____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 155, кн. 1 Гуманитарные науки
2013
УДК 14:378
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ
Р.А. Нуруллин Аннотация
В статье представлена попытка взглянуть на систему образования через исследование условий, в которых эта система существует. Выявлена многогранность этого феномена: с одной стороны, система образования ведёт себя как структура цивилизации, так как имеет дело с тиражированием определённого типа потенциально значимых личностей, отвечающих требованиям современного общества; с другой стороны, она обеспечивает трансляцию из поколения в поколение ценностей культуры; кроме того, она должна создавать условия для самореализации личности. Делается вывод о том, что данным критериям отвечает двухуровневая структура организации непрерывного профессионального образования, позволяющая человеку на базе общих компетенций в течение всей жизни мобильно наращивать по необходимости профессиональные компетентности.
Ключевые слова: интеграция, самоорганизация, система образования, цивилизация, культура, понимание, знание, компетенция, компетентность, личность.
Философский анализ предполагает, что любая система, а в особенности самоорганизующаяся, исследуется через окружающую среду. Основная задача управления с точки зрения кибернетики (системы управления) - сохранение и накопление имеющейся и поступающей в систему информации, что эквивалентно сохранению и повышению организованности системы. Для оптимального поведения в среде обитания система должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Исследуя, изучая, познавая эту среду путём сбора и обработки внешней и внутренней информации, система формирует динамическую модель внешнего мира. Соответственно, необходимым условием любого управления и познания (в живом организме, технических системах и в обществе) являются процессы сбора, передачи, накопления информации, позволяющей выработать управляющие воздействия для достижения целей управляемой системы. Поэтому реформирование системы образования как подсистемы общества требует адекватного отражения тенденций развития современной цивилизации.
Данная проблема предполагает решение таких задач, как:
- выделение инвариантных качеств личности;
- обоснование значимости личности как основная гуманистическая цель образования в современных (нелинейных) условиях глобализующейся цивилизации;
- характеристика интеграции как необходимого условия становления системы образования в качестве социального института;
- выявление достаточных условий интеграции в образовании как необходимого условия становления человека в потенциальную личность;
- создание многомерной модели человека как подсистемы образования и общества в целом;
- развитие концепции непрерывного образования, отвечающей требованиям современной цивилизации.
Проблемы и перспективы международной интеграции высшего образования состоят в подведении своеобразия национальных образовательных систем под общий единый фундамент. Система образования всегда была важнейшим фактором социализации (социальной адаптации) человека. Начиная с Нового времени (с эпохи становления индустриального общества) образование приобретает массовый характер. Идейной движущей силой духовного возрождения явился гуманизм, который возник как мировоззренческая установка прогрессивных мыслителей эпохи Ренессанса. С дальнейшим развитием общества и культуры гуманизм содержательно обогащался, наполнялся новым смыслом, который соответствовал общественным идеалам на каждом из этапов развития цивилизации. Сегодня человечество вновь стоит перед необходимостью переосмысления прошлого опыта и выбора дальнейшего пути своего развития. Требуются новые гуманистические идеалы, которые бы соответствовали современным условиям жизни людей. Цивилизация сейчас переходит к новому этапу своего развития: она становится информационной, глобальной и нелинейной.
В деле гармонизации личности и общества большая роль принадлежит образованию, которое в новых условиях переживает сложный период трансформации. Образование выступает посредником между человеком и обществом, суть его заключается в согласовании стремления индивида к самореализации с изменившимися требованиями реальности. Для усовершенствования системы образования требуются знания объективных тенденций развития современного мира, которые во многом обусловлены сложными взаимоотношениями индивида с консервативно (в хорошем смысле этого слова) функционирующей традиционной культурой как накопителем духовного опыта человечества и с нелинейно изменяющейся цивилизацией. При построении новой парадигмы системы образования также требуется учёт опыта прошлых лет. Сегодня всё большую популярность получают так называемые интегративно-компетентностные технологии и методы в организации образовательного процесса.
Концепции гуманизма и соразмерного бытия индивида в обществе тесно взаимосвязаны. Гуманизм как идейно-философское течение возникает в эпоху Возрождения в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы. Средневековая идеология объявляла высшими добродетелями человека аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» [1, с. 27].
Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и осознанием самоценности его личности, с требованием полного удовлетворения его «земных» нужд и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу мировоззренческой ориентации
прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие общеевропейские ценности (человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и т. п.), выработанные за всю историю существования человечества [1, с. 28].
Новое время (включая и эпоху Просвещения) характеризуется переходом традиционного общества в индустриальное. Данный переход связывается с экстенсивным развитием капитализма в Европе. Все это выдвинуло перед человечеством новые ценностные установки и идеалы, в том числе требование массовой грамотности. Переход от идеи массовой грамотности к её реализации оказался сложным и тернистым.
Педагогика массовой социализации и окультуривания присуща любому традиционному обществу и осуществляется через систему норм и правил, регулирующих должное и недолжное поведение. По сути, это система «кнута и пряника», поощрения и наказания. Поощряемое должное поведение может сильно различаться для разных социальных групп и слоев, поэтому образование и образованность становятся социальными признаками, порождающими качественное неравноправие. Здесь индивидуальное своеобразие и творческие порывы относятся к наказуемым действиям. Поощряется способность «быть как все», усреднённое поведение, исполнение ритуала, протокола, соблюдение приличий.
В Европе Нового времени происходит переосмысление традиционного образа жизни и возникает институт личности. Свободная, автономная личность требует образования и образованности в качестве способа преодоления социального неравенства в самореализации. Возникают две образовательные парадигмы: эгалитарная и элитарная педагогики [2, с. 717-722].
Эгалитарная педагогика возникает в эпоху Реформации в протестантских и православных общинах. Здесь в образовании наибольшая роль принадлежит теоретической и практической деятельности епископа анабаптистской общины моравских братьев Я.А. Коменского. Самореализация личности, по Я.А. Комен-скому, определяется чтением Библии без посредничества Церкви. Читать или не читать Библию - человек определяет сам, но умение читать должно быть обязанностью общества. Образование хотя и возникает в лоне протестантизма, но осуществление его носит светский характер. Умение читать даётся в университетах, и Коменский разрабатывает гуманитарную технологию через создание целостной программы массовой грамотности от начальной школы до университета. Он стандартизировал учебный материал, что давало равные возможности для всех учеников.
Данная реформа согласовывала деятельность учителей, которые готовят всех одинаково, используя стандартные учебники, обучающие программы во всех учебных заведениях. Ученик, переезжая из одного места в другое, мог легко вписаться в унифицированный учебный процесс. Эгалитарная система образования господствовала на протяжении 300 лет до начала ХХ века. За это время была ликвидирована безграмотность, и образование стало массовым. Единая технологизированная система является результативной и устойчивой, но консервативной и неадаптивной. Поэтому реализация эгалитарной педагогики сопровождалась регулярными кризисами национальных систем образования через
каждые 15-20 лет в конце XIX и начале XX века, а в экономически развитых странах после Второй мировой войны с переходом к постиндустриальному периоду их развития превратилась в перманентное реформирование систем образования и его содержания [2, с. 717-722].
Элитарная педагогика возникает как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, она никогда сама не становится технологией и решает свои специальные задачи специфическими средствами. По сути, это варианты домашнего образования и самовоспитания.
Что же поменялось сегодня в общественном сознании? В наш вооруженный энергией век всем стало понятно, как хрупок этот мир. Знания законов социального развития сегодня необходимы для регулирования общественных процессов. Регулирование - это антипод стихийности. Там, где нет разумного отношения, мы наблюдаем разрушение, которое грозит человечеству глобальными проблемами и катастрофами. С одной стороны, наличие неопределённости - это необходимое условие прощупывания системой своего благоприятного будущего, а с другой - эта же неопределённость грозит отрицанием всего того, что достигнуто человечеством.
Вооруженный энергией век требует вывода случайности на виртуальный уровень. Сегодня компьютеры способны заранее просчитать возможные пути будущих изменений, что, думается, позволит людям подняться на новый уровень организованности и минимизировать зависимость хрупких структур цивилизации от реальной случайности.
Реальный прогресс общества определяется во многом духовными составляющими бытия человечества. Дух общества (вера в идеалы, ценности) находится в сильной зависимости от представлений той или иной эпохи о течении времени. Эти представления во многом определяют отношение эпох к культуре. Сегодня, в эпоху нелинейного развития общества уровень индивидуальной культуры (культурность) сильно отстаёт от уровня развития информационной цивилизации.
Понятие культуры относится к числу фундаментальных. В обыденном языке слово культура носит оценочный характер (культура ума, физкультура, культура поведения, культура чувств и т. д.), и точнее было бы говорить не о культуре, а о культурности. В науке принято рассуждать о «культурных чертах», «культурных системах развития, процветания и упадка» [2, с. 18].
По Л.Е. Кертману, сегодня насчитывается около 400 определений культуры. С одной стороны, культура выражает устойчивость, неизменность человеческого бытия, а с другой - подход к культуре обусловлен множеством исследовательских направлений. Культура часто становится объектом исследования не только философов, но также и социологов, аксиологов, историков, культурологов. Отсюда многообразие несовпадающих определений феномена культуры [3, с. 19].
Хотя понятие культуры на данный момент насчитывает несколько сотен дефиниций, нам более всего импонирует определение традиционной культуры как социальной памяти. Под культурой мы понимаем социально значимые ценности, которые являются актуальными для общества в любое время. Каждое поколение в этих ценностях находит для себя что-то значимое, которое определяет его цели. Ценности культуры в историческом процессе могут во времени
как сворачиваться, так и разворачиваться, но никогда не отрицаются полностью и всегда готовы возродиться в новых благоприятных условиях. Таким образом, под элементами (феноменами) культуры мы будем понимать те перманентно возрождающиеся смыслы и структуры (системы отношений) в обществе, которые находятся как бы вне времени, пребывая в символах культуры, и способны стать актуальными в любую эпоху.
Сегодня мы наблюдаем становление новой постиндустриальной (или информационной) цивилизации. На роль идейного вдохновителя и выразителя ценностей информационного общества претендует культура постмодерна. Естественная наука рубежа XX - XXI веков как один из важнейших факторов развития современной культуры и цивилизации вошла в постнеклассический этап своего развития, и сегодня отмечается активная экспансия её идей в гуманитарную область знаний. Проникновение идей естественных наук не только сопровождается изменением содержания гуманитарной сферы знаний, но и оказывает преобразующее воздействие на весь институт общества в целом. Этого влияния не избежала и система образования, которая сегодня оказалась перед необходимостью структурных изменений, связанных, с одной стороны, с организационными преобразованиями в качестве обновлённого социального института, а с другой - с изменениями в содержании преподаваемых дисциплин.
Сегодня наука, переживая период кризиса, стала идеологией современного общества, которая без гуманитарной составляющей ведёт цивилизацию к самоуничтожению. Связано это с тем, что все проблемы упираются в культуру человека, а она тесно связана с личностным фактором. Формирование личности выступало инвариантом образования во все времена. Но идеалы представлений о личности и способы её становления постоянно менялись от эпохи к эпохе. Смена эпох обусловлена сменой социальных отношений, которые, отражаясь в общественном сознании, формируют идеалы и ценности своего времени, то есть культуру цивилизации. В рамках господствующего мировоззрения происходит осознание человеком своего места в этом мире. Таким образом, каждая эпоха формирует свои идеалы личности. Адекватное отражение цели образования требует исторического анализа эволюции представлений о личности и выявления на основе этого анализа необходимых (объективных) тенденций её развития.
Характер личности зависит от того, как человек представляет своё место в мире. Сама сущность личности не меняется, а меняются условия, в которых она формируется. Если сущность одна, то господствующих идеальных форм личности может быть множество. Традиционно в философской литературе под личностью понимают человека, способного социально реализовать свою особенность, в процессе чего его индивидуальность приобретает общезначимость. Рассуждая в этом ключе, можно выделить определённые сущностные инварианты личности - разум, самосознание, творчество и ответственность. Базовой характеристикой личности является разум, а остальные выступают производными от разума.
Разум (в отличие от рассудка) - это способность человека мыслить в противоречиях. Данное качество сознания наделяет человека способностью видеть начала явлений мира. Разум развивается путём приобщения человека к диалектической логике и возникает в сознании как диалектическое дополнение к рассудку,
то есть к непротиворечивому мышлению. Формальная логика, как правило, даёт возможность последовательного доказательства двух противоположных сторон (аспектов, проявлений) одного и того же явления, что побуждает человека выходить к диалектическим (дополнительным) суждениям, позволяющим рассматривать противоположности в качестве основания - источника реальных процессов. Но мышление в противоположных категориях не только обеспечивает видение источников развития реальных систем, но и предоставляет человеку возможность выходить к синтетическим суждениям об окружающем его мире, что достигается на уровне самосознания.
Самосознание есть некоторая надстройка над сознанием. Если сознание -это способность человека строить идеальные образы, необходимые теории и модели реального вероятностного мира вещей, то самосознание связано с самооценкой своего места в мире вообще, с умением человека рассматривать себя в качестве объекта собственного исследования. Если сознание позволяет человеку отразить мир в себе, то самосознание - отразить себя в мире.
Для чёткого определения собственного места в мире (как своего предназначения) человек должен иметь целостное представление о мире вокруг себя, что требует развития мировоззрения. Наличие развитого мировоззрения (целостного образа мира) позволяет человеку созерцать причины конца (идеала), то есть позволяет ему действовать в мире вещей и идей целесообразно и ставить перед собой адекватные внешним условиям (и сообразные своим возможностям) цели.
Другим важнейшим инвариантом личности является творчество. Творческое отношение к миру достигается посредством обращённости человека к себе, что выступает условием постоянного его самосовершенствования. Замкнутость человека на себя через образ мира (мировоззрение), по сути, выражает петлю положительной обратной связи (если пользоваться образами радиофизики), позволяющей человеку ориентироваться в мире. Целью любого творческого человека является он сам, а всё остальное, через что реализуется эта сверхзадача, есть лишь средство. Поэтому из рук творческой личности никогда не выйдет двух одинаковых творений. Творец - это создатель культуры (в традиционном понимании), тогда как ремесленник сосредоточен на вещи, которую он производит. Для него важно количество выпускаемого им товара и оказанных услуг. Он полноправный созидатель, но только не культуры, а цивилизации.
Это нас подводит к признанию ценности так называемого разумного эгоизма. На обывательском уровне мышления эгоизм часто путают с эгоцентризмом -этическим принципом, построенным на признании человеком своей исключительной ценности (формы, не подкреплённой содержанием). Поэтому для эгоцентриста весь остальной мир рассматривается как источник удовлетворения его потребностей и желаний. У эгоцентриста сосредоточенность на собственной любви к себе и значимости достигается через пренебрежение интересами других. Разумный эгоизм построен на уважении человеком самого себя. Но здесь, в отличие от эгоцентризма, форма и содержание сосуществуют в единстве (форма, положение в обществе и его ценность обеспечены внутренним, духовным содержанием).
Только человек, уважающий себя, оказывается способным действительно уважать других. Человек, не уважающий себя, по сути, есть раб, так как человек-
вещь всегда оказывается обусловленным обстоятельствами (начальником, хозяином и т. п.). Человек с рабским мышлением может лишь изображать наигранное уважение к другим, то есть лицемерить. В действительности такой человек в лице других видит лишь средство получения собственной выгоды. Поэтому раб по определению не способен творить, он способен лишь тиражировать вещи и отношения.
Формирование личности происходит в изменяющихся условиях общественной системы, которая сегодня имеет тенденцию к объединению (интеграции) в рамках всей планеты. Это объединение носит глобальный и нелинейный характер. Нелинейность обусловлена ограниченностью самой глобальной системы рамками планеты. В этих условиях мировая экономика с необходимостью вынуждена с экстенсивного (количественного) пути развития переходить к интенсивному (качественному). В силу пространственной ограниченности планеты далее нет возможности количественно развивать факторы производства (труд, капитал, природные ресурсы, новые источники энергии). Сегодня везде производят одно и то же, и в этих условиях, допустим, предприниматель может получить прибыль лишь в том случае, если он будет производить то, что ещё никто не производит.
Это новое может дать только наука. Поэтому в информационном обществе меняется значение науки и образования. Сегодня наука диктует экономике, что и как производить, а не производство определяет науку, как это было в эпоху индустриализации. Поэтому особое значение приобретают образование и наука, информация и знание. Всё это приводит к интенсивному (нелинейному, качественному) развитию общества, которое зависит от умения использовать информацию и превращать её в технологии. Здесь информация выступает информационным ресурсом, который не только влияет на культуру производства услуг и товаров, но и позволяет оптимизировать систему человеческих отношений, превращается в социальные технологии. Всеми этими вопросами занимается относительно молодая наука - информатика [4, с. 431-434].
Итак, интеграция мировой экономики в глобальных масштабах и нелинейные эффекты, обусловленные интенсивным (информационным) характером организации системных отношений (потребления и производства) в мире, привели к необходимости перестройки подсистем общества. Исключением не стали и системы образования.
Национальные образовательные системы как подсистемы конкретного общества испытывают на себе эти интеграционные процессы. Интеграция есть процесс, связанный со способом объединения, и исторически это понятие возникает в эпоху Возрождения - в период становления механистических воззрений на мир. Поэтому исходно интеграция трактовалась как простая сумма свойств частей объединения. Так, например, интеграция понимается сегодня в математике. Но оказалось, что свойства целого нельзя сводить лишь к сумме свойств его частей. Секрет целостности находится в структуре системы и определяется эмерджентными свойствами. Поэтому можно утверждать, что целостность объединения есть единство субцелостных и эмерджентных свойств частей системы.
Система образования, будучи самоорганизующейся, является подсистемой общества. Исключительное положение системы образования связано с тем, что
она, во-первых, вынуждена всё время себя как институт приводить в соответствие с качественно разными структурами единого социума, такими как культура и цивилизация, а во-вторых, она должна обеспечивать индивиду необходимые условия для становления его личности, соразмерной уровню требований современной цивилизации. Если культура как социальная память является консервативной и направлена на сохранение духовных ценностей, то цивилизация вынуждена быть мобильной и направлена на изменение окружающего материального мира. Сегодня общество стоит перед неизбежностью глобализации всех сфер культуры и цивилизации, оно вошло в фазу своего нелинейного информационного развития. Все эти аспекты поставили систему образования перед новым выбором оптимального пути своего развития.
Условием самоорганизации любого образования является его открытость, наличие диссипативной окружающей среды и нелинейность. Открытость системы можно понимать в двух смыслах: в энергетическом и информационном. Необходимым условием выживания (существования) системы управления является энергия. Эквивалентом энергии для существования социальных систем являются финансы. Недостаточное финансирование образовательной системы ведёт к поиску средств в элементах социальной системы. Образование превращается в платное, показателем образования становится количество студентов, вовлечённых в образовательный процесс, а не качество образования. Это в конечном итоге ведёт к падению качества и без того слабого общества.
Важным фактором интеграции системы образования является реформирование содержания образования. Поскольку образование связано с целостным отношением человека к миру, это позволяет ему чётко представлять своё место в мире. Все эти моменты можно считать необходимыми условиями становления потенциальной личности, способной актуально реализовать себя в обществе. Сегодня образование характеризуется спектром компетенций, которые позволяют человеку определиться со своей специальностью, то есть компетентностью. В наши дни не нужен человек-раб с одной компетентностью, не представляющий общей цели системы, в которой он социально реализуется, сейчас требуется знающий специалист, представляющий общую стратегию.
Это нас выводит на создание многомерной векторной модели формирования потенциальной личности, которая способна актуально реализоваться в современном обществе. Задача формирования потенциальной личности путём оптимального развития индивидуальных качеств человека ложится на систему образования. Эта модель представляет собой многоуровневую структуру, каждый уровень которой представлен тензорами п-го порядка. Здесь можно выделить такие взаимосвязанные уровни, как генетический, уровень воспитания, обучения и образования. Смысл образования - вывести человека на такой личностный уровень, как самовоспитание и самообучение.
Данный подход требует двухуровневой структуры организации системы профессионального образования. Первый - это собственно интегративный уровень, обязательный для всех учебных заведений, готовящих специалистов по всем профессиональным направлениям, он призван сформировать минимально необходимый уровень компетенции. Этот уровень выводит учащегося на целостное видение мира, а следовательно, позволяет в дальнейшем человеку осознанно
двигаться в определённом направлении к своей жизненной цели. Этот уровень образно можно представить в качестве основания, фундамента, на котором индивид в дальнейшем может строить свою жизнь.
Данный мировоззренческий уровень образования достигается посредством преподавания универсальных интеграторов, таких как история, философия и математика, а также дисциплин междисциплинарного уровня (теория систем, теория управления и самоорганизации и т. п.). Другим важным аспектом подготовки на первом уровне профессионального образования является формирование у учащихся грамотности, соответствующей уровню требований современной цивилизации к средствам коммуникации как на межличностном уровне отношений человек - человек, так и на уровне отношений человек - машина. Это достигается обязательным преподаванием психологии, логики, языков (от родного до языков транснационального общения), включая также освоение средств машинного общения. Таким образом, первый уровень образования должен выступать как базовый и обязательный для второго. Базовый уровень должен выводить студента на возможность самостоятельного (свободного) выбора направления своего дальнейшего развития. Критерием подготовленности на данном уровне является обучение до образования, которое приводит учащегося к самообучению.
Вторым следует признать уровень достаточного образования, который формируется на основе свободного выбора направлений самими учащимися. Здесь во главу угла должна быть поставлена прежде всего глубина получаемых знаний, то есть компетентности. Здесь необходимые компетенции, полученные на первом уровне образования, должны стать достаточными компетентностями. Второй уровень накопления знаний и их более глубокого освоения может растянуться надолго и осуществляться по мере необходимости в течение всей жизни индивида [5, с. 161-167].
На современном этапе развития общества всё это должно создать необходимые и всесторонние возможности в широком диапазоне направлений развития личности, выставляемых цивилизацией перед системой образования.
Summary
R.A. Nurullin. Professional Education as a System in the Context of Modern Integration Processes.
This paper presents an attempt to look at an educational system by analyzing the environment it exists in. Educational system occupies a unique position among other subsystems of a society. On the one hand, it represents civilization since it deals with the duplication of certain types of potentially significant personalities meeting the requirements of modern society. On the other hand, it provides transmission of cultural values from generation to generation. Moreover, it must create conditions for self-realization of a person. The following conclusion is made: these criteria are met with the creation of a two-level structure of continuing professional education, allowing people to improve gradually their professional competences during their whole life, based on their general competences.
Keywords: integration, self-organization, educational system, civilization, culture, understanding, knowledge, competence, competency, personality.
Литература
1. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: теории, системы, технологии. - М.: Академия, 2007. - 510 с.
2. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: Минск: АСТ: Харвест; Совр. литератор, 2001. - 1312 с.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: Nota Bene, 2001. - 352 с.
4. Новейший философский словарь / Под ред. А. А. Грицанова. - Минск: Кн. Дом, 2003. - 1279 с.
5. Нуруллин Р.А. Философия профессионального образования. - Казань: Данис, 2012. -179 с.
Поступила в редакцию 09.08.12
Нуруллин Рафаиль Асгатович - доктор философских наук, профессор кафедры общей философии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]