ТЕХНОЛОГИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Еще раз о профориентационной диагностике
Учет личностных особенностей человека и его мотивационной сферы пришел в профориентационную диагностику сравнительно недавно. Еще лет 20-30 назад психодиагностика в профориентации жестко ориентировалась на социальный заказ общества, активно внедряла методики, многие из которых сегодня «морально устарели». В настоящее время психодиагностика рассматривает личность во всех ее проявлениях, что приводит к необходимости использования разнообразного диагностического инструментария, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.
БУРОВ
Юрий Борисович,
директор Златоустовского педагогического колледжа, Златоуст, Челябинская обл.
Ц
В целях эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в профориентационной диагностике мы в последние годы активно стали использовать наработки социоанализа.
ентр профориентации Златоустовского педагогического колледжа в своей профориентационной работе активно использует комплекс компьютерной диагностики «ПРОФИ-11», который включает в себя дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, карту интересов А. Е. Голомшто-ка, методики изучения мотивации достижения А. Мехрабиана, исследования самооценки Дембо, Рубинштейна и т. д. В своей работе специалисты Центра используют и другие методики, в частности, диагностику структуры сигнальных систем Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой.
При всем позитивном отношении к каждой методике по отдельности, в процессе работы у специалистов колледжа возникают неизбежные вопросы: какая из предложенных методик является базовой или системообразующей, все ли надо использовать или по своему усмотрению, каков принцип подбора методик, достаточно ли их, чтобы сделать верный выбор профессии и т. д. Согласимся, подход, заложенный в «ПРО-ФИ-11», в чем-то похож на попытку сшить лоскутное одеяло. К тому же, используя данные методики в профориентации школьников, наши специалисты отчасти дублируют традиционные подходы и технологии в работе школьных психологов.
Соционика в помощь
В целях эффективной реализации личност-но-ориентированного подхода в профориен-тационной диагностике мы в последние годы активно стали использовать наработки социо-анализа. Какое отношение к проблеме профориентации имеет соционическая типология? Самое непосредственное. Как известно, социо-ника рассматривает человека прежде всего как
информационную систему. Из огромного количества факторов, влияющих на формирование характера человека, таких, как способности, интеллект, культурный уровень и т. д., приоритет отдается способу обработки информации, или информационному метаболизму. Знание своего ТИМа (типа информационного метаболизма) позволяет человеку понять собственные потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в профессиональной карьере.
Используя данные различных тестов (цифровой тест В. Мегедь — А. Овчарова, опросник В. Гуленко, тест МВТ1 И. Майерс — К. Бриггс), мы выдаем школьникам и абитуриентам информационную карту, в которой указываем: название ТИМа; сильные-слабые стороны личности; ролевые, суггестивные, активационные функции ТИМа; тип темперамента; установки на предпочтительный вид деятельности (группы управленцев, социалов, сайентистов, гуманитариев); группу мотивов; уровень стрес-соустойчивости; перечень условий для эффективной работы; перечень рекомендуемых профессий; перечень и расшифровку признаков Г. Рейнина; рекомендации для самосовершенствования и т. д. По итогам социоанализа обязательно проводим индивидуальные консультации.
Так, на консультациях школьникам с ярко выраженными функциями логики и сенсорики мы рекомендуем в качестве предпочтительного вида деятельности производственно-управленческую сферу. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершать дело. В работе управленцы опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Они способны решить очень сложные технические вопросы.
В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работни-
16 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 3/2014
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ТЕХНОЛОГИИ
ки) смогут найти себя школьники с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно.
Гуманитарную сферу (журналисты, психологи, РЯ-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны.
В научно-исследовательской сфере несомненных успехов добьются школьники с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция поможет им эффективно осуществить поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей.
Опыт работы специалистов Центра профориентации ЗПК показал необходимость дополнения традиционно используемого «ло-
скутного» подхода, направленного на изучение отдельных личностных качеств, другими современными подходами, в том числе структурным социоанализом. Мы пришли к этому выводу на основании запросов основных направлений профдиагностики, подготовленных ответственными за профориентацию в муниципальных школах в рамках сетевого взаимодействия с Управлением образования города, а также по результатам «обратной связи» с учителями и родителями. Именно после введения в программу диагностики некоторых практических аспектов социоанализа мы значительно увеличили число желающих пройти у нас в колледже профориентационную диагностику (со 180 человек в 2012 году до 1120 человек в 2013 году).
Мы убеждены, что использование прикладных аспектов соционики именно в системе профориентации поможет школьнику не только разработать индивидуальную гибкую траекторию личностного и профессионального развития, но и, в целом, стать, по меткому выражению В. А. Петровского, «автором, режиссером и главным исполнителем собственной судьбы».
После введения в программу диагностики некоторых практических аспектов социоанализа мы значительно увеличили число желающих пройти у нас в колледже профориентационную диагностику (со 180 человек в 2012 году до 1120 человек в 2013 году).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КНИГА
Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. - 416 с.
Учебник создан в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» (квалификация бакалавр).
Психология профессионального образования - новая отрасль отечественной прикладной психологии. В учебнике представлены закономерности профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменология профессионального становления личности, описаны возрастные особенности субъектов профессионального образования.
Для студентов вузов. Может быть полезен аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам системы НПО и СПО.
Сыманюк Э. Э. Преодоление асимметричного профессионального будущего: практико-ориентированная монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 186 с. (Сер. Бакалавриат)
В монографии рассматривается профессиональное будущее современной молодежи, его асимметричность, проявляющаяся в несовпадении реального и желаемого, а также определены факторы, детерминирующие это. В работе также рассмотрены теоретико-методологические основы профессионального развития и профессионального самоопределения в ранней юности.
Книга может представлять интерес для руководителей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов вузов, специалистов по управлению персоналом и практических психологов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУПА № 3/2014