Научная статья на тему 'Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность'

Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / педагог дошкольного образования / воспитатель детского сада / профессиональная мотивация / pedagogical education / preschool teacher / kindergarten teacher / professional motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Наталья Николаевна, Твардовская Алла Александровна

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся ожиданий будущих воспитателей относительно своей профессии и современного дошкольного образования. Представлены результаты исследования по выявлению представлений о готовности студентов продолжать работать по профилю, а также о степени удовлетворенности работой молодых педагогов дошкольных организаций. Приведены возможные объективные и субъективные причины нежелания выпускников педагогических вузов работать по профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Наталья Николаевна, Твардовская Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Education of Teachers of Preschool Organizations: Expectations and Reality

The article discusses issues related to the expectations of future educators regarding their profession and modern preschool education. The article presents the results of a study to identify ideas about the readiness of students to continue working in their profile, as well as the degree of satisfaction with the work of young teachers of preschool organizations. Possible objective and subjective reasons for the reluctance of graduates of pedagogical universities to work in their profession are given.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

4/2020 | 49

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность

П

НОВИК

Наталья Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань

ТВАРДОВСКАЯ Алла Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся ожиданий будущих воспитателей относительно своей профессии и современного дошкольного образования. Представлены результаты исследования по выявлению представлений о готовности студентов продолжать работать по профилю, а также о степени удовлетворенности работой молодых педагогов дошкольных организаций. Приведены возможные объективные и субъективные причины нежелания выпускников педагогических вузов работать по профессии

Ключевые слова:

педагогическое образование, педагог дошкольного образования, воспитатель детского сада, профессиональная мотивация

Подготовка педагогов дошкольного образования является стратегической задачей государства. На социальную значимость данного профиля подготовки указывает и тот факт, что по этой специальности вузам всегда выделяются бюджетные места для студентов. Пройдя этап профессионального становления, формирования профессиональной и личностной готовности к выполнению трудовых функций педагога дошкольного образования, освоив необходимые компетенции на лекциях и на практике, к сожалению, не все выпускники в дальнейшем работают по специальности. Почему же сегодня так велик дефицит кадров для дошкольного образования?

М. А. Беляевой выделены следующие кластеры рисков в педагогической профессии: кадровые, контингент-риски, процессуальные (учебно-методические), имиджевые [2]. По данным исследований, педагоги дошкольного образования подвергаются высокому уровню стресса на работе, что объясняется либо недостатком профессионального опыта [10], либо наличием специфических особенностей у воспитанников группы [9], а также низким уровнем заработной платы, высокой

Новик Н. Н., Твардовская А. А. Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 4. — С. 49-55. — □□I 10.24411/2307-4264-2020-10406.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

загруженностью, обучением большого числа детей в небольших помещениях и др. [8]. Все это негативно влияет как на качество образовательного процесса, так и на его субъектов [7]. Как следствие, у воспитателей снижается самооценка, наступает профессиональное выгорание [6].

Согласно опросу, проведенному С. С. Кашуркиной и Т. А. Лукишиной (2019), из 203 педагогов дошкольных образовательных учреждений 55,2% уверены, что их профессия престижна. Не согласны с ними 15,3% педагогов. Однако тот факт, что от ответа на этот вопрос уклонились 29,6% педагогов, по мнению авторов, указывает на социальную проблему [3].

Об этом же свидетельствуют данные исследования компании Неа^и^ег1: не работают по специальности свыше 40% выпускников с высшим образованием. По неофициальным сведениям, таких выпускников 60-70%. Куда идут бывшие выпускники дошкольных отделений? Чаще всего это занятость в сфере продаж (70%) и выполнение работы административного персонала (64%).

В настоящее время в детских садах Казани и Республики Татарстан ощущается дефицит специалистов. Проблема текучести молодых кадров — одна из самых острых. Об этом говорят и наши выпускники прошлых лет.

Цель данного исследования — выявить у студентов представления о готовности продолжать работать по профилю и оценить степень удовлетворенности работой молодых педагогов дошкольных организаций.

Чтобы выявить уровень мотивации к будущей работе, авторами данной статьи был проведен опрос среди студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», и среди выпускников последних двух лет. Всего в исследовании было задействовано 47 студентов 3-го и 4-го курсов очной формы обучения (далее — обучающиеся) и 40 выпускников (далее — выпускники). Выбор респондентов только очной формы обучения обусловлен тем, что студенты-заочники уже являются действующими практическими работниками дошкольных организаций, в большинстве своем имеют среднее профессиональное образование, обладают высокой мотивацией к повышению своего профессионального уровня и компетенций.

Исследование проводилось в форме интервью. Обучающимся были заданы следующие вопросы:

Чем обусловлен выбор будущей профессии и специальности? Что повлияло на выбор?

Комфортно ли вам обучаться? В чем это проявляется?

Вы уже подрабатываете по специальности?

Вы планируете работать по специальности по окончании учебы? Что может повлиять на изменение ваших планов?

Выпускникам прошлых лет дополнительно были предложены вопросы:

1. Работаете ли вы по специальности? Почему?

2. Если работаете не по специальности, то в какой сфере?

3. Знаний в какой области вам было недостаточно, чтобы работать по специальности?

1 https://na.ru/20190902/1558146808.htmi

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 1

Распределение обучающихся по критерию доминирующего фактора при выборе будущей профессии

и специальности

Условная группа

Курс Общее число студентов, % «Династия» «Мечта детства» «Случайные» «Главное — диплом»

Число студентов, % Число студентов, % Число студентов, % Число студентов, о/ %

3-й курс 19 (100) 4 (21) 7 (37) 4 (21) 4 (21)

4-й курс 28 (100) 5 (18) 9 (32) 6 (21) 8 (29)

Выпускники 40 (100) 6 (15) 18 (45) 8 (20) 8 (20)

Общая выборка 87 (100) 15 (17) 34 (39) 18 (21) 20 (23)

Следует отметить, что некоторые студенты согласились на интервью при условии полной анонимности.

На первый вопрос были получены такие ответы: «Я поступала на данное направление, потому что у нас династия — бабушка, мама и старшая сестра тоже работают в детском саду»; «Я с детства хотела стать воспитателем»; «Мне всегда нравилось играть и возиться с младшими родственниками»; «Профессия воспитателя сама по себе очень интересная и ответственная» и т. п. Подобные ответы свидетельствуют о высокой мотивированности и осознанности при выборе будущей профессии. Встречались и такие ответы: «У моей мамы была мечта стать учителем в школе. Она мне рассказала об этом. Оканчивая школу, я не знала, куда поступать учиться. Я подумала, как хорошо быть воспитателем и быть в окружении детей, быть в любви»; «Выбор специальности был спонтанным, я не знала, где хочу учиться после 11-го класса; «Здесь были бюджетные места»; «Моих баллов по ЕГЭ хватило только на эту специальность»; «Выбор специальности обусловлен мнением родителей и престижностью вуза»; «Мне все равно, где учиться, моим родителям главное, чтобы у меня было высшее образование»; «Воспитателем я работать не пойду, для меня важно получить „корочку"». Данные ответы служат доказательством того, что среди студентов, обучающихся по данной профессии, немало случайных людей, которые занимают бюджетные места тех, кто хотел бы в дальнейшем работать по специальности.

Анализ ответов на первый вопрос позволил выделить четыре группы обучающихся, условно названные «Династия», «Мечта детства», «Случайные», «Главное — диплом», и их процентное соотношение (табл. 1).

Анализ ответов на второй вопрос показал, что практически 100% респондентов комфортно обучаться в вузе, для этого руководством института созданы самые благоприятные условия (общий ремонт института, предоставление мест в общежитии иногородним, оснащенные по последнему слову техники аудитории). «Когда пожилые преподаватели рассказывают, как выглядел наш институт еще пять лет назад, у меня наворачиваются слезы — я бы точно сюда не поступала»; «Для меня важно, где и в

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «Вы уже работаете по специальности?»

Общее Ответы

Условная группа число студен-тов,% «Да, работаю» «Собираюсь работать» «Работать не собираюсь»

Кол-во, % Кол-во, % Кол-во, %

«Династия» 15 (100) 12 (80) 3 (20) 0 (0)

«Мечта детства» 34 (100) 14 (41) 20 (59) 0 (0)

«Случайные» 18 (100) 3 (17) 7 (39) 8 (44)

«Главное — диплом» 20 (100) 0 (0) 2 (10) 18 (90)

каких условиях я буду жить, обучаясь здесь»; «Я очень довольна выбором вуза. Меня здесь все устраивает»; «Мы иногда занимаемся в других институтах нашего университета, сравнивая, я могу сказать, что у нас лучшие условия для получения знаний»; «Очень люблю свой институт» и т. п.

Также респондентами был отмечен высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, благоприятный психологический климат как в институте, так и в каждой из групп, а иногородние, проживающие в студенческих общежитиях, заявили, что условия проживания превзошли все их ожидания.

Анализ ответов на третий вопрос позволил оценить готовность будущих выпускников уже сейчас осуществлять свои профессиональные навыки. «Да, я работаю в детском саду, мне идут навстречу — ставят смены так, чтобы моя работа не мешала учебе»; «Работать в детском саду я начала сразу после первого курса, но только в летние месяцы, мне трудно совмещать учебу и работу»; «Да, подрабатываю, но не в детском саду, а аниматором»; «Подрабатывала гувернанткой в семье»; «Я хотела бы работать, но там, где я живу, рядом с домом только один детский сад и все вакансии заняты». Были получены и такие ответы: «Работать в детском саду? Вы о чем вообще? После первой же практики я поняла, что это не мое. Доучиться бы»; «Пробовала, но зарплата не устроила. Деньги, которые получила за месяц работы в детском саду, я сейчас могу заработать за неделю, подрабатывая официанткой или даже мойщицей посуды в кафе». Тем не менее работать по специальности после окончания учебы планирует 61 респондент из 87 (табл. 2).

Ответы на четвертый вопрос дают понять, планируют ли респонденты работать по специальности по окончании учебы и что может повлиять на изменение их планов: «Да, я очень хочу приступить к работе, у меня столько идей, которые хочу воплотить в профессиональной деятельности»; «Хочу, но очень боюсь старших коллег»; «Поработать, наверное, надо, хотя бы попробую, не понравится — уйду. Позитивных ожиданий нет»; «Планирую работать в детском саду после 30 лет»; «Планирую работать в детском саду до декретного отпуска точно».

Подавляющее большинство респондентов планируют работать по специальности, за исключением тех, кто, отвечая на первые вопросы,

уже заявили, что данная специальность не для них, поэтому в ответе на вопрос «Что может повлиять на то, чтобы вы стали работать по специальности?» они единодушны: «Высокая заработная плата», «Меньше бумажной волокиты и работы с документами».

Результаты интервьюирования показали, что среди респондентов, не работающих по специальности, 54% пытались работать по специальности, но затем сменили сферу деятельности, 45% опрошенных оставили эту работу из-за низкой зарплаты, по той же причине 37% опрошенных даже не начинали трудиться в данной сфере.

Опрос выпускников показал следующие результаты.

На первый и второй вопросы были получены, например, такие ответы: «Я пробовала устроиться в детский сад сразу, как получила диплом. Но не получилось. Наверное, не повезло с заведующей — попалась очень заносчивая и недоброжелательная. Сразу дала понять, что в ее детском саду работают исключительно „заслуженные" педагоги. А когда речь зашла про зарплату, то я решила для себя, что при меньшем количестве трудовых затрат, сил и знаний есть возможность заработать в два-три раза больше, работая гувернером в семье»; «Сразу после окончания учебы не смогла устроиться даже младшим воспитателем — не было вакансий в радиусе 10 км от дома. А ездить на работу по часу в один конец города на работу и час тратить на дорогу домой — нет сил. Естественно, пришлось идти в другое место, а потом уже затянула новая работа — все устраивает. Через год уже не пойдешь в образование. Или сразу, или никогда»; «Еще на четвертом курсе мечтала, что точно буду работать в детском саду. Но потом встретила бывшего классного руководителя, разговорились, и когда на ее вопрос „Где ты учишься?" я ответила, что на дошкольном, буду воспитателем, получила от нее такую реплику: „А разве на воспитателя надо учиться?" И в глазах ее стояло такое недоумение! Что-то расхотелось сразу идти по специальности. Сейчас работаю продавцом»; «Когда я окончила институт по специальности „Психолого-педагогическое образование", то в районном отделе образования мне с прискорбием сообщили, что ставки психологов посокращали в связи с сокращением бюджета. Эти ставки теперь делят остальные сотрудники детского сада (полставки, треть ставки). В тех учреждениях, где подобные ставки сохранили и есть дополнительное финансирование, педагоги оттуда вряд ли в ближайшее время уйдут. Ну и что говорить о том, что далеко не каждому дошкольному учреждению требуется молодой специалист»; «Вы знаете, я все смогла бы вынести в этой непростой профессии. Но родители! Вы знаете, какие сейчас родители? Ладно, с их гиперопекой и постоянным контролем своего ненаглядного чада еще можно было бы смириться, сейчас большинство мамаш тревожны. Но эти „Яжемать"... Вы даже представить себе не можете! Им все должны: и государство, и мы, педагоги, и другие вполне адекватные родители, и другие дети! А сейчас даже появились „Яжеотец" — эти еще страшнее, чем „Яжемать", они в несколько раз агрессивнее! Я не выдержала, ушла. Пока сижу дома, по крайней мере, у меня глаз перестал дергаться».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Ответы на третий вопрос помогли прояснить ситуацию, как вузовские преподаватели могут помочь выпускникам закрепиться в детском саду, чтобы первые проблемы не смогли отбить у них желание работать по профессии. Примеры ответов: «Мои ожидания от предстоящей работы были иллюзиями, которые разбились о реальность. Я представляла свою профессию со слов преподавателей с большим стажем и опытом работы. Но их опыт, возможно, был положительным — им повезло»; «Я после института сразу стала работать воспитателем. Мне очень обрадовались, только чуть позже я поняла, почему. Сразу же отправили на конкурс профессионального мастерства — откуда у меня мастерство? Я ведь только начала работать! При этом никакой методической помощи в подготовке к конкурсу оказано не было. „Тебя что, плохо учили в институте?"Я очень хорошо училась, у меня красный диплом, но у нас не было такой дисциплины „Воспитатель года". Сама, как смогла, подготовилась, даже на город вышла, а мне в ответ: „Почему не первое место?" Ни премии, ни спасибо элементарного. И все в этом же духе — погоня за рейтингом, если какой-то конкурс, то срок сдачи — вчера, и тому подобное. Не знаю, сколько выдержу»; «Нам в институте очень хорошие знания дали в теоретическом плане и в методическом. Не хватает знаний в области межличностного взаимодействия с родителями и особенно с коллегами».

Результаты проведенного исследования дополняют данные, полученные ранее. Так, в социологическом исследовании воспитателей детских садов, проводившемся в 2014/2015 учебном году с участием 1160 человек (И. В. Абанкина, Я. Я. Козьмина, Л. М. Филатова, 2016), основное внимание было уделено оценке неудовлетворенности воспитателей своей работой, анализу вызывающих ее причин и возможностей предотвращения возникающих рисков [1].

Итоги проведенного авторами статьи интервью соотносятся с исследованиями К. В. Лутовкиной, которая описывает причины, по которым выпускники вузов не работают по специальности [4]. Солидаризуясь с мнением ученого, мы выделили следующие причины:

1. Отсутствие представлений о современном состоянии рынка труда.

2. Отсутствие четкой цели получения выбранной профессии.

3. Несовпадение ожиданий от профессии и реальности.

4. Несформированность личных целей.

5. Низкая заработная плата.

В заключение отметим, что не только современное образование готовит детей к позавчерашнему миру, но и существующая практика подготовки кадров в вузах не ориентирует будущих выпускников на работу с новой формацией воспитанников, «которые в определенных вопросах разбираются лучше своих педагогов, нацелены на кооперацию, креативно и критически мыслят» [5]. Поэтому задача вузовских преподавателей педагогических дисциплин и психологов — рассказывать будущим специалистам не только о гуманистической миссии и положительных моментах в избранной ими профессии, но и о рисках, которые могут подстерегать их в работе; анализировать итоги практики, помогая выстраивать индивидуальную профессиональную карьеру.

Литература

1. Абанкина И. В., Козьмина Я. Я., Филатова Л. М. Мотивация педагогических кадров, оплата труда, ожидания педагогов в дошкольном образовании // Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. — 2016. — № 19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ data/2016/03/02/1125240904/19 (дата обращения: 08.10.2020).

2. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 1. — С. 16-23.

3. Кашуркина С. С., Лукишина Т. А. Престиж профессии «Педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019. — № 6(96). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prestizh-professii-pedagog-doshkolnogo-obrazovaniya-otsenki-pedagogov-i-pozitsiya-roditeley (дата обращения: 09.10.2020).

4. Лутовкина К. В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый. — 2017. — № 36(170). — С. 69-72. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/article/170/45594/ (дата обращения: 12.01.2020).

5. Петрановская Л. Мы готовим детей к позавчерашнему миру // БизжсОпЬ^ [Электронный ресурс]. URL: https://m.business-gazeta.ru/ article/378959 (дата обращения: 12.10.2020).

6. Abidin R. R., Greene R. W., Konold T. R. Index of teaching stress: Professional manual. Lutz, FL: Psychological Assessment Resources, 2004. — 82 р.

7. Cassidy D. J., Lower J. K., Kintner-Duffy V. L., Hegde A. V., Shim J. The day-to-day reality of teacher turnover in preschool classrooms: An analysis of classroom context and teacher, director, and parent perspectives // Journal of Research in Childhood Education. — 2011. — № 25(1). — Pp. 1-23. Available from: https://doi.org/10.1080/02568543.2011.533118 (дата обращения: 15.10.2020).

8. Clipa O., Boghean A. Stress factors and solutions for the phenomenon of burnout of preschool teachers // Procedia-Social and Behavioral Sciences. — 2015. — № 180(5). — P. 907-915. Available from: https://doi.org/10.1016/j. sbspro. 2015.02.241 (дата обращения: 15.10.2020).

9. Erdiller Z. B., Dogan O. The examination of teacher stress among Turkish early childhood education teachers. Early Child Development and Care. — 2015. — № 185. — Pp. 631-646. Available from: https://doi.org/10.1080/03004 430.2014.946502 (дата обращения: 17.10.2020).

10. Hung C. L. Job stress and coping strategies among early childhood teachers in central Taiwan. Educational Research and Reviews. — 2012. — № 7(23). — Pp. 494-501. Available from: https://doi.org/10.5897/ERR12.021 (дата обращения: 22.09.2020).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.