Научная статья на тему 'Интернет-культура как условие инсталляции индивидуальности человека в социуме'

Интернет-культура как условие инсталляции индивидуальности человека в социуме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
475
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗУМ / МОРАЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNET CULTURE / VIRTUAL REALITY / CIVILIZATION / PERSONALITY / INTELLIGENCE / MORALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нуруллин Рафаиль Асгатович

Современный субъект это человек, работающий с интернет-технологиями. Интернет можно представить в качестве социокультурного феномена, позволяющего человеку в соответствии с законом отрицания отрицания выйти на качественно новый уровень своего бытия. Внутренняя свобода мыслей человека, прошедшая длительную культурную эволюцию, на современном этапе развития информационных технологий получает возможность выхода на более высокий уровень своей реализации в социуме. Автор отмечает, что это может привести человечество к новым возможностям в развитии цивилизации и приближению в системе межличностных отношений реальной нравственности к идеальной морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern subject is a person using Internet technologies. Thus, the Internet appears as a sociocultural phenomenon, which allows this person to reach a qualitatively new level of existence in accordance with the law of double negation. At the modern stage of information technology development, the initial internal freedom of human thoughts, which has come through a long historical way of cultural evolution, is able to achieve a more complex realization in society. It seems to offer new possibilities for the development of mankind’s civilization, as well as for the convergence of real and ideal morality in the system of interpersonal relationships.

Текст научной работы на тему «Интернет-культура как условие инсталляции индивидуальности человека в социуме»

Том 157, кн. 1

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2015

УДК 008.001

ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ

Р.А. Нуруллин Аннотация

Современный субъект - это человек, работающий с интернет-технологиями. Интернет можно представить в качестве социокультурного феномена, позволяющего человеку в соответствии с законом отрицания отрицания выйти на качественно новый уровень своего бытия. Внутренняя свобода мыслей человека, прошедшая длительную культурную эволюцию, на современном этапе развития информационных технологий получает возможность выхода на более высокий уровень своей реализации в социуме. Автор отмечает, что это может привести человечество к новым возможностям в развитии цивилизации и приближению в системе межличностных отношений реальной нравственности к идеальной морали.

Ключевые слова: интернет-культура, виртуальная реальность, цивилизация, личность, разум, мораль, образование.

Человек есть система, выступающая элементом более общей социальной системы, которая, в свою очередь, осуществляет собственное бытие в системе природы. Создание некоторой умозрительной модели взаимоотношений человек - общество требует формирования совмещённых друг с другом теоретических конструкций различных уровней бытия человека и социума (социального в человеке и человеческого в социуме). Создание такой модели удобно начать с репрезентации человека, которого можно представить в качестве некоторого центра, актуально сосредоточившего в себе различные потенциальные направления своего возможного развития. Человеку эти возможности даны безусловно. В общем смысле, конечно, они чем-то обусловлены, но находятся вне актуального бытия человека, определяя его биологическую индивидуальность. Другими словами, эта обусловленность выходит за пределы начала существования конкретного человека, а потому генетический набор, определяющий его индивидуальность, можно считать существующим для него безусловно. На основе генетической программы строится организм, который призван осуществлять своё метастабильное бытие в изменчивой среде. Относительная стабильность существования организма вдали от термодинамического равновесия требует наличия в этом организме центра по обработке информации, поступающей из внешнего мира. Опыт взаимоотношений человека с внешним миром формирует в мозгу феноменальное бытие человека. Отражение явлений внешнего мира в феноменальном мире человека можно соотнести с виртуальным уровнем бытия его мыслей. Под виртуальным внутренним миром человека будем понимать реальное

существование его мыслей. Данная реальность не вещественная, а виртуальная, так как мысли в собственной системе экзистенциального бытия человека как-то обусловливают друг друга.

Реальность есть обусловленное существование явлений. Поэтому вещи в мире вещей, мысли в мире мыслей - это реальное бытие [1]. Но мысли и вещи по отношению друг к другу будут находиться в отношениях виртуальной реальности. Особенностью виртуальных отношений является то, что если эти отношения рассматривать с позиции мира вещей, то мысли для вещей будут существовать, не существуя как вещи. Но если эти отношения рассматривать в обратном направлении, то мысли способны имманентно определять вещи. Таким образом, в одном направлении эти разнокачественные феномены можно считать находящимися между собой в реальных отношениях, а в другом - в виртуальных. По отношению к вещам виртуальный уровень всегда выступает лишь аспектом вещи, но в то же время виртуальный уровень образован результатами отражений вещей.

Таким образом, человек как носитель виртуальной реальности оказывается способным влиять на вещи и определять свои отношения с миром. Способность мыслей обусловливать активность человека во внешнем мире связана с их значимостью для него. Реальному уровню бытия человека соответствуют социум, цивилизация, природа. Феноменальное бытие человека составлено из отражений внешнего мира, но каждый человек отражает его по-своему.

Индивидуальность человека обусловлена генами. Большую часть генетической программы составляют так называемые молчащие гены, которые выступают основанием для бытия активных (значимых для организма) генов. Общий объём активных генов на порядок меньше суммарного числа всех генетических возможностей. Но этого количества оказывается достаточно для построения всех программ функционирования организма человека, необходимых для его биологического существования на Земле [2, с. 37]. Наука не располагает данными о необходимости бытия свёрнутых (молчащих) генов, но из теории информации известно, что эффективное существование (функционирование) систем управления также требует информационной избыточности [3]. Избыточность, таким образом, есть достаточное условие для перехода системы управления в активное (динамическое) состояние, которое обеспечивало бы оперативное функционирование жёстко прописанного (статичного) алгоритма.

Другими словами, алгоритм, представляющий собой жёстко прописанную неизменную последовательность команд, должен иметь возможность выхода на динамическое исполнение содержания своих операций. Сама команда в алгоритмической последовательности, будучи символом, онтологически занимает незначительное место в матрице памяти информационной системы, но её динамическое выполнение требует резервирования некоторого объёма в памяти. Примеров можно привести множество. Так, для использования всех возможностей компьютера по быстродействию требуется загруженность постоянной памяти всего на 10% [4]. Если винчестер загрузить полностью, то компьютер просто перестаёт эффективно работать. Или, например, инсталляция компьютерной программы потребует места на порядок больше, чем занимает сама программа.

Таким образом, для успешной работы программа не должна занимать более 10% всей памяти, отведённой на её функционирование.

Возможно, на биологическом уровне построения информационных систем потребуются те же условия по избыточности, без которых тот или иной ген просто не сможет перейти в активную фазу управления реальными процессами в организме. Не вдаваясь в сам механизм биологической эволюции живых организмов, отметим, что их биологическое развитие через генетическое отражение изменений окружающей среды на каком-то этапе приводит к возникновению человека, который оказывается способным выйти к обработке информации с помощью мозга на качественно другом, более высоком уровне бытия. Мозг контролирует целостность организма через системы обратной связи и осуществляет команды, направленные на поддержание инвариантности всего организма в изменяющихся условиях окружающей среды.

Итак, анализ информационных систем разного уровня показывает, что для своего актуального существования они требуют априорной избыточности. Без этой избыточности человек просто не смог бы перейти в активную фазу управления реальными процессами и следовал бы законам природы, подобно животным.

Но человек не только биологическое существо, но и одновременно носитель общественного сознания и представитель культуры. Культурная жизнь человека в истории выработала множество программ его поведения в социуме и привела сегодня к становлению информационной цивилизации. Дальнейшее плодотворное развитие цивилизации требует определённого места в социальной памяти культуры человечества. На роль этого места в качестве виртуального пространства призвана интернациональная сеть Интернет. Здесь Интернет становится как бы условием инсталляции индивидуальности человека и способствует его становлению в социально значимую личность.

Процесс приспособления к изменениям окружающей среды приводит к необходимости возникновения новых центров обработки информации в мозгу и одновременно к потере актуальности других. С биологической точки зрения индивид представляет собой одну из множества возможных вариаций отражения изменений среды и своим реальным существованием более служит сохранению вида, а не самого индивида. Человек развивается как вид, меняя среду своего обитания, а потому в биологическом смысле является предельной единицей. Этот предел обусловлен культурной жизнью в цивилизации. Развитие человека идёт не путём биологического приспособления к природной среде, а путём социальной адаптации к цивилизации посредством культуры. Через культуру человек перманентно, как бы из поколения в поколение перепрограммирует себя на требования, выставляемые средой, которая сейчас в большей степени обусловлена не природой, а цивилизацией. Если раньше цивилизация позволяла человеку компенсировать несоответствие своего организма природным условиям экстенсивным распространением Homo sapiens по Земле, то сегодня цивилизация, исходно созданная для удобства жизни, предъявляет человеку такие требования, с которыми его психика никогда не встречалась в процессе своего биологического становления.

Сегодня процесс развития цивилизации приобрёл глобальный и ускоренный характер, который во многом определяется информационными технологиями

и сетью Интернет. Интернет наравне с институциональной политической организацией людей создаёт новый интернациональный уровень системной организации планетарного масштаба, потенциально незнающего границ. На Земле наблюдается становление двухтактной структуры организации связей между людьми. Её первый элемент образован реальными отношениями людей как носителей индивидуального сознания, объединённых друг с другом через различные общественные институты в политические центры. Второй элемент представлен относительно молодой системой информационных коммуникаций. Вторая составляющая структуры сегодня благодаря Интернету бурно развивается. Конечно, сети общения были во все времена, но сегодня такая сеть стала всеобъемлющей.

Таким образом, человек одновременно оказывается представителем двух миров: реального и виртуального. Здесь имеется в виду уже не виртуальный уровень бытия мыслей человека, а виртуальное бытие социума, обеспеченного информационными технологиями цивилизации. Всё это в некотором смысле напоминает функциональную дифференциацию головного мозга человека. В силу фрактальности организации мира в пространстве и её становления во времени на основе закона отрицания отрицания, можно с большой долей убедительности утверждать, что структура человечества на более высоком уровне бытия как бы воссоздаёт структуру, подобную структуре головного мозга человека. Данное утверждение выводит на необходимость постановки и решения множества проблем современности. Например, как в этой стратегии мира должна выстраиваться система образования? Какое место должен занимать Интернет в новых условиях? Как в современном обществе между собой соотносятся, с одной стороны, сознание, культура, Интернет, а с другой - человек, цивилизация, природа?

В качестве метафизической модели организации культуры можно взять двухтактную модель организации мышления человека, построенную на функциональной асимметричности работы относительно симметричных полушарий головного мозга. Так, современную культуру можно мысленно разделить на две физически неразделимые составляющие. Первая образована длительным историческим периодом развития человечества и существует как форма общественного сознания, которая представляет собой традиционную культуру. Вторая, относительно молодая, но тем не менее впечатляющая своими возможностями и масштабами - информационная культура Интернета. Содержание Интернета наполнено, с одной стороны, идеями социальной памяти (мифами, религиозными и философскими системами, научными знаниями, образами искусства, гражданскими законами, нормами морали, традициями и т. п.), а с другой -презентациями представлений индивидов. Эти две составляющие единого целого должны сосуществовать на принципах взаимного дополнения, выступая друг для друга петлями отрицательной обратной связи, не давая всей системе общества уходить в разрушительный разнос.

Человек как представитель культуры, обладая определённым уровнем индивидуального внутреннего мира, стремится выйти на системный уровень своего влияния на умы и чувства других людей. В чём причина такого стремления? Дело в том, что индивидуальность при всей своей положительности есть одновременно и отрицательность (ограниченность). Поэтому человек, безусловно для себя

(бессознательно) желая преодолеть свою ограниченность, стремится влиять (управлять людьми и процессами) на то, что находится за пределами его физического бытия. Всё это есть выражение стремления биологической индивидуальности выйти на уровень социально значимой личности.

Стремление человека расширить онтологические границы своего бытия имеет и временную составляющую, которая обусловлена осознанием конечности (временности) телесного бытия. Сознание своей временной ограниченности есть источник желания человека оказаться как бы вне времени. Человечество придумало множество способов такого преодоления: это и религия, дающая человеку надежду на бестелесное существование после физической смерти, и попытка людей остаться в социальной памяти культуры через результаты своего творчества в науке, философии, искусстве и т. п. Человек тем самым как бы стремится остаться в памяти если не Бога, то хотя бы потомков, а если повезёт, то человечества. Ведь лишь в памяти время в идеале стремится к бесконечности в смысле вечности.

Для воплощения этого желания Интернет даёт широкие возможности. Сегодня почти каждый человек имеет возможность через личное творчество с помощью интернет-технологий выйти к системному уровню влияния на цивилизацию. Конечно, реализация этих возможностей в равной степени для всех людей на сегодняшний день представляется утопичной, но всё же именно так человек может преодолеть отчуждённость своего ограниченного бытия в мире. Важно отметить, что в связи с глобализацией цивилизации увеличивается число ценностей культуры, но для функционирования цивилизации необходимы лишь те, которые значимы для всего общества, а не только для конкретного индивида. Поэтому человек хотя и получает широкие возможности для творчества в информационном мире, но на реальном уровне своего бытия часто оказывается одинок. Это приводит к отчуждённости - осознанию человеком своей ограниченности, обусловленной пониманием невозможности контролировать подсистемы и систему в целом, к которым он принадлежит. Личность должна вывести собственную значимость («для себя») на системный уровень значимости («для других»).

Процесс выдвигания идей носит индивидуальный характер, но каждый индивид, будучи творцом, стремится выйти на системный (общественный) уровень своего признания. Нелинейная цивилизация соткана из революций, а значит, большее число людей может найти область своих творческих приложений. Личность приобретает для информационной, нелинейной цивилизации особое значение, ведь каждая маленькая революция требует своего автора. В то же время любые революции, в какой бы сфере человеческого бытия они ни происходили (в науке, экономике, политике, технике, технологии, мышлении и т. д.), чреваты разрушениями прежних системных отношений. В мире, насыщенном большими энергиями, это становится очень опасным. Личность в потенции, таким образом, может выступать двояким образом: и как сила, созидающая новое, и как сила, разрушающая старое. Здесь важно то, чтобы при отрицании старого новым не пострадало настоящее. Это следует помнить, чтобы хаос носил детерминированный (контролируемый) характер и не приводил к разрушению всего человечества. Возрастание роли личности приводит к возрастанию

ответственности человека за свои действия: восприятию личностью любых возникающих на Земле проблем как свои собственные.

Если XX в. завершил начатый в XVII в. процесс передачи физической силы машинам, то сегодня идёт бурный процесс наделения машин рассудочной деятельностью. Это сопровождается переходом экономики развитых стран с экстенсивного пути развития на интенсивный путь, неизбежно связанный с оптимизацией всех процессов производства товаров и услуг цивилизации. Вывод человека из сферы материального производства в сферу обработки информации резко потребовал оптимальной организации отношений самих людей между собой. Какой человек необходим сегодня обществу? Какими качествами он должен обладать?

В период с XVII по XX в. происходила передача машинам мускульной силы, что потребовало знаний о вещах. Образование строилось по отраслевому принципу, цивилизация нуждалась в личностях со специальными глубокими знаниями. Господствовало мнение, что человек должен знать машины и уметь управлять механизмами. Уже из этой среды потом выдвигались те, кто должен был управлять людьми. Всё это порождало множество проблем в обществе, так как люди не машины и управление людьми требует специфического таланта и специального образования.

Современному человеку, как правило, необходимо умение управлять управляющими машинами - вычислительными системами. Производство вещей становится автоматическим, то есть осуществляется без непосредственного участия человека. Это порождает отношение к вычислительным системам управления как некоему чёрному ящику: достаточно знания информационно-вычислительных систем как целого без изучения внутренней структуры данной целостности. Так, люди могут успешно пользоваться компьютерами, телевизорами, сотовыми телефонами, совершенно не вникая во внутреннюю структуру этих систем. Да и своим мозгом человек пользуется как чёрным ящиком. Отсутствие знания того, как нейроны взаимодействуют между собой в процессе мышления, совершенно не мешает человеку отражать мир вокруг себя. Этот принцип работает и при управлении механизмами. Здесь важно то, что сегодня человек может действовать как обладатель таких качеств, которых у него нет вне цивилизации.

Но дело в том, что информационные технологии становятся социальными технологиями, так как они могут функционировать в качестве посредника в системе человек - человек. В то время как управление механизмами требовало от людей внутренней организации мыслей, прежде всего его рассудочной (логически непротиворечивой) составляющей, сегодня человек всё более осознаёт себя частью организации (структуры) общественной системы. Спрашивается, на что должен ориентироваться современный человек? Если эпоха индустриализации требовала от него внутренней самоорганизации, необходимой для дальнейшего развития цивилизации, то эпоха информатизации настраивает человека на организацию межличностных отношений и необходимого для этого внутреннего мира человека. Если в эпоху индустриализации человек чувствует себя в первую очередь создателем цивилизации, то в эпоху господства информационных технологий - её частью, потребителем благ цивилизации и одновременно

организатором межличностных отношений. Но как при этом должны измениться отношения в системе человек - культура?

Человек является участником не только цивилизации - он одновременно включён в определённые отношения между людьми, организациями и идеями. Культурой информационной цивилизации является интернет-культура. Именно Интернет на сегодняшний день представляет собой всемирную библиотеку информации. Любое знание есть информация, но не всякая информация является знанием. Информация преобразуется в знание только в человеке, то есть тогда, когда он включает информацию в контур своих интересов и целей. Только в этом случае информация приобретает смысл и значимость и становится знанием. Человек, таким образом, должен уметь переводить (обрабатывать) информацию в знания. Для этого он должен стремиться к определённой цели. Но цели бывают самые разные. В экзистенциальном плане цель возникает как стремление человека к преодолению своего недостатка - ограниченности. Осознание ограниченности происходит на разных уровнях бытия человека: как телесного, так и духовного. К преодолению какой ограниченности должен стремиться человек? Воспитывается ли целеустремлённость или даётся человеку генетически?

Подходы к решению этих вопросов можно найти у И. Канта. Он переориентировал мышление философов с онтологии (моделирования субстанции) на моделирование познавательной деятельности субъекта. Исследуя познавательную деятельность, он пришёл к выводу, что рассудок не является высшей познавательной способностью человека. Рассудок не имеет цели, которая бы его направляла. Эту цель даёт разум в виде идей. Рассудок движется от одного обусловленного явления к другому и не может найти абсолютно безусловного (или абсолютного знания), из которого вытекал бы весь ряд наших рассуждений. Такое безусловное (абсолютное) предоставляет человеку разум в виде идей Космоса, души и Бога. Когда мы ищем такое безусловное всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира и Космоса; когда ищем безусловное всех явлений внутреннего чувства, мы получаем идею души; и, наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений (физических и психических) вообще, наш разум восходит к идее Бога [5, с. 340-365].

Идеи И. Канта - это не идеи Платона, которые существуют сами по себе как сверхчувственное реальное бытие, постигаемое разумом. Идеи И. Канта -это представление о цели, к которой стремится наше познание. Идеи разума выполняют регулятивную функцию, побуждая наш рассудок к познавательной деятельности. Следовательно, к осознанию цели нас приводит разум как безусловная (интуитивная) способность человека, заключающаяся в «знании своего незнания» о внешнем и внутреннем мире. Но тогда почему большинство людей поглощено преодолением телесной ограниченности, а не временной? Если телесная ограниченность ведёт человека к безмерному удовлетворению его чувственно-материальных потребностей, то временная - к духовному совершенствованию. По И. Канту, духовное совершенствование требует от человека свободного подчинения себя собственным законам-максимам (принципам), которые не должны входить в противоречия с общечеловеческой моралью [6, с. 409]. По сути, кантовский свободный человек - это личность, которая сама закрепостила себя. Такой категорический императив совсем не способствует становлению

счастья человека, которое многими понимается как удовлетворение телесных желаний. Как гармонизировать в современных условиях бытие человека в мире: с одной стороны, его интеллектуальную реализацию в культуре, а с другой -его стремление к достижению личного счастья, связанного с удовлетворением чувственных желаний?

Сегодня вокруг человека формируется новая культура, связанная с Интернетом, которая носит массовый характер и во многих своих проявлениях выступает противоположно традиционной культуре. Если традиционная культура сосредоточена на передаче инвариантных ценностей во времени, то массовая - на расширении ансамбля из людей в общности отношений. Если традиционные ценности, закрепляясь в социальной памяти, стремятся распространиться во времени, то массовая культура распространяется в социальном пространстве мыслящих людей в настоящем времени.

Существует и другой аспект понимания различия между этими феноменами культуры как таковой. Исторически культура возникает как система запретов, определённых норм и правил; интернет-культура, в отличие от традиционной, имеет не запретительный, а разрешительный характер. Если Интернет направлен на расширение реальных возможностей, то традиционная культура стремится выдавить (осудить) дикость и животное начало в человеке.

Феноменальный мир мыслей человека можно представить в виде спектра возможностей, так как человек может думать о чём угодно. Но одновременно человек является и жителем реального мира, осуществляющим своё бытие в мире людей, вещей цивилизации и природы. Поэтому из всего бесконечного спектра возможных мыслей мир объективных отношений, отражаясь во внутреннем мире экзистенциального бытия человека, выбирает лишь те отражения отношений, которые адекватны (не противоречат) внешним условиям совместного существования людей во взаимодействии с окружающей средой. Если ориентация в природе требует от человека понимания и знания её объективных законов, то существование в цивилизации требует соблюдения законов межчеловеческого сосуществования, то есть культуры (норм и правил поведения, стереотипов мышления и т. п.), выведенных народом за всё время своего исторического бытия.

Современный человек благодаря среде интернет-культуры отрицает традиции и как бы вновь воссоздаёт на качественно новом уровне сферу безграничных возможностей, но только не во внутреннем бытии своих мыслей, а в сфере информационных технологий. Тенденция развития этих технологий такова, что информация, значимая для человека, будет виртуальной, но способной порождать весь спектр реальных ощущений. Всё это требует гармонизации исторически новой формы культуры с тем, что вынесло человечество из прошлого.

В силу фрактальности отношений в развитии единичного и общего сеть Интернет можно соотнести с нейронной сетью головного мозга человека. Рассуждения в этом ключе приводят к вопросу: Интернет - это культура, побуждающая человека к действиям по реализации идей, или это цивилизация, которая призвана удовлетворять тело без выхода человека на реальный уровень бытия вещей? Ведь в информационном мире все желания можно реализовать намного быстрее и легче, чем в мире вещей.

Если цивилизация определяется как производство материальных ценностей-благ, то культура - как производство идей, духовных ценностей, способных мотивировать людей к реальным действиям. На первый взгляд, содержание Интернета нельзя отнести к материальным благам, так как информация не есть вещь, однако виртуальные объекты Интернета способны реально, как вещи, воздействовать на ощущения и восприятия человека. В то же время и к высоко-духовным ценностям их нельзя отнести, поскольку технологические идеи в качестве цели лежат в области реальных вещей, а не грёз. Другими словами, информационные технологии побуждают человека к достижению ближних целей в реальном мире сегодня, а не утопичного идеала мечтаний в далёком будущем. Как идеалы они толкают людей к реальным действиям, и в этом смысле Интернет есть поставщик идей и знаний, с помощью которых люди развивают структуры цивилизации. Поэтому виртуальное содержание Интернета всё же является культурой, но массовой, и притом без нравственного вектора. В информационном мире становится (воз)можно всё, что нельзя в реальном: много раз убивать, не убивая; умирать, не умирая; находиться в любовных связях одновременно с сотнями людей, не любя их на реальном уровне отношений и т. п. Интернет-культура как бы отрицает нравственный аспект традиционной культуры.

Итак, современный человек реализуется на двух уровнях понимания культуры: традиционном - нормирующем реальные отношения человека с миром, и массовом - сосредоточенном не на этическом нормировании отношений, а на расширении возможностей общения. Этой демократичностью, дающей человеку ощущение вседозволенности и свободы, и привлекателен Интернет. Связано это с тем, что традиционная культура через систему табу и нормы мешает достижению человеком личного биологического счастья, а интернет-культура, снимая (отрицая) запреты, как бы всё разрешает. В этом отношении интернет-культура является не культурой, а отрицанием культуры. Это своего рода культура с обратным знаком. Получается, что с позиции отношений между людьми в реальном мире виртуальный мир полон безнравственности. Но на это можно посмотреть с другой стороны: виртуальная вседозволенность может рассматриваться как условие становления реальной нравственности.

Таким образом, реальные ценности в виртуальном мире приобретают игровой характер. Человек, играя во вседозволенность, избавляется от ненужных в реальной жизни психологических комплексов. Именно игра может явиться основанием становления новой культуры Интернета. Большое значение игры в формировании культуры подчёркивал Й. Хёйзинга. По его мнению, игра и культура составляют единство: культура возникает из игры, но не сводится к ней. С развитием культуры игра постепенно отступает на задний план, но в любой момент может вновь заявить о себе в полную силу [7, с. 60-85].

Как в этой системе отношений воспитывать подрастающее поколение, каким ценностям учить? Ведь игра действительно существует в жизни человека и её не запретишь. Если для состоявшегося человека игра в безнравственность способствует становлению реальной нравственности, то для ребёнка эта игра может оказаться нормой жизни. Но тем не менее игра открывает широкие возможности в образовании.

Воспитание связано с доведением должного до привычки. Внутренняя бесконечная свобода желаний и мыслей человека (внутреннее «всё») во внешнем мире отношений имеет пространственно-временную ограниченность. Этот конфликт между внутренней свободой феноменального бытия человека и его зависимостью от внешнего мира приводит к необходимости преобразования природы и толкает человека к созданию цивилизации. Передача физического труда машинам привела к глобальным последствиям и к становлению информационной цивилизации, где цивилизацию уже трудно отличить от интернет-культуры. Связано это тем, что информационная цивилизация постепенно вытесняет человека из сферы непосредственного материального производства в область межчеловеческих отношений. Цивилизация превращается не только в производство вещей, но и отношений. Сегодня цивилизация ещё далека от оптимальной организации и более похожа на хаос отношений. Какие культурные ценности необходимо передавать новому поколению людей в этом переходящем мире, где, казалось бы, нет ничего устоявшегося, постоянного, не отрицаемого новым? Чему учить человека в меняющемся мире вещей и отношений? Образование обязательно должно быть связано с обучением инвариантам (традициям), только так можно вывести человека к такому уровню воспитания, который делает его способным к самообучению. Именно с этого момента начинается истинное становление индивида в личность, поскольку человек может свободно подчинить себя цели, которую он сам определил.

Сегодня скорость смены поколений технологий стала опережать скорость смены поколений людей. Если технологии определяют развитие цивилизации, то развитие культуры зависит от характера личности. На данный момент развитие культуры явно отстаёт от развития цивилизации. Культура сама по себе всегда обладала высоким статусом, но её отражение в личности (культурность) сегодня не соответствует уровню цивилизации. Функция высокой культуры всё более замещается стремлением к благам цивилизации, которое успешно осуществляется массовой культурой постмодерна. Живя в эпоху информационной цивилизации, человек наблюдает множество технологических и технических революций. Способом адаптации человека к цивилизации является постоянная учёба в течение всей жизни.

Современный человек живёт в многополярном демократическом мире, где влияние господствующих идеологий на людей с интернет-сознанием минимизируется, что свидетельствует о снижении значимости общих ценностей. Но из этого можно сделать и обратный вывод: отсутствие в обществе ценностей, выделенных идеологией, говорит о том, что для индивида значимыми могут стать любые ценности. Теперь индивид оказывается в положении, когда он сам должен выбирать ценности и устанавливать их значимость для себя. Всё это позволяет человеку более точно, в согласии со своими индивидуальными особенностями идти по пути собственного развития в социуме. В этой системе отношений особое значение для человека приобретает его умение выбирать, но право выбора необходимо заслужить. Эти метафизические (отвлечённые) рассуждения выводят к утверждению о необходимости двухуровневой системы образования, состоящей из обязательной базовой (широкой) и профессиональной (узкой) части. В качестве обязательного образования, предоставляющегося

без права выбора, выступает школа, на базе которой абитуриент выбирает вуз и вновь попадает в систему, где почти нет выбора. Сегодня необходимо обязательное фундаментальное общее образование, на базе которого должна выстраиваться вся система профессионального (выборного) обучения. Базовое образование должно быть универсальным, его целью и смыслом являются не знания, а сам процесс приобретения знаний, который выступает воспитывающим фактором образования. Таким образом, процесс образования есть процесс воспитания человека через обучение, результатом которого является способность человека к самообучению. Только после этого человек получает право на получение профессионального образования.

Итак, мир человека разделился на традиционную и массовую составляющие культуры, которые не следует логически противопоставлять: они требуют гармонизации взаимоотношений. Если в мировоззренческом отношении человек нуждается в устойчивых идеалах традиции, то в реальном мире он более ориентирован на изменяющийся мир информации. Динамика изменения информационной среды резко повышает значимость устойчивых основ традиционной культуры для человека. Это приводит к реформированию всей системы современной передачи ценностей в направлении укрепления обязательной фундаментальной составляющей образования как необходимого условия для формирования выборного профессионального обучения.

Summary

R.A. Nurullin. Internet Culture as a Condition for Installation of Human Individuality in Society.

The modern subject is a person using Internet technologies. Thus, the Internet appears as a sociocultural phenomenon, which allows this person to reach a qualitatively new level of existence in accordance with the law of double negation. At the modern stage of information technology development, the initial internal freedom of human thoughts, which has come through a long historical way of cultural evolution, is able to achieve a more complex realization in society. It seems to offer new possibilities for the development of mankind's civilization, as well as for the convergence of real and ideal morality in the system of interpersonal relationships.

Keywords: Internet culture, virtual reality, civilization, personality, intelligence, morality, education.

Литература

1. Нуруллин Р.А. От виртуальной реальности к метафизике виртуальности // Вестн. Казан. гос. тех. ун-та им. А.Н. Туполева. - 2011. - № 1. - С. 188-191.

2. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Роберте К. Уотсон Дж. Д. Молекулярная биология клетки: в 3 т. - М.: Мир, 1994. - Т. 1. - 516 с.

3. Познин В. Ф. О некоторых аспектах теории информации (VI ) // От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. - URL: http://sch1636. ru/_/book/poznin/book36_6. htm, свободный.

4. Фролов А.В., Фролов Г.В. Повышение производительности // Операционная система Microsoft Windows. Руководство пользователя. - URL: http://frolov-lib.ru/books/step/ v02/ch8.htm#ch8_5, свободный.

5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения: в 6 т. - М.: Мысль, 1964. -Т. 3. - 799 с.

6. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. - М: Чоро, 1994. - Т. 4. - 630 c.

7. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

Поступила в редакцию 08.10.14

Нуруллин Рафаиль Асгатович - доктор философских наук, доцент кафедры общей философии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: nurulla958@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.