Научная статья на тему 'Профессиональное образование реставраторов: научно-методические и организационно-экономические проблемы'

Профессиональное образование реставраторов: научно-методические и организационно-экономические проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ОХРАНА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В РЕСТАВРАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА РЕСТАВРАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ РЕСТАВРАЦИИ VLADIMIR A. SHCHUCHENKO / RESTORATION / PROTECTION / CULTURAL HERITAGE / PROFESSIONAL EDUCATIONAL STANDARD OF RESTORATION / ORGANIZATION AND ECONOMY OF EDUCATION IN THE FILD OF RESTORATION / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF RESTORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щученко Владимир Александрович

В статье анализируются актуальные проблемы профессионального образования в сфере реставрации: взаимосвязь реставрационного образования и реставрационного производства, слабые места непрерывного образования, сильные стороны и недостатки профессиональных стандартов высшего образования, организационно-экономические и духовно-нравственные аспекты реставрационного образования и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational education restorers: scientific-methodical and organizational-economic problems

The article analyses current problems of professional education in the sphere of restoration: the correlation of the restoration of education and restoration of production, weak places of lifelong learning, the strengths and weaknesses of the professional standards of higher education, organizational-economic and spiritual-moral aspects of the restoration of education, etc.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование реставраторов: научно-методические и организационно-экономические проблемы»

УДК 378:7.02

В. А. Щученко Профессиональное образование реставраторов: научно-методические и организационно-экономические проблемы

В статье анализируются актуальные проблемы профессионального образования в сфере реставрации: взаимосвязь реставрационного образования и реставрационного производства, слабые места непрерывного образования, сильные стороны и недостатки профессиональных стандартов высшего образования, организационно-экономические и духовно-нравственные аспекты реставрационного образования и др.

Ключевые слова: реставрация, охрана, культурное наследие, профессиональный образовательный стандарт в реставрации, организация и экономика реставрационного образования, непрерывное профессиональное образование в области реставрации

УШ^г A. Shchuchenko

Vocational education restorers: scientific-methodical and organizational-economic problems

The article analyses current problems of professional education in the sphere of restoration: the correlation of the restoration of education and restoration of production, weak places of lifelong learning, the strengths and weaknesses of the professional standards of higher education, organizational-economic and spiritual-moral aspects of the restoration of education, etc.

Keywords: restoration, protection, cultural heritage, professional educational standard of restoration, organization and economy of education in the fild of restoration, continuing professional education in the field of restoration

Реставрационное дело находится в сегодняшней России далеко не в лучшем состоянии. Недостаточное финансирование, низкое качество выполненных работ, путанная нормативно-правовая база - не всегда эффективная, охранная реставрация исторических поселений, музейных фондов - эти и другие проблемы требуют безотлагательного решения. Ибо объекты реставрации - материальны, а потому тленны. Решение этих и многих других проблем реставрационного производства предполагает, в том числе и необходимость кардинальных сдвигов в сфере образования, являющейся в определенной степени важнейшей составной частью самого этого производства. Профессиональное образование нуждается в серьезном реформировании, ибо оно отстало от современных потребностей, обнажились проблемы, которые не решались десятилетиями (падение качества образования, разрывы между сферой образования и производством, отсталость материально-технологической базы, слабость, а иногда и отсутствие системы непрерывного образования и др.). Начавшаяся реформа профессионального образования не продумана во всех своих звеньях, а ее элементы часто не носят системного характера.

Есть две главные беды текущей реформы образования. Во-первых, здесь хорошо просматривается «задушевная» мысль реформаторов -

сократить бюджетное финансирование воспитательно-образовательной системы, а во-вторых, стремление решать проблемы профессионального образования, не выходя за рамки самого этого образования, легитимизируя тем самым отрыв образовательного процесса от производства. Показательно, что среди недавно обнародованных осенью 2012 г. Министерством образования критериев оценки эффективности вузов России не оказалось важнейшего, если не сказать главного критерия - востребованности тех или иных специалистов народным хозяйством страны. Первый вопрос, на который призваны ответить органы государственного управления, хотя и не только они, опираясь на статистические данные, мониторинг и др. - сколько и каких (по профилю и уровню образования) специалистов необходимо подготовить и направить на охрану, консервацию, реставрацию недвижимого культурного наследия в музеи и в административные органы. Необходим постоянный мониторинг имеющихся или возникающих рабочих мест, изучение современных потребностей реставрационного рынка в квалифицированных кадрах, планомерная работа, нацеленная на расширение реставрационного производства и не только в столицах (Москве и Петербурге), но повсеместно. Необходимо создавать базу данных по имеющимся вакансиям рабочих мест.

Прием студентов-реставраторов в об-

разовательные учреждения идет по линии государственного субсидирования, другая часть - студенты внебюджетники. К сожалению, практически отсутствует третий поток -студентов-целевиков, направляемых частными фирмами инженерно-строительного и реставрационного профиля (высшее, среднее и начальное образование). Студент, получивший целевое направление фирмы, уверенный в том, что фирма примет его к себе по окончании учебного заведения, будет серьезнее и ответственнее относиться к учебе. К тому же и практику какая-то часть этих студентов могла бы проходить в «своей» фирме. Что касается внебюджетного, нецелевого набора, то и он целесообразен, так как необходимо обеспечивать частные интересы граждан (реставрация объектов, находящихся в частных коллекциях, в торговом обороте и др.).

Обучение студентов - важнейшая, но отнюдь не единственная сторона профессионального образования реставраторов. Начнем с того, что уже в общеобразовательной школе есть возможность профориентации школьников (на уроках истории, в кружках краеведческой направленности и др.). Систематическая профессиональная подготовка ведется в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Профессиональное обучение продолжается и после получения диплома. Необходимо поэтому выстраивание стройной системы непрерывного образования - начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат и магистратура), ассистентура-стажировка, ученые звания (в рамках специальности «музееведение»), наконец, система повышения квалификации и переподготовки. Решение этих задач возможно при двух условиях: во-первых, больших научно-методических усилий, а во-вторых, определенных материальных и финансовых вложений. Надо преодолевать застарелые представления о том, что образовательный процесс завершается с получением диплома. Такие представления существуют и в профессиональных сообществах, и в административных органах, ответственных за распределение финансовых потоков. Ведущая роль принадлежит здесь министерствам федерального и регионального уровня, которые зачастую забывают о том, что бюджетные места необходимы не только для подготовки студентов, но и для слушателей, получающих образование в системе повышения квалификации и переподготовки. Тут экономия неуместна, ибо подход с точки зрения даосского «недеяния» ведет к огромным материально-финансовым

потерям (утрата или повреждение миллиардных, а точнее сказать, бесценных памятников, неразвитость туризма, возникающего вокруг этих памятников), не говоря уже об ущербе духовно-нравственного характера. Конечно, можно и нужно рассчитывать тут на внебюджетные источники финансирования (спонсорство заинтересованных предприятий, оплата студентами обучения). Но и государственный бюджет не может устраниться от решения этой задачи, ибо речь идет о сохранении мирового и национального культурного наследия.

Студент и слушатель участвуют в образовательном процессе по преимуществу. Но и они в той иной мере включены в процесс производства. В условиях ускоряющегося научнотехнического прогресса резко возрастает роль повышения квалификации и переподготовки лиц, получивших любое образование (необходимость освоения нового оборудования, появление новых материалов, информационные сдвиги и др.). Если в стране худо-бедно сложилась система начального и среднего специального реставрационного образования, и всего два десятка лет назад возникла и система высшего реставрационного образования, то система послевузовского образования еще не сложилась, делает пока первые робкие шажки. Определенным стимулом к повышению квалификационного уровня реставраторов могла бы стать система повышения квалификационных разрядов специалистов, но они не работают уже лет десять.

Если обратиться к непрерывному профессиональному образованию в учреждениях начального, среднего и высшего уровней, то и здесь есть существенные недоработки. Чаще всего дело сводится тут к организации набора в высшие учебные заведения. Но надо идти дальше - сопоставлять учебно-методические комплексы разных уровней и форм обучения, вести совместные научно-исследовательские и научно-методические разработки, использовать материальную инфраструктуру друг друга, оборудование, лаборатории, преодолевая, что непросто, ведомственную разобщенность. Уже имеющиеся и вновь создаваемые учреждения начального и среднего специального образования могли бы опереться на научные и научно-методические наработки вузов (историко-культурного, историко-художественного, технологического и иного характера).

Непрерывное профессиональное образование нацелено на повышение эффективности реставрационного производства, где в свои права вступают требования рынка, и в частности, требования работодателей к уровню подготовки специалистов. Образовательный процесс дол-

жен самым непосредственным образом сопрягаться с производственным процессом. Конечно, в образовательных программах предусмотрены разного рода практики. Но для работодателей эта практика случайна и кратковременна. К тому же один и тот же студент проходит практику в разных фирмах и на разных предприятиях. Выход один: студент должен быть, по возможности, прикреплен к производственному процессу на более или менее постоянной основе. И тут можно выявить несколько возможных путей. Если в вузе, во-первых, есть хозяйственное общество, занятое реставрацией (а их единицы), то студент мог бы не только проходить здесь практику, т. е. реализовывать учебную программу, но и работать, получая определенную плату за свой труд. Во-вторых, прикрепление студента к определенному реставрационному предприятию, где он мог бы выполнять посильные задания под руководством преподавателей или реставраторов высокой квалификации - путь весьма желательный. Заметим, что уже сегодня эта вторая возможность реализуется стихийно (на предприятиях трудятся реставраторы, студенты заочных отделений). Именно здесь на первый план выступает проблема целевого набора (можно назвать его адресным целевым набором). Пока же в основном работодатели уповают на лицеи, колледжи и вузы, ждут специалистов, обученных без их участия, не проявляют интереса к их подготовке. Нужна, конечно, инициатива вузов, направленная в первую очередь на создание хозяйственных обществ с развитой учебно-производственной базой. Но необходима и политическая воля властных структур, нацеливающая работодателей на взаимодействие с образовательными учреждениями разного уровня.

Определенное понимание назревших проблем в области непрерывного образования и его увязки с производством проявляют уже сегодня и образовательные учреждения, и производственные структуры, и сообщества реставраторов. Приведем только один пример. В 2012 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, где есть кафедра реставрации и экспертизы объектов культуры, и Российской ассоциацией реставраторов. За истекший год были получены определенные результаты: проходили совместные обсуждения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, состоялась совместная научно-практическая конференция, посвященная профессиональному образованию реставраторов, обсуждались профессиональные образовательные стандарты,

руководители Ассоциации оказывали активное содействие вузу в наборе студентов и слушателей по линии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, наконец, в привлечении специалистов, имеющих практический опыт в областях экономики реставрационного производства и нормативно-правового регулирования этого производства в вуз в качестве консультантов и преподавателей.

Связь с реставрационными, строительнореставрационными производственными структурами, а также с музеями, где есть реставрационные отделы, особенно важна для высших учебных заведений, в которых специальность «Реставрация» была введена недавно и в которых по этой причине недостаточно развита материально-техническая составляющая учебного процесса. Важнейший и пока еще недостаточно использованный здесь ресурс - это создание хозяйственных обществ с правом юридического лица в составе вуза, что могло бы способствовать укреплению материально-технической базы практики, введению в инновационный процесс инновационных технологий, улучшению материального положения преподавателей, а также студентов, особенно внебюджетников.

Сегодня, как и вчера, остро стоит проблема взаимосвязи теории (научной методологии и методики преподавания) и практики (реставрационного производства), взаимообогащающей встречи ученых, накопивших большой педагогический опыт, и специалистов, занятых в реставрационном производстве.

Какие специалисты востребованы сегодня? В общем, если иметь в виду масштабы страны и, без преувеличения, безмерное количество нуждающихся в реставрации памятников культуры, нужны реставраторы самого разного профиля - и музейные реставраторы (реставраторы живописи, скульптуры, предметов декоративноприкладного искусства и др.), и реставраторы недвижимого наследия.

Остановимся на проблематике реставрации и консервации объектов культуры, находящихся на хранении в музеях. Если в музеях федерального подчинения, особенно в ряде больших городов, есть реставрационные отделы, то там, где таких отделов нет, их надо создавать. Можно подумать об открытии музейных отделов с целью обслуживания нескольких музеев или всех музеев города. Конечно, открытие таких отделов потребует от федеральных и региональных структур определенных финансовых затрат. Но они неизмеримо меньше, чем стоимость спасенного культурного наследия, не говоря уже о повышении туристической привлекательности небольших городов и о роли этого наследия в

духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.

Понятно, что здесь потребуется приток новых специалистов, подготовка которых потребует создания новых образовательных структур и расширения уже имеющихся. Музеи и их учредители могли бы выступать в качестве заказчиков и на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов-ре-ставраторов, и на реставрацию объектов декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и др. Но тут опять-таки встают проблемы финансового и нормативно-правового регулирования. А решить их можно только при условии наличия политической воли федеральных, региональных и муниципальных властей, нацеленных, в том числе, и на организацию государственно-частного партнерства.

Профессиональное образование реставраторов обусловлено, как было показано, факторами организационно-экономического порядка. Но не только этим. Качество подготовки студентов и слушателей определяется также и уровнем научно-методического обеспечения (учебных пособий, учебно-методических комплексов и др.). Очень важное значение имеют также и профессиональные образовательные стандарты, которые в той или иной мере воплощают накопленный в научно-исследовательских и педагогических коллективах опыт. Так, профессиональные стандарты высшего образования отвечают современным требованиям реставрационного дела. Их сильная сторона - выделение и ориентирующая характеристика видов профессиональной деятельности реставраторов (а именно, деятельность консервативно-реставрационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская и научно-методическая, исследовательско-проектная, экспертная). Позитивно и то, что эти стандарты нацеливают студента на обладание профессиональными компетенциями не только в области технологий реставрации, консервации и охраны объектов культуры, но и в тех областях, которые обеспечивают организацию и экономику реставрационной, консервативной и охранной деятельности.

Ряд важных рекомендаций содержится и в разделе требований к результатам освоения основных образовательных программ (бакалавриата и магистратуры). Тут выделяются требования, нацеленные на овладение общекультурными компетенциями, а также на компетенции общепрофессионального характера.

Вместе с тем некоторые положения стандартов высшего образования, мягко говоря, дискуссионны.

Во-первых, тут явно проступает недооценка того, что реставрация не может быть ограничена совокупностью консервативно-реставрационных, организационно-управленческих, научных, проектных и экспертных технологий. Она есть в определенном смысле также и искусство, художественное творчество. Давно известно, что реставратор обязан владеть навыками художественного освоения объектов (хотя бы способностью копировать объекты, представленные на реставрацию). Студенту должны быть предложены не только лекции искусствоведческого характера, но и такие курсы, как рисунок, живопись и композиция. Если реставратор занимается реконструкцией, воссозданием объекта культуры, то ему, вне всякого сомнения, пригодятся умения, полученные у мольберта. Реставратор должен быть в определенной мере и художником, особенно если он сталкивается с объектами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. К сожалению, такие курсы в стандартах высшего образования не предусмотрены.

Во-вторых, если рассмотреть образовательный стандарт на подготовку бакалавров, то обнаруживается известное недопонимание роли искусствоведческого компонента в подготовке реставрационных кадров. Это заметно во всех разделах стандарта. В разделе о профессиональных компетенциях говорится о подготовке студента к деятельности в области консервации и реставрации, к организационно-управленческой, научной, проектной и экспертной деятельности. И это правильно. Однако тут нет профессиональных компетенций, относящихся к художественному освоению объектов культурного наследия. Стандарт нацеливает студента на осмысление культурного наследия вообще, в целом. Однако реставратор работает не с культурным наследием вообще, а с индивидуально данными памятниками таких специфических сфер, как искусство и архитектура, религия, с материальными артефактами истории и др. Показательно, например, что пункт 5.2, раздел о консервативно-реставрационной деятельности, начинается с фразы о том, что выпускник должен обладать «общей культурой, пониманием места архитектуры и реставрации в комплексе экономики, науки и культуры». Не очень понятно здесь понятие «общая культура», взятое в сопряжении с понятием «культура». Далее. Вряд ли можно считать случайностью акцент на особом месте архитектуры в процессе подготовки реставратора и определенная недооценка художественного наследия в его не только недвижимых, но и движимых формах (музейная реставрация).

Необходимо сделать и еще одно, третье, замечание, относящееся к профессиональному

стандарту для подготовки бакалавров. Трудно или даже невозможно решить за четыре года все те задачи по компетенциям, которые поставлены перед преподавателями и студентами. Что-то по необходимости приходится в ходе педагогической практики сокращать - либо гуманитарный, социальный и экономический цикл, либо математический и естественнонаучный цикл, либо профессиональный цикл, либо практики. Здесь возможны разные варианты решения проблемы: увеличение срока обучения (учитывая, что реставрация - сфера весьма широкая, требующая освоения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин, как теоретических знаний, так и практических технологий, как использования ЭВМ, так и «ремесленной» работы руками), сокращения профессиональных компетенций, сокращение математического и естественнонаучного цикла (по крайней мере, для реставраторов объектов живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства).

Очевидно то, что реставрационное дело многоаспектно и не может быть редуцировано к работе с материальным веществом памятника. В определенном аспекте реставратор, а особенно реставратор с высшим образованием, - это и историк, и историк культуры, и искусствовед или даже шире - художник, и, разумеется, технолог. Как показывает опыт обучения, в вуз (прежде всего на заочное отделение и в центры послевузовского образования) идут высококвалифицированные, технологически продвинутые специалисты не только ради получения диплома или сертификата, но и с целью расширения образовательного кругозора, обретения знаний в таких областях, как история культуры, история искусства и других.

Но есть еще одна востребованная сегодня сторона профессиональной подготовки реставраторов - именно, организационно-экономическая сторона. Ибо реставратор с высшим образованием выступает еще и как менеджер (в стандарте высшего профессионального образования это, что правильно, подчеркивается), способный решать организационно-экономические задачи (специфика экономики реставрационного производства, сметно-нормативные и правовые аспекты и др.). Очень востребован сегодня такой профиль подготовки реставраторов, как «менеджмент и экспертиза объектов культурного наследия».

Если же посмотреть на стандарты высшего профессионального образования, то и здесь складывается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, стандарты (бакалавриата и магистратуры) справедливо требуют от будущего реставратора прочных знаний в сфере

менеджмента - таких разделов, как знание современных информационных технологий, прикладные программы деловой активности, расчет технологических параметров, нормативные и правовые документы при реставрации, реконструкции, воссоздании и охране памятников культуры, умение определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов, принимать управленческие решения в области организации, вести технологическую документацию по проделанной работе, разрабатывать научно-проектную и научно-производственную документацию реставрационной деятельности, использовать знания законодательного обеспечения охраны памятников культуры. Но, с другой стороны, выполнение этих актуальных задач тормозится тем, что связи образовательного процесса и реставрационного производства, о чем уже говорилось, слабо простимулированы, а потому недостаточно развиты. К тому же, если в рамках прежних стандартов по специальности «Реставрация» существовала квалификация «эксперт-менеджер по охране культурного наследия», то в сегодняшних стандартах, в том числе нацеленных на подготовку магистров, она исчезла. И было бы полезно ее восстановить. Почему это необходимо? Да потому, прежде всего, что именно реставратор должен уже в силу своих профессиональных обязанностей принимать во внимание, держать в своих руках все нити реставрационного производства - не только технологии работы с «материей» памятника, но и технологии организации производственной деятельности, сметно-нормативной проработки, а равно и методы осмысления историко-культурной и искусствоведческой значимости объекта. Именно реставратор, владеющий всей совокупностью знаний технологического, организационно-экономического, искусствоведческого и историко-культурного характера, способен противостоять административному произволу. Ведь, есть масса свидетельств того, как администраторы и бизнесмены, далекие от профессиональных требований реставрации и охраны, но регулирующие объем и направленность финансовых потоков, наносят вред памятнику национальной культуры (а нередко просто сносят его с лица земли), как строители, далекие от «тонких материй» истории, культуры и искусства калечат памятники.

Роль реставратора в принятии решений, относящихся к организации реставрационных работ, финансирования, должна быть существенно повышена. Именно получивши высшее образование, реставратор с высшим образованием способен системно осмыслить все проявления реставрационного процесса, ибо

он не только реставратор-технолог, но и специалист, владеющий познаниями в самых разных областях. Искусствоведы, культурологи и менеджеры, не получившие дополнительной специальной подготовки в области реставрации или не имеющие опыта работы на реставрационном производстве, могут испытывать серьезные затруднения при попытках системного анализа потребностей реставрации того или иного объекта культурного наследия.

Даже если реставратор, получивший высшее, или даже среднее образование, и захотел бы выступать в качестве «чистого» технолога и сосредоточиться на вещественной стороне памятника, он никак не смог бы уйти от необходимости определять, что реставрировать в первую очередь, а что - во вторую, какие изменения претерпел этот памятник в его историческом бытовании, надо ли вернуться к его первоначальной внешней форме либо необходимо учесть и сохранить исторические наслоения. Никак не может реставратор игнорировать и общественную значимость объекта, его духовно-нравственное

воздействие на современников, его воспитательную функцию.

Реставратор использует материализованные средства, изменяя с их помощью материальную форму объекта реставрационного вмешательства. Вместе с тем последняя цель его деятельности - сохранение воплощенного в объекте духовно-нравственного содержания, т. е. верований, нравственных идеалов и норм, художественных представлений, которые распредмечиваются и усваиваются современниками.

Реставрация, консервация и охрана памятников - это важнейшая составная часть духовной истории человечества. В памятниках культуры заключены ценностные ориентации, в том числе и высшего уровня (религиозные, нравственные, художественные, общечеловеческие, национальные и др.). Реставрационное дело предстает тем самым драгоценным проявлением мировой и отечественной культуры, ибо важнейшее предназначение культуры - сохранить и удержать ценностные формы эпох и этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.