ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ
®2011 Гаджиев Г.М., Рамазанов С.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье анализируется проблема профессионального обучения безработной молодежи с позиций ее социализации, способствующей снижению напряженности в молодежной среде, обеспечению качества переподготовки кадров для народного хозяйства, представлены формы и методы обучения по программе обеспечения отраслей народного хозяйства специалистами.
The authors of the article analyze the problem of the unemployed young people’s professional training from positions of their socialization. It promotes the tension decrease in the youth environment, providing the quality of the personnel retraining for the national economy. Here the training forms and methods according the program of providing the a national economy branches with specialists, etc. are also presented.
Ключевые слова: профессиональное обучение, безработная молодежь, формы подготовки, методы подготовки, социализация.
Keywords: professional training, unemployed young people, training forms, training methods, socialization.
В реализации государственной политики занятости одной из главных задач рассматривается повышение через систему профессионального обучения качества подготовки граждан, попавших на рынок труда. Практика показывает, что получение еще одной специальности дает шанс для трудоустройства, несмотря на то, что в абсолютном большинстве рабочие и служащие, имеющие профессиональную подготовку, трудовой стаж, убеждены в какой-то ошибочности, случайности того, что оказались не у дел.
Бытовавшие стереотипы «одна профессия на всю жизнь» стираются у многих, кто столкнулся с жесткими требованиями рынка труда, а повышение квалификации и переподготовка незанятого
населения становятся одним из путей трудоустройства. При этом приоритетным направлением
государственной политики
обеспечения занятости населения
выступает осуществление на практике профессионального
обучения всех, кто потерял работу и нуждается в трудоустройстве, через соответствующие службы, которые постоянно расширяют направления подготовки.
С этих позиций целью профессионального обучения
безработной молодежи выступает повышение ее
конкурентоспособности, трудоустройство посредством
предоставления различных
образовательных услуг на основе согласования потребностей
личности, требований работодателей и прогнозной ситуации на рынке труда. Важен тот факт, что право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 года №1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно
которому бесплатное обучение предоставляется тем, кто зарегистрирован в службе занятости в качестве безработных [2].
Молодой человек,
зарегистрированный в качестве безработного в органах службы занятости, может быть направлен на профессиональное обучение: если он не имеет профессии (специальности); у него отсутствуют варианты трудоустройства по причине недостаточной
профессиональной квалификации, утраты способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности); ему необходимо
изменить профессию
(специальность, род занятий) в связи с отсутствием сферы приложения
сил, отвечающей имеющимся
профессиональным навыкам.
Приоритетным правом
профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации обладают:
- выпускники
общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), при этом не имеющие профессии
(специальности);
- безработные инвалиды;
- безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, жены (мужья) военнослужащих, уволенных с военной службы.
Без согласия безработного служба занятости не имеет права направлять его на
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по одной и той же профессии, специальности дважды.
В период профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработным гражданам гарантируются и
компенсируются: стипендии в период обучения, в том числе по временной нетрудоспособности; материальная помощь; бесплатное медицинское
освидетельствование при
направлении на обучение; оплата стоимости проезда к месту обучения и обратно; при необходимости специальной одежды и обуви; возмещение расходов, связанных с проживанием в случае направления на обучение в другую местность (при наличии договора найма жилья); непрерывность трудового стажа в течение времени, когда субъект в установленном законом порядке получает стипендию.
Следует отметить, что профессиональное обучение
безработной молодежи и незанятого населения носит интенсивный и, как правило, краткосрочный характер, не превышающий 6 месяцев, а в отдельных случаях - 12 месяцев, что зависит от сложности осваиваемых профессий, специальностей, рода занятий, уровня образовательной подготовки и ряда других факторов. При этом продолжительность обучения определяется
профессиональными образовательными программами, осуществляемыми через очную и вечернюю формы подготовки.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к
перераспределению занятости
молодежи из отраслей
материального производства в непроизводственные сферы, чему свидетельством быстрое
уменьшение в экономике России количества специалистов с высокой квалификацией, доля которых составляет только 5%. Для сравнения: в ФРГ этот показатель составляет 56%, в США - 43%, а во Франции - 38%, что актуализирует проблему повышения качества подготовки безработной молодежи, выступающей средством повышения социального и экономического благосостояния общества.
С этой точки зрения профессиональное обучение
молодежи через службы занятости населения в последние годы приобретает новые качественные
грани, среди которых:
демократизация процесса обучения; свободный выбор содержания, форм и методов подготовки; активное
использование коммуникативных и информационных технологий;
изменение взаимоотношения
преподавателей и обучаемых,
интересы же последних в познавательной деятельности
становятся приоритетными.
Подчеркнем, что на современном
этапе личностно-ориентирован-ный подход к образованию молодежи приобретет приоритетный характер, так как используемые формы организации профессионального обучения не доступны для многодетных матерей, лиц с ограниченными возможностями и некоторых других социальных категорий населения. Кроме того, большое количество специалистов, фундаментально подготовленных «на всю жизнь», не могут найти себе место на рынке труда, поскольку не хватает карьерной гибкости, знаний рыночной экономики, умений реализовать свою индивидуальность. В этих условиях исключительно важны вариативные подходы к организации профессионального обучения незанятого населения.
Поэтому система образования служб занятости населения должна учитывать социальные притязания
безработной молодежи,
высвобождаемых работников и других категорий граждан, финансовых возможностей
работодателей, требований в кадрах. Для этого необходим поиск научно обоснованных форм организации профессионального обучения
безработной молодежи,
обеспечивающих право личности на выбор индивидуальной
образовательной траектории.
Эффективное воспроизводство трудовых ресурсов через службу
занятости населения
предопределяется целостностью системы профессионального
обучения безработной молодежи,
организацией процесса с учетом социальных, экономических и
психологических особенностей, что делает необходимым разрешение следующих объективных
противоречий:
- между социальными,
профессиональными и возрастными требованиями категорий молодежи в части получения профессиональной квалификации в короткие сроки,
независимо от занятости и места жительства, и отсутствием необходимых для этого адекватных образовательных ресурсов;
- между необходимостью
предоставления безработной
молодежи свободы в выборе форм организации, содержания, режима и сроков, методов и средств обучения и остаточным технократическим подходом к переподготовке и
профессиональному обучению, когда личность рассматривается только как элемент социально-экономической системы, в которой ее индивидуальные потребности,
интересы и особенности носят вторичный характер;
- между общественной
потребностью в инновационных формах организации
профессионального обучения
безработной молодежи и отсутствием соответствующих
условий, оптимизирующих процесс подготовки;
- между потребностями экономики и социальной сферы в непрерывном образовании молодежи и отсутствием системы необходимых образовательных услуг, форм организации обучения, позволяющих каждому молодому гражданину использовать реальное право на образование, независимо от возраста, занятости, места жительства, времени и места.
Следовательно, обоснование форм организации
профессионального обучения всех социальных, профессиональных и возрастных категорий населения и, в частности, безработной молодежи
служит инструментарием
обеспечения эффективной и свободной занятости в соответствии с выбранным профилем. При этом профессиональное обучение
безработной молодежи через службу занятости населения выступает в качестве неотъемлемой составной части непрерывного образования, в котором превалирует приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Сегодня главными заказчиками переподготовки и обучения являются не только государство и работодатель, но и сам молодой человек, вследствие чего
актуализируется проблема выбора сферы деятельности (профессии), возможности трудоустройства,
наличия условий для
профессионального обучения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01 ноября 2007 г. № 680 разработан и утвержден
«Административный регламент
предоставления государственной услуги по организации
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства,
профессионального обучения», в котором полномочия по
предоставлению государственной услуги по профессиональной ориентации молодежи возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществляя полномочия в области содействия занятости безработной молодежи и населения,
соответствующие государственные службы (центры занятости
населения), в соответствии с требованиями по предоставлению государственной услуги, проведения административных процедур и т.д., представляют сведения о местах нахождения центров, которым переданы полномочия в области содействия занятости. В Республике Дагестан образована служба
занятости населения, включающая
52 центра занятости населения муниципальных образований [3], в которых регистрируются
безработные молодые граждане, изучаются предложения по профессиональному обучению
специальностям, исследуется
учебная база, а также спрос на профессии (специальности) на рынке труда (работодатели) и т.д. Кроме того, центры занятости проводят работу по созданию необходимых условий для организации профессионального обучения
безработной молодежи, среди ее форм: изучение спроса и
предложения по профессиям и специальностям на рынке труда; создание учебно-производственной базы обучения безработной
молодежи; разработка нормативноправовой базы направления безработной молодежи на профессиональное обучение;
создание при всех центрах структур, призванных организовать подготовку безработной молодежи.
В Республике Дагестан профессиональное обучение
безработной молодежи началось с 1992 года, когда 102 гражданина, из них 10 безработных, были обучены на базе ПТУ в селении Ахты, а затем трудоустроены по специальности «швея».
Необходимо отметить, что в первые годы (1992-1996 гг.)
профессиональное обучение
безработной молодежи и других групп граждан проводилось преимущественно (75-85%) под
конкретные рабочие места по заявкам работодателей (на договорных условиях) и по
определенным специальностям (каменщик, токарь, слесарь, сварщик и т.д.). В последующие годы, особенно с 2005 года, наблюдается рост численности безработной молодежи и граждан, направленных на профессиональное обучение по специальностям, ориентированным на организацию собственного дела: портной, водитель, электросварщик,
менеджер, швея, пользователь | компьютера и т.д.
Таблица
Данные роста численности безработных граждан
Год Количество безработной молодежи и других групп граждан Направлены на обучение
Молодежь до 30 лет Другие группы граждан
2005 11651 3053 8598
2010 10619 7154 3469
К примеру, за 2010 год из 10619 безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, 7154 человек - это молодежь, в возрасте от 19 до 29 лет (69%). Из 7154 безработной молодежи 89% направлены на профессиональное обучение с самозанятостью. Это объясняется тем, что с каждым годом потребность предприятий в работниках уменьшается, в 2010 году она достигла около одной тысячи вакансий.
Ежегодно (с 2009 года) в рамках антикризисных мероприятий службой занятости РД организуется профессиональное обучение
молодых работников крупных
предприятий, находящихся под риском увольнения (сокращения). Получая вторую профессию за счет средств, направленных на проведение антикризисных
мероприятий, люди заняты работой, пользующейся спросом.
В условиях усиления религиознополитического экстремизма и терроризма в республике проблема занятости молодежи остается очень важной. Поэтому служба занятости республики должна уделять серьезное внимание вопросам занятости
молодежи как одной из слабо защищенных категорий граждан.
Примечания
1. Деражке Ю. Л. Новые подходы к организации профессионального обучения // Служба занятости. 2005. № 9. 2. Закон о занятости населения в Российской Федерации. М., 2000. 3. Организация профессионального обучения безработных граждан в республике // Справочные материалы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан. Махачкала, 2009. 4. Переобучение - путь к трудоустройству (из опыта работы Белгородского областного центра занятости населения). Белгород, 1996. 5. Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. «Об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». М., 2000.
Статья поступила в редакцию 14.03.2011 г.