Нуруллин Р.А.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕОБУЧАТЬСЯ
Будучи самоорганизующейся системой человек, в каких бы условиях не оказывался, нацелен на приведение своего внутреннего мира в соответствие с окружающей средой и направлен на сохранение и укрепление устойчивости своего существования в мире. Иначе эта система просто не имела бы права на свое существование. Сегодня в качестве окружающей среды на развитие конкретного человека большее влияние, чем природа, оказывает цивилизация, культуру которой составляет постмодерн. Одним из способов адаптации человека и достижения гармоничных отношений с цивилизацией является образование, которое должно выводить человека к способности переобучаться. Ключевые слова: культура, цивилизация, ценности, виртуальный мир, воспитание, обучение, образование.
Любое общество обладает телом (цивилизацией) и духом (культурой). Если под цивилизацией понимается материальная составляющая общественной системы, то под культурой - духовная. В аналитическом смысле цивилизация и культура - диалектически противоположные понятия, не имеющие друг без друга самостоятельного смысла. Поэтому общество необходимо представлять целостным единством противоположностей культуры и цивилизации. Если цивилизация есть воспроизводство материальных благ, которое возможно на основе тиражирования ценностей (идей, теорий, знаний) культуры, то под культурой понимается система духовных ценностей. Здесь под ценностями понимаются верования, идеалы, знания, идеи, мифы, иллюзии и т.п., то есть все то, что может, став значимым, побуждать людей к реальным действиям.
Мир ценностей человека теперь как бы разделился на материальные и духовные составляющие, между которыми имеется большая разница. Материальные ценности цивилизации, составляющие тело общества, возникают как результат тиражирования идей культуры. Цивилизация развивается путем гомогенного расширения гетерогенных (уникальных самих по себе знаний, теорий, идей, верований и т.п.) идей культуры. Благодаря такому тиражированию уникальных феноменов культуры происходит все более полное удовлетворение материальных потребностей масс, которые ведут, с одной стороны, к развитию цивилизации, а с другой - девальвации самих ценностей. Ценности культуры носят принципиально гетерогенный характер и уникальны, но потенциально готовы в любое историческое время (в зависимости от создавшихся общественных отношений)
стать значимыми и прорасти в душах и овладеть умами множества людей. Феномены культуры, обладая уникальным содержанием, являются: с одной стороны, центрами становления ментальной общности путем распространения одних идей и ценностей в умах множества людей, живущих как в едином культурном пространстве, так и во времени; с другой - культура как социальный накопитель человеческого опыта и знаний есть источник развития цивилизации через производство товаров и услуг.
Цивилизация в своей основе имеет культуру как систему духовных ценностей. Культурные ценности для реализации в цивилизации должны стать значимыми, но по мере материального тиражирования как бы теряют свою значимость и становятся для человека привычными. Ценности и идеи, пройдя акт реализации (материального размножения), перестают индивидуальным сознанием восприниматься как что-то ценное и значимое. Те ценности, которые еще недавно толкали людей к активным действиям, сегодня становятся как бы само собой разумеющимся. Подобно тому, когда человек здоров, то он не склонен рассматривать свое здоровье ценностью и не бережет его.
Идеи культуры через цивилизацию во внутреннем (субъективном) мире виртуального бытия людей становятся консуеталами (привычными). Человек их перестает замечать и заново начинает ценить (переоценивать) с переходом на уровни гратуала (восторженного, возвышенного восприятия своего внутреннего бытия) или ингратуала (заниженного, подавленного) под действием изменившихся условий цивилизации. Поэтому результативным воспитательным эффектом обладает цивилизация, а не культура непосредственно. Можно на теоретическом уровне долго доказывать и убеждать человека словами о том, что можно ему делать, а что нельзя, но только на реальном уровне существования через его личный опыт, накопленный неправильно принятыми решениями и действиями, будет иметь для человека и человечества действенное значение.
В индивидуальном восприятии на уровне биологических желаний подсознания человека традиционная культура скорее имеет запретительный характер, а цивилизация через расширение услуг и удовлетворение материальных потребностей - разрешительный. Исторически культура возникает как система определенных норм отношений между людьми. Эти нормы, хотя и обусловлены необходимостью совместного выживания людей в природе, не имеют под собой генетического основания. Приобщение человека к культурным нормам осуществляется бессознательно
через привычку и воспитание. Можно сказать, что воспитание - это процесс, направленный на выработку условных рефлексов. Отсюда далеко не все биологические желания человек может легко реализовать в своей жизни, а только те, которые не противоречат принятым в обществе нормам, традициям, привычкам. Биология человека бессознательно всегда противится к преобразованиям в культуре. Через культуру человек как бы выходит (выпадает) из видовой программы поведения. Если смыслом жизни человека было бы поддержание и удовлетворение его биологических потребностей и желаний, то культуру отменили бы раз и навсегда.
Негативное влияние цивилизации на достижение биологического счастья человека отмечалось многими мыслителями, начиная с Диогена до Ж.Ж.Русса. Ж.Ж.Руссо разделял сложное взаимодействие понятий природа, культура, цивилизация и в целом воспроизводил киническую критику культуры. По Ж.Ж.Руссо, искусство и науки - это фантомы физической неудовлетворенности человека. Его вывод - отказ от культуры и назад к природе. Ж.Ж.Руссо оказал сильное влияние на И.Канта, который также не верил, что интеллект сможет решить все проблемы человечества. Человеку при любом уровне развития рассудка не утолить потребность в счастье. Если бы счастье было непосредственной целью человека, то культура была бы раз и навсегда осуждена. И.Кант принимает идею Ж.Ж.Руссо «Назад к природе», что могло бы обеспечить счастье человеческому бытию, но тогда человек потерял бы свое интеллигибельное предназначение, которое явно лежит не в чувственном. Смысл и цель человеческого существования не в технологическом господстве человека над природой, а в его моральном господстве над самим собой [1, С. 9].
Общество есть самоорганизующаяся система и ее развитие обусловлено постоянным приведением в соответствие уровня культуры к уровню цивилизации. Сигналом для структурного преобразования общества является недееспособность прежних норм и идеалов. Если в старой системе общественных отношений эти идеалы служили укреплению целостности этой системы, то в новых условиях эти же ценности ведут к ускоренной ее дезорганизации. Но этот период распада старых отношений одновременно является условием для зарождения или возрождения новых ценностей.
В критические моменты выбор нового направления развития системы проходит через точку бифуркации. Теоретически эта особая точка выбора будущего пути развития общественной системы должна нахо-
диться где-то на линии графика необходимых изменений, а именно в точке перемены знака первой производной. В этом случае кажется, что можно было бы путем экстраполяции данных по современному состоянию общества и существующим тенденциям его развития легко вычислить будущую необходимость. Но этого не происходит, так как нельзя в принципе познать целое (общество) на уровне частей (людей). Закон изменения конкретного общества и человечества в целом никому не может быть наперед известен, так как зависимость уровня развития цивилизации от времени в каждый момент времени складывается из множества непредсказуемых ситуаций и отношений между всеми субъектами истории: людьми, народами, нациями, всего человечества и природы. Даже в том случае если этот необходимый закон, допустим, будет каким-то чудом кому-то, например, ясновидящему, известен, то в силу отчужденности отдельного человека от общества на уровне всей системы это событие никак не отразится. Мыслители (философы, социологи, политологи, экономисты и т.п.) могут лишь теоретически обосновать свои положения постфактум. Поэтому выбор пути дальнейшего развития идет путем проб и ошибок, через случайность. В процессе такого теоретического анализа и переосмысления прошлого опыта культура должна выработать и сформулировать идеалы, которые уже в качестве новых ценностей могли бы служить ориентиром для практического руководства людьми своими действиями в преобразовании цивилизации.
Человека в социуме можно рассматривать в качестве потенциального центра бифуркации, который должен сам находить пути выхода к личности. Точка бифуркации характеризуется ломкой прошлых привычных норм и стереотипов мышления, которые в новых условиях ведут к застою и деградации, с одной стороны, а с другой - ставят перед обществом новые вызовы. Внутренний мир человека есть отражение культуры, но новое в культуру приходит с новым поколением людей. Новое поколение неосознанно чувствует значимость необходимых ценностей и внутренне протестует против старого. Индивидуальное сознание воспринимает эту ситуацию как отклонение от привычного, требующего от него изменений: как на ментальном уровне своего субъективного бытия, так и на реальном уровне отношений в обществе. В экзистенциальном плане любые отклонения норм культуры в ту или иную стороны от привычных, которые сопровождают эпоху перемен, переживаются человеком очень болезненно.
Если культура через значимость ценностей влияет на цивилизацию,
то цивилизация посредством материального тиражирования ценностей культуры постепенно диалектически отрицает значимость прежних ценностей и создает условия для выдвижения новых и т.д. Эти процессы напоминают динамическую картинку, где одни ценности сворачиваются в сингулярность, что создает условия для разворачивания других. Человека можно рассматривать как единицу, воплощающую собой потенциальную возможность бифуркации, способной при благоприятных условиях в социуме актуально влиять на цивилизацию. Эта актуализация чревата не только качественными преобразованиями в обществе, но и негативным разрушением всего существующего, чего нельзя допускать. Но то, что нельзя на реальном уровне существования должно быть реализовано на виртуальном уровне бытия человека. Это необходимо при неожиданном столкновении цивилизации с теми иными реальными проблемами. В этом случае цивилизация в информационной культуре всегда должна иметь спектр виртуальных решений. Поэтому информационный беспорядок упорядоченных самих по себе информационных единиц служит для индивида: с одной стороны, необходимым условием его творчества, позволяющего что угодно отрицать на виртуальном уровне своего бытия, не отрицая реальность, а с другой - позволяет человечеству с опережением отражать будущее. Отражение неопределенности в человеке сопряжено с преодолением комплексов и стрессов.
Человек, родившись, попадает в информационно насыщенную среду и биологический человек в экзистенциальном плане пытается противостоять этому информационному прессу. Выражаясь словами Ж.-П.Сартра, в основе этого противостояния лежит самообман. Самообман - это стереотипы мышления и поведения, различного рода мифологемы, оправдывающие в собственных глазах человека внеприродный характер его жизни, и тем самым, позволяющий сохранить ему свое внутреннее равновесие в среде-цивилизации. Самообман - это ложь себе [2, С. 84]. По З.Фрейду - это были бы полезные и вредные психические комплексы; в виртуалистике, по Н.А.Носову - это виртуальные состояния человека (внутренний, субъективный мир феноменов) такие, как консуетал, гратуал и ингратуал [3, С. 22]. Комплекс - это то, чего нет на самом деле, а человеку кажется, что это есть. Любые комплексы могут способствовать как развитию человека в личность (через сублимацию сексуальной энергии в творчество), так и подавить в нем его желания и устремления (которые могут привести к неврозам). Рассуждая в этом ключе каждый индивид на-
столько обманывает себя, насколько способен усвоить (осознать, то есть понять, а, следовательно, сформировать в своем сознании целостные образы, модели, теории) количество информации из окружающего его информационного мира. Степень самоограничения индивида зависит: во-первых, от его воспитания, во-вторых, от приоритетов и целей, которые он ставит перед собой. Умение идти к своей цели зависит от способности человека к абстрактному мышлению, позволяющего выделять как «зна-чимую-для-себя» ту информацию, которая необходима ему для осуществления своих стратегических целей.
Цивилизация для человека полна стрессовых ситуаций. Причина возникновения стрессов заключается в том, что человек одновременно принадлежит двум мирам: природы и культуры. Жизнь в социуме требует от человека подчинения моральным нормам, которые запрещают ему разрешение своих проблем на психо-физиологическом уровне бытия. Все это чревато возникновением и развитием психических комплексов, требующих от человека своего разрешения. Комплексы, в зависимости от характера их разрешения, могут приводить к трем возможным путям: первый -к бунту и разрушению пространства вокруг себя, второй - к неврозам и разрушению внутреннего пространства и третий - к самореализации в социуме. Третий путь решения является оптимальным, так как позволяет человеку через организацию и развитие своего внутреннего мира способствовать дальнейшему развитию общества.
Современный человек бессознательно чувствует необходимость преодоления своих комплексов путем получения образования. Тем самым, человек пытается обезопасить себя от капризов цивилизации и достичь позитивного согласия себя с окружающим миром. Поэтому экзистенциально необходимость получения образования сегодня воспринимается как безусловная ценность и занимает особое место в культуре. Можно сказать, что образование - это некая реакция человека на стресс, вызванная необходимостью его адаптации к вызовам цивилизации. Тогда необходимость получения образования, в каком-то смысле, можно классифицировать как способ бегства человека от цивилизационного невроза. Образование становится ценностью общества. Здесь речь не идет об истинности ценности как ценности на самом деле, так как образование во все времена выступало ценностью. В данном случае имеется в виду то положение, что образование воспринимается безусловной ценностью: как на субъективном уровне отдельного индивида, так и на уровне обыденного общест-
венного сознания. Здесь под безусловностью понимается то положение, что сегодня образование даже на бессознательном уровне восприятия рассматривается человеком как необходимое условие его общественной деятельности в любой области. Индивидом о своих внутренних способностях в получении этого образования вообще не рассматривается и не обсуждается. Необходимость получения образования обывателем сегодня принимается априорно как абсолютное благо. Таким образом, в общественном сознании на обыденном уровне имеем тезис - «образование любой ценой». Форма начинает преобладать над содержанием, то есть на реальном уровне бытия содержание (истинное образование) индивидом все более рассматривается как производное от формы.
Система образования, как один из важнейших институтов адаптации индивида к социальной жизни, должна представлять собой некую модель будущего развития общества. Это требование продиктовано не только идеальными представлениями гуманизма как о стратегической цели образования во все времена. Видение стратегии как конечной идеальной (культурологической) цели не говорит о том, что к нему ведет прямой и предсказуемый путь.
При построении образовательных систем сегодня также необходимо учитывать психофизиологические возможности человека. Системе образования (и науке), как одному из важнейших гармонизующих факторов бытия человека со средой своего обитания, принадлежат три основные функции: 1) психо-физиологическая функция - в смысле создания мифов о почти полном познании мира; 2) духовно-интеллектуальная функция, которая призвана удовлетворять врожденную познавательную потребность человека, его интеллект; 3) утилитарно-прагматическая функция [4, С. 128].
Любое образование построено на обучении, но цель образования заключается в приобретении человеком способности мобильно переобучаться. В изменчивом мире, когда технологии меняются быстрее, чем смена поколений людей, эта способность все более выступает актуально востребованной. Другими словами, настоящее (неформальное) образование есть условие креативности человека, где под креативностью понимается творческий потенциал высшего порядка, который заключается в способности человека генерировать идеи [5, С. 136].
Таким образом, под индивидуальным образованием мы понимаем такое критическое состояние человека (такую внутреннюю организацию мыслей индивида), когда знания начинают приводить к новым знаниям [6,
С. 208-212]. До этого особого состояния индивидуальное забывание не дает человеку возможности перегрузить свой мозг «информационным шумом». Об информационных возможностях организации памяти человека можно говорить на двух уровнях: на первом, бессознательном, как о неограниченных возможностях человеческой памяти вообще; на втором -сознательном, как об ограниченности человеческой памяти. Дело в том, что основой, то есть носителем для формирования структуры мозга (уровней бессознательного, сознания, самосознания) выступает матрица человеческой памяти. Где под матрицей понимается носитель информации со свойствами памяти, которая обладает сохраняющейся материальной формой при любом информационном содержании о том или ином событии (явлении, процесса) внешнего мира. Носителю противостоит понятие информации. Информация представляет собой определенное неизменное содержание о событии, которое способно в процессе своего распространения принимать любую форму [7, С. 513].
Возможности человеческого мозга накапливать информацию имеют космическую емкость, но путь к этому космосу лежит через преодоление забывания. Без этой биологической защиты человек быстро перегрузил бы свою память, в общем-то, неосознанным (хотя и систематизированных самих по себе информационных единиц, но бессистемных в совокупности) информационным разнообразием. Непосредственное усвоение информации делало бы человека как бы знающим, но не понимающим своего знания, то есть не выводило бы человека к самосознанию, а, следовательно, не способствовало бы становлению индивида в личность.
Забывание приводит человека к внутреннему диссонансу, вызванному: с одной стороны, его эмоциональным желанием и стремлением знать, а с другой - пониманием биологической ограниченности, которая заключается в его неспособности запомнить то, чего он пока не понимает. При этом человек сам ставит себя в условия необходимости осознания, эмоционально переживая поступающую информацию. Осознание достигается путем создания в голове смыслового целостного образа (понимания как «знания-для-себя») из некогда кажущихся разрозненных фрагментов информации на стадии непонимания. Если все же человеку, в силу лени или неспособности преодолеть себя, не удается выйти к осознанию, то это чревато формированием у него различных психических комплексов. Здесь мы говорим не о восприятии, возникающем из личного опыта человека из отношений с вещами, а о восприятии, возникающем из отношений со
знаниями, полученными другими.
Так через придание смысла информации формируется осознание. Одним из способов преодоления забывания, наравне с многократным повторением интересующей индивида информации и медитацией, является абстрактное мышление, которое выводит человека к системному, то есть взаимосвязанному, а, следовательно, к целостному мировосприятию. Абстрактное мышление позволяет человеку обойти угрозу фактологического, бессистемного запоминания. Системное мышление позволяет человеку оптимизировать поступающую информацию, то есть минимальными усилиями достигать максимального результата.
Как же современному человеку оптимально научиться из «шума» (разнообразия всевозможной информации) выделять необходимую его целям информацию? В итоге все это связано в психологическом плане с гармоничным (относительно непротиворечивым) существованием человека в мире. Без достижения этой гармонии (ощущения человеком соразмерности своего бытия с внешним миром) человек обрекает себя на невроз и/или, как одно из следствий, на постоянную направленность на удовлетворение своих неограниченных потребностей благ цивилизации, как материальных, так и духовных. По сути, за этим стоит духовная нищета (ограниченность) конкретного человека, не позволяющая индивиду самому производить идеи. Сегодня так происходит с большинством людей. Уровень цивилизации прямо пропорционален свободному времени, но большинство людей тратят свое время не на свободное творческое созидание, а на бесконечное (рабское) потребление.
Современный человек оказывается перед постоянным ему угрожающим цивилизационным стрессом. Как в этих условиях человеку найти себя и реализовывать свои духовные и материальные цели? Тенденция современной жизни такова, что она устремляет человека в область производства идей, так как в среде техносферы физический труд все больше вытесняется механизмами и автоматами. Индивид в социальной среде посредством своих усилий над собой должен состояться как личность и реализовать свои духовные и материальные потребности, что служит основой человеческого счастья и процветания общества. Но часто случается так, что многие верят не в себя, а в счастливый случай. Обычный обыватель с рабским мышлением, который преимущественно определяет себя и свое поведение через мнение большинства или СМИ, в принципе не способен увидеть свою «счастливую звезду», так как в удачу верят, как пра-
вило, неудачники, а удача любит тех, кто верят в себя.
Информационная насыщенность общества выполняет двоякую задачу. С одной стороны, информация дает человеку возможность виртуально (как бы) реализовать свои желания. С другой - создает человеку определенные препятствия для реального осуществления своих желаний и целей, то есть усложняет (ограничивает) и не дает человеку реально проявить себя в мире вещей цивилизации.
Средний человек (обыватель) все более превращается в потребителя не только вещей, но и иллюзий. В этой ситуации у человека два выхода: 1) пассивный, который связан с отказом от реальности, и 2) активный и связан с использованием иллюзорного (информационного) мира для решения каких-либо реальных задач. Любой человек является потребителем информации. Здесь главное заключается в том, что индивид, осознавая себя, был способным еще взглянуть на себя как бы со стороны. Отсюда следует, что истина лежит в достижении единства первого и второго на принципах дополнительности.
С одной стороны, пассивность не может реализоваться полностью и реальность обязательно заявит о себе человеку необходимым образом, с другой - активность также не может реализоваться до своего телоса. Если иллюзия имеет форму необходимости (непротиворечивости), то реальность полна случайности. Необходимость (действительность) реализуется через случайность. В иллюзорном мире все обстоит иначе, до обратного. Здесь необходимость задана как бы изначально и предлагает человеку различные варианты решений. В этой ситуации человеку, казалось бы, остается лишь выбрать те решения, которые соответствуют его целям и потребностям. В иллюзорном мире у человека возникает реальное ощущение управляемости виртуальным миром, так как этот мир построен им самим. Этим и привлекателен мир иллюзий (из субъективных или компьютерных образов) для индивида.
Достижение единства все же возможно и вот каким образом. Жизнь современного человека в информационной, нелинейной, цивилизованной среде все более попадает в глобальную зависимость от случайных, реальных событий. Например, частные ошибки в сегодняшнем энерговооруженном мире все чаще приводят к глобальным изменениям, как позитивного, так и негативного характера. В этих условиях человеку ничего не остается, как заранее иметь в мире иллюзий (моделей, теорий, образов) различные решения, в которых реальное событие всегда бы оказывалось частным слу-
чаем и одним из возможных вариантов из мира возможного. Тем самым, у нас возникала бы возможность достижения управляемости над реальными стихиями до их реализации, что позволяло бы взять их под свой контроль.
Последнее говорит о том, что человечество, играя в мире иллюзий образами, моделями, теориями, по сути, должно в итоге, научиться управлять цивилизацией и теми явлениями природы, которые связаны с человеком, человечеством, планетой, а в будущем, может быть, и с Космосом в целом. Сегодня эти явления человеку нельзя (например, исходя из нравственных установок или дороговизны сложного оборудования) познавать на эмпирическом уровне, так как в эпоху глобализации это грозит человечеству самоуничтожением [8. С. 138-147].
Реальная ограниченность человека в мире компенсируется виртуальной неограниченностью и это накладывает определенные условия на образование. Образование начинается с воспитания и должно выводить человека к самовоспитанию. Путь от воспитания к самовоспитанию осуществляется через обучение, которое в свою очередь должно выводить человека к образованию. Образование, таким образом, есть единство самовоспитания и обучения, которое позволяет человеку выйти к самообучению.
Источники
1. Гуревич П.С. Философия культуры: учебник для высшей школы. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. 532 с.
2. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
3. Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов. // Труды лаборатории виртуалистики. М.: Путь, 2000. Вып.7. 69 с.
4. Курашов В.И. Начала философии науки. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004. 516 с.
5. Современная западная философия: словарь / сост. В.С.Малахов, В.П.Филатов. М.: Политиздат, 1991. 416 с.
6. Нуруллин Р.А. Философия в образовании образования / Трансформация экономической и философской мысли в социально-экономической системе России: под ред. А.Р.Тумашева, В.В.Малаева, Казань: Изд-во КГУ, 2005. 334 с.
7. Нуруллин Р.А. Метафизика виртуальности: монография. Казань: Изд-во Казан.гос.технол.ун-та, 2009. 544 с.
8. Нуруллин Р.А. Философия профессионального образования: монография. Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2012. 180. С. 138-147.
Зарегистрирована 28.04.2012.