Научная статья на тему 'Среднее профессиональное образование, его основы: дошкольное и школьное воспитание и образование'

Среднее профессиональное образование, его основы: дошкольное и школьное воспитание и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМ-ПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синельникова Валентина Николаевна

Во введении статьи рассматриваются актуальные проблемы среднего про-фессионального образования в России и Казахстане сквозь призму дошкольного и школьного воспитания и образования; анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия образования и воспитания будущих работников; в содержательной части статьи аргументируется необходимость модернизации государственного и муниципального дошкольного и школьного образования как основы среднего профессионального образования, которое необходимо перестроить с учетом интересов общества и способностей учащихся к определенным направлениям профессиональной деятельности, предоставив им возмож-ность изучать только те дисциплины, которые они для себя выберут; исходя из устоявше-гося мнения россиян каждый уважающийся себя родитель должен помочь своему ребенку получить высшее образование, независимо от его желания и способностей, доказывается актуальность распределения среднего профессионального образования по нескольким уров-ням. В частности, предлагается ввести прикладной бакалавриат (3 года) в качестве первой ступени высшего образования, которая предполагает изучение в течение первых двух курсов социально значимых дисциплин, а третий год овладение рабочей профессией непосредствен-но на производстве в крупных компаниях, прошедших профессиональный уровень оценивания. В итоге студент овладеет не только рабочей профессией, но и практической психологией коммуникативного общения, обладая такими компетенциями, он получит диплом высшего образования; другие уровни среднего профессионального образования могут быть модернизи-рованы с учетом потребностей российского рынка труда, достигнутого уровня научно-тех-нического прогресса, а также положительного зарубежного опыта, в том числе Республики Казахстан.Аргументирована необходимость учета соотношения учебной нагрузки и активного от-дыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синельникова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среднее профессиональное образование, его основы: дошкольное и школьное воспитание и образование»

УЗК 34.05

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ОСНОВЫ: ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Синельникова Валентина Николаевна

Профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; е-таИ: valents1@mail.ru

Ключевые слова: дошкольное воспитание и образование; школьное образование; компетенции; образовательные программы; профессиональное обучение; рабочие профессии.

Аннотация. Во введении статьи рассматриваются актуальные проблемы среднего профессионального образования в России и Казахстане сквозь призму дошкольного и школьного воспитания и образования; анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия образования и воспитания будущих работников; в содержательной части статьи аргументируется необходимость модернизации государственного и муниципального дошкольного и школьного образования как основы среднего профессионального образования, которое необходимо перестроить с учетом интересов общества и способностей учащихся к определенным направлениям профессиональной деятельности, предоставив им возможность изучать только те дисциплины, которые они для себя выберут; исходя из устоявшегося мнения россиян - каждый уважающийся себя родитель должен помочь своему ребенку получить высшее образование, независимо от его желания и способностей, доказывается актуальность распределения среднего профессионального образования по нескольким уровням. В частности, предлагается ввести прикладной бакалавриат (3 года) в качестве первой ступени высшего образования, которая предполагает изучение в течение первых двух курсов социально значимых дисциплин, а третий год - овладение рабочей профессией непосредственно на производстве в крупных компаниях, прошедших профессиональный уровень оценивания. В итоге студент овладеет не только рабочей профессией, но и практической психологией коммуникативного общения, обладая такими компетенциями, он получит диплом высшего образования; другие уровни среднего профессионального образования могут быть модернизированы с учетом потребностей российского рынка труда, достигнутого уровня научно-технического прогресса, а также положительного зарубежного опыта, в том числе Республики Казахстан.

Аргументирована необходимость учета соотношения учебной нагрузки и активного отдыха.

ОРТА КЭСШТ1К Б1Л1М, ОНЬЩ НЕГ1ЗДЕР1: МЕКТЕПКЕ ДЕЙ1НГ1 ЖЭНЕ МЕКТЕПТЕГ1 ТЭРБИЕЛЕУ МЕН Б1Л1М БЕРУ

Валентина Синельникова Николаевна

«Экономика жогары мектебг» ¥лттыц зерттеу университетгнщ азаматтыц

жэне кэсткерлж цщыц кафедрасынъщ профессоры, зац зылымдарыныц докторы;

Мэскеу, Ресей Федерациясы; е-таИ: valents1@mail.ru

ТYйiн свздер: мектепке дей1нг1 тэрбие мен бшм беру; мектепте бшм беру; цузыреттер; бшм беру багдарламалары; кэс1бт1к бшм беру; жумыс мамандыцтары.

Аннотация. Мацала к1р1спес1нде Ресей мен Казацстандагы мектепке дей1нг1 жэне мектепте тэрбие мен бшм беру призмасы арцылы орта кэсттгк бшм берудщ взект1 мэселелер1 царастырылады; болашац жумыскердерге бшм жэне тэрбие берудщ тэрт1б1 мен шартта-рын реттейтт нормативтт цщыцтыц актшер талданады; мазмундыц бвлтнде вз1н цур-меттейтт кез келген ата-ана вз баласына, оныц ыцыласы мен мYмкiндiгiне царамастан, жогары бшм алуга квмектесу цажет деген цалыптасцанресейлж квзцарасты ескере отыра, оцушылар вздер1не цажетт1 гана пэндерд1 оцуга тацдауга мYмкiндiк беретт цогам мYдде-лер1 мен оцушылардыц белгш мамандыц цызмет багыттарына деген цабiлетiне орай цай-

та цуру цажет орта кэсттж бшм беру Hesisi peminöezi мемлекеттж жэне муниципалдыц мектепке deüimi жэне мектепте бшм 6epydi модернизациялаудыц цажеттшт дэлeлдeneдi, орта кэсттж бшм бepyдi бipneшe децгейлерге белудщ езектшт дэлелденеди Атап айтцан-да, жогары бшм берудщ бipinшi децгеш реттде цолданбалы бакалавриатты (3 жыл) enгiзy усынылады, ол бipinшi ек курс кезтде элеуметтж мацызды пэnдepдi оцуга мYмкinдiк берсе, ал Yшinшi курста - жумыс мамандыгымен тжелей кэсiптiк багалау децгешн еткен Yлкen компанияларда e^ipi^e мецгеру.

Нэтижестде студент тек жумыс мамандыгын мецгермей, сонымен цатар коммуника-тивтi цатынастыц практикалыц психологиясын мецгереди Бундай ЦYЗыpeттepдi мецгере отыра, ол жогары бшм туралы дипломын алады; орта кэсттж бшм берудщ басца децгей-лepi ресейлж ецбек нарыгыныц цажeттiлiктepiмen, гылыми-техникалыц прогрес децгешнщ дамуымен, сонымен цатар жагымды шет елдер тэжipибeсiмen, оныц штде Казацстан Ре-спубликасы, модернизациялауы мYмкin.

Оцу ЖYктeмeсi мен бeлсenдi демалыс арацатынасыныц цажеттшт дэлелденедь

SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION, ITS BASES: PRESCHOOL AND SCHOOL NURTURING AND EDUCATION

Valentina Nikolaevna Sinelnikova

Professor of department of the civil and enterprise law

of the National research university «Higher School of Economics»,

Doctor of Law, Moscow, Russian Federation, e-mail: valents1@mail.ru

Keywords: pre-school education and training; school education; competencies; educational programs; vocational training; working professions.

Abstract. The introduction of the article discusses the current problems of secondary vocational education in Russia and Kazakhstan through the prism of preschool and school education and upbringing; analyzes regulatory legal acts regulating the procedure and conditions for the education and upbringing offuture employees; the content of the article argues the need to modernize state and municipal preschool and school education as the basis for secondary vocational education, which needs to be restructured taking into account the interests of society and the abilities of students to certain areas of professional activity, giving them the opportunity to study only those disciplines they choose for themselves; based on the well-established opinion of Russians - every self-respecting parent should help his/her child get a higher education, regardless of his wishes and abilities, the relevance of the distribution of secondary vocational education across several levels is proved. In particular, it is proposed to introduce an applied bachelor degree (3 years) as the first stage of higher education, which involves studying socially significant disciplines during the first two courses, and the third year - mastering the working profession directly at work in large companies that have passed a professional level of assessment. As a result, the student will master not only the working profession, but also practical psychology of communication, possessing such competencies, he/she will receive a higher education diploma; other levels of secondary vocational education can be upgraded to meet the needs of the Russian labor market, the achieved level of scientific and technological progress, as well as positive foreign experience, including the Republic of Kazakhstan.

The necessity of taking into account the ratio of academic setting and leisure time is argued.

«Физический труд не только не исключает умственной деятельности, но и поощряет ее»

Л. Н. Толстой

Достигнутый уровень научно-технического развития, широкое использование инновационных технологий позволили решить многие проблемы не только монотонного или физически тяжёлого труда, но и обусловили потребности в новых профессиях. Так, в связи с возможностями создания биоинженерных органов и их активному использованию в медицине, возникла потребность в специалистах, обеспечивающих нормативно-правовые и эти-

ческие рамки деятельности центров трансплантологии и генетического моделирования, биоэтиках. Именно с учетом таких тенденций один из ведущих американских вузов - Иель-ский университет - уже запустил программу по биоэтике на медицинском факультете. Другой пример новой профессии: прораб-вотчер, специалист по строительству с применением цифровых проектов сооружений. Он будет использовать 1Т системы распознавания созда-

ваемых в ходе строительства объектов и корректировать процесс строительства с учетом результатов анализа данных1.

Можно привести еще несколько сотен наименований новых профессий, но и этих, с моей точки зрения, достаточно, чтобы сделать вывод: многие сегодняшние ученики начальных школ будут работать по специальностям, которых сегодня не существует.

В то же время растет спрос на работников традиционных профессий среднего звена, обладающих развитыми когнитивными навыками, посредством которых специалисты адаптируются к новым условиям труда в максимально короткий срок. Такие работники приносят дополнительную прибыль работодателям и одновременно помогают коллегам быстро освоить новые технологии, создают благоприятную атмосферу в трудовом коллективе.

Анализ опыта образования и воспитания прошлых десятилетий свидетельствует, что навыки психологического общения в коллективе являлись частью образовательных программ для весьма ограниченного перечня профессий. Однако, деятельность ведущих компаний многих стран мира подтверждает важность и значимость когнитивных навыков каждого сотрудника. При этом накопленная практика показывает, что процесс формирования таких навыков необходимо начинать в раннем детстве и затем развивать их в течение всей жизни посредством использования новых методов воспитания и образования. Кстати сказать, эти постулаты подтверждены многовековым опытом. Так, роль и значение воспитания и образования, их взаимосвязь и взаимозависимость не только для общества в целом, но и для каждого его члена, анализировались еще в древних веках; изучаются они и в настоящее время и будут исследоваться представителями всех цивилизованных структур, которые возникнут в будущем [1, с. 5-21].

Подтверждением сказанного могут служить многие концепции, разработанные в целях «формирования гармонично развитого человека», в которых знания, передаваемые в процессе обучения, основываются на принципах нравственности и морали. Так, Песталоцци (Pestalozzi) Иоганн Генрих (17461827) - швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения считал, что целью обучения должно быть гармоничное развитие личности, главнейшим принципом - согласие с природой,

основным методом - упражнения и игра2. Английский философ и просветитель Герберт Спенсер (1820 - 1903) исходил из того, что основными задачами образования являются: научить детей зарабатывать себе на пропитание, следить за собственным здоровьем, служить своей семье, выполнять общественные и политические обязанности. Иными словами, образование должно быть ориентировано на практические потребности «человека и гражданина», живущего в современном обществе. Путь воспитания — от простого к сложному и от конкретного к абстрактному3. Эта ориентация должна формироваться у детей с раннего возраста.

В целях логичности пошагового рассмотрения вопросов воспитания и образования вначале остановимся на дошкольном образовании. Согласно статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-Ф3)4 дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольное образование осуществляется в соответствии со специальными образовательными программами, которые направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Об этом же свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который согласно п.1.3. учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В числе основных принципов дошкольного образования, провозглашенных п.1.4. Стандарта, следует выделить принцип индивидуализации дошкольного образования, который должен реализоваться в том, что образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, то есть сам ребенок активно

1 Атлас новых профессий /// http://atlas100.ru/catalog/meditsina/bioetik/

2 http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/biograf193.html

3Герберт Спенсер - краткая биография//http://www.wisdoms.one/biografiya_gerbert_spenser.html.

4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.12.2018.

участвует в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования5.

Важно отметить, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Тем не менее, игровые моменты состязания, развитие интереса к совместному творчеству и работе в команде характерны для детей такого возраста.

Действующая в РФ система государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе детских садов6 основана по территориальному принципу, который обеспечивает шаговый доступ к таким учреждениям, максимально сокращая время в пути. Кроме того, в каждом муниципальном образовании работают детские развивающие центры, которые посещают дети с учетом их интересов и творческих способностей. Деятельность указанных учреждений и центров основана на образовательных программах, которые за счет вариативности своего содержания позволяют предоставлять комплексные услуги воспитания и образования различных уровней сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся.

На основе изложенного может сложиться мнение, что с дошкольным образованием в России все отлично. Вместе с тем, вопросы о необходимости, целесообразности, полезности, также вредности детских садов обсуждаются с момента их создания; приводятся весомые аргументы в защиту каждой точки зрения. Если обратиться к настоящему времени, то без особого труда можно найти отрицательные суждения. Например, психолог Т. Лявенко пишет о том, что не существует детей, которым было бы полезно посещать детский сад до исполнения им 3-4 лет, поскольку помещение малыша в детское учреждение -это всегда стресс для него, который продолжается несколько лет и тормозит развитие ребенка, так как культура речи, словарный запас, способность выразить те или иные мысли, желания требуют достаточно тесного и систематического общения именно со взрослым человеком7.

Здесь уместно отметить заблуждение не-

которых родителей и лиц, их заменяющих в том, что для ребенка не важно какое дошкольное учреждение он посещает, так как образование начнется в школе. На самом деле, процесс воспитания и образования начинается уже с рождения и, попадая в дошкольное учреждение, ребенок продолжает осваивать правила поведения в обществе и обогащается совокупностью информации о тех достижениях, которые накопило человечество и которые ему необходимы на данном этапе жизни. Поэтому мы солидарны с теми родителями, которые стремятся в раннем возрасте выявить способности и интересы ребенка и устраивают детей в те учреждения, которые разовьют имеющиеся способности, помогут сформировать необходимый запас сведений об окружающем мире и научат активно применять приобретенные знания и навыки в своей профессиональной деятельности, руководствуясь своими интересами и возможностями общества. В таких учреждениях дети находятся достаточно короткий период времени, необходимый для проведения занятий, которые им интересны. Поэтому есть основания к утверждению, что в профессионально ориентированных дошкольных учреждениях дети развивают свои способности, учатся коммуникативному общению, усваивают необходимую для жизни в обществе информацию.

Однако красивые и правильные тезисы, отраженные в содержании важнейших документов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных детских учреждений, на практике остаются лишь лозунгами, поскольку в группе, как правило, число детей приближается к тридцати. Поэтому при всем желании педагог не может одновременно работать индивидуально с каждым ребенком, кроме того он вынужден решать ряд организационных вопросов, например питание детей, их сон, прогулки и т.п. Тем не менее, Правительство РФ, понимая важность и значимость для общества и государства дошкольного и школьного образования, разрабатывает и принимает документы, которые призваны отвечать на вызовы общества в сфере образования посредством конкретных мероприятий. В качестве примера можно вспомнить Государственную программу Российской

5 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [электрон. ресурс] // СПС Кон-сультантПлюс.

6Красивое название - «детский сад» - придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало около двух лет и затем было закрыто. Педагог пояснил свой выбор: раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад // https://www.b17.ru/article/ why the_kindergarten_is_rather_harmful/

7Почему детский сад скорее вреден, нежели полезен для ребёнка дошкольного возраста https://www.b17.ru/ article/why_the_kindergarten_is_rather_harmful/

Федерации «Развитие образования»8.

Вместе с тем даже самое общее знакомство документами, регламентирующими деятельность дошкольных детских учреждений, позволяет сказать, что существующая сеть детских садов и принципы их работы нуждаются в модернизации. В частности, исходя из главной цели деятельности таких учреждений - воспитание детей и развитие их творческих способностей, необходимо признать: для всех детей дошкольного возраста дошкольные детские учреждения должны стать центрами бесплатных образовательных и воспитательных услуг. Важно, чтобы дети приходили в такие центры только на занятия.

Таким образом бюджетные средства, которые сейчас тратятся на содержание ограниченного количества детей в течение дня в детском саду, будут использованы для оказания бесплатных воспитательных и образовательных услуг всем детям. Чтобы охватить такими услугами умственное, психологическое и физическое развитие детей полагаем целесообразным ввести обязательность таких занятий, и при поступлении детей в школу родители должны предъявить сертификат, подтверждающий факт оказания ребенку образовательных, психологических и физкультурных услуг в государственных или муниципальных дошкольных учреждениях.

Если обратиться к опыту Республики Казахстан в части, касающейся воспитания и образования в дошкольных детских учреждениях, то можно найти много аналогичных России правил и норм. Вместе с тем, следует отметить, Правительство Республики Казахстан разработало программы, которые свидетельствуют о комплексном подходе к решению проблем воспитания и образования дошкольников. В частности, содержание дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», которое реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности.

Эти принципиально новые направления воспитательной и образовательной деятельности специалистов Казахстана, поскольку в системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно

здесь закладываются основы личности, создаются условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Такое движение вперед стало возможным потому, что дошкольное воспитание рассматривалось еще во второй половине XX века как часть государственной системы образования Казахстана, которая исходит из того, что дошкольное детство - это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, в течение которого ребенок осваивает окружающий мир посредством игровой деятельности. Постепенное усложнение игровых задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности посредством игровой деятельности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только навыки исполнителя. Именно в игре моделируется социальное поведение в различных жизненных ситуациях9.

Полностью поддерживая эти новеллы, полагаю, что такая система дошкольного воспитания и образования поможет не только выявить имеющиеся у ребенка способности, но и начать процесс их развития, который будет продолжен в школе.

И вот теперь настал момент раскрыть наше мнение о российских школах, которые согласно Конституции РФ (ст. 43) и Закона № 273-ФЗ являются основными государственными и муниципальными учреждениями, оказывающими бесплатные услуги по получению обязательного основного общего образования, имеющего три уровня.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования согласно пунктов 5-7 имеет цель и указывает на основной результат образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

8 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru - 29.01.2019.

9 Дошкольное образование в Республике Казахстан// http://startinfo.kz/buisness/dojkolnoe/

и направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования10.

Стандарт предусматривает в качестве основных принципов начального общего образования:

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

— становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

— овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

— демократизация образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;

— обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Аналогичные по своей сути цели и задачи отражены и в стандартах последующих уровней, например ст. 5 Федерального государственного стандарта основного общего образования указывает, что Стандарт направлен на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию детей; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Статья 4 Федерального государственного стандарта среднего общего образования практически повторяет вышеизложенную ст.5 Стандарта основного общего образования, в частности она указывает, что методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход,

который обеспечивает построение процесса образования с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для достижения поставленных целей выделяются значительные бюджетные средства, содержится соответствующий штат преподавателей и обслуживающего персонала и далее можно долго перечислять мероприятия, которые осуществляет государство ради воспитания и образования подрастающего поколения. Однако, по нашему мнению, актуально обратить внимание на негативные последствия школьного образования, которые скрыть уже невозможно.

Итак, несмотря на обилие нормативных правовых актов, в которых учтены многие проблемы российского образования и воспитания, реально действующая система школьного образования лишь частично ориентирована на развитие имеющихся у ребенка способностей, поскольку все учащиеся должны «пройти» предусмотренные программой дисциплины, за исключением тех, которые противопоказаны им по состоянию здоровья. Иными словами, в школах продолжается начатый в детских садах процесс социального «перемешивания» детей с разными уровнями имеющихся способностей, интересов и объемом приобретенных знаний. Вредность такого обучения отмечается многими исследователями, однако, система образования «по интересам и способностям» требует таких финансовых инвестиций, которые государство не может предоставить. Поэтому найдено приемлемое для государства решение данной проблемы: переложить экономическую составляющую образования на родителей и лиц, их заменяющих. Однако такой способ не дает положительного эффекта из-за низкого уровня заработной платы взрослого населения и других экономических составляющих, кстати, эти и другие социальные проблемы российского образования активно обсуждаются научным сообществом [2, с.10-35]. Кроме того, следует учесть, что для успешной реализации имеющихся стандартов и программ необходимы специалисты, владеющие инновационными методиками образования. К сожалению, эти направления повышения квалификации работающих педагогов и подготовки молодых специалистов пока не получили должного развития. В итоге школьникам оказывают образовательные услуги по программам, в которых отсутствуют необходимые для них и общества важные дисциплины. Например, если

10 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.02.2016.

ребенок интересуется строением животного и хочет получить знания об особенностях его функционирования, то он может рассчитывать лишь на элементарный курс зоологии.

Более того, в старших классах школы отсутствуют такие дисциплины как экономика и право, а ведь именно они позволяют человеку планировать свою профессиональную деятельность, личный бизнес, организовать быт, отдых и т.п. Поэтому к восьмому классу, когда дети осознают себя членами общества и стремятся найти свое «место под солнцем», школа не может предоставить им требуемый комплекс знаний, она не в состоянии обеспечить их соответствующим набором инструментов, помогающих достичь желаемого результата. Таким образом образуется «провал» между получаемым и желаемым комплексом образовательных услуг, преодолевая который дети и родители направляют все свои усилия на успешную сдачу ЕГЭ, наивно полагая, что, набрав необходимое количество баллов, выпускники поступят в вуз с хорошим рейтингом и, закончив его, станут высоко оплачиваемыми специалистами.

Кстати сказать, системы школьного образования многих стран мира рассчитаны на 13 лет, из которых два последних года учащиеся осваивают комплекс знаний об интересующих их профессиях. Отсюда становится понятным, почему европейские школьники уже к моменту окончания образовательного учреждения обладают достаточным объемом информации, чтобы определить свой путь к профессиональной деятельности. Здесь уместно отметить, что Республика Казахстан разработала и приняла Концепцию перехода к 12 летней средней общеобразовательной школе, что подтверждает эффективность ее вхождения в мировое образовательное пространство11. Думаю, что эта новелла позволит школьникам Казахстана уточнить свою профессиональную ориентацию, которая сократит количество обучающихся «ради диплома».

Возвращаясь к ситуации в Российском школьном образовании, отметим: на данном этапе решаются другие вопросы. К примеру, обсуждается объединение «обычных» школ с учреждениями, в которых обучаются дети с отклонениями физиологического развития (коррекционные школы). Данный способ оказания образовательных и воспитательных услуг осуществляется под лозунгом «Умные научат слабых, слабые помогут умным стать добрее» [3, с. 7-60].

Важность и значимость такой интеграции обсуждалась не только родителями и педагогами, но и на уровне общественных слушаний «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?», состоявшихся в Госдуме. В мероприятии приняли участие госслужащие, педагоги, родители и правозащитники со всей России. Форум был приурочен к годовщине ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов 12. Несмотря на то что многие из участников этих слушаний были успешно работающие люди с самыми разнообразными нарушениями здоровья, которые, казалось бы, должны видеть в совместном образовании и воспитании только положительные моменты, на самом деле они обозначили достаточно широкий спектр актуальных последствий (экономических, социальных, физиологических, педагогических, этических и др.) совместного обучения детей-инвалидов и обычных школьников. Главные аргументы сводились к тому, что данный процесс должен основываться не на интеграции, при которой людей с особенностями развития помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду, а на инклюзии, предполагающей системное реформирование образовательной и коммуникационной среды, делая ее доступной и комфортной для общения всех учащих-ся13. Образование, основанное на инклюзии, предполагает возможность предъявления одновременно разных заданий обучающимся в зависимости от их потребностей, интересов, состояния здоровья и других факторов, формирующих итоговый результат образования и воспитания, например, учитывать особенности восприятия ребенком информации, принимать во внимание он «правополушарный», или «левополушарный» и т.п. Такие методики апробированы зарубежным педагогическим сообществом посредством многих образовательных программ и, как показывает их опыт, позволяют педагогу достигать максимально индивидуализированного подхода к каждому учащемуся [4, с. 30-63].

Конечно, такое образование требует соответствующего экономического обеспечения, включающего не только стоимость оборудования, новых методик, размера заработной платы педагога и обслуживающего персонала, но и обучения детей в соответствии с их способностями и интересами, а также правилам соз-

11 Дошкольное образование в Республике Казахстан//http://startinfo.kz/buisness/dojkolnoe/

12 Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи, ратифицирована Российской Федерацией 03 мая 2012 № 46-ФЗ) // СПС Консультант-Плюс.

13 Обзор мнений участников слушаний см.: https://www.miloserdie.ru/article/inklyuzivnoe-obrazovanie-invalidov-integraciya-ili-diskriminaciya/

дания комфортной коммуникационной среды. Иными словами, кроме предоставления знаний, необходимых будущему профессионалу, детей нужно научить правилам общения в семье, коллективе, обществе. Они должны понимать, какие слова, жесты, интонации могут причинить вред другим лицам, какие приемы и способы следует использовать в дискуссии, что быть услышанным. К сожалению, эти элементарные знания психологии общения отсутствуют не только у учащихся, но и у их педагогов, поскольку они, будучи детьми, посещая советские и российские детские сады, школы, а затем и вузы, также не получили необходимых знаний и не научились хотя бы основам коммуникационного общения. Именно поэтому многие отечественные учителя чаще ругают детей, чем хвалят. Они повторяют ошибки своих родителей, воспитателей и педагогов, так как не знакомы с достижениями мирового педагогического сообщества. К примеру, Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997 гг., австрийский психиатр и психолог, бывший узник нацистского концлагеря, обладатель 29 почётных докторских степеней, создатель логотерапии) еще в средине прошлого века говорил, что если мы рассматриваем человека таким, каков он есть, то делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, то способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть14.

Уместно вспомнить британскую систему образования, согласно которой дети начинают учиться с пяти лет, однако это подготовительная школа, где основное внимание уделяется играм и социализации, детей обучают правилам совместной игры, посредством которой достигается общий результат, то есть делается акцент на проектную работу, которая помогает ребятам сдружиться, научиться основам коммуникации15.

Такие навыки помогают ребятам адаптироваться в постоянно меняющихся коллективах, поскольку уже с 13-14 лет ученики получают возможность выбрать часть предметов в зависимости от своих планов на будущее и таким образом составить себе индивидуальное расписание — в результате состав класса постоянно меняется.

Эти и многие другие проверенные иностранными коллегами методики образования и воспитания, позволяют педагогу достичь индивидуального общения с каждым обучающимся в группе. Однако, их активное применение в российской системе образования тормозит отсутствие у отечественных педагогов соответствующих знаний и опыта их

использования. Очевидно настало время (еще вчера!) включить в программы обязательного повышения квалификации всех учителей, независимо от преподаваемых дисциплин, психологию общения.

Практика свидетельствует, что психология общения включает в себя и ряд организационных вопросов. Так, важнейшую роль в создании комфортной коммуникационной среды внутри группы учащихся играет их посадка. Традиционно, начиная с детского сада, детей рассаживают друг за другом, то есть «в затылок», при таком расположении непосредственный контакт с преподавателем устанавливается только у детей, сидящих в первом ряду, остальные видят сначала затылок и спину своего одногруппника и только затем - учителя. Казалось бы, очевидный факт, негативно влияющий на эффективность образования, устранить его можно простой перестановкой столов, однако, лишь немногие образовательные и воспитательные учреждения его используют.

Можно назвать и другие организационные вопросы, снижающие эффективность образования и воспитания молодежи, решение которых не требует значительных экономических затрат. Например, продолжительные летние каникулы (для школьников как правило 3 месяца) приводят к тому, что дети забывают полученную информацию, утрачивают приобретенные парадигмы действий, по сути, если родители не позаботятся об их летнем образовании или труде, подростки представлены сами себе... А ведь эту проблему можно решить на государственном уровне, скажем, в июне школьники обязаны с учетом своих интересов и способностей выбрать вид общественно-полезного труда, к примеру: в порядке обмена выехать в другой регион страны и изучать особенности природы, быта населения, в том числе этнических групп, выполнять важные для общества функции опроса населения, участвовать в проведении спортивных мероприятий, оказывать волонтерские услуги и т.п. Затем, в июле и августе — традиционные каникулы (6 недель), зимний и весенний отдых школьников продолжается 2-3 недели.

Это лишь «капля в море» тех приемов и способов, которые помогают учащимся получать образование не только в классе, но и в реальной жизни, то есть постоянно «находиться в процессе», а также овладевать навыками коммуникативного общения.

Если рассмотреть данные процессы в масштабе государства, то можно констатировать, что таким образом должно закладываться

14 Виктор Франкл — Человек в поисках смысла //https://www.youtube.com/watch?v=MSQp-L1M3II

15 Какустроены школы в разных странах мира //https://iz.ru/627061/kak-ustroeny-shkoly-v-raznykh-stranakh-mira

формирование интеллектуального потенциала страны. Как справедливо отметил ректор НИУ «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов - это способ производства интеллектуального ресурса страны, его профессиональных кадров16. Однако, для России - это единичные проекты.

С учетом изложенного, можно сделать вывод, что российская система школьного образования нуждается в существенной модернизации, которая может быть успешной лишь при общих усилиях государства, общества и каждого его члена. А пока приходится констатировать: выпускники школ, поступившие на первый курс вуза, как правило, вынуждены первые два года дотягивать свое образование до уровня, позволяющего эффективно осваивать программу высшего образования. Если этого не происходит (по объективным или субъективным причинам), то студент в лучшем случае получает диплом ради диплома либо его отчисляют за неуспеваемость.

Здесь уместно сказать, что это результат не только слабого школьного образования, но и менталитета россиян - многие граждане РФ стремятся иметь высшее образование, независимо от того планируют ли они работать по специальности, которую, согласно диплома, получат. Такая ориентация родителей и выпускников школ обусловлена низким уровнем оценивания рабочих профессий и труда профессионалов со средним образованием (не престижные профессии). Именно поэтому среднее профессиональное образование, как правило, получают те подростки, которые учились в школе «удовлетворительно». Кстати сказать, получая среднее профессиональное образование, такие учащиеся редко поднимаются на более высокий уровень, соответственно, они и работают «удовлетворительно». Если учесть, что обществу сегодняшнего дня актуальны знания, которые полезны в течение короткого времени, а затем они заменяются новыми в силу достигнутого уровня научно-технического прогресса, то велика вероятность, что по истечении 2-3 лет такие работники будут вытеснены со своих рабочих мест. Именно поэтому безнадежно устарел лозунг «образование на всю жизнь». Люди, чтобы быть полезными себе и обществу, вынуждены учиться всю жизнь. Иными словами, прежний лозунг трансформировался в принцип «образование через всю жизнь». Важно

отметить, что данную закономерность учитывают многие страны, стремящиеся быстро и эффективно устранить недостатки среднего профессионального образования, повысить доступность предпринимательской деятельности для малообеспеченных слоев населения и устранить территориальный дисбаланс на рынке труда.

В качестве яркого примера такой деятельности можно обратиться к Республике Казахстан, Правительство которой разработало и активно выполняет Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Ецбек»17. Эта Программа ориентирована на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом темы настоящего исследования, целесообразно уточнить, что анализируемая Программа предусматривает двухуровневую модель обучения, предусматривающую подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по интегрированным образовательным программам технического и профессионального образования. Особое внимание уделяется дуальному обучению - форма подготовки кадров, сочетающая обучение в образовательном учреждении с обязательными периодами обучения и практики на предприятии с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося [5,с.117-138]. Заслуживает внимания и поддержки многоаспектный опыт Республики Казахстан по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Эта страна смогла не только преодолеть кризис обучения в колледжах и технических училищах (с 2011 до 2016 годы количество обучающихся снизилось на 18,8%), но и поднять интерес к получению рабочих профессий (в 2017/2018 учебном году обучающихся было принято на 3,9% больше, чем к началу предыдущего учебного года)18.

Особо востребовано в Казахстане краткосрочное профессиональное обучение, предусматривающее реализацию образовательных

16 Открытая лекция Ярослава Кузьминова: Образование в России - тенденции и перспективы // https://www. youtube.com/watch?v=262g3zZPLLk

17 Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Ецбек» (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919) // https:// prz.enbek.gov.kz/ru/node/6974

18 В Казахстане растет спрос на среднее специальное образование // https://total.kz/ru/news/obshchestvo_ sobitiya/v_kazahstane_rastet_spros_na_srednespetsialnoe_obrazovanie_date_2018_0l_16_10_35_15

программ с сокращенным сроком обучения по профессиональной подготовке и переподготовке рабочих кадров. Такому обучению сопутствует комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий, и повышение квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда. В совокупности указанные мероприятия помогают гражданам в выборе профессиональной ориентации, в том числе к выбору рабочих профессий, которые обладают высоким международным рейтингом.

В подтверждение этого мнения вспомним чемпионат мира рабочих профессий WORLDSKILLS, который проводится каждые два года. Россия также участвует в этих мероприятиях, и в 2017 г. впервые отечественная команда разделила с командой Кореи первое место, третье место занял Китай. Российские участники показали лучшие результаты не только в так называемых "профессиях будущего" (1Т-специалисты, веб-разработчики и др.), но и в тех специальностях, которые уже не одно десятилетие остаются востребованными на мировом рынке труда, например ювелиры. В итоге РФ стала обладательницей 11 медалей в общекомандном зачете и получила более 20 персональных наград за особый профессионализм. Отрадно отметить, что право принять очередной WORLDSKILLS в 2019 году предоставлено Казани19. Возможно, этот чемпионат позволит россиянам пересмотреть свое отношения среднему профессиональному образованию.

В целях поиска решения проблем в школьном и среднем профессиональном образовании можно обратиться к международному опыту. Так, в США университеты, сочетая заочную, вечернюю и очную форму обучения20, объединяют колледжи, школы и научно-исследовательские центры, которые специализируются на обучении техническим профессиям, предоставляют услуги повышения квалификации по краткосрочным программам. Иными словами, система профессионального обучения охватывает все слои населения - школьников, рабочую молодежь, людей зрелого возраста, которые могут получить рабочую профессию, но при этом в дипломе будет указан колледж университета [6].

С нашей точки зрения, данный опыт можно успешно применять и в России, а именно: создать прикладной бакалавриат с трехгодичной программой обучения — первые два года изучаются общеобразовательные предметы: гуманитарные дисциплины, психология общения, математика, естественные науки, информатика, языки. В конце второго года обучения студенты выбирают предметы для получения среднего профессионального образования (рабочие профессии), которое осуществляется непосредственно на производстве (в крупных компаниях, подтвердивших свой профессионализм) мастерами-педагогами. В итоге студент получает диплом вуза уровня прикладного бакалавра с присвоением квалификации по конкретной профессии.

Таким образом удастся повысить оценивание обществом рабочих профессий и одновременно удовлетворить потребности производства в высококвалифицированных кадрах среднего уровня.

Подводя итоги нашему исследованию, сформулируем выводы и предложения, направленные на решение актуальных вызовов общества к образованию и воспитанию:

бесплатное государственное и муниципальное дошкольное воспитание и образование необходимо сделать обязательным для детей 5-7 лет. Оно должно осуществляться посредством проведения обучающих игр, которые будут проводиться с детьми в установленные часы и заменят бюджетное содержание детей в детских садах в течение всего дня, то есть дети должны приходить в государственное или муниципальное дошкольное учреждение только на игровые занятия.

• Созданное в 2018 г. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпро-свещения России)21, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, должно:

— реорганизовать существующие государственные и муниципальные детские сады в дошкольные образовательно-игровые центры, оказывающие бесплатные услуги дошкольного воспитания и образования, обязательные для всех детей 5-7 лет, не имеющих особенностей развития;

19Российская сборная WorldSkШs вернулась в Москву с победой https://www.tvc.ru/news/show/id/126064

20 Интересно отметить, что на практике эти формы обучения нередко комбинируются, например, повысить квалификацию можно посредством заочной формы, которая прекрасно сочетается с очным обучением в выходные и праздничные дни.

21 Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 (ред. от 24.12.2018) «Обутверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 26.12.2018.

— разработать программы и стандарты оказания игровых услуг дошкольного образования с учетом возраста и особенностей развития детей;

— утвердить критерии оценивания и сертификации воспитателей- педагогов дошкольных образовательно-игровых центрах.

• В начальное (базовое) общее образование (1-4 кл.) необходимо включить этику общения, дети 7-10 лет должны знать элементарные правила культурного общения и активно их применять не только в отношении взрослых, но и своих сверстников.

• Основное общее образование (5-9 кл., в нашей редакции образование профессиональной ориентации) следует перестроить с учетом интересов и способностей учащихся к определенным направлениям профессиональной деятельности: детям предоставить возможность изучать только те дисциплины, которые они для себя выберут, а также учитывать соотношение учебной нагрузки (с часовым перерывом для питания) и активного отдыха (дети должны иметь время на занятия спортом, посещение культурных мероприятий и социальное общение, в том числе семейное). Этот уровень образования предполагает овладение учащимися способами и приемами психологии социального коммуникативного общения.

• Среднее общее образование (10-11 кл. перспективное образование) необходимо ориентировать на выбор учащимися направления будущей профессиональной деятельности и освоение соответствующих базовых знаний,

показывая при этом не только положительные стороны выбранного ребенком направления будущей профессиональной деятельности, но и ее трудности.

Среднее профессиональное образование в зависимости от интересов и способностей обучающихся распределить по нескольким уровням, в том числе:

— прикладной бакалавриат (3 года) -первая ступень высшего образования, которая предполагает изучение в течение первых двух курсов социально значимых дисциплин, а третий год - овладение рабочей профессией непосредственно на производстве в крупных компаниях, прошедших профессиональный уровень оценивания.

Программы прикладного бакалавриата разрабатываются с учетом Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой квалификации по соответствующим профессиям рабочих и должностям служащих. Этот Перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования22.

— другие уровни среднего профессионального образования могут быть модернизированы с учетом потребностей российского рынка труда, достигнутого уровня научно-технического прогресса, а также положительного зарубежного опыта, в том числе Республики Казахстан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX вв. как глобальный проект //Вопросы образования. 2006. №3.

2. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой //Вопросы образования. 2017. №4.

3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах// Вопросы образования. 2008. №3.

4. Груничева И.Г., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики. Обзор мирового опыта // Вопросы образования. 2012. № 3.

5. Дудырев Ф.Ф., Романова О. А., Шабалин А. И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. №2.

6. Данилова А.В. Сравнительный анализ системы высшего образования в России и за рубежом //Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIIIмеждунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 05.01.2019)

22 В настоящее время Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден приказом Минобрнауки России от 02 июля 2013г. № 513 (ред. от 12.11.2018) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.12.2018.

REFERENCES

1. Boguslavskij M.V. Reformy rossijskogo obrazovanija XIX-XX vv. kak global'nyj proekt // Voprosy obrazovanija. 2006. №3.

2. Kapuza A.V., Kersha Ju.D., Zaharov A.B., Havenson T.E. Obrazovatel'nye rezul'taty i social'noe neravenstvo vRossii: dinamika i svjaz's obrazovatel'nojpolitikoj// Voprosy obrazovanija. 2017. №4.

3. Barber M., Murshed M. Kak dobit'sja stabil'no vysokogo kachestva obuchenija v shkolah// Voprosy obrazovanija. 2008. №3.

4. Grunicheva I.G., Pinskaja M.A., Kosareckij S.G. Podderzhka shkol, pokazyvajushhih nizkie obrazovatel'nye rezul'taty, kak chast'nacional'noj obrazovatel'nojpolitiki. Obzor mirovogo opyta// Voprosy obrazovanija. 2012. № 3.

5. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Shabalin A. I. Dual'noe obuchenie v rossijskih regionah: modeli, luchshie praktiki, vozmozhnosti rasprostranenija // Voprosy obrazovanija. 2018. №2.

6. Danilova A.V. Sravnitel'nyj analiz sistemy vysshego obrazovanija v Rossii i za rubezhom // Molodezhnyj nauchnyj forum: Obshhestvennye i jekonomicheskie nauki: jelektr. sb. st. po mat. XXIII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ social/4(23).pdf (data obrashhenija: 05.01.2019)

УДК 347.23

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ВЕДУЩИХ СТРАН

ПО РЕЙТИНГУ ГЛОБАЛЬНОГО ИНДЕКСА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Кулжабаева Жанат Орынбековна

Заместитель директора Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., доцент; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail:kulzhabai@mail.ru

Ключевые слова: рейтинг; конкурентоспособность; интеллектуальная собственность; право собственности; индикатор; торговая марка; авторские права; Всемирный банк; индекс; патент; правовая защита; международный опыт.

Аннотация. Значение реформ, проводимых в рамках международных рейтингов для улучшения экономического состояния Казахстана достаточно высоко. Результаты различных рейтингов дают возможность для идентификации, классификации проблем и задач, использования их для эффективного стратегического управления государством и экономикой. Основная оценка конкурентоспособности страны базируется на результатах Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИКВЭФ). ГИКВЭФ формируется из 114 показателей, из которых 34 рассчитываются по результатам статистических данных, а остальные - по результатам опроса руководителей средних и крупных предприятий страны. Из 114 показателей определяются 12 факторов конкурентоспособности.

Индикаторами, по которым Министерство юстиции РК (далее МЮ РК) является основным исполнителем, являются вопросы эффективности законодательства в оспаривании административного регулирования и в решении спорных вопросов; защиты права собственности и интеллектуальной собственности. Для укрепления позиций РК в рейтинге ГИК ВЭФ по индикаторам, закрепленным за МЮ, проводятся организационно-правовые реформы. В статье рассматривается передовой опыт некоторых стран по защите права собственности и интеллектуальной собственности, в числе которых Соединенные Штаты Америки, Сингапур, Германия, Швейцария, Финляндия. К примеру, опыт Швейцарии может быть полезен в части строгой регламентации процедуры определения и оценки недвижимости; Сингапура - в сфере использования своей интеллектуальной собственности в качестве залога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.