Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТРУКТУРА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еськина Оксана Анатольевна, Ломакина Татьяна Юрьевна

В статье предложена новая структура иноязычной коммуникативной компетенции курсантов технических вузов, где помимо требований федеральных образовательных стандартов высшего образования Минобрнауки России, введены дополнительные профессионально-ориентированные составляющие с учетом профиля подготовки курсантов, которые формируют их готовность к эффективному общению с представителями иноязычных культур и выполнению квалификационных требований к военным специалистам. Помимо этого, раскрыта инновационная методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки, которая реализуется в течение всего периода обучения в военном техническом вузе. Методика включает три этапа (адаптивный, репродуктивный, продуктивно-творческий) и позволяет использовать средства иностранного языка в профессиональной подготовке курсантов как в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» на младших курсах, так и в ходе изучения цикла общепрофессиональных и профессиональных дисциплин на старших курсах. Основными используемыми средствами иностранного языка в области военно-профессиональной подготовки были выбраны - совместное решение военно-профессиональных задач с «иностранными» специалистами в ходе деловых игр; использование языковых и ролевых игр, викторин, брифингов, семинаров, круглых столов по профилю подготовки курсантов, с привлечением «иностранных» специалистов; использование различий в точках зрения с «иностранными» специалистами при обсуждении военных операций, конференций, учений. Данные приемы позволяют курсантам оперировать языковыми средствами для решения различных военно-профессиональных задач в ситуациях межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еськина Оксана Анатольевна, Ломакина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION IN MILITARY TECHNICAL ACADEMIES OF RUSSIA WITH THE USAGE OF FOREIGN LANGUAGE DURING THE ENTIRE PERIOD OF CADETS’ TRAINING

The article proposes a new structure of foreign language communicative competence of cadets, where, professionally oriented components are introduced in addition to the requirements of federal educational standards of high education, which were introduced by the Russian Ministry of Education and Science, taking into account the technical specialties of cadets. These components form their readiness for effective communication with representatives of foreign cultures and the fulfillment of qualification requirements for military personnel. In addition, an innovative methodology for the formation of foreign-language communicative competence of cadets in the field of military vocational training, which is implemented during the entire period of study at a military technical university, is revealed. The methodology includes three stages (adaptive, reproductive, productive and creative) and allows using the means of a foreign language in the professional training of cadets both in the course of studying the discipline “Foreign Language” in the junior years, and in the course of studying the cycle of general professional and professional disciplines in the senior years. The main used means of a foreign language in the field of military professional training were chosen - the joint solution of military professional tasks with “foreign” specialists during interactive games; the usage of language and role-playing games, quizzes, briefings, seminars, round tables on the specialties of cadets, with the involvement of “foreign” specialists; using differences in points of view with “foreign” specialists when discussing military and peacekeeping operations, exercises, conferences, scientific issues. These techniques allow cadets to operate language means in order to solve various military professional tasks in situations of intercultural cooperation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Профессиональное образование в военных технических вузах России с использованием средств иностранного языка в течение всего периода обучения курсантов в высшей школе

Еськина Оксана Анатольевна,

преподаватель кафедры иностранных языков, филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого в г. Серпухове E-mail: nizhegorodov55@rambler.ru

Ломакина Татьяна Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего лабораторией, Институт стратегии развития образования Российской академии образования E-mail: http://instrao.ru

В статье предложена новая структура иноязычной коммуникативной компетенции курсантов технических вузов, где помимо требований федеральных образовательных стандартов высшего образования Минобрнауки России, введены дополнительные профессионально-ориентированные составляющие с учетом профиля подготовки курсантов, которые формируют их готовность к эффективному общению с представителями иноязычных культур и выполнению квалификационных требований к военным специалистам. Помимо этого, раскрыта инновационная методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки, которая реализуется в течение всего периода обучения в военном техническом вузе. Методика включает три этапа (адаптивный, репродуктивный, продуктивно-творческий) и позволяет использовать средства иностранного языка в профессиональной подготовке курсантов как в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» на младших курсах, так и в ходе изучения цикла общепрофессиональных и профессиональных дисциплин на старших курсах. Основными используемыми средствами иностранного языка в области военно-профессиональной подготовки были выбраны - совместное решение военно-профессиональных задач с «иностранными» специалистами в ходе деловых игр; использование языковых и ролевых игр, викторин, брифингов, семинаров, круглых столов по профилю подготовки курсантов, с привлечением «иностранных» специалистов; использование различий в точках зрения с «иностранными» специалистами при обсуждении военных операций, конференций, учений. Данные приемы позволяют курсантам оперировать языковыми средствами для решения различных военно-профессиональных задач в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, иноязычная коммуникативная компетенция, структура, квалификационные требования, методика формирования, курсанты военного технического вуза.

о с

U со

Система высшего образования России в настоящее время базируется на одном из «краеугольных камней» - компетентностном подходе. Этот подход привлек особое внимание университетского сообщества нашей страны более двадцати лет назад. Важным понятием, связанным с компетент-ностным подходом в высшем образовании, является понятие профессиональной компетентности выпускника вуза. Ее можно определить как владение совокупностью общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), включающее готовность к применению этих компетенций и наличие опыта их применения [8, с. 20; 12, с. 67; 13, с. 115].

На сегодняшний день следует отметить, что проводимые реформы в системе профессионального образования (в том числе и военного образования) повысили значимость иностранного языка как дисциплины, которая направлена на формирование коммуникативных языковых компетенций. Кроме того отмечаем, что в настоящий период Вооруженные силы Российской Федерации имеют ограниченные контакты с иностранными специалистами, несмотря на это, военнослужащие взаимодействуют как с отечественными, так и зарубежными образцами вооружений и военной техники, осваивают информационное пространство с использованием средств иностранного языка. В этих условиях остаются актуальными вопросы профессиональной подготовки военных специалистов в технических вузах, которые будут способны решать военно-профессиональные задачи, в том числе и в иноязычной коммуникативной среде. Конечно, в первую очередь это касается языка специальности, который становится необходимой и обязательной составляющей профессиональной и специальной подготовки курсанта, основой его успешной профессиональной деятельности как будущего специалиста. Поэтому, язык специальности становится необходимой и обязательной составляющей профессиональной подготовки курсанта, основой его успешной профессиональной деятельности как будущего специалиста [2, с. 158; 4, с. 65; 7, с. 41].

Анализ требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) России по направлениям специалитета показывает, что иноязычная коммуникативная компетенция, как требование к выпускникам технических вузов по различным специальностям, представляет собой совокупность универсальных компетенций

(УК) двух групп: коммуникации и межкультурного взаимодействия (УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия и УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия) [9, 11, с. 55-57]. Однако, в её структуре отсутствуют ОПК и ПК, позволяющие осуществлять военному инженеру иноязычную коммуникацию по специальности. Поэтому, учитывая специфику каждой специальности, нами предлагается -ввести, через квалификационные требования (КТ) к военно-профессиональной подготовке выпускников военных технических вузов, дополнительно следующие компетенции: ОПК и ПК, которые будут формироваться в течение всего периода подготовки курсантов. Таким образом, на примере специальности 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами [10] нами предлагается ввести дополнительные составляющие в структуру иноязычной коммуникативной компетенции, следующие военно-профессиональные компетенции: ВП.ОПК - способен осуществлять профессиональное и деловое общение на иностранном языке в виде чтения и понимания профессиональных текстов, изложения своего мнения на иностранном языке в монологическом и диалогическом общении, а также понимания на слух и передачи сведений и содержания военных документов или материалов в обычных условиях и ВП.ПК - способность анализировать и делать обзоры современного состояния летательных аппаратов, понимать общие принципы построения, работы и развития систем управления и навигации летательных аппаратов с использованием средств иностранного языка и готовность осуществлять общение с представителями иноязычных культур по профилю специальности [4, с. 65-67].

Отсюда, в общей структуре иноязычной коммуникативной компетенции нами были выделены три составляющие компетенции (рисунок 1). Этими составляющими являются:

1) универсальная (лингвистическая) составляющая (совокупность универсальных компетенций двух групп: коммуникации (УК-4) и межкультурного взаимодействия (УК-5)), где критериями выступают: знания, умения и опыт использования; а вот показателями критерия - требования учебной программы дисциплины «Иностранный язык» (определенных и заданных ФГОС ВО для технических специальностей);

2) общепрофессиональная (предметная) составляющая (ВП.ОПК), где критериями выступают: знания, умения и опыт использования; а вот показателями критерия - требования к общепрофессиональной подготовке курсанта-выпускника военного технического вуза (определенная и заданная КТ для военных специалистов);

3) профессиональная (предметная) составляющая (ВП.ПК), где критериями выступают: знания, умения и опыт использования; а вот показателя-

ми критерия - требования к профессиональной и специальной подготовке курсанта-выпускника по профилю подготовки (специальности) (определенная и заданная КТ).

I------------------------------------------1

Иноязычная коммуникативная компетенция

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Универсальные компетенции

Социокультурная

Компенсаторная

Учебно-познавательная

Общепрофессиональные Профессиональные компетенции

компетенции

Квалификационные требования к профессиональной подготовке выпускников

Рис. 1. Структура иноязычной коммуникативной компетенции курсанта-выпускника технического вуза с учетом его профиля подготовки

Таким образом, в содержание иноязычной коммуникативной компетенции курсантов введены новые дополнительные профессионально-ориентированные составляющие, которые формируют их готовность к эффективному общению с представителями иноязычных культур и выполнению квалификационных требований к военным специалистам по профилю их подготовки. Из этого вытекает, что основными целями формирования иноязычной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов военного технического вуза являются:

1) развитие профессионально-личностных качеств курсантов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции;

2) совершенствование профессиональной и специальной подготовки курсантов с использованием средств иностранного языка;

3) поддержание требуемого уровня готовности к проявлению иноязычной коммуникативной компетенции курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов.

Перечисленные цели реализуются в ходе учебно-коммуникативной деятельности, которая заключается в обучении курсантов иностранному языку как средству общения в профессиональной среде и как способу получения дополнительных знаний по профессиональным и специальным дисциплинам, в том числе и связанным с зарубежным опытом в сфере профессиональной и военно-профессиональной деятельности.

Следует отметить, что одной из особенностей образовательного процесса в военном техническом вузе является отсутствие практики непосредственной коммуникации на иностранном языке на старших курсах (т.е. после окончания дисциплины «Иностранный язык», проводимой на младших курсах). Эта особенность, чаще всего, компенсируется введением внеаудиторного практикума - чтением и переводом аутен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Речевая

Языковая

тичных научно-технических текстов кусантами-старшекурсниками [1, с. 37; 3, с. 190]. С учетом отмеченной особенности, предлагается инновационная методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки, которая реализуется в течение всего периода обучения в военном техническом вузе [3, с. 189-191].

Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки содержит на первом этапе (адаптивном): 1) мотивационно-стимулирующий фон для формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки на начальном этапе обучения в вузе; 2) определение соответствия сложности содержания дисциплины «Иностранный язык» реальным учебным возможностям обучаемых, имеющих различную языковую подготовку.

Помимо мотивации, целью этого этапа явилось - дифференцированное определение уровней сформированности иноязычной коммуникативной компетенции курсантов имевших разный уровень довузовской подготовки.

Для реализации поставленной цели создавались мотивационно-ценностные условия такие как: 1) формирование ценностного отношения курсантов к изучению иностранного языка с помощью рефлексии; 2) развитие стремления к освоению иноязычной коммуникативной компетенции для осуществления и творческого преобразования своей военно-профессиональной деятельности, с учетом иноязычной деловой коммуникации в образовательной среде вуза; 3) проводилась проэктная деятельность и использовались ролевые формы занятий.

Формирование содержания программы обучения этого этапа осуществлялось на основе базовой военной лексики (доклад-представление дежурного, строевые команды, названия видов и родов войск, названия военных подразделений, воинских званий и т.п.). Курсантам были предложены адаптивные тексты, аудио и видеоматериалы, которые затем обсуждались в ходе занятий. Фонетический и грамматический строй языка, изученный в школе, был актуализирован в ходе выполнения ряда заданий и упражнений [3, с. 201].

Второй этап (репродуктивный) методики осуществлялся с целью - развития профессионально-личностных качеств курсантов в аспекте формирования иноязычной коммуникативной компетенции и готовности курсанта к проявлению иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности.

Для реализации поставленной цели создавались следующие педагогические условия: 1) со-5 здание и разрешение проблемных ситуаций § с использованием средств иностранного языка; £3 2) формирование потребности к освоению ино-еЗ странного языка как средства познания вооруже-ав ния и военной техники, способов их боевого при-

менения и эксплуатации (в том числе и вероятного противника); 3) проведение профессионально-ориентированного двустороннего перевода (как устного, так и письменного); 4) групповое обсуждение военно-технических задач и способов их разрешения; 5) участие курсантов в ВНОО (военно-научном обществе обучающихся) по дисциплине «Иностранный язык»; 6) проведение занятий в форме деловой игры, различные конкурсы, олимпиады по иностранному языку.

Помимо этого, на втором этапе, нами были предложены еще и содержательно-целевые условия, среди которых выделим: функциональную ориентацию цифровых информационных технологий (ЦИТ) на использование активных и интерактивных методов обучения иностранному языку (занятия в лингафонном и компьютерном классах), а также - использование аудио и видео технологий. Так, исследование показало, что объяснение сложных физических процессов происходящих в летательных аппаратах и их системах управления (например, по темам: Internal Combustion Engines - Двигатели внутреннего сгорания, Rocket Engines - Ракетные двигатели, Missile Components - Компоненты ракеты, Guidance Systems - Системы наведения и др.) преподавателю невозможно осуществить без использования ЦИТ [5, с. 62; 6, с. 15]. Исследование показало на эффективность применения на этом этапе как адаптированных текстов (учебник, учебное пособие), так и аутентичных текстов (научная статья, техническое описание, инструкция, описание изобретений по специальности подготовки), а также видеосюжетов содержащих профессионально-ориентированную информацию.

Третий этап методики - продуктивно-творческий, заключается в активном творческом проявлении иноязычной коммуникативной компетенции курсантов технического вуза в ходе изучения военно-профессиональных и специальных дисциплин. Данный этап охватывает 4 семестра - 4-й и 5-й курс, когда дисциплина «Иностранный язык» уже окончена. Целью данного этапа является - поддержание требуемого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов. Это этап проявления иноязычной коммуникативной компетенции курсантами в ходе практики «Научно-исследовательская работа», тактико-специального учения выпускников, курсового и дипломного проектирования, позволяющий:

1) осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования (выпускной квалификационной работе), в том числе и из зарубежных источников;

2) осуществлять патентный поиск на иностранном языке при подаче заявок на патенты, изобретения и промышленные образцы;

3) готовить аннотации к научным статьям на иностранном языке для участия в международных научно-технических конференциях;

4) поддерживать речевые контакты на иностранном языке с представителями иных культур и национальностей по профессиональной тематике в ходе совместных конференций и семинаров;

5) понимать на слух содержание выступлений, докладов или стендовых материалов по специальности на иностранном языке и т.п.

Примерный перечень типовых коммуникативных задач решаемых курсантами в ходе практики «Научно-исследовательская работа» с использованием средств иностранного языка может включать в себя следующее:

1) провести анализ существующих зарубежных аналогов исследуемых систем, технологий и методик, в том числе, и с использованием зарубежных источников;

2) подготовить статью (статьи) на международную научно-техническую конференцию с использованием средств иностранного языка;

3) подать заявку на изобретение с проведением патентного поиска, в том числе, и с использованием иностранных фондов;

4) первичные (ознакомительные) контакты с иностранными участниками конференции;

5) представить доклад-выступление на международной научно-технической конференции (МНТК) с участием иностранных специалистов;

6) ответить на вопросы иностранных участников после своего доклада-выступления на МНТК;

7) задать вопросы иностранному участнику после его доклада-выступления на международной научно-технической конференции;

8) принять участие в дискуссии (обсуждении) доклада-сообщения с участием иностранных специалистов.

Схематично, предлагаемая методика может быть представлена рисунком 2.

1 этап - адаптивный

цель - стимулирование интереса курсантов к иноязычному общению в профессиональной сфере, ознакомление с различными жанрами устного и письменного профессионального общения;

содержание -задачи профессионального иноязычного общения;

средство - диалог, дискуссия, групповая работа, направленная для более тесного

сближения интересов личности и коллектива.

3 этап - продуктивно-творческий цель - формирование навыков и опыта проявления иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в условиях военно-профессиональной коммуникации; содержание -проектно-исследовательская деятельность с целью обретения опыта применения иностранного языка в профессиональных целях;

средство - ситуации иноязычных коммуникаций в ходе деловой игры «Международная научно-техническая конференция».

2 этап - репродуктивный цель - формирование навыков и первичного опыта иноязычной коммуникации курсантов в различных ситуациях профессионального общения;

содержание -военно-технические задачи и способы их решения с использованием средств иностранного языка в условиях военно-профессиональных коммуникаций; средство -имитационное моделирование ситуаций общения с «иностранными» коммуникантами, включая также викторины, семинары, круглые столы.

Рис. 2. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-

профессиональной подготовки

Основная педагогическая технология продуктивно-творческого этапа - деловая игра: «Международная научно-техническая конференция», проводимая в конце каждого семестра совместно с «иностранными» специалистами (преподавателями кафедры иностранных языков и определенным (заранее назначенным) количеством курсантов), т.е. курсанты имели возможность проявить и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию в ходе практики «Научно-исследовательская работа».

В ходе деловой игры принятые правила утверждали использование иностранного языка как исключительного средства познавательной деятельности и взаимодействия в ходе практики «Научно-

исследовательская работа». Коммуникативные задачи были определены для написания сценария деловой игры, а также определен комплекс знаний, умений и опыта, реализуемых в ситуациях общения в ходе её проведения.

Реализация методики формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов в области военно-профессиональной подготовки показала, что иностранный язык является не только объектом изучения, но и средством получения личностнозначимой профессионально ценной информации, а практическое использование этой информации в профессиональной деятельности является, важным фактором, поддерживающим мотивацию курсанта к изучению

о с

U со

иностранного языка в течение всего периода его обучения в вузе, что способствовало формированию иноязычной коммуникативной компетенции у курсантов военных технических вузов, а также её интеграции с профессиональными и специальными дисциплинами и превратило иностранный язык из учебного предмета в средство приобретения знаний для дальнейшего личностного и профессионального роста, соответствующего современным требованиям профессиональной подготовки специалиста.

Литература

1. Алмазова Н.И. Кросс-культурная составляющая иноязычной коммуникации: когнитивный и дидактический аспекты [Текст] / Н.И. Алмазова. // СПб.: «Наука» - 2003. - 139 с.

2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. / под. ред. А.В. Хуторского. М .: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». - 2007. -С 157-163.

3. Еськина О.А. К вопросу о методике совершенствования военно-профессиональной подготовки курсанта военного технического вуза на основе формирования межкультурной коммуникативной компетенции. [Текст] / О.А. Есь-кина, Е.А. Солодова // Научный рецензируемый журнал «Педагогический журнал». - 2018. -Том 8. № 3А - С. 189-202.

4. Еськина О.А. Многокомпонентная структура методических подходов к формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов с учетом профиля их подготовки [Текст] / О.А. Еськина, Е.А. Солодова // Научный журнал «Педагогическое образование». -2022, Том 3. № 8. - С. 65-70.

5. Карлова Е.Н. Цифровые технологии в военном образовании: преодоление цифрового неравенства [Текст] / Е.Н. Карлова // Информационное общество. - 2020. - № 5. - С. 61-69.

6. Малышев В.А. Унификация автоматизированных систем военного назначения за счет специального программного обеспечения, реализованного на микросервисной архитектуре [Текст] / В.А. Малышев, А.В. Толстых, С.А. Алейников // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2022. № 10. С. 15-16.

7. Родионова Т.В. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам [Текст] / Т.В. Родионова // Коммуникативное пространство в междисциплинарных исследованиях. Саратов: Изд-во ИЦ «Наука». - 2020. - Вып. 9. -С.41-46.

8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. -2004. - № 3. - С. 20-26.

9. ФГОС ВО [Электронный ресурс] / Координационный Совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru (дата обращения 05.04.2023 г.).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами // Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 04 августа 2020 г. № 874.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. -С.55-61.

12. Шармин Д.В. Компетентностный подход в высшем образовании России: двадцать лет спустя [Текст] / Д.В. Шармин, В.Г. Шармин // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 3. -С. 64-71.

13. Шипаева Т.А. Современные направления формирования личности будущего специалиста [Текст] /Т.А. Шипаева // Эпоха науки. Социально-экономические и общественные науки. - 2022. - № 8. -С. 114-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOCATIONAL EDUCATION IN MILITARY TECHNICAL ACADEMIES OF RUSSIA WITH THE USAGE OF FOREIGN LANGUAGE DURING THE ENTIRE PERIOD OF CADETS' TRAINING

Yeskina O.A., Lomakina T. Yu.

Military Academy of the Missile Forces strategic purpose. Peter the Great in Serpukhov; Institute for Education Development StrategyRussian Academy of Education

The article proposes a new structure of foreign language communicative competence of cadets, where, professionally oriented components are introduced in addition to the requirements of federal educational standards of high education, which were introduced by the Russian Ministry of Education and Science, taking into account the technical specialties of cadets. These components form their readiness for effective communication with representatives of foreign cultures and the fulfillment of qualification requirements for military personnel. In addition, an innovative methodology for the formation of foreign-language communicative competence of cadets in the field of military vocational training, which is implemented during the entire period of study at a military technical university, is revealed. The methodology includes three stages (adaptive, reproductive, productive and creative) and allows using the means of a foreign language in the professional training of cadets both in the course of studying the discipline "Foreign Language" in the junior years, and in the course of studying the cycle of general professional and professional disciplines in the senior years. The main used means of a foreign language in the field of military professional training were chosen - the joint solution of military professional tasks with "foreign" specialists during interactive games; the usage of language and role-playing games, quizzes, briefings, seminars, round tables on the specialties of cadets, with the involvement of "foreign" specialists; using differences in points of view with "foreign" specialists when discussing military and peacekeeping operations, exercises, conferences, scientific issues. These techniques allow cadets to operate language means in order to solve various military professional tasks in situations of intercultural cooperation.

Keywords: professional training, foreign language communicative competence, structure, qualification requirements, formation methodology, cadets of a military technical academy.

References

1. Almazova N.I. Cross-cultural component of foreign language communication: cognitive and didactic aspects [Text] / N.I. Almazova. // St. Petersburg: "Nauka" - 2003. - 139 p.

2. Bim I.L. Competence-based approach to education and teaching foreign languages [Text] / I.L. Bim, A.V. Khutorskoy // Competences in education: design experience: Sat. scientific papers / under. ed. A.V. Khutorsky. M .: Research and development enterprise "INEK". - 2007. - P. 157-163.

3. Yeskina O.A. To the question of the methodology for improving the military professional training of a cadet of a military technical university on the basis of the formation of intercultural communicative competence. [Text] / O.A. Yeskina, E.A. Solodo-va // Scientific peer-reviewed journal "Pedagogical Journal". -2018. - Volume 8. No. 3A - S. 189-202.

4. Yeskina O.A. Multicomponent structure of methodological approaches to the formation of intercultural communicative competence of cadets, taking into account the profile of their training [Text] / O.A. Yeskina, E.A. Solodova // Scientific journal "Pedagogical education". - 2022, Volume 3. No. 8. - P. 65-70.

5. Karlova E.N. Digital technologies in military education: overcoming the digital divide [Text] / E.N. Karlova // Information society. - 2020. - No. 5. - P. 61-69.

6. Malyshev V.A. Unification of automated military systems through special software implemented on a microservice architecture [Text] / V.A. Malyshev, A.V. Tolstykh, S.A. Aleinikov // Modeling, optimization and information technologies. 2022. No. 10. P. 15-16.

7. Rodionova T.V. Knowledge, skills and abilities in teaching foreign languages [Text] / T.V. Rodionova // Communicative space in interdisciplinary research. Saratov: Publishing house of the Science Center. - 2020. - Issue. 9. - S. 41-46.

8. Tatur Yu.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training [Text] / Yu.G. Tatur // Higher education today. - 2004. - No. 3. - S. 20-26.

9. Federal State Educational Standards of Higher Education [Electronic resource] / Coordinating Council of educational and methodological associations and scientific and methodological councils of higher education // Portal of the Federal State Educational Standards of Higher Education. Access mode: http://fgosvo.ru (accessed 04/05/2023).

10. Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 24.05.06 Aircraft Control Systems // Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 04, 2020 No. 874.

11. Khutorskoy A.V. Key competencies. Design technology [Text] / A.V. Khutorskoy // Public education. - 2003. - No. 5. - S. 55-61.

12. Sharmin D.V. Competence-based approach in higher education in Russia: twenty years later [Text] / D.V. Sharmin, V.G. Sharmin // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - No. 3. -P. 64-71.

13. Shipaeva T.A. Modern trends in the formation of the personality of a future specialist [Text] / T.A. Shipaeva // Epoch of science. Socio-economic and social sciences. - 2022. - No. 8. -S. 114116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.