профессиональное образование кузбасса в годы великой отечественной войны
А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин ГОУ «КРИРПО»
«Профессиональное образование Кузбасса в годы Великой Отечественной войны» - эта тема считается очень узкой и, на наш взгляд, совершенно незаслуженно практически никогда не служила предметом отдельного исследования. Результаты работы в фондах Кемеровского областного краеведческого музея и Государственного архива Кемеровской области дали общее представление о том, каким образом осуществлялась профессиональная подготовка рабочих кадров на территории Кемеровской области в тяжёлые военные годы. Профессиональное образование можно было получить в ремесленных училищах, железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения. Кроме того, процесс обучения проходил непосредственно на рабочем месте. Ученик становился рядом со станком на ящик, наблюдал за процессом и повторял необходимые операции.
Государственный архив Кемеровской области располагает некоторыми материалами о работе в военные годы областного управления профессионально-технического образования, которое было образовано в числе отделов областного исполнительного комитета по решению первой сессии исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся 12-13 июня 1943 года.
Управление занималось вопросами организации подготовки и воспитания молодых рабочих кадров для народного хозяйства Кемеровской области. До 11 августа 1959 года управление именовалось Кемеровским областным управлением Трудовых резервов. В структуре были выделены отдел училищ и отдел планирования, подготовки, распределения и учёта квалифицированных рабочих кадров. Начальником Кемеровского областного управления Трудовых резервов был товарищ Марк Григорьевич Брондшпитц.
Марк Григорьевич родился в марте 1909 года. В 1937 году окончил Днепропетровский химико-технологический институт по специальности инженер-механик. В 1939 году вступил в ряды ВКП(б). С октября 1940 года занимал должность начальника Новосибирского областного управления Трудовых резервов, с 1943 по 1947 гг. - должность начальника Кемеровского областного управления Трудовых резервов. Награждён орденом «Знак почёта», знаком «Отличник гострудрезервов».
На начало 1945 года система Кемеровского областного управления Трудовых резервов состояла из 16 ремесленных училищ (РУ), 3 железнодорожных училищ (ЖДУ), 30 школ фабрично-заводского обучения
(ФЗО). Контингент учащихся составлял 16 200 человек: в РУ - 7 800, ЖДУ - 1 500, ФЗО - 6 900.
Типовой отчёт учебного заведения отражал следующие направления:
- состав учащихся и комплектование учебных групп;
- производственное обучение: учебно-производственные базы училища и планирование работы мастеров;
- выполнение учебных программ;
- номенклатура и количество основной продукции;
- успеваемость учащихся;
- данные о соблюдении дисциплины;
- обеспечение кадрами мастеров и преподавателей;
- методическая работа;
- массово-политическая работа;
- социалистические соревнования;
- художественная самодеятельность.
В отчётах учебных заведений профтехобразования об учебной работе за 1943-1944 гг., предоставляемых в отдел училищ, чётко прослеживаются те проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться и которые необходимо было решать по мере возможности. В первую очередь, это необеспеченность рабочими местами выпускников училищ, хотя каждое ремесленное училище имело учебно-производственную базу: базовое предприятие и собственные мастерские.
Кроме того, режим занятий не соответствовал требованиям Главного управления Трудовых резервов (ГУТР). Обучение осуществлялось с чередованием через день: по 8 часов теория и практика - для 1-го года обучения; 8 часов работа на производстве, на следующий день по 4 часа теория и практика - для 2-го года обучения. Учащиеся 2-го года проходили производственное обучение на заводе: 5 дней работали на производстве, 6-й день обучались. (Из отчёта Ремесленного училища № 29 г. Анжеро-Судженск, базовое предприятие - завод «Свет Шахтёра»).
К факторам, отрицательно влияющим на производственное обучение и выполнение учебных планов, руководители учебных заведений относили:
- нехватку материалов (как правило, в процессе обучения использовались заводские отходы), из-за чего оставались неизученными некоторые темы из учебных планов;
- отсутствие учёта учебной программы при выдаче заказов учащимся (учащиеся, проходящие практи-
ку, выполняли работы, соответствующие плану завода, а не учебной программе);
- нехватку помещений (нет кабинетов и лабораторий, только учебные классы);
- необеспеченность учебниками, наглядными пособиями, отсутствие библиотеки;
- отрыв на полевые работы.
Особо важной была проблема обеспеченности учебных заведений кадрами мастеров и преподавателей. Большая часть кадрового состава РУ - это молодёжь, выпускники училищ. Обеспеченность кадрами мастеров и преподавателей на 1943 год (из отчёта Ремесленного училища № 16, г Прокопьевск, базовые предприятия - трест «Прокопьевскуголь»):
на 48 групп было 27 мастеров, 6 мастеров вели по 2 группы, остальные 15 были подобраны из учащихся 2-го года обучения. Таким образом, училищу необходим был 21 человек на должность мастера. Кроме того, училище не имело преподавателей по спецкурсам: требовалось 2 преподавателя для слесарей, 1 - по токарному делу, 1 - по черчению, 1 - по технологии металлов, 1 - по электротехнике.
В этой связи остро стоял вопрос об организации повышения квалификации молодых мастеров. В соответствии с приказом Главного управления Трудовых резервов № 961 от 31 июля 1943 г. областные управления должны были организовывать и представлять отчёты о работе курсов подготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения.
Помощь в организации процесса производственного обучения, повышения качества инструктажа, организации работ в группе молодым мастерам оказывали сменные опытные, технически грамотные мастера. С целью повышения квалификации мастера привлекались на методические цикловые совещания, специальные семинары, практиковались посещения занятий мастеров с последующим подробным анализом, также с молодыми мастерами активно проводилась индивидуальная работа.
Помощь преподавателям оказывалась путём посещения уроков с последующим анализом, организацией и взаимопосещением открытых уроков, разбором методических и организационных вопросов на педсоветах.
В образовательных учреждениях проводилась планомерная методическая работа. Из отчёта базового предприятия Ремесленного училища № 16, г. Прокопьевск - треста «Прокопьевскуголь»: в училище создано 5 производственно-методических комиссий по специальности и 5 теоретических комиссий по предметам. Один раз в месяц проводится Совет РУ Совещания комиссий проводятся не менее двух раз в месяц.
Для решения означенных проблем начальником Кемеровского областного управления Трудовых резервов тов. Брондшпитцем был представлен в ГУТР План организационно-технических мероприятий по
улучшению качества учебно-производственного обучения и жилищно-бытовых условий на 1945 год.
На тот момент в системе профтехобразования Кемеровской области сложилось очень тяжёлое положение: не хватало мест и оборудования. Учебно-производственные мастерские имелись только в железнодорожных училищах, 14 РУ и 10 школах ФЗО. Кроме этого, остро ощущалась нехватка жилплощади в общежитиях (жилплощадь должна была выделяться базовыми предприятиями).
Не хватало токарных станков. Например, в ремесленных училищах № 17, 23, 18 обучались токари, а в мастерских не было ни одного станка. Очень тяжёлое положение складывалось и в училищах с кузнечной базой, во многих из которых не было кузнечных мастерских вообще.
Ещё более сложным было положение в школах ФЗО: 20 из них не имели мастерских, и обучение осуществлялось непосредственно в заводских цехах. В учебных заведениях, имеющих производственные мастерские, также не хватало оборудования: на группу столяров - 3-5 верстаков; на группу слесарей -8-10 тисок; на группу токарей - 1-3 станка.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что обучение в учебно-производственных мастерских производилось круглосуточно, на одном рабочем месте обучалось по 2-3 ученика. По некоторым специальностям вообще не проводилось обучение в учебно-производственных мастерских (например, машинист шахтных установок, моторист).
Сложную ситуацию, которая складывалась в школах ФЗО в 1942-1944 гг., отражали жалобы обучающихся, написанные на имя начальника Кемеровского областного управления Трудовых резервов.
«В школе плохие условия проживания, плохое питание, кормят только огурцами и солёной рыбой, плохие условия в классах, очень душно, ходим на занятия полураздетые, так как негде сушить одежду, в общежитии нет воды, ходим грязные, мытьё в бане только раз в 2 недели, нечем заниматься в свободное время» (из письма учащихся ФЗО № 4 горноугольной промышленности при г. Кемерово, базовое предприятие - Шахта Северная).
Все эти обстоятельства повлекли за собой массовые побеги учащихся из ФЗО.
Таким образом, План был разработан для устранения вышеперечисленных недостатков. Основные задачи, которые должны были быть решены в процессе реализации Плана:
- охватить всех учеников производственным обучением в мастерских;
- организовать работу в 2 смены;
- предоставить каждому ученику самостоятельное рабочее место с полным набором инструментов.
Для проведения теоретических занятий Планом было предусмотрено оснащение всех кабинетов, ла-
бораторий аудиторным оборудованием, всеми необходимыми наглядными пособиями, макетами, плакатами, мебелью, аппаратурой.
Особое внимание уделялось расширению существующей жилой площади и доведению её до норм, установленных приказом Главного управления Трудовых резервов при СНК СССР
Из переписки с предприятиями о выпуске молодых рабочих за 1943-1944 годы видно, что предприятия, остро ощущая нехватку рабочей силы, обращались в
управление Трудовых резервов с просьбами о досрочном выпуске учащихся из ремесленных училищ и направлением их на предприятия. Однако, несмотря на военное время, досрочные выпуски были строго запрещены, кроме того, выпуск и распределение выпускников по предприятиям производились исключительно решением Совнаркома СССР через Главное управление Трудовых резервов. Также только с разрешения ГУТР могли быть произведены отклонения от учебных планов и программ.
вклад учреждений спо кемеровской области в победу
Чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче предстает перед нами подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость, избавившего человечество от фашистского рабства. Память о событии, изменившем судьбу человечества, не уходит с поколением, которому выпало быть его участником и свидетелем.
65 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, сегодня стали историей многострадальные годы войны и светлый день Победы.
Но история Великой Отечественной войны - это вечно живая история. Время не может стереть ни одной строки из великой книги народной памяти.
Тысячи людей брали оружие в руки. У военкоматов выстраивались очереди. С севера, юга и востока шли на фронт эшелоны добровольцев. В первые дни войны на кузбасских заводах, стройках, в колхозах прошли короткие и волнующие митинги. Рабочие и крестьяне, охотники, геологи, рыбаки, инженеры и служащие записывались в Сибирскую добровольческую дивизию.
По Сибири и таежной шири Раздался клич боевой. Мощь сибирская, сила богатырская, Поднялась на решительный бой!
Панический ужас наводили сибиряки на фашистов. Без преувеличения можно сказать: не было фронтовых дорог, по которым бы не проходили вои-ны-кузбассовцы, и во всех решающих битвах грозного лихолетья принимали они участие, отличаясь выносливостью, стойкостью и бесстрашием. Ничто не могло устоять перед натиском сибиряков. Стойко сражались они за родную землю на передовых, дрались за каждый лишний снаряд, за боеприпасы и вооружение, за каждую лишнюю тонну мяса для нашей доблестной армии.
Все жители Кузбасса встретили тяжелую весть о начале войны с осознанием личной ответственности за судьбу Родины. В городах проводились комплекс-
ные мероприятия по перестройке работы всех организаций и учреждений в соответствии с требованиями военного времени, комплектовались воинские соединения из жителей области. В первые же дни войны сотни кузбассовцев ушли на фронт, и среди них были представители системы профессионального образования. Подвиг их бессмертен, вклад в нашу общую победу бесценен.
Война изменила привычный уклад жизни людей, но не нарушила трудового ритма на предприятиях и во многих образовательных учреждениях. Не имея ни знаний, ни опыта, молодые люди осваивали производство и горели желанием дать фронтовикам все, что необходимо для победы: оружие, хлеб, снаряжение, боеприпасы. Мобилизация была связана с привлечением на производство неквалифицированной рабочей силы, развертыванием профессионального обучения женщин-домохозяек, юношей, не достигших призывного возраста, оказанием материальной помощи семьям фронтовиков. Вместе с тем оперативно предстояло решать вопросы наращивания мощностей действующих предприятий, размещать и восстанавливать эвакуированные заводы.
В годы войны Кузнецкий металлургический комбинат становится основным поставщиком металла для нужд фронта, кузницей оружия для Советской Армии. Во время войны каждая 4-я тонна стали была произведена на комбинате. КМК давал не только сталь, но и готовую продукцию: броню для боковинок танков, донышки для «катюш», оттачивали снаряды, выпускали каски, котелки, саперные лопатки, ножи для партизан.
С каждым военным годом все больше и больше мужчин уходит на фронт. Решать проблему рабочих кадров приходилось Кузнецкому металлургическому техникуму, который готовил кадры для тыла и фронта. В 1941 году в Новокузнецк эвакуировано Ви-ленское пехотное училище, которое готовило на базе металлургического техникума военные кадры с 1941 по 1945 годы. Курсантами училища становились студенты и преподаватели Кузнецкого металлургическо-