическому, социально-экономическому и гуманитарному (1957 г). В НИИ проводились научные конференции, посвящённые подготовке молодёжи к профессиональному выбору, а также были введены две формы дифференцированного обучения: факультативные занятия в 8-10 классах и школы с углублённым изучением предметов. Профориентационная работа в школе была направлена на решение политической задачи кадрового обеспечения промышленности и сельского хозяйства, что, по сути, было аналогично системе 30-х годов. Концепция профориентации носила воспитательный характер, она представляла собой подготовку к сознательному выбору, ориентированному на готовность выбрать профессию, удовлетворяющую потребностям общества. Профориентация была подменена трудовым воспитанием и профессиональной подготовкой, что в конечном итоге всё же не привело к ожидаемому результату, так как большинство выпускников не связывало свою будущую профессиональную карьеру с профилем производственного обучения, не соответствующем их склонностям и личностным качествам.
Новый виток в развитии профориентации приходится на 80 - 90-е годы, когда интерес к профотбору в промышленности был продиктован увеличившимся количеством аварий в энергетике, на транспорте, низкой производительностью труда. Психологи активно стали изучать роль человеческого фактора в этой проблеме. Были разработаны автоматизированные системы прогнозирования профессиональной пригодности, профессиографические материалы. Однако перестройка, повлекшая впоследствии спад производства и безработицу, привела к тому, что вновь приостановилась работа по профориентации, были ликвидированы службы профотбора. На этом фоне происходит активизация деятельности негосударственных частных кадровых и рекрутинговых агентств, которые с одной стороны, заполняют собой брешь в связи работодателей и будущих работников, а с другой стороны, нередко дискредитируют идею профориентации, так как используют сомнительные методы оценки профпригодности, не прошедшие серьёзной научной экспертизы (в частности, астрологические, физиогномические, графологические методы, методики из брошюр с книжных развалов).
При всей сложности коллизий взаимодействия политической и экономической систем общества с практикой научного осмысления проблем профориентации можно сказать об имеющихся достижениях последней. В отечественной психологии процесс профессионального становления изучался через исследования психологических механизмов и закономерностей формирования личности профессионала: формирование профессиональной пригодности (K.M. Гуревич, В.А. Бодров, Е.А. Климов), профессиональное самоопределение и формирование профессионального самосознания личности (Т.В. Кудрявцев), развитие профессиональной идентичности личности (Е.П. Ермолаева, В.А. Вавилов, Е.И. Рогов), формирование психологической системы деятельности (В.Д. Шадриков), одновременно как процесс социализации и индивидуализации личности, как форма активности, как форма психического развития и как этап жизненного пути личности (Ю.П. Поварёнков).
Вопросам выбора профессии с учётом профессиональной пригодности, как совокупности индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности её выполнения, уделяется особое значение. Профессиональная пригодность отражает конкретный уровень развития профессионально значимых качеств: прежде всего качеств, характеризующих особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии. Е.А. Климов выделил «основные обстоятельства», учёт которых необходим для принятия личностью адекватного решения при выборе профессии:
- склонности оптанта (то, чем охотнее всего занимается человек по собственной инициативе);
- осведомлённость о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях, о потребности общества в кадрах;
- уровень притязаний оптанта (на общественное признание, на вознаграждение труда и т.д.);
- личные профессиональные планы оптанта (где обучаться, кем, где работать и т.д.);
- планы родителей в отношении профессионального будущего оптанта;
- планы, в той или иной степени навязанные оптанту его сверстниками;
- объективная потребность общества в специалистах для определённой области труда;
- состояние здоровья оптанта.
Итак, если обобщить имеющийся материал о становлении и развитии психологического консультирования в области профориентации в нашей стране, то можно выделить следующие моменты:
1. Появление профконсультационной службы как таковой было вызвано в начале XX века потребностями социально-экономического развития индустриальных стран в рациональном использовании рабочей силы.
2. В 20-30-е годы психотехнические лаборатории, занимающиеся проблемами профотбора, опирались на концепцию врождённой профессиональной пригодности человека.
3. Определяющее значение имела профдиагности-ка, использующая следующие методы: тестирование, бланковые и аппаратурные методики, эксперименты на разных приборах, наблюдение и анализ индивидуальных особенностей с последующими рекомендациями относительно пригодности или непригодности человека к выбранной им профессии.
4. Преобладал подбор человека к той или иной профессии, а не подбор для человека подходящей ему профессии с учётом его возможностей. Это обусловливалось тем фактом, что основными заказчиками подобных услуг были организации, решающие собственные проблемы поиска кадров для выполнения определённых профессиональных задач.
5. Прогрессивным шагом вперёд было смещение акцента в профотборе с рабочего места на человека (российскими учёными А.П. Болтуновым, Н.Д. Левитовым, H.A. Рыбниковым).
6. Период с 1936 до конца 1950-х годов можно характеризовать как состояние стагнации в профориентационной деятельности.
7. Конец 1950-х - 60-е годы - это переход от диагностического подхода к концепции профессионального развития. Появляется интерес к идее целостного развития личности, последовательно и к профессионализации, проходящей через многие годы жизни человека и не сводящейся лишь к выбору профессии (K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, К.К. Платонов и др.).
8. Развитие профконсультации в 1970-1980-е годы происходит в рамках воспитательной концепции. В этот период проявилось противоречие между декларируемым в теории индивидуальным подходом к личности выбирающего профессию и реальной практикой, ориентированной на обслуживание кадровых запросов народного хозяйства.
9. В последние годы всё большее значение уделяется профессиональному самоопределению личности, по словам И.Д. Дубровиной, «процессу активного поиска личностью своего жизненного пути». Одной из важнейших задач поддержки профессионального выбора стала сейчас работа по формированию у оптантов «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии» (Е.А. Голомшток). Появляется много развивающих программ по формированию способности выбора профессии (программы Пряжникова).
В связи с объективным развитием общественных процессов, стимулирующих развитие теории и практики профессионального консультирования, появились потребность нового понимания психологического сопровождения выбора профессии и необходимость создания новых технологий, преодолевающих слабости имевших место подходов и ориентированных на завтрашний день.
Как нам представляется, в настоящее время система профориентации должна опираться на лучшее из имеющегося в теории и практике профессионального выбора и использовать современные достижения научной мысли. Одним из ярких достижений современной психологии является соционическое знание. И хотя теоретические корни этого направления в психологии лежат в начале прошлого века в типологии К.Г. Юнга, научные исследования, давшие возможность их широкого практического применения, проводились в последние десятилетия. В чём суть соционическо-го подхода? Психика человека рассматривается как информационная система, т.е. как система, воспринимающая, перерабатывающая и выдающая информацию. Из огромного количества факторов, влияющих на формирование характера человека, таких как способности, интеллект, культурный уровень, воспитание, социальная среда и т.д., приоритет отдаётся способу обработки информации, или информационному метаболизму. Для его осуществления человек использует определённые каналы связи с окружающим миром, иначе говоря, человек взаимодействует с миром при помощи четырёх психических функций: логики, этики, сенсорики и интуиции. Способ переработки информации формирует социотип человека, лежит в основе тех или иных его проявлений.
Впервые на это обратил внимание, как уже отмечалось выше, швейцарский психологи психиатр Карл Густав Юнг, совершивший в 1920 году крупнейшее открытие в области типологии характера. На основе большого практического опыта он установил, что наряду с индивидуальными особенностями у каждого человека есть некоторые качества, которые позволяют отнести его к определённой группе людей с аналогичными качествами. Юнгобнаружил существование у людей разных установок сознания, которые могут быть либо экстравертными, направленными на внешний мир, либо интровертными, направленными на внутренний мир. Кроме того, он открыл, что в психике человека можно выделить одну, наиболее развитую психическую функцию. Этой функцией может быть мышление, чувствование, ощущение или интуиция. Учёный указал также на необходимость учитывать ещё одну пару
важных для типологии характера понятий - суждение, имеющее рациональную природу, и восприятие, имеющее иррациональную природу. В зависимости от ведущей функции и преобладающей установки сознания Юнг выделил восемь психологических типов, которые послужили основой для современной более развёрнутой типологии. Теория Юнга получила своё дальнейшее творческое развитие в конце 50-х годов
XX века в США в трудах Бриггс и Майерс и в 70-х годах в трудах литовской исследовательницы Аушры Аугу-стинавичюте. Результатом этого стали открытие 16-ти типов личности, теории информационного метаболизма и интертипных отношений. В конце XX - начале
XXI веков серьёзные научные разработки в этой области проводились H.H. Медведевым, Г.Р Рейниным, A.B. Букаловым, О.Б. Карпенко, Г.А. Шульманом, В.Д. Ермаком, В.В. Гуленко, Т.Н. Прокофьевой, Е.А. Удало-вой, В.В. Мегедь, A.A. Овчаровым и др.
Какое отношение к проблеме профориентации имеет соционическая типология? Самое непосредственное. Знание своего ТИМа (типа информационного метаболизма) позволяет человеку понять собственные потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в профессиональной карьере. Спектр данных возможностей детерминирован сильными функциями в структуре психики личности. Коротко рассмотрим каждую из них, предварительно отметив, что эти функции представляют собой дихотомические пары. Сенсорика и интуиция - функции восприятия информации, а логика и этика - функции оценки и принятия решения.
Итак, сенсорика - это функция конкретного восприятия окружающего мира через органы чувств; ориентация на конкретику и точность воспринимаемой информации в пространстве. С помощью сенсорики мир воспринимается как чувственная реальность в её конкретных формах, цвете, запахе. Она даёт возможность человеку оперировать конкретными фактами, информацией, которую можно увидеть, услышать, потрогать, решать вопросы, связанные с физическими потребностями: здоровье, питание, комфорт и т.д.
Интуиция - это функция отвлечённого восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии; это вторичное ассоциативное восприятие, воображение, эвристическое мышление, связанное с извлечением сенсорных образов из памяти; способ непосредственного получения информации во времени о скрытых возможностях, заложенных в человеке, процессе с помощью догадки. С помощью интуиции человек способен целостно охватывать ситуацию, предугадывать будущие явления и суть вещей.
Логика - это функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решение объективно, беспристрастно; способ мышления или рассуждения, устанавливающий необходимую связь явлений, закономерностей объективного мира. Она даёт возможность человеку сравнивать, сопоставлять, обобщать, выводить умозаключения, т.е. логически оценивать информацию и аналогично принимать решения.
Этика - психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлечённости во внутренний, душевный мир окружающих людей. Она позволяет человеку уверенно чувствовать себя в мире эмоций, ориентироваться в отношениях между людьми.
Благодаря своим сильным функциям мы можем достигать максимальных результатов по аспектам этих функций. Причём у каждого человека сильными являются одна воспринимающая (сенсорика или интуиция) и одна оценивающая (логика или этика) функция. Таким образом, социон (то есть, 16 типов) может быть разделён на четыре группы с учётом признаков: сенсорика - интуиция, логика - этика. Данные группы отличаются между собой установками на вид деятельности:
- производственно-управленческая,
- научно-исследовательская,
- социальная,
- гуманитарная.
Социотипы с сильными сенсорикой и логикой («управленцы») лучше реализуют себя в производственно-управленческой сфере деятельности. Конкретность мысли, реалистичность, прагматизм (от сенсорики) и расчётливость, технологичность (от логики) способствуют тому, что они хорошо справляются с организацией материального производства, менеджментом, управлением техникой.
Социотипы с сильными интуицией и логикой («исследователи») лучше реализуются в научно-исследовательской сфере деятельности. Интуиция позволяет им абстрактно мыслить, видеть возможности и перспективы, логика - устанавливать причинно-следственные связи, строить концепции. Они незаменимы там, где есть научный поиск, опытноконструкторские разработки, инновации, программы развития.
Социотипы с сильными сенсорикой и этикой («со-циалы») наиболее успешны в социальной сфере деятельности. Сенсорика даёт понимание базовых человеческих потребностей в пище, жилье, одежде и т.п., т.е. повседневных нужд людей, а этика - понимание эмоциональных индивидуальных и групповых запросов, включенности в отношения. Работая в здравоохранении, социальном обеспечении, общественном питании, торговле, снабжении, сервисе, досуге, такие люди как никто другой способны создать физический и эмоциональный комфорт.
Социотипы с сильными интуицией и этикой («гуманитарии», «коммуникаторы») максимально проявляют свои способности в гуманитарной сфере деятельности. Интуиция определяет их направленность на возвышенное, на духовные поиски, этика - на эмоциональные переживания, отношения, нравственные ценности. Поэтому культура, искусство, философия, религия, психология, педагогика, журналистика являются хорошими областями приложения их сил.
Учёт этой, на первый взгляд, простой схемы позволяет любому человеку при выборе карьерного пути максимально реализовать себя творчески. Однако если мы хотим решать проблемы профориентации на новом уровне, соответствующем запросам сегод-
няшнего дня, то должны представить не только и не столько новые идеи как таковые, но и показать, что они позволяют преодолеть недостатки, слабые стороны в имевшихся системах профориентации и увидеть открывающиеся перспективы. Остановимся на ряде основных моментов.
Во-первых. Почему всё-таки именно соционический подход выдвигается нами в качестве перспективного направления в развитии консультирования по профориентации? За почти столетнюю историю теоретического обоснования предрасположенности человека к определённому виду трудовой деятельности накоплен богатый опыт, но именно соционика открыла базовый, системообразующий критерий, определяющий основу профессионального выбора - тип информационного метаболизма личности. Конечно, бесспорно то, что данный конкретный выбор зависит от множества факторов, выделенных разными научными направлениями:
- личностных особенностей, детерминированных наследственностью, условиями жизни, материальной обеспеченностью, образованием;
- темперамента, характера;
- интеллектуальных способностей;
- своего образа «Я»;
- интересов, ценностей;
- степени удовлетворения потребностей при столкновении с препятствием на более ранних стадиях развития индивида;
- профессиональных альтернатив, которые сопоставляются с ожидаемым успехом;
- предпочитаемого окружения и профессиональной среды, и т.д.
Список этот можно продолжать. Однако такой спектр личностных особенностей не фиксирует внимания на главном: в чём принципиальное отличие людей друг от друга, что создаёт реальные предпосылки успешности или неуспешности в различных сферах деятельности. Ответ даёт соционика: люди отличаются друг от друга прежде всего, и это главное, - способом переработки информации. Именно от того, как человек воспринимает, перерабатывает и выдаёт информацию, зависит его взаимодействие с миром по всем аспектам бытия. Остальные факторы важны, но вторичны, так как проявляются на фоне имеющегося социотипа личности.
Во-вторых, признавая исходную позицию в профессиональной ориентации личности, согласно которой успех выбора профессии зависит от степени совпадения способностей, интересов, личностных качеств человека с требованиями профессии, мы не можем согласиться с утверждением, что существует изначальная природная пригодность человека только к одной-единственной профессии. Определяемая наличием сильных функций в структуре психики человека ориентация на вид деятельности даёт ему возможности выбора из огромного количества профессий в рамках данной установки.
В-третьих, что принципиально: необходим отход от задачи построения системы управления мотивами выбора к задаче построения системы реализации личностных мотивов. Примером игнорирования по-
требностей человека может служить модель системы профориентации, предлагавшаяся в 60-х - 70-х годах, элементы которой достаточно живучи и в наши дни. Для решения проблемы, связанной с противоречием между объективной потребностью общества в притоке рабочих конкретных специальностей и профессиональной направленностью молодых людей, желающих обучаться в ограниченном круге учебных заведений, была поставлена задача построения системы управления мотивами выбора профессии. Общая структура данной системы профориентации представляла собой следующие составляющие:
1. Совокупность общественных воздействий на мотивы выбора профессии:
- широко развёрнутая информационная работа (о многообразии профессий);
- влияние образов литературы, искусства;
- разъяснительная и пропагандистская работа;
- воспитательная работа школы, влияние семьи;
- экономические стимулы;
- рекомендации профконсультантов.
2. Сведения о состоянии и изменениях профессиональной направленности молодёжи, оканчивающей школу.
3. Сведения о наличной и перспективной потребности общества в кадрах рабочих, специалистов. Разработка методик профконсультаций и профотбора была вторична по сравнению с разработкой системы общественных воздействий на мотивы выбора профессий молодёжью. При этом особое внимание уделялось социально-педагогическому такту, чтобы молодой человек не чувствовал себя управляемым объектом.
Соционика в данном вопросе опирается на имеющиеся у людей стимулы к деятельности, которые детерминированы ведущей установкой сознания (экстравертной или интровертной) и сильной воспринимающей функцией (сенсорикой или интуицией). Выделяются четыре стимульные группы, каждая из которых мотивируется определённым способом:
- сенсорные экстраверты настроены на престиж, статус;
- сенсорные интроверты - на благосостояние;
- интуитивные экстраверты - на уникальность;
- интуитивные интроверты - на личный интерес. Например, сенсорному экстраверту подойдёт работа практического характера с расширяющимся кругом контактов, реализующая стремление к престижному положению в обществе, успешному продвижению по службе, влиянию, авторитету, уважению. Этот подход, учитывающий личностную мотивацию, способствует правильному распределению усилий в работе, постановке понятных, посильных и интересных задач и, конечно же, повышению уровня удовлетворённости трудом.
В-четвёртых, очевидным слабым звеном в работе профессиональных консультаций можно считать пассивную роль консультируемого, который после разного рода диагностических процедур и беседы получает вердикт о том, куда ему лучше «податься». Отношение к таким заключениям о выборе профессии не всегда однозначное, особенно в случаях, когда ожидания не
совпадают с результатами: от игнорирования в дальнейшем выводов профконсультанта до полного «сваливания» на него ответственности за выбор. В профессиональной консультации, базирующейся на социони-ческом подходе, человек, выбирающий профессию, является не пассивным объектом, а активным субъектом, познающим свои возможности в партнёрском сотрудничестве с социоником-профконсультантом. Данное сотрудничество проходит несколько этапов. Остановимся на начальном этапе - диагностическом, имеющем центральную задачу определения типа информационного метаболизма (ТИМа) личности консультируемого. Этот процесс включает в себя прежде всего не работу с тестовыми методиками, а самопознание в ходе беседы с консультантом и на тренинговых занятиях, создающее условия самоопределения.
В-пятых, недостатком как классических, так и современных психотехник является, на наш взгляд, оперирование отдельными психофизиологическими качествами и личностными особенностями. За отдельными характеристиками памяти, внимания, мышления, характера, коммуникабельности и др. не всегда видно целостную личность. Рассмотрим, к примеру, одну из использующихся сейчас профориентационных диагностических систем, направленную на оказание квалифицированной помощи учащимся 8-11 классов в профессиональной ориентации, в выборе уровня образования с учётом интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей подростка. Содержание блока методик следующее:
- ДДО (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова)
- Карта интересов (А.Е. Голомшток)
- Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л .А. Головей)
- Изучение мотивации достижений (А. Мехрабиан)
- Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
- Диапностика работоспособности (Теппинг-тест Е.П. Ильина)
- Исследование межличностных отношений (Т. Ли-ри)
- Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина)
- Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина).
При всём позитивном отношении к каждой методике по отдельности, возникают недоумение и вопросы: а какая из предложенных методик является базовой или системообразующей, все ли надо использовать или по своему усмотрению, каков принцип подбора методик, достаточно ли их, чтобы сделать верный выбор профессии и т.д. Такой подход похож на попытку сшить лоскутное одеяло, причём заранее неизвестно, хватит ли имеющихся лоскутков или надо будет искать другие, чтобы получилось целое одеяло.
Как нам представляется, традиционно используемый аналитический подход, направленный на изучение отдельных личностных качеств, должен стать дополнением к структурному подходу, раскрывающему суть психической организации личности. В связи с этим, именно использование в системе профориента-
ции соционического знания, рассматривающего ТИМ личности в качестве первоосновы проявления человека в деятельности и общении, эффективно помогает выбирающему профессию определиться на своём карьерном, а значит, и жизненном пути.
Литература
1. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол., 1988. № 1. С. 77—82.
2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Социони-ка для руководителей. - М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
3. Зеер Э.Ф. «Психология профессий».
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1984.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.- Воронеж, 1996.
6. Кондаков И.М., Сухарев A.B. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989. №5. С. 158.
7. Мартынова A.B. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации (Методическое пособие) / Под науч. ред. профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006.
8. Мегедь S.S., Овчаров A.A. Характеры и отношения. - М.: Армада-пресс, 2002.
9. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. -Абитуриент, N11, 2003.
10. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Среди профессий и среди людей. // Школьный психолог, приложение к изданию «Первое сентября», №27, 2001.
11. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Воронеж, 1996.
13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Автор статьи сопоставляет подходы к описанию и распространению передового педагогического опыта и метод лучших практик, используемый вуправлении организациями; рассматривает механизмы и формы трансляции педагогического опыта. Выявление ключевых проблем, связанных с переносом лучшего опыта в новые условия, позволяет определить круг приоритетных задач в области повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.
Никулина Наталья Вячеславовна,
заведующая лабораторией мониторинга инноваций в образовании ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОЦИОНИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?
Передовой педагогический опыт, лучшая практика, механизмы трансляции опыта, непрерывное педагогическое образование
Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале
XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Непрерывное педагогическое образование пополняется новыми формами организации на базе инновационных образо-
вательных учреждений. В данных условиях Калужский областной институт повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) становится ресурсным центром, аккумулирующим наиболее ценный педагогический и управленческий опыт, обеспечивающим межмуниципальные коммуникации, сопровождающим процессы отдачи и присвоения опыта.
Теория и практика выявления, изучения, описания, обобщения, распространения передового педагогического опыта исследована в работах многих российских ученых - Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Ф.Ш. Терегулова и других. Вместе с тем проблемы использования лучших практик для повышения эффективности деятельности рассматрива-
ются не только в педагогике, но и в практике управления организациями, основанной на теории управления знаниями (knowledge management). Сопоставление категорий «передовой педагогический опыт» и «лучшая практика» (толкование, критерии, носители, требования к описанию, распространение) позволит определить возможности проецирования достижений менеджмента по распространению лучших практик на непрерывное образование руководителей образовательных учреждений.
При определении понятия «передовой педагогический опыт» мы придерживаемся трактовки В.И. Загвя-зинского: это «отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты» [3]. Выделим здесь признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность [2].
Поскольку «практика» (греч. praktike, от praktikôs
— деятельный, активный) - категория философская, начнем с рассмотрения ее толкования в Большой советской энциклопедии. Это «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [1]. Разнообразные подходы к интерпретации понятия «лучшая практика» семантически сходны: это нечто, доказавшее свою эффективность в одном месте и способное быть не менее эффективным в другом. Специалисты itSMF (IT Service Management Forum) определяют лучшую практику как «лучший идентифицированный подход к ситуации, основанный на наблюдении и данных от эффективных организаций при подобных обстоятельствах» [6], включая, таким образом, в определение признаки эффективности и тождественности условий. При этом актуальность и новизна практики важны лишь в соответствии с потребностями управления.
Само название передового педагогического опыта указывает на его основного субъекта-носителя - педагога. Вместе с тем опыт может принадлежать и педагогическому коллективу (творческой группе, методическому объединению). Изучение и обобщение опыта, в конечном счете, направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Наименее изученным в настоящее время является передовой опыт в области управления образовательным учреждением с учетом современных требований - участия обще-
ственности, ученического самоуправления, новых механизмов стимулирования педагогов и т.п.
Носителями лучших практик являются отдельные менеджеры и целые организации. Метод лучших практик основан на ознакомлении с опытом организаций, признанных лидерами в каком-либо направлении; изучении и анализе эффективных управленческих решений. Он позволяет критически оценить процессы в организации, найти альтернативные решения для их улучшения, сравнить показатели эффективности, определить общие тенденции развития, снизить степень рисков.
Системный, целостный характер передового педагогического опыта определяет и требования к его описанию. Оно включает целеполагание, теоретическое обоснование, детальное описание совокупности используемых методов, приемов и средств, изложение эмпирических данных, их осмысление, подтверждение результативности данного опыта, рефлексию, предположения относительно совершенствования и развития.
Чтобы предложить лучшую практику на рассмотрение, необходимо предоставить информацию по четырем ключевым пунктам: цель практики; объяснение ее содержания; доказательства ее работоспособности; выгоды и риски, связанные с практикой [7]. Лучшая практика обязательно должна быть авторской и доступной: потенциальные пользователи должны иметь возможность обратиться с вопросами к авторам. При всей общности с процедурой описания передового педагогического опыта главным отличием является акцент на обеспечение результативности практики в новых условиях.
Пожалуй, наиболее важный этап существования опыта - это его отделение от носителя, распространение, перенос в новые условия. В основе различных форм трансляции передового педагогического опыта лежат три основных механизма трансляции социокультурного опыта, выделенные Н.В. Меднис [6]: семиотический, имитационный, интерактивный. Семиотический механизм трансляции педагогического опыта реализуется посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию: это представление опыта в базе данных, размещение описания опыта в сети Интернет, публикации и т.п. Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов (открытые уроки и мероприятия, обучающие семинары, наставничество, мастер-классы, дни открытых дверей, выставки-презентации и др.). Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений и реализуется в таких формах, как творческие группы, мастерские, стажерские площадки и т.п.
Передовой опыт широко используется в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений: 20-30% занятий на курсах повышения квалификации директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Калужской области (лекции и семинары) проводят руководители школ-победителей конкурса в рамках приоритетного нацио-