Научная статья на тему 'Профессиональное отчуждение как профессиональная деструкция личности сотрудников УИС'

Профессиональное отчуждение как профессиональная деструкция личности сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL ALIENATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / PROFESSIONAL DESTRUCTION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / СОТРУДНИКИ УИС / STAFF OF PENAL CORRECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Е.М.

В статье описывается профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной направленности сотрудников УИС. Раскрываются понятие, структура и признаки профессионального отчуждения, а также факторы, влияющие на его возникновение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федорова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional alienation as professional destruction of the identity of the penal system staff

The author of this article has described professional alienation as destruction of a professional orientation of the staff in the penal correction system. The concept, structure and signs of professional alienation, and also the factors influencing its emergence are revealed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное отчуждение как профессиональная деструкция личности сотрудников УИС»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Е М ФЕДОРОВА стаpший научный сотpудник НИЦ-2

Е. М. РЕВОКОУЛ ФКУНИИФСИН России> ^

подполковник внутренней службы

Пpофессиональное отчуждение как пpофессиональная дестpукция личности сотpудников УИС

Professional alienation as professional destruction of the identity of the penal system staff

#

Аннотация. В статье описывается профессиональное отчуждение как дестpукция пpофессиональной на-пpавленности сотpудников УИС. Pаскpываются понятие, стpуктуpа и пpизнаки пpофессионального отчуждения, а также фактоpы, влияющие на его возникновение.

Ключевые слова: пpофессиональное отчуждение, пpофессиональная дестpукция, псиxологическая профилактика, сотpудники УИС.

Abstract. The author of this article has described professional alienation as destruction of a professional orientation of the staff in the penal correction system. The concept, structure and signs of professional alienation, and also the factors influencing its emergence are revealed.

Key words: professional alienation, professional destruction, psychological prevention, staff of penal correction system.

#

В настоящее вpемя большое значение придается психологическому обеспечению профессиональной деятельности пеpсонала ФСИН Pоссии, в том числе психологической профилактике пpофессиональныx деструкций сотpудников УИС. Одним из видов пpофессиональныx дестpукций является профессиональное отчуждение, которое необходимо рассматривать как сложное многоплановое явление, оxватывающее широкий спектр социальныx и психологических пpоцессов и состояний.

Проблемы пpофилактики профессиональных дестpукций, в том числе профессионального отчуждения, изучались как в психологии тpуgа, педагогической психологии (Е. А. Климов, 1996; Э. Ф. Зеер, 2003; Л. Б. Шнейдер, 2001; Д. А. Волков, 2004; Э. Э. Сыманюк, 2005; Н. Н. Егоpова, 2007 и др.), так и в юридической псиxологии (А. И. Папкин, 1984; А. Н. Сухов, 1992; В. М. Поздняков, 2000; Л. А. Мафуткин, 2006; А. И. Ушатиков, 2003; А. Ф. Караваев, М. И. Маpьин, Петpов В. Е., 2007; М. М. Ицко-вич, 2008; Д. В. Сочивко, 2009; Л. A. Волков, 2010; С. Н. Старостин, 2011 и др.). Различные феноменологические характеристики профессиональной деформации, деструкции сотрудников УИС

раскрыты в научных исследованиях, рассматривающих вопросы диагностики профдеструкций, предпосылок их возникновения, структуру, признаки, проявления, развитие, проблемы профилактики и коррекции (C. B. Горностаев, В. А. Гришин, М. Г. Дебольский, О. Н. Ежова, P. Н. Киселева, А. В. Кокурин, В. В. Маслов, А. И. Мокрецов, О. В. Ощепкова, О. В. Самофалова, И. И. Соколов, О. В. Старикова, A. M. Сысоев, С. Д. Хачатурян, С. А. Худоконенко и др.).

В ряде работ пенитенциарных психологов, посвященных проблемам профессионального становления и развития сотрудников УИС, формирования профессиональной идентичности, направленности, мотивации и др., затрагивались и вопросы психологической профилактики профессионального отчуждения (А. А. Аксенов и др., 2011; Ю. Н. Кравцова, 2005; М. С. Коданева, 2008; О. А. Рожков, 2013 и др.), однако глубокого научного изучения феномена профессионального отчуждения сотрудников УИС ранее не проводилось.

В целом понятие «отчуждение» (англ. alienation, нем. entfremdung) определяют как отделение от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвласт-

33

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2016

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ными человеку и даже господствующими над ним, в результате чего люди становятся чуждыми миру, в котором живут [1]. Деятельность в данном случае понимается широко, как любая социальная деятельность. В социальной психологии отчуждение трактуется как проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и даже враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта деятельности: чувстве обособленности, одиночества, отвержения, потери «я» и др. [2].

Профессиональное отчуждение в современной отечественной психологии труда определяют как деструкцию профессиональной направленности личности, характеризующуюся обособлением профессиональных характеристик личности, личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии морали [3]. Формирование профессионального отчуждения как профессиональной деструкции искажает профессиональную направленность личности сотрудника УИС, снижает профессиональную активность, разрушает социально значимую сложившуюся структуру профессиональной деятельности и отношений в профессиональном коллективе, что, несомненно, отрицательно сказывается как на качестве профессиональной деятельности отдельных сотрудников, так и на эффективности деятельности профессиональных коллективов в целом.

Анализируя исследования по данной проблематике [3, 4, 5], мы сформулировали определение пpофессионального отчуждения со-тpудников УИС - это деструкция профессиональной направленности личности, которая может возникнуть на разных этапах профессионального становления и развития сотрудника УИС и проявляется в виде нарушения профессиональной идентичности, деформации профессиональной я-концепции, отстраненной личностной позиции непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной культуре, группе, делу; утери смыслов профессиональной деятельности; доминирующей ориентации сотрудника на себя и на цели в непрофессиональных сферах жизни [6].

Структуру профессиональных деструкций, в том числе профессионального отчуждения, обеспечивают следующие психологические механизмы [7]:

- подмена понятий и оценок;

- самообман (на уровне эмоций более приятное для самолюбия заблуждение воспринимается как действительный факт);

- самовнушение - целенаправленное ментальное приукрашивание действительности, приводящее к искажению сознания, неспособного принять правду, считающего ее ложью, покушением на самое святое;

- безальтернативность - одномерность, узость мышления, прямолинейность аргументации при доказывании своей позиции;

- элитарность - элитарное самосознание, сложившееся в предыдущий период профессионального развития, усиленное впоследствии чувством несправедливости и мешающее обретению новой профессиональной идентичности;

- закрытость - глухота к оппонентам, неприятие критики, некритичность сознания, неспособность оценивать свою деятельность с иных позиций; отрицание всего, что не совпадает с собственной точкой зрения, как лично враждебного.

При возникновении профессионального отчуждения профессия становится не способом гармоничного существования человека в деятельности, а лишь средством достижения непрофессиональных (личных или иных) целей. Специалист не идентифицирует себя с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, в профессиональном коллективе, не разделяет профессиональные ценности. Характерными поведенческими признаками профессиональной отчужденности являются закрытость в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов или заведомая ложь, преувеличение своих заслуг, цинизм, что делает сотрудника нередко функционально непригодным к выполнению профессиональной деятельности.

Выделяют следующие ^изнаки ^офессио-нального отчуждения сотрудников УИС [8]:

- смысловые и ценностные конфликты личности в профессиональной сфере;

- отсутствие реальных смыслов и целей в профессиональной деятельности, мотивации к дальнейшему развитию в профессии;

- избегание ответственности за события собственной жизни;

- низкий уровень стрессоустойчивости и уверенности в себе;

- деструктивные изменения профессиональной я-концепции;

- направленность специалиста на себя и на цели в непрофессиональных сферах жизни;

- усиление автономности, выраженная позиция непричастности к жизни и деятельности коллектива;

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 34

пошег_8_2016.таа 34 +©} 26.07.2016 11:50:02

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

- трудности в профессиональной адаптации;

- неудовлетворенность своей работой, условиями труда;

- недовольство взаимоотношениями в коллективе, напряженные отношения между сотрудниками;

- недовольство по отношению к руководству;

- неудовлетворенность своей самореализацией и самоактуализацией в процессе профессиональной деятельности либо потеря стремления к самоактуализации;

- утрата интереса к профессиональному обучению и саморазвитию.

Также может наблюдаться понижение креативности, спонтанности, жизненной энергии, утрата заинтересованности, депрессия, аномия, механистичность действий, нигилизм, презрение, в крайних проявлениях - агрессия, ненависть.

Исследования, проведенные нами, показали, что к объективным факторам, влияющим на возникновение данной профессиональной деструкции, следует отнести чрезмерную регламентацию и нормативность труда (жизнь по приказу, работа в рамках инструкций); отсутствие четко поставленных задач, непонимание целей и смысла своей профессиональной деятельности; отсутствие стимулов, потерю мотивов активной трудовой деятельности; отсутствие возможности самостоятельной творческой активности в профессиональной деятельности, самореализации, самоактуализации; отсутствие возможности профессионального роста и развития; чрезмерный контроль со стороны руководства; несправедливо низкую оценку результатов труда сотрудников; низкий общественный престиж службы; неблагоприятные условия выполнения профессиональных обязанностей, чрезмерную нагрузку и др. К субъективным факторам можно отнести индивидуально-психологические особенности, онтогенетические изменения, возрастную динамику, негативный характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности и др. [9].

В результате проведенного нами исследования разработан комплекс методов психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников УИС [10, 11], помогающий снизить негативное воздействие выявленных факторов. Однако важно понимать, что высокой эффективности профилактики как этой, так и других профессиональных деструк-ций сотрудников УИС невозможно достичь только психологическими мерами. Необходимо использовать комплекс психологических, социальных и воспитательных мер, направленных:

- на повышение социального престижа службы в органах и учреждениях, исполняющих наказания;

- улучшение социальной защищенности, материального и иного обеспечения сотрудников УИС;

- повышение уровня профессионального образования и профессиональной культуры сотрудников УИС;

- снижение уровня психоэмоциональной напряженности сотрудников УИС;

- совершенствование регулирования социально-психологического климата в профессиональных коллективах сотрудников УИС, формирование их сплоченности на основе четко сформулированных целей и задач профессиональной деятельности, положительных профессиональных традиций, профессиональных ценностей, идеалов и др. ^

1. Клиническая психология : словарь // Яндекс. Словари : [сайт]. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 15.02.2016).

2. Психологический лексикон : энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского // Яндекс.Словари : [сайт]. URL: http://slovari.yandex.ru/psileks (дата обращения: 15.02.2016).

3. Зееp Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций : учебное пособие для вузов. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. С. 44-47.

4. Егоpова Н. Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2007.

5. Шнейдеp Л. Б. Профессиональная идентичность : монография. М. : МОСУ, 2001.

6. Федоpова Е. М. [и дp.]. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы : методическое пособие. М. : ФКУ НИИ ФСИН России ; УВСПР ФСИН России, 2014. С. 12.

7. Зееp Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Указ. соч. С. 48-49.

8. Федоpова Е. М. [и дp.]. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения... С. 16.

9. Федоpова Е. М. [и дp.]. Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы : аналитический обзор с предложениями. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2014. С. 37-42.

10. Федоpова Е. М. [и дp.]. Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения. С. 21-33.

11. Федоpова Е. М. [и дp.]. Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения... С. 43-48.

35

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.