Научная статья на тему 'К вопросу подготовки кадров в области музейной реставрации'

К вопросу подготовки кадров в области музейной реставрации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР / ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-НАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / RESTORATION / ART RESTORER / PARTICULARITIES OF TRAINING / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED TEACHING AND LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виткина Маргарита Петровна

В статье рассматриваются проблемы и особенности подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования в условиях нарастающего развития научно-технического прогресса. Подготовка художников-реставраторов, востребованных на современном рынке труда, требует особого подхода к образовательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виткина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of personnel training in the area of museum restoration

The article deals with key problems and particularities of training art restorers in a system of secondary vocational education in conditions of increasing development of scientific and technical progress. The training of art restorers, who are in-demand by a contemporary labor market. Requires special approaches to building educational process.

Текст научной работы на тему «К вопросу подготовки кадров в области музейной реставрации»

УДК 7.025.4

М. П. Виткина

К вопросу подготовки кадров в области музейной реставрации

В статье рассматриваются проблемы и особенности подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования в условиях нарастающего развития научно-технического прогресса. Подготовка художников-реставраторов, востребованных на современном рынке труда, требует особого подхода к образовательному процессу.

Ключевые слова; реставрация, художник-реставратор, особенности подготовки, среднее профессиональное образование, практико-направленное обучение

Margarita P. Vitkina The problem of personnel training in the area of museum restoration

The article deals with key problems and particularities of training art restorers in a system of secondary vocational education in conditions of increasing development of scientific and technical progress. The training of art restorers, who are in-demand by a contemporary labor market. Requires special approaches to building educational process.

Keywords: restoration, art restorer, particularities of training, secondary vocational education, practice-oriented teaching and learning

В последнее время наблюдается рост государственного и общественного интереса к проблеме подготовки кадров в области реставрации и сохранения культурного наследия, что имеет под собой достаточно серьезные основания и причины. Одна из главных причин - неудовлетворительное, порой аварийное, критическое состояние большинства исторических и культурных объектов России.

Развитие коммерческих услуг в сфере реставрации, стремление заказчика к так называемым «новоделам», недостаточное финансирование, утрата в переходный период страны многих ключевых позиций в кадровой политике государства, отсутствие целевой профессиональной пропаганды - далеко не полный перечень разрушительных для памятников национальной истории и культуры противоречивых процессов в реставрационной области, приводящих к многочисленным нарушениям методики реставрационных работ, снижению их качества, что чревато утратой подлинности памятника или отдельных его элементов. Одной из основных причин кризисного состояния охраны и состояния отечественных памятников истории и культуры является проблема квалифицированных кадров в области реставрации. По мнению известного российского реставратора А. Б. Алешина (1945-2009), «...процесс исследования, изучения и сохранения культурных ценностей во многом зависит от уровня подготовленности тех людей, которые в него вовлечены»1, т. е. уберечь памятники истории и культуры от разрушения

могут только мастера реставрационных профессий, специалисты, овладевшие полноценными знаниями по научной методике и навыками реставрационной практики.

По словам профессора В. П. Бурого, «реставрация - это особый вид деятельности, который требует от профессионала фундаментальной (теоретической и практической) художественной, технической, искусствоведческой и ремесленной подготовки»2. Действительно, с бурным развитием фундаментальных и прикладных исследований в области физики, химии, биологии совершенствуются материалы, методы и технологии реставрации памятников истории и культуры.

Научная реставрация сегодня - это сложная комплексная дисциплина, включающая в себя этические, исторические, естественнонаучные и художественно-практические аспекты. Современный реставратор - это и исследователь, и искусствовед, и ремесленник, и, разумеется, художник; это специалист, долженствующий обладать научными знаниями в области истории и истории искусств, физики, химии, биологии; знать технику и технологию создания художественных объектов, свойства их материальной культуры; иметь опыт практической консерваци-онной и реставрационной работы; знать и строго соблюдать нормы профессиональной этики.

По мнению В. П. Бурого, «профессия реставратора требует не просто обучения, но и подготовки личности - носителя определенных эстетических и даже особых идеологических

ценностей. Реставратор. должен быть не просто художником или технологом (или искусствоведом, или ремесленником), но личностью, в которой все эти качества слились воедино»3.

Таким образом, проблема сохранения богатейшего культурного наследия ставит перед социумом задачу подготовки всесторонне образованного реставратора (по европейским стандартам - консерватора), обладающего разнообразными специальными знаниями, общей культурой и, главное, навыками использования комплексных методов научно-исследовательской и практической работы на памятниках истории и культуры. Понятно, что подготовка специалистов такого уровня - чрезвычайно трудоемкая, требующая значительных финансовых затрат (создание учебно-научно-производственной базы, оснащенной современным оборудованием, соответствующим высоким требованиям, предъявляемым к профессии реставратора; затраты на организацию Реставрационных советов, консультаций в ведущих научно-исследовательских реставрационных центрах, музеях; постоянные стажировки с целью повышения квалификации преподавателей специальных (реставрационных) дисциплин и т. д.).

Проанализировав проблемы, которые возникают в процессе подготовки реставраторов предметов декоративно-прикладного искусства и архивов, составляющих основной музейный фонд РФ, можно обозначить две существующие ключевые проблемы: во-первых, в стране отсутствует система непрерывного профессионального образования в области реставрации, и, во-вторых, не в полной мере учитываются особенности обучения реставраторов данной категории, обеспечивающие результативность их профессиональной подготовки.

Что касается второй проблемы, общеизвестно, что состояние основных фондов и оборудования в большинстве средних профессиональных учебных заведений (СПО) не соответствует в техническом, производственном и научном плане современным требованиям и нуждается в замене либо серьезной модернизации. И те немногочисленные учебные заведения среднего профессионального образования, выпускающие специалистов уникальной профессии - реставраторов произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, не являются исключением. Решение проблемы оснащения современной учебно-научно-производственной базы затрудняют объемы (значительно меньшие в сравнении с другими уровнями образования) бюджетного финансирования в системе среднего звена, с одной стороны, отсутствие каких-либо экономических стимулов для инве-

стиций работодателей в учреждения СПО (закон о частно-государственном партнерстве принят, но механизма регулирования отношений между ссузами и предприятиями нет), с другой - довольно скромные возможности внебюджетных поступлений. Но качественная подготовка студентов по реставрации движимых памятников истории и культуры, как было отмечено ранее, возможна лишь при условии создания учебных мест, оснащенных современным оборудованием, инструментом, материалами, соответствующими уровню XXI в.

Особенность реставрационного образования заключается в том, что процесс обучения держится на уникальном специалисте, которому необходимо быть не только теоретиком, но и практиком, мастером, профессионалом в уникальной профессии, которую принято сравнивать с профессией врача. Только лечить не людей, а памятники, сохраняя их для будущих поколений. Преподавателю специальных (реставрационных) дисциплин жизненно необходимы периодические стажировки в ведущих научно-исследовательских реставрационных центрах, самостоятельная научно-исследовательская и творческая работа.

Общеизвестно главное преимущество учебных заведений среднего звена - студенты получают профессиональный опыт одновременно с учебой. И для работодателя важны не сами по себе знания и умения молодого специалиста, а его способность реализовать, применить полученные знания в практической деятельности. Готовность выпускника к реальной профессиональной деятельности и следует считать конечным результатом, смыслом обучения.

В Суздальском филиале Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, выпускающим специалистов среднего звена по восьми реставрационным специализациям (реставрация станковой, темперной и масляной живописи, графики и книги, полих-ромной скульптуры и мебели, архитектурного и музейного металла, ткани), ежегодно студентами, под руководством опытных преподавателей (аттестованных на реставрационную категорию) и научно-методическом контроле специалистов из ведущих реставрационных организаций страны - Государственного научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, реставрируются более 150 музейных экспонатов декоративно-прикладного и изобразительного искусства из столичных, региональных и муниципальных музеев. Таким образом, студенты за период обучения реставрируют памятники

К вопросу подготовки кадров в области музейной реставрации

различной степени сложности, приобретая бесценный опыт в конкретной предметной профессиональной области, а музеи получают качественно отреставрированные музейные экспонаты, что особенно ценно для небольших музеев, которые не имеют ни собственных реставрационных мастерских, ни достаточного финансирования на реставрацию имеющегося музейного фонда. Одним из важных условий реализации подготовки художников-реставра-торов в системе среднего профессионального образования является создание интегрированной образовательной среды, включающей в себя контрольно-консультационные функции научно-исследовательских реставрационных и музейных организаций, обеспечивающих практическую возможность подготовки специ-алистов-реставраторов на подлинных памятниках истории и культуры с учетом современных требований консервации и реставрации.

Но реальная ситуация в России обуславливает стремление молодых людей иметь высшее образование. Да и известно - многие работодатели предпочитают принимать на работу людей с высшим образованием, хотя закономерно, что выпускники техникумов и колледжей нередко превосходят специалистов с вузовским дипломом в области практической подготовки. Для выпускников реставрационного профиля такая ситуация наиболее характерна. Выход -в реализации практикоориентированных образовательных программ (программ прикладного бакалавриата).

Основой образовательной программы прикладного бакалавриата в области реставрации движимых памятников должен быть Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования с его высоким коэффициентом практикоориен-тированности - более 50 %, с его практической и технологической базами.

Вариативная часть гуманитарно-социальноэкономического цикла программы прикладного бакалавриата может быть использована для усиления теоретической подготовки в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования (с максимальным привлечением научно-педагогического потенциала вуза), выделением таких видов профессиональной деятельности реставратора, как организационно-управленческая, научно-методическая, экспертная, т. е. овладение профессиональными компетенциями в областях, которые обеспечивают организацию и экономику реставрационной, консервационной и охранной деятельности. Наличие теоретической подготовки, соответствующей уровню высшего образования,

при сохранении методологического подхода к формированию профессиональной квалификации, характерного для СПО, а также введение в структуру программы профессиональных модулей станет принципиальным отличием содержания программ прикладного бакалавриата от программ подготовки СПО. Увеличение объема практической подготовки по сравнению с существующими программами бакалавриата обеспечит практико-ориентированный характер знаний и умений выпускнику, освоившему программу прикладного бакалавриата, что к тому же приведет и к снижению уровня издержек работодателей при доучивании выпускников и сокращению сроков вхождения молодых специалистов на рынок труда.

Кроме того, именно в период обучения по программам прикладного бакалавриата возможно освоение сопряженной рабочей профессии, о чем прописано в новом «Законе об образовании»4.

Таким образом, эффективной формой подготовки прикладных бакалавров, а значит, и реализации идеи непрерывного профессионального образования в области музейной реставрации, является создание университетских комплексов с участием ссуза, научно-исследовательских реставрационных организаций и музеев, что позволит обеспечить широту знаний специалиста, с одной стороны, а также их узкую специализацию и высокую квалификацию - с другой.

В итоге реставратор, специалист с высшим образованием, будет знать и понимать как технологию работы с материей памятника, его историко-культурную и искусствоведческую значимость, так и технологию организации производственной деятельности.

При этом мы не только сохраним уникальную практическую ориентированность среднего профессионального образования, но укрепим и усовершенствуем ее за счет внедрения программ прикладного бакалавриата. И ссузы не будут рассматриваться как подготовительные отделения для поступления в университеты. В настоящее время выпускники СПО, имея опыт в конкретной профессиональной деятельности, поступают в высшие учебные заведения наравне со вчерашними школьниками, причем явно проигрывая им в баллах по ЕГЭ. Никаких бонусов при поступлении законодательно для них непредусмотрено.

Следует отметить также, что существующие на сегодняшний день стандарты высшего профессионального образования (ВПО) в области реставрации составлены без учета уровня профессиональной подготовки и особенностей

профилей (реставрационных специализаций) в СПО. Более того, структура образовательных стандартов ВПО и СПО не дифференцирована по характеру реставрируемых объектов. Стандарты по специализациям реставрации движимых и недвижимых памятников должны отличаться набором дисциплин и многими профессиональными компетенциями. В разделе движимых памятников также необходимо дифференцировать специализации реставрации изобразительного искусства (живопись, графика) и памятников декоративно-прикладного искусства, а также археологических объектов. В целях реализации непрерывного профессионального образования в области реставрации федеральные государственные образовательные стандарты СПО и ВПО должны быть составлены на основе принципа преемственности.

Необходимы также:

- разработка интегрированных образовательных программ, унифицированных учебных планов и учебно-методических комплексов в рамках непрерывного профессионального образования;

- апробация разработанных образовательных методик;

- определение порядка перехода обучающихся с одного уровня на другой в рамках интегрированной образовательной программы;

- создание нормативно-правового обеспечения механизма сотрудничества с музейными структурами.

Учитывая «.масштабы страны и, без преувеличения, безмерное количество нуждающихся в реставрации памятников культуры»5, как справедливо отмечает В. А. Щученко, нельзя не назвать еще одну существующую проблему в вопросе подготовки кадров в области сохранения культурного наследия. Для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в области музейной реставрации необходим постоянный мониторинг потребности в кадрах, изучение современного реставрационного рынка, многообразия музейного прикладного искусства и материальной культуры, в том числе обратной связи отрасли и учебных заведений.

Имея точные данные о потребностях рынка, учебные заведения могут более оперативно выходить на включение в свои учебные планы новых программ по востребованным, перспективным реставрационным специализациям,

оптимально подходить к набору студентов и структуре этого набора. Что, кстати, в любом случае требует времени. Это время может стать временем отставания от жизни, а в случае четкой связи учебных заведений и отрасли будет способствовать оперативному и устойчивому движению вперед в решении проблемы дефицита кадров. Здесь стоит отметить, что, по данным Министерства культуры РФ, лишь 10 % музеев в стране располагают собственными квалифицированными кадрами, способными выполнять консервационные и реставрационные работы на экспонатах Музейного фонда Российской Федерации. Музеи и их учредители могли бы выступать в качестве заказчиков не только реставрации музейных экспонатов, но и подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-реставраторов.

Создавая систему непрерывного образования в сфере реставрации, нельзя не отметить и важность профессиональной пропаганды, необходимость повышения престижа профессии реставратора, совершенствование системы раннего профессионального ориентирования (просветительская работа, образовательная, средства массовой информации и т. д.); популяризацию не только памятников истории и культуры, но и деятельности тех, кто это духовно-нравственное достояние страны сохраняет - реставраторов.

В конечном итоге содержание и уровень профессиональной подготовки будущих реставраторов определяют судьбу нашего богатейшего культурного наследия.

Примечания

1 Алешин А. Б. Реставрация станковой масляной живописи: учебник. М.: Худож. шк., 2013. С. 5.

2 Бурый В. П. Методологические основы подготовки художников-реставраторов: Строгановская школа композиции / МГХПУ им. С. Г. Строганова. М., 2005. С. 332.

3 Там же. С. 333.

4 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 // Рос. газ. 2012. 31 дек., федер. вып. № 5976. URL: http: // rg. ru (дата обращения: 10. 06. 2014).

5 Щученко В. А. Профессиональное образование реставраторов: научно-методические и организационноэкономические проблемы // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 2 (15), июнь. С. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.