УДК 378.091.398 ББК 75.58
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Г оровая О. А.
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования дистанционной формы обучения в системе профессионального образования. Раскрывается понятие «дистанционное образование», рассматривается отличие дистанционного обучения от очного. Определены особенности обучения взрослых людей, в частности специфика взрослых, работающих в системе образования.
Article is devoted a problem of use of a remote mode of study in vocational training system. The concept remote training reveals, difference of remote training from the internal is considered. Features of training of adult people, in particular specificity of the adults working in an education system are defined.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, дистанционное образование, образование взрослых, принципы образования взрослых.
A remote mode of study, remote formation, formation of adults, principles of formation of adults.
Основными целями образования на современном этапе становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Реализовать их позволяет универсализация содержания общего образования. В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важную роль в формировании у младших
школьников универсальных учебных действий до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности играет учитель. От того насколько он готов и способен организовать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с требованиями, которые выдвигают государство, общество, личность, зависит качественно новый результат школьного образования.
Насколько успешно будет проходить вхождение работников образования в систему ценностей современного образования, принятие ими идеологии стандарта, осмысление его сущности, структуры, содержания, играет система повышения квалификации. Ее основными задачами следует назвать те, которые напрямую выходят на идею целостного саморазвития личности профессионала, ее творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей обучающихся как субъектов культуры, исторического процесса, жизненного опыта, жизнетворчества. Именно поэтому, при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования используются самые современные формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В последнее время широкое распространение находит дистанционная форма обучения, которая позволяет учителю без отрыва от работы повысить свою квалификацию. Данная форма позволяет преодолеть расстояние, дистанцию и охватить большую часть территорий различными программами обучения.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной сре-
ды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
«От традиционной очной формы обучения дистанционная (заочная) выгодно отличается наличием современных технических средств, систем коммуникации, возможностью сравнительно быстро получать необходимые учебные материалы, взаимодействием с преподавателем и консультантом в режиме реального времени» [5]. Дистанционная форма позволяет обеспечить обучающегося учебными материалами как на бумажных, так и на электронных носителях, а также предоставить необходимую информацию в аудио- и видеоформатах, что позволяет сделать процесс обучения интерактивным. Использование Интернет и спутникового телевидения в дистанционном обучении делает доступными информационно-справочные материалы для пользователя, находящегося в любой точке страны. Становятся доступными большинству слушателей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, видеоконференции, защита проектных, курсовых, выпускных работ, а также итоговые зачеты и экзамены.
В. И. Нефедова, выделяет следующие характерные черты дистанционного обучения:
1. Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.
2. Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм
образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 % от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.
4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
5. Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного образования, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая сис-
тема государственного тестирования.
6. Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного курса и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.
7. Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования
Отличия дистанционного обучения
работников
являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:
- необходимыми учебными и учебнометодическими материалами;
- обратной связью между преподавателем и обучаемым
- обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;
- выходом в международные информационные сети.
В мировой практике принято выделять шесть моделей на которых базируется дистанционное обучение. На их основе В.И. Нефедова предлагает выделить характерные отличия дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования (табл.).
Таблица 1
в системе повышения квалификации образования
Модели Характерные отличия
Для школьной и студенческой среды Для системы повышения квалификации работников образования
Модель 1 Обучение по типу экстерната. Ориентировано на школьные и вузовские требования. Предназначено для обучающихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать очные учебные заведения. Эта модель является фактически заочной формой обучения экстернатом. Повышение квалификации в форме экстерната. В основе должны лежать требования к постдипломному образованию как основному этапу непрерывного образования взрослого человека. Обучение предназначено для работников образования, которые по производственным или по личностным причинам не имеют возможности включиться в очную форму обучения.
Модель 2 Университетское обучение. Система обучения базируется на ресурсах одного образовательного учреждения и организована на расстоянии с использованием информационных технологий. Учебный материал передается на печатных носителях информации, аудио- и видеокассетах, СБ-дисках или через телекоммуникационные технологии. Повышение квалификации на базе одного из учреждений постдипломного образования. Обучение построено на основе образовательных ресурсов, разработанных в отдельном учреждении. Образовательные ресурсы доступны на страницах сайта (образовательного портала) этого учреждения или передаются в учебнометодических комплексах, видеокассетах, СБ-дисках.
Модель 3
Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Его предназначение в предоставлении возможности получить образование по выбранному направлению на базе любого образовательного учреждения. В любом учреждении обучение ведется по единой образовательной программе, разработанной в результате сотрудничества нескольких образовательных организаций.
Обучение взрослых на основе региональных (федеральных) ресурсов. В рамках развития единой информационной образовательной среды формируется банк образовательных ресурсов, доступный обучающемуся через образовательный портал. В процессе обучения взрослый человек осознано выбирает не только уровень образовательных ресурсов, но и кадры, управляющие их реализацией.
Модель 4
Обучение в специализированных образовательных учреждениях. В компетенцию образовательного учреждения входит не только разработка мультимедийных образовательных курсов, но и оценка знаний обучаемых по определенным специализированным профилям (например, инженерные специальности). Головной университет объединяет телекоммуникационной сетью несколько образовательных учреждений (колледжей) и осуществляет координацию учебного процесса.
Постдипломное образование в ИП-КРО и других учреждениях ведется под общим руководством академии. Формирование образовательных ресурсов с контролирующими функциями для дистанционных форм обучения ведется на основе единых требований, разработанных головным образовательным учреждением. Образовательные ресурсы предназначены для разных уровней обучения по актуальным проблемам и направлениям, ориентированным на все категории работников системы образования: от учителя и руководителя ОУ до организаторов постдипломного образования.________________________
Модель 5
Автономные обучающие системы. Обучение предполагает основу на централизованные телевизионные или радиопрограммы, СБ-диски и дополнительные печатные пособия по определенному предмету образования. Образовательные программы основаны на самообразовательной подготовке._________________________
Автономное образование взрослых имеет сетевой подход к распространению образовательных ресурсов через доступные каналы средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, сборники и журналы). Предполагает основу на самообразование.
Модель 6
Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Программы ориентированы на самообразование взрослых людей, не получивших школьного образования в свое время.
Неформальное обучение взрослых как гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.
Все эти модели органично объединили в себе традиционные средства и средства информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные учебно-методические комплексы (пособия), компьютерные телекоммуника-
ции и пр.
В качестве основного параметра при оценке эффективности дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров выделяют уровень мотивации учи-
й»ДИ“^,
* А/£\
ЧИППКРО
телей на разных этапах обучения и уровень овладения педагогическими технологиями. Уровень мотивации можно определить с помощью разнообразных форм диагностических процедур, а также анализа самооценки учителей, их письменных отчетов, материалов дискуссий в рамках телеконференций, дистанционных семинаров и форумов.
Важным отличием дистанционного обучения от очного состоит в том, что при дистанционной форме обучения от слушателя требуется большая доля самостоятельности, ответственности и организованности. Самостоятельным занятиям слушателей отводится основная часть часов того или иного курса. При дистанционной форме обучения слушатель должен проявлять большую активность. Практика показала, что некоторым слушателям зачастую проще по привычке доехать до места проведения обычных курсов под руководством преподавателя, чем заставить себя организовать регулярные самостоятельные занятия: подготовить рабочее место, поставить себе учебную задачу, выполнить намеченные упражнения, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями.
Опыт показывает, что в начале дистанционных курсов у многих слушателей доминирует мнение, что в дистанционном режиме учиться значительно проще и комфортнее (появляется возможность свободно планировать свое время, не нужно тратить время на дорогу). Однако ближе к окончанию курсов слушатели убеждались, что дистанционное обучение требует от них достаточно серьезного напряжения сил.
При разработке дистанционных курсов в системе повышения квалификации необходимо учитывать особенности обучения взрослых людей, в частности специфику взрослых, работающих в системе образования или включенных в постдипломное образование.
Как показали научные исследования, взрослого человека необходимо рассматривать, в первую очередь, как субъекта и объекта постдипломного образования. Человек считается взрослым, если он ведет себя в жизни осознанно и ответственно, а также профессионально занимается определенным делом.
У взрослого сформированы физиологиче-
ские и психологические функции (особенно мышление и эмоционально-волевая сфера), он отличается высоким уровнем самосознания, независимостью в материальном, юридическом, морально-нравственном отношениях. Взрослый человек отличается тем, что у него накоплен большой объем жизненного опыта (бытовой, профессиональный и социальный). Каждому взрослому человеку в жизни приходилось неоднократно переживать состояние, именуемое в теории «кризисом профессиональной самоидентификации». И только образование действительно является фактором профессиональной социализации. Причем образование, «инициированное самой личностью, осознанное как жизненная потребность» [4, с. 132].
Рассматривая проблемы, связанные с образованием взрослых, следует учитывать «видение образования как общественного явления». Такой подход продиктован самой позицией взрослых. Для взрослых образование по своей сути «...эклектично, а образовательные проекты разнообразны и не сводимы к строго очерченным дисциплинам» [4, с. 185], поэтому образовательные потребности строятся относительно интересов каждого взрослого. В поиске подхода, адекватного особенностям позиции взрослых людей в системе образования, ученые связывают с определением прежде всего социализации.
В образовании взрослых важным условием является то, что приобретенные знания и умения должны обеспечивать высокий уровень компетентности обучаемого и быть признанными документально.
Необходимым условием организации обучения взрослых становится андрагогический подход. Одним из них является формирование учебных групп, в которых обучаемый будет комфортно и продуктивно заниматься. Например, в ходе совместной мобилизации членов группы при решении единой проблемы, поставленной перед всеми обучаемыми, налаживаются взаимоотношения, а также намечаются компаньоны для профессионального сотрудничества в будущем. Взрослый человек должен иметь доступ как к открытым формам занятий, на которых присутствие не контролируется
преподавателем, так и к закрытым формам занятий, в рамках которых обучение проходит в стабильных группах.
Опираясь на исследования в области образования взрослых, С. И. Змеев сформулировал основополагающие посылки андрагогики [3, с. 79]:
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.
Для усиления потенциала социализации образования взрослого человека необходимо переходить к качественному анализу образования: уточнить цели с учетом изменений в мире, рассмотреть ожидаемые от образования результаты, определить и дать характеристику приемлемым в современной ситуации образовательным технологиям. У взрослого человека должно быть сформировано позитивное мировосприятие быстро меняющейся социальной среды, восприятие ее «как пространства созидания и творческой самореализации». Он должен быть готов к моделированию и проектированию вариантов своего личностного, профес-
сионального развития в логике согласования с потребностями и перспективами непрерывно развивающегося мира.
Важным условием для успешного образования педагогических работников в системе повышения квалификации является использование существующих в обществе средств коммуникации, которые обеспечивают их информационную деятельность (деятельность, неразрывно связанную с переработкой знаний). Это ресурсы и библиотеки, и глобальной Сети, и других источников информации.
Таким образом, основой дистанционных курсов в системе повышения квалификации работников образования могут быть принципы образования взрослых, предложенные Е. В. Бондаревской: природосообразность; культуро-сообразность; индивидуально-личностный подход; личностно-смысловая направленность образования. Как полагает Е. В. Бондаревская, они будут способствовать реализации важных задач образования: найти человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией [1, с. 79]. Как известно только самоизменяющаяся личность учителя, личность способная к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, способна оказать влияние на развитие личности ребенка (ее когнитивной, эмоциональной сферы, нравственности).
Литература
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д. : изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 357 с.
2. Дистанционное обучение [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 389 с.
3. Змеев, С. И. Основы андрагогики [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев -М. : Флинта : Наука, 1999. - 278 с.
4. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики (Мо-
нографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В. И. Подо-бед) [Текст] в 4 т. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / под ред. С. Г. Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / под ред. С. Г. Вершловского. -
СПб. : ИОВ РАО, 2000. - 470 с.
5. Педагогика профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е. П. Белозерцева, А. Д. Гонеева, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 368 с.