УДК 316:343.83
Профессиональные кризисы как фактор развития профессионального отчуждения начальников отрядов исправительных учреждений
■ Е.М. ФЕДОРОВА - старший научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИИ ФСИН России
В статье описываются результаты исследования факторов, влияющих на формирование профессионального отчуждения начальников отрядов исправительных учреждений, в частности, кризисов профессионального развития, предлагаются методы их психологической профилактики.
Ключевые слова: профессиональное отчуждение; профессиональная деструкция; профессиональный кризис; начальник отряда исправительного учреждения; сотрудник ФСИН России.
Professional crisis as a factor in the development of professional alienation chiefs of groups in correctional institutions
■ E.M. FYODOROVA - Senior Researcher of the Department of psychological support of professional work of employees of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia
The article describes the results of a study of factors affecting the formation of professional alienation chiefs of groups in correctional institutions, in particular the crises of professional development, there are offered methods of their psychological prophylaxis.
Key words: professional alienation; professional destruction; professional crisis; chief of the group of the correctional institution; employee of the Federal Penal Service of Russia.
Одним из основных критериев становления человека является способность находить личностный смысл в профессиональной деятельности, самостоятельно планировать и реализовывать свою жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности, места работы. Необходимость решения этих вопросов возникает в течение всей жизни. На различных стадиях формирования и развития личности одни и те же задачи профессионального самоопределения, роста и реализации решаются по-разному. Осознание и осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к труду, коллективу и самому себе в этом коллективе становятся важными компонентами жизни каждого человека1.
Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы проходит в экстремальных условиях, не-
редко вызывающих чрезмерное психофизическое напряжение, психоэмоциональный (пенитенциарный) стресс, последствиями которого выступают нарушения, проявляющиеся в виде различного девиантного, деструктивного поведения2. Наиболее подвержены влиянию негативных факторов службы начальники отрядов исправительных учреждений3.
Одним из видов деструкций является отчуждение, характеризующееся обособлением профессиональных качеств личности, позицией непричастности и ментальной непринадлежности к общественно приемлемой для данной профессии морали. Деструктивные изменения происходят во всех подструктурах личности субъекта профессиональной деятельности: направленности, компетентности, профессионально важных качествах, психофизиологических свойствах4.
Феномен отчуждения раскрывается в исследованиях, посвященных изучению профессиональной идентичности таких групп, как психологи, педагоги, адвокаты, врачи и др. (Л.Б. Шнейдер, Н.Л. Регуш, Е.В. Иванова, Э.Э. Сыманюк, Н.Н. Егорова, А.В. Акопян, Я.С. Рочева и др.). В ряде работ пенитенциарных психологов по данной проблеме анализируются и вопросы профилактики профессионального отчуждения (А.А. Аксенов, Ю.Н. Кравцова, М.С. Коданева, О.А. Рожков и др.). Однако обширных научных исследований феномена профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы до настоящего времени не осуществлялось.
В 2014 г. нами был проведен опрос 1470 аттестованных сотрудников территориальных органов ФСИН России (мужчин и женщин в возрасте от 21 года до 50 лет), в том числе 150 начальников отрядов исправительных учреждений, с использованием опросника Н.Н. Егоровой «Изучение профессиональной идентичности» и авторской анкеты для изучения факторов, влияющих на формирование профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также экспертный опрос 57 практических пенитенциарных психологов с использованием авторской анкеты и метода неструктурированного интервью5.
Анализ полученных результатов позволил выделить ряд факторов формирования профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе начальников отрядов исправительных учреждений. К объективным факторам следует отнести чрезмерную регламентацию, нормативность труда (жизнь по приказу, работа в рамках инструкций); отсутствие четко поставленных задач, непонимание целей своей деятельности; недостаточность стимулов, мотивов к активной трудовой деятельности; невозможность самостоятельной творческой активности в профессиональной деятельности; отсутствие профессионального роста; чрезмерный контроль со стороны руководства; необъективная оценка результатов труда сотрудников; непрестижность службы и др. Среди субъективных факторов можно назвать индивидуально-психологические особенности, онтогенетические изменения, возрастную динамику, негативный характер профессиональных взаимоотношений, служебную необходимость идентифицировать себя с внутренним миром других людей (например, преступников, осужденных)6.
Существенными факторами, обусловливающими профессиональное отчуждение, являются кризисы профессионального становления и развития (Ю.Б. Гиппенрей-тер, Э. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Д. Миллер и др.). Переживание сотрудником уголовно-исполнительной системы данного кризиса, невозможность найти конструктивное решение для выхода из него могут спровоцировать или усугубить развитие профессионального отчуждения личности.
В процессе пилотажного исследования с использованием опросника Н.Н. Егоровой «Изучение профессиональной идентичности»7 была сформулирована промежуточная гипотеза о том, что у молодых, недавно пришедших на службу начальников отрядов будет выявлено большее количество таких статусов профессиональной идентичности, как диффузная, преждевременная, либо кризис профессиональной идентичности (мораторий), что будет свидетельствовать о профессиональном отчуждении, а среди опытных сотрудников, наоборот, будет преобладать статус достигнутой профессиональной идентичности. В связи с этим участвовавшие в опросе сотрудники были разделены на две равные группы: 1) недавно пришедшие на службу в уголовно-исполнительную систему (стаж - до двух лет); 2) наиболее опытные сотрудники (по мнению руководства учреждений).
Анализ полученных результатов показал, что в первой группе (рис. 1):
1) диффузная идентичность, или неопределенное состояние профессиональной идентичности (средняя степень выраженности статуса), составляет 11,7%;
2) преждевременная, или навязанная, идентичность (средняя степень выраженности статуса) - 2,9%;
3) мораторий, или кризис профессионального выбора (средняя степень выраженности статуса), - 3,1%;
4) достигнутая, или сформированная, идентичность:
- статус выражен незначительно - 23,2%;
- средняя степень выраженности статуса - 59,1%;
- статус выражен - 0%.
Во второй группе показатели следующие (рис. 2):
1) диффузная идентичность, или неопределенное состояние профессиональной идентичности (средняя степень выраженности статуса), - 4,8%;
2) преждевременная, или навязанная, идентичность (средняя степень выраженности статуса) - 1,3%;
3) мораторий, или кризис профессионального выбора (средняя степень выраженности статуса), - 9,7%:
4) достигнутая, или сформированная, идентичность:
- статус выражен незначительно - 8,2%;
- средняя степень выраженности статуса - 72,4%;
70 -60 -50 -40 -
30 -
При этом количество начальников отрядов, имеющих статус «мораторий, или кризис профессионального выбора», значительно выше в группе более опытных сотрудников (19,7% и 3,1%), что также говорит о наличии проблем профессиональной идентичности на стадии мастерства, обусловленных кризисом самоактуализации. К сожалению, выраженным статусом достигнутой профессиональной идентичности в группе наиболее опытных сотрудников обладают всего 3,6% респондентов, среди молодых сотрудников таких нет (что, впрочем, было ожидаемо). Значимых корреляций статусов профессио-
- статус выражен - 3,6%.
На рис. 1 и 2 наглядно показано, что среди молодых сотрудников количество тех, кто имеет статус достигнутой профессиональной идентичности, меньше, чем у опытных сотрудников (59,1% и 72,4% соответственно); статус диффузной, неопределенной, идентичности - больше (11,7% и 4,8%); статус преждевременной, навязанной, идентичности - больше (2,9% и 1,3%), причем в обеих группах он невысок.
59,1%
23,2%
I
%
нальной идентичности с такими показателями, как пол, возраст, образование, в процессе исследования не обнаружено.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают необходимость активизации работы по психологической профилактике профессионального отчуждения и формированию профессиональной идентичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе начальников отрядов исправительных учреждений, особенно на стадиях адаптации, первичной профессионализации (кризисы профессиональных ожиданий
Диффузная Преждевременная Мораторий (кризис) Достигнутая (статус Достигнутая (средняя Достигнутая (статус
выражен степень выражен)
незначительно) выраженности)
Рис. 1. Статусы профессиональной идентичности начальников отрядов (срок службы - до 2 лет), %
80 70 60 50 40 30 20 10 0
4,8%
1,3%
Диффузная
72,4% 72,4%
8,2%
■
Достигнутая (статус Достигнутая (средняя
выражен степень выраженности)
незначительно)
3,6%
выражен)
Рис. 2. Статусы профессиональной идентичности начальников отрядов (срок службы - более 2лет),
0%
и первичной профессионализации) и профессионального мастерства (кризис профессиональной самоактуализации), что наиболее целесообразно осуществлять в процессе обучения в образовательных ор-
ганизациях высшего и дополнительного образования ФСИН России, в индивидуальной (психоконсультирование) и групповой (тренинг профессиональной идентичности) форме8.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: Учеб. [Электронный ресурс]. URL:http://www.ido.rudn.ru/ psychology/labour_psychology/index.html/ (дата обращения: 14.03.2015).
2 См.: Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 46-50; Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Там же. № 4 (28). С. 55-66.
3 См. подр.: Федорова Е.М. Повышение уровня профессионального мастерства начальников отрядов исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития (посвящается 135-летию уголовно-исполнительной системы и 80-летию Академии ФСИН России): Сб. тез. выступлений участников международ. науч.-практ. конф. (Рязань, ноябрь 2014 г.). Рязань, 2014. Т. 2. С. 408-410.
4 См.: Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учеб. пособие для вузов. М., 2005. С. 44-46.
5 См.: Проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: Аналитический обзор с предложениями / Е.М. Федорова; НИИ ФСИН России. М., 2014.
6 См.: Теория и практика психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников уголовно-исполнительной системы: Метод. пособие / Е.М. Федорова; НИИ ФСИН России; УВСПР ФСИН России. М., 2014. С. 16-20.
7 См.: Егорова Н.Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. С. 72-75.
8 См. подр.: Федорова Е.М. Особенности психологической профилактики профессионального отчуждения сотрудников правоохранительных органов // Психология управления в органах внутренних дел: становление методологии и помощь практике: Сб. материалов международ. науч.-практ. конф. (Москва, 15 декабря 2014 г.). М., 2014. С. 266-271.
1 Sm.: Prjazhnikov N.S., Prjazhnikova E.Ju. Psihologija truda: Ucheb. [Jelektronnyj resurs]. URL:http://www.ido.rudn.ru/ psychology/labour_psychology/index.html/ (data obrashhenija: 14.03.2015).
2 Sm.: Baburin S.V. Problemy stressa i adaptacii v penitenciarnoj psihologii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. № 1 (25). S. 46-50; Baburin S.V., Oboturova N.S., Chirkov A.M. Metodologicheskie podhody k probleme psihologicheskogo stressa u sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij i osuzhdennyh // Tam zhe. № 4 (28). S. 55-66.
3 Sm. podr.: Fedorova E.M. Povyshenie urovnja professional'nogo masterstva nachal'nikov otrjadov ispravitel'nyh uchrezhdenij // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema v sovremennom obshhestve i perspektivy ee razvitija (posvjashhaetsja 135-letiju ugolovno-ispolnitel'noj sistemy i 80-letiju Akademii FSIN Rossii): Sb. tez. vystuplenij uchastnikov mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (Rjazan', nojabr' 2014 g.). Rjazan', 2014. T. 2. S. 408-410.
4 Sm.: Zeer Je.F., Symanjuk Je.Je. Psihologija professional'nyh destrukcij: Ucheb. posobie dlja vuzov. M., 2005. S. 44-46.
5 Sm.: Problemy psihologicheskoj profilaktiki professional'nogo otchuzhdenija sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Analiticheskij obzor s predlozhenijami / E.M. Fedorova; NII FSIN Rossii. M., 2014.
6 Sm.: Teorija i praktika psihologicheskoj profilaktiki professional'nogo otchuzhdenija sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Metod. posobie / E.M. Fedorova; NII FSIN Rossii; UVSPR FSIN Rossii. M., 2014. S. 16-20.
7 Sm.: Egorova N.N. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo otchuzhdenija pedagogov: Dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2007. S. 72-75.
8 Sm. podr.: Fedorova E.M. Osobennosti psihologicheskoj profilaktiki professional'nogo otchuzhdenija sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Psihologija upravlenija v organah vnutrennih del: stanovlenie metodologii i pomoshh' praktike: Sb. materialov mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 15 dekabrja 2014 g.). M., 2014. S. 266-271.