СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕСТАВРАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Половцев Игорь Николаевич
заместитель генерального директора ООО «Архитектурная мастерская Сахновского»,
РФ, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF THE NORMS REGULATING ACTIVITIES FOR RESTORATION OF OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE
Igor Polovtsev
Architectural bureau of Sakhnovsky LTD, deputy CEO,
Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу реставрационных правил как основной нормы, регламентирующей реставрационную деятельность. В настоящее время все реставрационные правила являются рекомендательными нормами.
Реставрационную деятельность, по мнению автора, можно разделить на организационные-правовые вопросы сопровождения процесса реставрации и научно-производственную деятельность по собственно реставрации объекта. Автор предлагает реставрационные правила, регламентирующие
организационные вопросы реставрации оформлять в виде приказов Министерства культуры и постановлений Правительства Российской Федерации.
Половцев И.Н. Совершенствование норм, регламентирующих деятельность по реставрации объектов культурного наследия // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 7(18) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2313
ABSTRACT
Article is devoted to the analysis of restoration rules, as the main norm regulating restoration activity. Now all restoration rules are recommendatory norms. Restoration activities for opinion of the author can be divided into organizational-legal questions of maintenance of process of restoration and research and production activities for actually restoration of object. The author offers restoration rules the regulating organizational issues of restoration to make out in the form of orders of the Ministry of Culture and Act of the Government of the Russian Federation.
Ключевые слова: объекты культурного наследия, памятники истории и культуры, охрана памятников, реставрация, реставрационные правила, методика реставрации, состав проектной документации.
Keywords: objects of cultural heritage, historical and cultural monuments, protection of monuments, restoration, restoration rules, restoration technique, structure of design documentation.
Законодательство об охране памятников имеет свои корни в конституционной обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [5, ст. 44]. Основополагающим законодательным актом в вопросах сохранения культурного наследия является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [16]. В то же время необходимо отметить, что законодательство об охране памятников остается не до конца разработанным [3] и требует совершенствования [4], включая вопросы согласования с правовыми нормами смежных отраслей права [7] (градостроительство, авторское право и пр.).
Важной частью законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) являются реставрационные нормы и правила (своды реставрационных правил). Эти правила фактически определяют, насколько удастся сохранить памятник для потомков [23], поэтому они имеют
принципиальное значение для процесса реставрации и сохранения объектов культуры [8].
В период с 1994 по 2004 год в Российской Федерации существовала утвержденная Приказом Министерства культуры «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (РНиП 1.02.01-94) [22]. В 2007 году появилась первая редакция свода реставрационных правил «Рекомендации по проведению научноисследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Она была разработана техническим советом, подведомственным Координационному совету при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации, в состав которого входили крупные реставрационные организации: Государственное унитарное предприятие культуры «Центральные научнореставрационные проектные мастерские» (ГУП ЦНРПМ); ФГУП институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (Москва); ОАО НИИ «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург); ГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»; ФГУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря»; ФГНИУ «Государственный научноисследовательский институт реставрации» (ГосНИИР); ФГУП «Центрреставрация»; Управление контроля за сохранением и использованием объектов археологического наследия Комитета по культурному наследию г. Москвы, а также ОАО «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве» (ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект») [24].
При подготовке последующих редакций принимали участие Институт археологии РАН, кафедра инженерной геологии Российского государственного геологоразведочного университета (РГГРУ) им. С. Орджоникидзе, Патриарший архитектурно-реставрационный центр Свято Троице-Сергиевой Лавры (ПАРЦ СТСЛ) и Академический научно-технический центр Российской академии архитектуры и строительных наук.
Первая редакция, рекомендованная циркулярным письмом Министерства культуры Российской Федерации, действовала с декабря 2007 года до 1 ноября 2008 года. Вторая редакция действовала с ноября 2009 по январь 2011 года. Третья редакция СРП-2007, также рекомендованная письмом Министерства культуры Российской Федерации, действовала с февраля по декабрь 2011 года [24].
Действующая в настоящее время четвертая редакция СРП-2007, рекомендованная в 2012 году письмом заместителя министра
К.Г. Черепенникова [19], включает в себя семь разделов:
Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия (СРП-2007.1);
Положение о научном руководстве и авторском надзоре при производстве ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) (СРП-2007.1.1.);
Рекомендации по проведению спасательных археологических полевых работ (СРП-2007.2);
Рекомендации по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи — объектах культурного наследия (СРП-2007.3);
Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия — памятниках монументальной скульптуры (СРП-2007.4.1);
Рекомендации по правилам ведения научно-изыскательских (инженерногеологических) работ по функционированию исторических природнотехнических систем (СРП-2007.5);
Рекомендации по комплексным инженерно-техническим исследованиям объектов культурного наследия (памятников истории и культуры. Здания и сооружения (СРП-2007.6).
Еще девять разделов предполагается разработать [13]:
Раздел 4.2. Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия — памятниках станковой живописи. СРП-2007.4.2.
Раздел 4.3. Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия — мебели и деревянных изделий. СРП-2007.4.3.
Раздел 4.4. Рекомендации по ведению реставрационных работ на объектах культурного наследия — произведениях декоративно-прикладного искусства. СРП-2007.4.4.
Часть 7. Рекомендации по проведению производственных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). СРП-2007.7.
Часть 9. Рекомендации по составу, порядку разработки, согласования и утверждения материалов историко-культурных исследований и научнопроектной документации в целях обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия. СРП-2007.9.
Часть 10. Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования научно-проектной документации для реставрации исторических садов, парков и благоустройства территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). СРП-2007.10.
Часть 11. Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования научно-проектной документации по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) под современное использование. СРП-2007.11.
Часть 12. Рекомендации по проведению обмерных и инженерно -геодезических работ на объектах культурного наследия. СРП-2007.12.
Часть 13. Мониторинг технического состояния памятника. СРП-2007.13.
Специалисты отмечают, что отдельные реставраторы оспаривают те или иные правила, несмотря на то что они подготовлены профессионалами, имеющий большой опыт работы [23]. Отмечается, что это связано с тем, что Свод реставрационных правил (СРП-2007) не получил статуса обязательного документа, а лишь рекомендован для применения [6], с чем мы совершенно согласны [26]. При этом законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за нарушения в области охраны памятников [18]. Рекомендательный характер реставрационных правил не позволяет применять административные меры к нарушителям правил, не являющихся обязательными. В свою очередь это может приводить к утратам объектов культурного наследия в целом [25].
С 2013 года к вопросу правового регулирования в области охраны памятников истории и культуры активно подключился технический комитет по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие», возглавляемый главным архитектором ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Сергеем Борисовичем Кулаковым [12]. В настоящее время в технический комитет 082 входят 29 организаций, представляющих органы охраны памятников (Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия и Департамент управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Российской Федерации), научно-исследовательские организации (ФГБУН «Институт археологии Российской академии наук» (ФГБУН ИА РАН), ФГНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» (ФГНИУ ГосНИИР), ФГБОУВПО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» (РГГРУ им. С. Орджоникидзе)), государственные реставрационные организации (ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря», ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация», ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
(ФГУП МНРХУ, Москва), ГКУ города Москвы «Мосреставрация», ГБУК «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области», ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП ЦНРПМ)) и частные структуры (АНО «Академический научно-технический центр Российской академии архитектуры и строительных наук» (АНО АНТЦ РААСН),. ООО «Архитектурно-реставрационный центр КМВ» (Ессентуки), ОАО «Владимирреставрация» (Владимир), ЗАО «Ивановореставрация» (Иваново), ООО «Научно-производственное объединение музейной реставрации и консервации» (Москва), ОАО «Отделстрой» (Архангельск), ООО «Реставрационный центр — архитектура, производство, обучение» (Кириллов), Российское республиканское научно-реставрационное ЗАО «Росреставрация» (Москва), ЗАО «Рязанское научно-реставрационное управление» (Рязань), ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» (Тюмень), ООО «Специализированная Компания "КРЕАЛ"» (Москва), ООО Специальное научно-реставрационное предприятие «Реставрация» (Орел), АОЗТ «Специальное научно-реставрационное управление» («МСНРУ», Москва), ООО «Экспертпроект» (Санкт-Петербург) и ООО «Аудиторская фирма "Фемида-Аудит"» (Москва)), а также общественные организации (Некоммерческое партнерство «Российская ассоциация реставраторов» (Санкт-Петербург), Региональная общественная организация содействия развитию реставрационной отрасли «Союз реставраторов Санкт-Петербурга») [12].
Результатом деятельности технического комитета по стандартизации 082 «Культурное наследие» стала подготовка и утверждение Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии целого ряда стандартов:
• ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования»;
• ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженернотехнических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования»;
• ГОСТ Р 55627-2013 «Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия»;
• ГОСТ Р 55653-2013 «Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования»;
• ГОСТ Р 55935-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства»;
• ГОСТ Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия»;
• ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования»;
• ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения»;
• ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения».
Однако согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» все стандарты (за исключением определенных Правительством Российской Федерации в качестве обязательных [17]), являются документами добровольного применения. Прямое указание на это дано в определении понятия «стандарт»: «стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения» [15, ст. 2].
Следует отметить, что в результате принятия этих стандартов, возникла неопределенность, связанная с тем, что одни и те же вопросы теперь регламентируются сразу двумя документами, имеющими рекомендательный характер:
• состав и содержание научно-проектной документации регламентируются СРП-2007.1 и ГОСТ Р 55528-2013;
• вопросы научного руководства и авторского надзора — СРП-2007.1.1 и ГОСТ Р 56200-2014;
• вопросы реставрации монументально живописи регламентируют СРП-2007.3 и ГОСТ Р 55653-2013;
• рекомендации по комплексным инженерно-техническим исследованиям описаны в СРП-2007.6 и ГОСТ Р 55567-2013 и т. д.
Автор полагает, что всю реставрационную деятельность можно разделить на две категории:
первая — вопросы организационно-технического и юридического сопровождения работ по сохранению объектов культурного наследия и вторая — собственно работы по сохранению (реставрации, воссозданию, консервации, капитальному ремонту) объектов культурного наследия.
Если вопросы, относящиеся ко второй категории, требуют проведения научных исследований, творческого осознания процесса сохранения и индивидуального подхода к каждому объекту, то вопросы, отнесенные к первой категории, не относятся к индивидуально-творческим разработкам, а описывают стандартные действия и стандартные документы, сопровождающие действия реставраторов. Эти документы и действия не только могут, но и должны, по мнению автора, четко и однозначно быть регламентированы в форме нормативно-правового документа, имеющего общеобязательный характер [20].
Стоит обратить внимание, что Министерство культуры Российской Федерации имеет в своем распоряжении инструмент, который позволяет четко и однозначно регламентировать реставрационную деятельность на территории Российской Федерации, не прибегая к услугам Федерального агентства по стандартизации и техническому регулированию. Это Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, согласно которому на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации самостоятельно принимает реставрационные нормы и правила [10, п. 5.2.22]. Это означает, что Министерство имеет право и обязано принимать, то есть утверждать своим приказом, общеобязательные в области реставрации нормы — Реставрационные нормы и правила (РНиПы) [20]. К реставрационным правилам, утверждаемым Министерством культуры Российской Федерации, полагаем, должны относиться следующие документы:
• порядок проведения и оформления комплексных инженернотехнических, инженерно-геологических обследований и изысканий;
• порядок осуществления научного руководства реставрационными работами;
• порядок рассмотрения и согласования научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия органами охраны памятников;
• порядок проведения мониторинга и предоставления отчетов
о реставрации.
Конкретные технологии производства работ как индивидуально-творческая составляющая реставрации должны относиться к рекомендательным документам. Проектировщик и реставратор, проводя работы по сохранению конкретного объекта культурного наследия, должны иметь возможность самостоятельно определять, применимы ли в конкретном случае
уже существующие рекомендации или для данного объекта требуется
разработка собственных методик. Тем более что в среде специалистов до сих пор ведутся дискуссии о возможности реставрации или необходимости только консервации текущего состояния памятника [9], а также о допустимости реконструкции объектов культурного наследия [1].
Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, по мнению автора, должны утверждаться на уровне Правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что согласно статье 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [16] в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В свою очередь, пункт 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации [2] устанавливает, что Правительством Российской Федерации утверждается состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства [21]. При этом допускается отдельно устанавливать требования по содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, к реконструкции и к капитальному ремонту объектов капитального строительства [14].
Поскольку работы по реставрации и капитальному ремонту можно, с точки зрения градостроительного законодательства, классифицировать как капитальный ремонт, а воссоздание памятника и его приспособление для современных нужд как реконструкцию, определение Правительством
Российской Федерации состава и содержания научно-проектной документации для памятников истории и культуры было бы логичным развитием соответствующей нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Технический надзор на памятниках истории и культуры и строительный контроль на объектах нового строительства и реконструкции (капитального ремонта) схожи по своим функциям: они оба направлены на осуществление контроля за выполнением технологических операций и методик соответствующего вида работ. Поэтому по аналогии с определением правил ведения строительного контроля [11], правила ведения технического надзора на памятниках истории и культуры должно, по мнению автора, регламентироваться постановлением Правительства Российской Федерации.
Переход от добровольно применяемых ГОСТов и необязательных рекомендаций в Сводах реставрационных правил СРП-2007 к утверждаемых Приказами Министерства культуры Реставрационным нормам и правилам, а также положению о составе научно-проектной документации и положению о ведении технического надзора, утверждаемых Правительством Российской Федерации, позволит систематизировать реставрационную работу, а также позволит более качественно контролировать работы по сохранению памятников истории и культуры.
Список литературы:
1. Винницкий А.В. Памятники истории и культуры: необходимо сохранять или можно реконструировать // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — № 7. — С. 65—69.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон
от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. — 2005. — № 1 (часть I). — Ст. 16.
3. Диканов К.А. Законодательное обеспечение сохранности памятников истории и культуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2011. — № 5. — С. 26—31.
4. Комаров Ю.Т. Правовая несостоятельность реставрации // Жилищное строительство. — 2009. — № 12. — С. 2—4.
5. Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 07.06.15).
6. Кузина С.В. О некоторых приоритетных направлениях совершенствования законодательства об охране памятников истории и культуры // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2013. — № 5 (94). — С. 135—138.
7. Кузнецов Е.И. Значение гражданско-правовых норм в развитии правовой охраны памятников истории и культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. — 2015. — № 1 (20). — С. 26—29.
8. Ливинский А.М., Стоян А.В. Правила ведения научно-реставрационных работ // Сучасш технологи, матерiали i конструкцп в буддвництвг — 2011. — № 1 (10). — С. 101—108.
9. Малкина Л.Н. К вопросу о культурном наследии // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2014. — № 3 (86). — С. 277—285.
10. О Министерстве культуры Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 31. — Ст. 4758.
11. О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 26. — Ст. 3365.
12. О реорганизации технического комитета по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие». Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2013 года № 964 // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — 2013. — № 9.
13. О создании Технического совета по вопросам нормирования и научно-
методического регулирования в сфере сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации при Министерстве культуры Российской Федерации. Приказ Министерства культуры РФ от 28 апреля 2011 года № 419 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6651467/ (дата обращения:
07.06.15).
14. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 8. — Ст. 744.
15. О техническом регулировании. Федеральный Закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 52 (часть I). — Ст. 5140.
16. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 26. — Ст. 2519.
17. Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 2. — Ст. 465.
18. ПанфиловА.Н. Охранительные нормы административно-деликтного законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия // Право и политика. — 2013. — № 6. — С. 784—797.
19. Письмо заместителя министра культуры РФ К.Г. Черепенникова
от 11 января 2012 года № 3-01-39/10-КЧ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mkrf.ru/documents/letters/detail.php?ID=213102 (дата
обращения: 07.06.15).
20. Половцев И.Н. Нормативно-правовой характер реставрационных норм и правил // Правовая наука. — 2012. — № 1. — С. 22—23.
21. Половцев И.Н. О правилах подготовки проектной документации в Российской Федерации и их совершенствовании // Современное промышленное и гражданское строительство. — 2013. — Т 9, № 2. — С. 79—90.
22. Половцев И.Н. Правовое положение реставрационных норм и правил в Российской Федерации // Сборник научных трудов Sworld. — 2012. — Т. 22, № 1. — С. 13—15.
23. Сайфуллина Л.Ш. История и методика реставраций. Некоторые проблемы современных теории и практики реставраций // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. — № 2. — С. 70—77.
24. Свод реставрационных правил. СРП 2007. «Рекомендации по проведению
научно-исследовательских, изыскательских, проектных
и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». — М.: ГУП ЦНРПМ, 2011. — 217 с.
25. Стояк Ю.А., Романова Л.С. Проблемы сохранения архитектурно-художественного своеобразия исторических городов России (на примере города-завода Воткинска) // Вестник Томского государственного архитектурностроительного университета. — 2015. — № 2 (49). — С. 44—56.
26. Polovtsev I.N. Russian Rules of restoration. Obligatory or recommendatory document? // European researcher. — 2012. — № 8—2 (27). — С. 1269—1271.