УДК 378.01
ГУМАНИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Н.С. Бирюкова
ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут
E-mail: [email protected]
Рассмотрены характеристики университетского образования, формирующие элитного специалиста. Обоснован тезис о том, что идея гуманизации элитного университетского образования находит пути через внедрение концепции либерального образования, ориентированного на структуру ценностей, где главное - индивидуализация (способность и право выбора системы образования) и естественные права личности (свобода, равные возможности, демократия).
Ключевые слова:
Современное образование, интеллектуальная элита, гуманизм, гуманистические ценности, гуманизация элитного университетского образования, принцип диалога, эгалитарный подход, элитарный подход, концепция либерального образования, индивидуализация, естественные права личности, демократия.
Key words:
Modern education, intellectual elite, humanism, humanistic values, humanization of an elite university education, dialogue principle, egalitarian approach, elite approach, concept of liberal education, an individualization, natural rights of the person, democracy.
Формирование интеллектуальной элиты осуществляется на основе общепринятых ценностей, так как именно ценности играют роль катализаторов и являются основой формирования элиты в университетском образовании. Приоритетное положение занимают те ценности, которые сосредоточены на гуманистическом смысле образования и обеспечивают направленность деятельности интеллектуальной элиты. Сегодня сложившаяся ситуация в образовании характеризуется утратой ценностной ориентации. Образовательный процесс превратился в адекватное утилитарно-целенаправленное обучение. Как сформировать идеал образованности? Как создать модель «образованного» специалиста? Гуманизация элитного университетского образования - вот ответ на поставленные вопросы.
Гуманизация в философском понимании - это целенаправленный процесс социума по утверждению гуманистических ценностей в мировоззрении, во взаимоотношениях, в отношении человека к окружающей его природе, идеологии, в осознании индивидом самоценности, в отношении к достижениям культуры. Для глубокого понимания закономерностей процесса гуманизации системы образования, необходимо применить исторический метод: изучить, чем интересующий предмет был в прошлом, чем является в настоящее время и каковы тенденции его изменения.
Обсуждение проблем гуманизации образования имеет многовековую традицию, сформировавшуюся в античный период. В античной философии уже у Платона и Аристотеля основным предназначением либерального образования становится развитие свободного, самостоятельно и широко мыслящего человека. Здесь акцент делается на воспитании личности, формировании таких ее качеств, как добродетель, совестливость, стремление к поиску истины, увлеченность искусствами, достижение
мудрости, способность к аргументации. Но при изучении отношения Аристотеля к профессиональному образованию, мы видим, что основное предназначение усматривалось не в воспитании, а в обучении, в научении конкретным умениям и навыкам. В этом случае развитие индивидуальности и интеллекта даже не предполагалось. Данный период в развитии образования можно рассматривать как подготовительный по отношению к университетскому, а ценностные ориентации сформировались позднее.
В Средневековье процесс достижения истины и ее предъявление демонстрировались исключительно преподавателем. Отступление от унитарного выражения истины рассматривалось как ересь. Попытки воссоздания исторически предшествовавших форм и уровней знаний выражались в избирательном отношении к произведениям классических авторов. Гуманистическое возрождение способствует развитию интеллектуальной жизни средневековой Европы. Христианская средневековая культура формирует свое собственное отношение к содержанию, целям и ценностям образования, сущностью которого становится постижение Бога. Ценностная ориентация, связываемая с обучением, сомнению не подвергается. В процессе обучения закрепляется новая ценностная ориентация: отношение к труду, к социально полезной деятельности - служение Богу. В результате занятия в профессиональной сфере начинают оцениваться как признание, осуществление свободного выбора. В этот период основные принципы воспитания оказываются тесно связаны с ценностными установками академической этики: обучение достигает своей цели лишь тогда, когда образованность сочетается с добродетелью и бескорыстием в приобщении к знаниям, а к XV в. образовательная традиция дополняется требованием патриотического воспитания.
Эпоха европейского Возрождения характеризуется поиском новой, индивидуальной, свободомыслящей личности. Появилась необходимость в оформлении новых гуманистических идеалов в образовании: свобода; право на индивидуальный выбор; признание гуманитарного образования, изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии; развитие способностей; признание права на реализацию собственных возможностей -все это произвело подлинный переворот в культуре, образовании и других видах социальной деятельности. Именно в рамках этого движения и появляется термин «гуманизм».
В эпоху Нового времени значительно усилилась роль просветительского компонента в образовании, закрепились идеалы разума во главе иерархии социальных и образовательных ценностей. Идеалы гуманизма не утрачивают своего звучания, но на смену идеалу дворянина, аристократа приходит идеал джентльмена, получивший обоснование в философских сочинениях Ф. Бэкона и Дж. Локка. Ф. Бэкон сформулировал основные принципы мира джентльмена, Дж. Локк определял философию как общую теорию воспитания, и целью последнего выделял формирование разума, характера, интеллекта. Университет эпохи Нового времени и Просвещения предполагал приобщение к культурному наследию, знанию, требовал обнаружения изысканности мысли и хороших манер. Престижа буржуазии, как привилегированного класса, основанного на финансовом благополучие, было уже не достаточно [1. С. 36-54].
Гуманистическая направленность в России формировалось под влияние русской культуры, отличительной чертой которой, является ее диалогический характер, а также преобладание духовного начала над материальным. Основателем научной педагогики считается педагог-гуманист Я.А. Ко-менский, сформулировавший цели и общее направление образования. В работе «Великая дидактика» он впервые выдвинул задачу - «всех учить всему», исходя из того, что нужно формировать человека знающего.
Гуманизм XXI в. основывается на принципе диалога, который призван определять отношения конкретной личности в обществе и культуре с учетом интересов и потребностей этой личности, основанных на разнообразии культур, представлении о мире, нравственных ценностей. Элементы гуманистических ценностей проявляются в различных социальных институтах: семье, здравоохранении, государственной власти, религии, образовании и т. п.
В процессе гуманизации современного университетского образования просматривается два подхода: эгалитарный и элитарный. Рассматривая эгалитарный подход, мы говорим о равенстве и социальной справедливости, но образование в данном случае имеет в качестве результата специалиста крайне усредненного уровня. Элитарный подход свидетельствует о становлении элитного образования. Термин «элитное образование» использу-
ется по отношению к такому типу высококачественного образования, которое носит открытый характер, то есть им охвачены молодые люди, отличающиеся интеллектуальными способностями, являющиеся выходцами из любых социальных слоев, классов, групп, где критерием отбора являются не занятость, богатство или связи, а именно интеллектуальные и иные качества личности, ее таланты. Элитарный подход соответствует тенденции современной цивилизации, предполагающей индивидуализацию процесса обучения и его дифференциацию. Между эгалитарным подходом и элитарным существуют как общие, так и различные черты, которые перерастают в противоположность, что позволяет первое представлять, как несправедливое, а второе - как соответствующее современному представлению о социальной справедливости и гуманности. Уместно вспомнить Всеобщую декларацию прав человека, которая предусматривает общедоступное право личности к техническому и высшему образованию, свободное развитие и проявление своих способностей [2. С. 11].
Одной из проблем реализации гуманизации университетского образования является неумение личности воспользоваться правом получения качественного образования или нежелание учиться, поэтому формирование в личности потребности в образовании является одной из задач высшего образования. Личность, в которой эта потребность сформирована, является личностью самосозидаю-щей. Еще Ф. Ницше говорил о сверхчеловеке - человеке, развивающего свое богатство, созидающего новые ценности, человеке открытом и более уверенном в своем будущем [3. С. 44]. Для сферы элитного университетского образования необходимо гуманистическое мышление, которое характеризуется соотнесением человека в первую очередь с практикой образования и воспитания.
Гуманистическое обновление содержания элитного университетского образования ключевое условие гуманизации общества. В университетском образовании происходит процесс социализации и профессионализации, усвоение ценностей культуры и общества в целом, усвоение норм и правил. Гуманизация современного образования имеет гуманитарную направленность, что особенно отличает в последнее время технические вузы, в стенах которых нередко порождается иллюзия нейтральности естественнонаучных и технических дисциплин по отношению к мировоззрению и нравственности. Процесс гуманитаризации призван сформировать у студентов потребность в непрерывном образовании, в развитии своей общей культуры; обеспечить гуманитарную грамотность студентов; выработать социальную ориентацию и нравственное совершенствование. Можно выделить составляющие процесса гуманитаризации университетского образования, среди которых создание комфортной гуманитарной среды, гуманитарная направленность преподавания всех дисциплин - гуманитарных, естественнонаучных, технических.
Весьма велика и роль преподавателя в гуманизации образования. Преподаватель ориентирует на совместную выработку духовных ценностей, предупреждая формирование так называемого «технократического мышления», которое является препятствием формированию у студентов понимания того, что в их будущей профессиональной деятельности важно учитывать человеческий фактор, что гуманное отношение - это обязательное условие обновления общества.
В рамках гуманистической парадигмы перед педагогом ставятся новые и сложные задачи, решение которых требует использования соответствующих методов, технологий обучения; создания творческой атмосферы; организация досуга студентов. Гуманизация университетского образования означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей свободе личности, социальной справедливости, человеческого достоинства. Личность всегда субъективна и индивидуальна. Ей присущи такие характеристики, как доброта и сострадание, милосердие и терпимость, скромность и рефлексия. Приобретение своей индивидуальности и неповторимости в многостороннем и противоречивом мире - в этом, по-нашему мнению, заключается человеческий смысл для личности.
В условиях гуманизации преподаватель и студент становятся равноправными участниками педагогического процесса. Основной упор делается на то, чтобы научить студента учиться, на развитие потребности в знаниях, на развитие умений добывать эти знания, обрабатывать и использовать в будущей профессиональной деятельности. Студент наряду с преподавателем становится участником формирования целей, задач, форм, методов и технологий педагогического процесса. Что в свою очередь предполагает создание учебных планов и программ, с учетом индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные ценности студентов являются приоритетными над ценностями общественных институтов.
Идея гуманизации элитного университетского образования находит пути своей реализации через внедрение концепции либерального образования, то есть в ориентации образования на новую структуру ценностей, в частности - индивидуализация, естественные права личности. Мы считаем, что либеральная концепция образования должна играть статусную роль в подготовке элитного специалиста в университете XXI в. Вопросы о либеральной концепции образования, иерархии системы ценностей активно рассматриваются в отечественной и зарубежной философии образования, и не имеют однозначного отношения. Бесспорно, приоритетным является индивидуализм, естественные права человека, равные возможности, свобода, демократия. По-нашему мнению, индивидуализм - это способность и право выбора системы образования. Личность свободна в праве выбора форм и методов образования; творческое подход всех участников образовательного процесса к формированию и осу-
ществлению образовательного процесса, что предполагает равные возможности в сфере образования. Посредством университетского образования личность способна развить свою свободную индивидуальность, преодолеть существующие отчужденные формы ее формирования. Реализация идеи либерального образования позволяет личности осуществить свободный выбор условий и средств самореализации и саморазвития, в чем и состоит смысл преодоления отчуждения в сфере образования и условие становления элитного специалиста.
Гуманизация элитного университетского образования - это не только школа продуктивного мышления, но и школа развитой культуры. Ключевыми составляющими культуры является деятельность индивида, его поведение и общение - качество, дефицит которого остро ощущаем во всех сферах жизни. Нет сомнения в том, что культура общения - основная сфера творческого развития личности. Общение - это не только развитие и показатель культуры личности, но и способ выражения своего «Я», самоутверждение и самореализация. Развитие и движение современного общества во многом обеспечивается деятельностью творческой интеллигенцией - особого социального слоя, генерирующего по своему социальному предназначению культурные инновации. Благодаря их творческой активности происходят различные изменения в культуре. Индивидуальный опыт превращается в социальный. В культуре появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Чем динамичнее общество, тем большую значимость приобретают культурные ценности [4. С. 271-273].
Развитая культура личности проявляется в многообразии нравственных критериев - это знания идеалов и следование социальным нормам поведения; это верования и ценностные ориентации; это одновременно гибкость и умение усваивать новую информацию и т. п. Чем качественнее мы создадим условия для развития культурной личности, его творческих и интеллектуальных способностей, тем больше вероятности получить современно образованных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, меж-культурному взаимодействию; отличающихся мобильностью и динамизмом; конструктивностью; обладающих огромным чувством ответственности за судьбу своей страны [5. С. 15].
Идея гуманизации элитного университетского образования находит пути через внедрение концепции либерального образования, ориентированного на структуру ценностей, где главное - индивидуализация (способность и право выбора системы образования) и естественные права личности (свобода, равные возможности, демократия). В основе гуманизации лежат личностные ценности, ценности человеческого бытия. Через образование человек, формируя интеллект и отвлеченное мышление, обретает собственную природу, обретает индивидуальность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск, 1995. - 250 с.
Всеобщая декларация прав человека. - М.: Изд-во: Права человека, 2006. - 12 с.
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.: Пер. с нем. - М.: Мысль, 1990. -Т. 1. - 831с.
Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - М.: Изд-во: АПК и ППРО, 2004. - 32 с.
Поступила 19.04.2010 г.
УДК 37.012.1
УТОПИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Н. Роготнева
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Обосновывается идея о том, что генезис всех педагогических теорий восходит к социальным утопиям, которые в переломные эпохи предлагали новые образы человека и средства его формирования. До сегодняшнего дня история педагогики в таком ракурсе не рассматривалась. Исходная утопичность образования слабо осознается, что приводит к смешиванию различных педагогических технологий в рамках одной образовательной традиции. Отсутствие критериев оценки эффективности реализации педагогических технологий и несоблюдение парадигмальных границ образовательных систем порождает проблемную ситуацию в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова:
Образовательные парадигмы, классические утопии, педагогические технологии, границы образовательных систем, критерии эффективности.
Key words:
Educational paradigms, classic utopias, pedagogical techniques, borders of educational systems, criteria of efficiency.
Ставшее крылатым высказывание Н.А. Бердяева о том, что «самое страшное в утопиях то, что они сбываются...», как никакое другое передает те чувства, которые испытывает большинство людей при слове «утопия». Вопрос об утопии- это вопрос о социальной норме и о социальных ценностях. Когда старые ценности уже не действуют, по необходимости роль генератора новых ценностей берет на себя утопия. В этом смысле любой новый социальный проект на начальном этапе обладает всем набором утопических характеристик. Утопия адаптирует какой-либо из вариантов «странного будущего» к реалиям настоящего. Они придают ценность, смысл и направление нашему миру, стремясь к совершенному, идеальному социальному устройству.
В современном мире существует множество отголосков мечты, перешедшей из прошлого в настоящее, и перекидывающей мост в будущее. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать утопию как социальный идеал лучшего будущего. Исследования «сбывшихся утопий» и сам факт того, что утопия может стать реальностью, дает понимание утопии как цели, не являющейся аттрактивной для конкретной социокультурной системы [1]. Актуальность изучения утопических воззрений прошлого, а также констатация и рассмотрение фактов их существования в современном обществе обосновывается возможностью претворения уто-
пических проектов в жизнь. Таким образом, становится возможным более подробное изучение взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также анализ механизмов их взаимодействия.
Утопии каждой исторической эпохи, будь то утопические идеи античных философов или ученых эпохи Просвещения, имеют свои специфические черты. Любая утопия порождается конкретными историческими событиями общественной жизни и неизбежно несет исключительно важную, ценную информацию о породившей её эпохе. «Отпечаток» времени и места, в котором возникла та или иная утопия, позволяет проследить этапы трансформаций основных социальных институтов, и институт образования не является исключением.
Смена культурных эпох всегда сопровождалась сменой соответствующих образовательных парадигм. Причиной тому служила трансформация целей и ценностей социокультурной среды [2, 3]. Переход от одной культурной эпохи к последующей связан с кризисными моментами в развитии общества, с состоянием неустойчивости, неоднозначности. В такие переходные периоды роль стабилизатора берет на себя утопия, как способ выражения мечты о желаемых изменениях в будущем. Несмотря на страх перед осуществившимися утопиями, многие из предлагавшихся социальных реформ включали пункты, вдохновленные утопиями, а большинство утопий явно или неявно призывали