Научная статья на тему 'Модель практикоориентированного обучения безработных граждан'

Модель практикоориентированного обучения безработных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель практикоориентированного обучения безработных граждан»

МОДЕЛЬ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ

ГРАЖДАН

ТИХОНОВА Н.Р.

Ситуация, складывающаяся в системе отечественного образования, требует

кардинального реформирования. В связи с этим увеличивается количество исследований, демонстрирующих взаимосвязь между оценкой успешности функционирования личности в профессиональной деятельности и профессиональном обучении и такими его интегративными личностными характеристиками, как самосознание, профессиональное самосознание, становление которого начинается в вузе. Именно формирование структурных компонентов профессионального самосознания в процессе вузовского обучения, а затем в трудовой деятельности на сегодняшнем этапе может выступить в качестве методологической и методической основы в разработке проблемы современной подготовки специалистов.

Профессиональное обучение безработных граждан приобретает приоритетное значение в системе общегосударственных мер социально-экономического развития и противодействия безработице, выполняет доминирующую функцию социальнопрофессиональной реабилитации человека, которая реализуется через организацию,

содержание и технологию профессионального обучения, приобретая с каждым годом все более личностно-ориентированный и практический характер.[1] Переход на новые методы хозяйствования, становление рынка труда, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономику детерминируют создание и развитие новых моделей организации обучения, направленных на развитие свободной, гармонично развитой личности, подготовку квалифицированных специалистов, востребуемых на рынке труда.

Отечественная профессиональная школа длительный период функционировала в отрыве от мировой практики обучения. Динамические изменения, происходящие на рынке труда, обозначили противоречия между традиционной системой профессионального обучения безработных граждан и потребителями новых образовательных ресурсов. Традиционное профессиональное обучение носит преимущественно репродуктивный характер, отличается авторитарностью, отождествляется с деятельностью преподавателя, закрепляет субъект-объектные отношения в процессе обучения, что представляется неадекватным развивающимся в обществе практикоориентированным тенденциям.

Традиционная система дополнительного профессионального образования, основанная на применении лишь классических подходов к обучению, в рамках которой осуществляется профессионализация лишь с позиций максимальной общественной полезности, слабо ориентирована на развитие практических навыков и умений, необходимых в дальнейшем не только для трудоустройства, но и для качественного выполнения трудовой функции.

Выбор новой модели профессионального обучения безработных граждан позволит повлиять на формирование специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, мобильного, компетентного, свободно владеющего своей профессией (специальностью), готового к постоянному профессиональному росту в рамках непрерывного образования. Необходимо уделить внимание формированию системы непрерывного образования при всесторонней поддержке государственных, региональных, муниципальных и коммерческих структур с тем, чтобы организационно-экономическими средствами способствовать обеспечению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости.[2] Сейчас же учебные заведения в основном ориентируются на спрос населения, а не на спрос работодателя, и, как следствие, нередко, выпускники, получившие невостребованную профессию, пополняют ряды безработных. Только гибкая, мобильная и мощная система профессионального обучения безработных граждан позволит более полно и эффективно осуществлять кадровую поддержку инновационных процессов развития

рыночной экономики в России, что в известной степени снизит социальную напряженность в обществе.

Именно практикоориентированная модель обучения позволит оптимально удовлетворить запросы граждан и работодателей и учесть интересы общества, экономики и государства.

Организация деятельности преподавания в процессе обучения безработных граждан зависит от специфики построения содержания учебного материала по определенному профилю подготовки и применяемых ведущих методов и средств обучения. Это оказывает существенное влияние на характер взаимодействия в обучении преподавателя-консультанта и слушателя из числа безработных граждан. В зависимости от этого выделяют различные модели обучения как традиционные, так и инновационные. К традиционным относят такие модели обучения как -объяснительно-иллюстративные, проблемные, программированные, а к инновационным - «блочное обучение», «модульное обучение», «дистанционное обучение», «практикоориентированное обучение» и др.

Сущность понятия «модель обучения» сводится, с одной стороны, к моделированию содержания, которое слушатели должны усвоить, а с другой -педагогических, учебнопознавательных и практических действий, без которых невозможно полноценное обучение.[3] Модели различаются между собой по различным признакам: по характеру обучающей и обучающейся деятельности, по характеру взаимодействия преподавателя и слушателя, по построению и содержанию обучения, по средствам и методам обучения.

Остановимся на описании модели пратикоориентированного обучения безработных граждан.

Практикоориентированное обучение - такая модель обучения, при которой преподавателем организуется относительно самостоятельная деятельность, в ходе которой слушатели усваивают новые знания, приобретают практические умения и навыки, а также развивают профессиональные способности.

Характер преподавания в сравнении с другими моделями резко меняется: слушатели ориентированы на выполнение практических заданий, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности (например, оформляют пакет документов, составляют должностную инструкцию, договор и др.). В ходе выполнения этих практических заданий формируются новые знания: понятия, принципы, алгоритмы, правила. Целью создания модели практикоориентированного обучения является формирование и развитие слушателя (из числа безработных граждан) как будущего конкурентоспособного активного субъекта в трудовой и общественной деятельности. Основу определения данной модели составляет понятие «практика». Практика (от греч. prakticos -деятельный, активный) - материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Практика в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки. [4]

В качестве структурных элементов модели практикоориентированного обучения можно выделить следующие:

1. Создание практических задач и ситуаций (с учетом специфики профессионального обучения и требований потенциальных работодателей).

2. Составление алгоритма решения практической задачи и его обоснование (с учетом нормативно-правовых требований и технологии производства).

3. Обобщение результатов (закрепление и применение полученных новых знаний и практических умений в теории и на практике).

Преподаватель на каждом этапе выполняет функции руководителя, наставника, организатора. Степень его участия зависит от сложности выдвигаемых практических задач, от полноты проработки учебно-методических материалов (которыми приходится

оперировать слушателю при выполнении задания), уровня подготовленности и развития слушателей, наличия необходимого оборудования и материалов. Одновременно от этого зависит и степень активности самого слушателя.

Следует отметить, что практикоориентированное обучение является естественным обучением: как в жизни мы узнаем, что то новое, когда сталкиваемся с необходимостью что то сделать, так и безработные граждане в системе дополнительного профессионального образования должны «ощутить» специфику будущей трудовой функции. Разница, однако, в том, что преподавателю приходится организовывать эту «встречу». В связи с этим он может использовать различные методы обучения: деловые и имитационные игры (в том числе обучающие компьютерные программы), моделирование процессов (максимально приближенных к реальным производственным условиям), метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака. В основе этих методов лежит наличие практической задачи, подлежащей решению. [5]

К достоинствам практикоориентированного обучения относится то, что безработные граждане за короткий срок обучения активно включаются в практическую деятельность, при этом они, как правило, испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение от полученного результата), у них формируются не только определенные интеллектуальные умения (наблюдение, анализ, доказательство и другие), но и творческие умения (умения ставить вопросы и искать решения).

Данная модель обучения требует высокой предметной и методической квалификации преподавателя, способности его самого формулировать практическое задание и находить правильное решение.

Чтобы научить безработного гражданина новым методам и способам интеллектуальной работы или профессиональной деятельности, необходимо помочь ему изменить мышление, сознание и личность. Решив эту проблему, можно решить проблемы обучения и развития взрослых людей.

Модель практикоориентированного обучения построена на следующих идеях и принципах.

1. Работа организуется не в последовательности «от знаний - к действиям», а «от действий - к знаниям». У человека, который попробовал что-то сделать сам, возникают вопросы, трудности, мотивация узнать что-то новое о предмете действия. В этом и только этом случае, когда появляется потребность в новой информации, она становится востребованной и воспринимается.

2. Обучение организуется не как знакомство с имеющимся знанием, а как исследование соответствующей предметной области, т.е в при реализации этой модели не происходит наполнение внешней информацией памяти людей (обычно из этого ничего не получается), а как креативная, творческая деятельность, самостоятельное «изобретение» новых механизмов.

3. Идея социальной природы человека используется в модели обучения в

форме принципа-утверждения: эффективное обучение взрослого человека

возможно только в группе и за счет ее ресурсов. Группа дает многомерность смыслового пространства, интерпретаций, образов, возвращает человеку энергию совместного поиска и творчества, экономит силы каждого и становится гарантом воплощения приобретенного в практику жизни.

4. Обучение наиболее эффективно, когда в качестве учебного материала рассматривается практический опыт, проблемы и намерения слушателей.

Практикоориентированное профессиональное образование должно сопровождаться профессиональной ориентацией и психологической поддержкой как системой средств развития личностной и профессиональной мобильности, раскрытия способностей граждан к самообучению и самоанализу. Тем самым данная модель рассматривается как эффективный инструментарий формирования у безработных граждан качественных знаний, практических умений и навыков.

Одним из важнейших направлений в системе практикоориентированного обучения является выбор и коррекция содержания обучения, которое отражает отраслевые требования, учитывает интересы работодателей и возможности обучаемых.

Модель практикоориентированного обучения безработных граждан можно рассматривать как новую стратегию решения социальных проблем занятости и профессионального роста граждан в системе общегосударственных мер противодействия безработице.

Список литературы

1. Деражне Ю. Рынок труда и его влияние на профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. // Служба занятости №12. 2005 - а51.

2. Мордачев В.Д. Занятость населения. Запад. Россия. - Екатеринбург: Издательский дом «Урал Юр Издат», 2005. - с. 155.

3. Педагогика / Под.ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004 -с.191.

4. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с. 117.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М.: «Издательский центр «Академия», 2007

- с. 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.