Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения'

Основные направления повышения эффективности профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1865
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочая сила / профессиональное обучение / рынок труда / безработица / инновационные технологии
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности профессиональной подготовки безработных граждан и незанятого населения»

УДК 376.63

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Задача повышения качества рабочей силы, актуальность которой подчеркивается известными экономистами и практиками, предполагает принятие превентивных мер в области структурной перестройки подготовки специалистов. Один из путей ее решения - профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

Анализ современного состояния системы профессионального обучения безработных граждан показывает, что для нее характерны противоречия и недостатки, снижающие эффективность образовательной деятельности. При формировании новой системы следует учитывать, что основная цель профессионального обучения - восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных путем предоставления им возможности приобрести новую профессию и повысить квалификацию для последующего трудоустройства. Приоритетным направлением формирования современной системы профессионального обучения безработных является разработка и внедрение инновационных технологий, направленных на изменение характера образования как усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому, на формирование у обучаемых активного метода познания, умения пользоваться полученными знаниями для их прироста и реализации.

Ключевые слова: рабочая сила, профессиональное обучение, рынок труда, безработица, инновационные технологии.

Задача повышения качества рабочей силы, актуальность которой подчеркивается известными экономистами и практиками, предполагает принятие превентивных мер в области структурной перестройки подготовки специалистов. Один из путей ее решения -профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

Безработным гражданам, исходя из потребностей рынка труда, требований работодателей, учета их индивидуальных интересов и профессиональных склонностей, предоставляются самые разнообразные образовательные услуги: от профессиональной подготовки (первоначального обучения) до повышения квалификации по самым различным профессиям - для рабочих и от переподготовки до стажировки - для специалистов. Программы обучения преследуют две основные цели: краткосрочную и долгосрочную. В краткосрочном плане считается, что обновление профессиональных навыков повышает вероятность заполнения имеющихся вакансий. В долгосрочном плане профессиональное обучение в целом улучшает качество рабочей силы и, тем самым, улучшает структуру предложения и снижает профессиональные риски, возникающие по причине циклических долгосрочных колебаний в спросе.

Анализ современного состояния системы профессионального обучения безработных граждан показывает, что для нее характерны противоречия и недостатки, снижающие эффективность образовательной деятельности. При формировании новой системы следует учитывать, что основная цель профессионального обучения - восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных путем предоставления им возможности приобрести новую профессию и повысить квалификацию для последующего трудоустройства.

Приоритетным направлением формирования современной системы профессионального обучения безработных является разработка и внедрение инновационных технологий, направленных на изменение характера образования как усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому, на формирование у обучаемых активного метода познания, умения пользоваться полученными знаниями для их прироста и реализации.

Ю.В. БОЛТЕНКОВА

Белгородский государственный университет

e-mail:

boltenkova@bsu.edu.ru

206 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ |^| № 3 (34), 2007

Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Инновационные технологии чаще всего апробируются в следующих элементах образовательного процесса:

• в принципах обучения (модульность, вариативность сроков обучения, индивидуализация и т. д);

• в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцирующее обучение и т. д.);

• в методах контроля и управления (контроль по модулям, тестирование и рейтинги, корректировка индивидуальных программ на основе оценки его результативности и т. п.);

• в средствах обучения (компьютерные программы, мультимедийные средства, базы данных и т. п.)1.

Инновационные подходы создают благоприятные условия для развития личности, для реализации ее права на творческое отношение к предмету и процессу обучения. Подготовка работника к функционированию в новом качестве, по новой специальности, а зачастую, и в совершенно новой для него среде требует серьезного осмысления, анализа содержательных моментов, выработки концепции организации переобучения, адекватного социально-экономической ситуации. Для того чтобы этот процесс был эффективен в социальном отношении и экономически оправдан, необходимы подготовка и планирование его поэтапного осуществления, разработка своего рода технологической схемы реализации комплекса мероприятий, который должен отражать целевую функцию, особенности организации процесса на каждой последующей ступени, механизм взаимодействия всех заинтересованных субъектов.

В период социальной трансформации общества происходит изменение сущностных черт трудового сознания человека, которое нередко сопровождается противоречием между официальной политикой и социально-экономической реальностью, между ориентацией и результатами. Рынок труда требует квалифицированных работников, обладающих современными знаниями, умениями и технологиями, способных легко адаптироваться к трудовому процессу. Но нередко овладение возрастающими объемами знаний отнюдь не приближает обучаемого к обозначенной модели его мышления и действия, погружая его в глубинное пространство полученной информации. С другой стороны, в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса профессиональные знания и умения быстро утрачивают свою актуальность, меняется номенклатура самих профессий и специальностей, одни начинают исчезать, зато рождаются другие. Поэтому важно добиться такого усвоение знаний и умений, которое даст не только возможность применять их, но также сформирует способность самостоятельно осваивать новые достижения, способность двигаться вместе с ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Необходимость инновационного образования, кроме всего прочего, вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к новому типу цивилизации - информационному обществу и, как следствие, новыми, более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника. Основным педагогическим требованием, предъявляемым к инновационным технологиям обучения, является обеспечение креативности образовательного процесса, активизация творческого потенциала, формирование потребностей в непрерывном образовании, блокирование факторов действия факторов, препятствующих распространению нововведений.

Важное место в системе профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения занимают государственные образовательные учреждения службы занятости - учебные центры. В них широко применяется вариативность обучения, внедрение современных учебных планов и программ, эффективных технологий и методик обучения, в том числе модульной технологии открытого обучения, дистанционного обучения, мультимедийных программ и др.

Дистанционное обучение возникло сравнительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший опыт, накопленный различными образовательными учреждениями, использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Дистанционное обучение является перспективным способом получения качест-

1 Модернизация системы образования - объективная необходимость //Человек и труд. 2002. №5. С. 24-25.

венного образования безработными гражданами и незанятым населением, проживающим в удалении от территориальных образований, концентрирующих в себе научные и образовательные центры2.

Для выработки у будущего специалиста практических навыков применяют комбинирование дистанционной формы теоретического обучения с традиционными формами практического обучения.

Интерес представляют технологии мультимедиа, поскольку они позволяют реализовать в аудиовизуальной среде интерактивные процессы обучения. Компьютерные обучающие мультимедиа-системы позволяют углубить знания, сделать их более прочными, сократить сроки обучения, создают условия, при которых обучаемый не может оставаться пассивным, а наоборот, активно участвует в процессе работы с мультимедиа-продуктами.

Технологии обучения с использованием аудиовизуальных средств комплексной обработки информации являются одними из наиболее интенсивных. Учебный материал, дидактически подготовленный специалистами, ориентирует на развитие индивидуальных способностей учащихся, а следовательно, способствует реализации опережающего профессионального образования. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графически-текстовых и/или музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что значительно усиливает проявление исследуемого свойства в учебном процессе, повышая его эффективность.

Ключевым направлением в работе органов службы занятости совместно с образовательными учреждениями должно стать принципиально новое структурирование и содержательное наполнение учебно-программной документации, обладающей необходимой вариативностью для обеспечения дифференцированного обучения в зависимости от потребностей рынка труда. В действующей учебно-программной документации нередко отсутствует единство. Многие учебные программы перегружены второстепенным материалом, не имеющим профессионального приложения, что необоснованно приводит к удлинению сроков обучения и его удорожанию. Содержание учебных программ во многих случаях не отвечает задачам интенсификации образовательного процесса, дифференциации, индивидуализации и вариативности обучения. В них часто не сформулированы цели и задачи обучения, что не позволяет объективно оценивать уровень усвоения учебного материала. Разработчики учебно-программной документации практически не используют элементов новой технологии проектирования содержания обучения на основе образовательных стандартов, не предусматривают возможности формирования пакетов учебных модулей, в том числе и модулей трудовых навыков для выполнения конкретной работы или группы работ з.

Показателями эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения являются их высокий профессионализм и конкурентоспособность, трудоустройство непосредственно после обучения, а также минимальный срок поиска работы, быстрая адаптация на новом рабочем месте. Сегодня, ориентируясь на потребности конкурентного рынка, учиться и подтверждать собственную квалификацию приходится непрерывно. Способность и готовность к этому свидетельствует о высоком инновационном потенциале личности.

Основные направления политики занятости в области профессионального обучения можно свести к следующим: формирование социального заказа на профессиональное обучение безработных граждан, а также участие в определении объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня; оказание услуг работодателям в области опережающего профессионального обучения; профессиональное обучение безработных граждан для работы в негосударственном секторе для развития ремесленничества и нового уровня сферы услуг; предоставление приоритета при направлении на учебу службой занятости социальным группам, отнесенным к особо нуждающимся категориям населения или длительное время находящимся на пособии по безработице; ориентирование молодежи, не имеющей профессии, на получение ее через профессиональные образовательные учреждения; обеспечение отбора учреждений профессионального образования и наиболее эффективных учебных

2 Назаренко В. Дистанционное обучение - технологии будущего // Человеческие ресурсы. 2002. №з. С. 20-21.

3 Шидо В. От теории - к практике // Человеческие ресурсы. 2002. №3. С.18-19.

208

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 3 (34), 2007

программ для обучения безработных граждан; развитие прямой и обратной связи между центрами занятости и учебными заведениями в целях повышения эффективности процесса подготовки кадров из числа безработных граждан; осуществление контроля за содержанием и качеством обучения.

Для современной ситуации на рынке труда характерно, что в предложении рабочей силы преобладают, в основном, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, в то же время как среди вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости преобладают профессии рабочих. Поэтому профессиональное обучение должно осуществляться на основе комплексного подхода с учетом уровня образования, профессиональных знаний и умений, производственного и жизненного опыта безработных граждан.

Чтобы реализовать приоритеты политики занятости в области профессионального обучения, важно наладить регулярную информацию населения о ситуации на рынке труда: спросе на рабочую силу, возможностях профессионального обучения; приоритетности задачи направления на профессиональное обучение безработных, нуждающихся в особой социальной поддержке (молодежь, женщин, имеющих малолетних детей и детей инвалидов, инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас, длительное время не работавших, прекративших получать пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты); продолжении работы по созданию регионального банка данных профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда; информировании работодателей о предложении рабочей силы, привлечении их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения; использовании для обучения безработных граждан образовательных учреждений разного уровня подготовки и прошедших конкурсный отбор; сочетании разных форм и видов организации обучения, в том числе групповых и индивидуальных занятий, построении учебного процесса в зависимости от первоначального уровня знаний обучаемого.

Прошло то время, когда достаточно было просто направлять на обучение безработных граждан ради того, чтобы они получили любую профессию, которая позволила бы им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. В современных условиях приоритетное направление политики занятости в области профессионального обучения безработных граждан состоит в сближении профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда. Сегодня уже никому не приходится доказывать, что профессиональная подготовка безработных граждан и незанятого населения -едва ли не самая важнейшая среди активных мер политики занятости. Но по-настоящему эффективным профессиональное обучение станет только тогда, когда, действительно, будет согласовано с реальными потребностями работодателей.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE IMPROVEMENT OF EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAININGS OF UNEMPLOYMENT CITIZENS

assistant professor World Economy Belgorod State University

Y.V. BOLTENKOVA

e-mail:

boltenkova@bsu.edu.ru

The task of the improvement of labor source quality suggests the acceptance of preventive measures in structure reconstruction area of specialist preparation. One of way of decision is professional training of unemployment citizens. Analyze of modern position of system of training shows disadvantages of one which decreases the effectiveness of this system. We must note that the aim of this system is the renovation of professional mobility and competition of unemployment people. The prioritized directions of foundation of modern system of training is the creation and introduction of innovative technologies directed at the alteration of character of education.

Key words: labor force, professional training, labor market, unemployment, innovative technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.