Научная статья на тему 'Прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс'

Прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЙ ПРИНЦИП / АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Новожилов Валерий Юрьевич

рассмотрено применение аксиологического подхода к процессу рефлексии образовательной деятельности. Выделена его прогностическая составляющая, позволяющая оценить творческие способности, индивидуальные особенности человека. Выявлены факторы возрастающей роли самообразования и формы его реализации. Дан анализ современному состоянию элитного образования с точки зрения процесса глобализации. Выделена совокупность целей, для которых может быть использована рефлексия проблем образования на основе методов прогнозирования в русле аксиологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Новожилов Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс»

УДК: 37.0+371+316.7+13

Бережнова Людмила Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, pvivvmvd@mail.ru, Санкт-Петербург

Новожилов Валерий Юрьевич

Доктор исторических наук, генерал-лейтенант, заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России по военно-научной работе, secretary@lyceum1.perm.ru, Москва

прогностическая функция аксиологического подхода к образовательной деятельности как рефлексивный процесс

Аннотация. рассмотрено применение аксиологического подхода к процессу рефлексии образовательной деятельности. Выделена его прогностическая составляющая, позволяющая оценить творческие способности, индивидуальные особенности человека. Выявлены факторы возрастающей роли самообразования и формы его реализации. Дан анализ современному состоянию элитного образования с точки зрения процесса глобализации. Выделена совокупность целей, для которых может быть использована рефлексия проблем образования на основе методов прогнозирования в русле аксиологического подхода.

Ключевые слова: аксиологический подход, прогностическая функция, рефлексия проблем образования, ценностный принцип, автономное образование, образование как социокультурный феномен.

Berezhnova LyudmilaNikolaevna

Doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher at the research and publishing department of the St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Internal Troops, pvivvmvd@mail.ru, St.-Petersburg

Novozhilov Valery Yurievich

Doctor of History, lieutenant-general, the deputy chief of russian interior troops on military research, secretary@lyceum1.perm.ru, Moscow

FORCASTING FUNTIONS OF THE AxOILOGICAL APPROACH TO EDUCATION A REFLECTIVE PROCESS

Abstract. The axiological approach used in the reflection process of educational activities is viewed in the article. The predictive component which helps evaluate creativity and personal characteristics is noted. Factors of the increasing role of self-education and forms of its realization are presented.

The analysis of the current elite education in terms of the globalization process is described. The set of goals which may require the reflection of modern education problems using prediction methods of the axiological approach are given.

Keywords: axiological approach, the predictive function, reflection of educational problems, evaluative principle, autonomous education, education as a sociocultural phenomenon.

XXI век - эпоха конструктивной аксиологии.

Розов Н. С.

Образование как социокультурный фе- представлениями о социальном и природ-

номен прогрессивного развития обще- ном мире, о человеке вообще и о человеке

ства прошло длительный путь. На разных как познающем субъекте. Тип образования

этапах этого развития формировались его определялся мировоззренческими идеями

своеобразные типы. Каждый тип образова- эпохи, потребностями практики, которые

ния характеризовался соответствующими расставляли разные акценты соотношению

«человек-мир», ставили вопросы о смысле жизни, о ценности бытия.

Ретроспективный взгляд на образование позволяет заметить, что в основе каждого типа образования присутствует идея ценностного отношения к человеку, который рассматривается как: мера всех вещей в Античном мире; образ и подобие бога в Христианстве; совершенное творение в эпоху Возрождения; существо, способное к безграничному познанию в Новое время, субъект свободного целеполагания, осуществляющий поиск универсальных законов нравственной жизни, представленный немецкой классической философией; личность, устремляющаяся навстречу своему будущему в творчестве и стремлении к глубинному самопознанию и самосознанию в ХХ веке [6].

В настоящее время в образовании складывается парадоксальная ситуация, когда общая кризисность сочетается с обилием новых идей и концепций, стремление к сохранению образовательных традиций -с ощущением грядущего неизвестного. Уже сегодня цели, содержание и методы образования не соответствуют сущности и потребностям информационного развития общества.

Информационным называют общество, в котором обеспечивается легкий и свободный доступ к информации по всему миру, где основным предметом труда большей части людей является информация и знание, а орудием труда - информационно-коммуникативные технологии. Одна из важнейших особенностей информационного общества заключается в установлении новой формы социальных отношений, суть которой определяется необходимостью людей «думать вместе и действовать сообща». Это новое явление называют «Коллективным Интеллектом», объединяющим людей информационными связями, благодаря чему им становятся доступными общие знания.

Ключевой тенденцией информационного общества закрепляется последовательное возрастание информации и знания. При этом спецификой является уменьшение надежности использования некогда актуального знания с учетом динамики вновь возникающих знаний. «Знание становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и в связи с этим требует постоянной

гибкой и точной переориентации и уточнения. В будущем, по-видимому, будут развиваться процессы не накапливания знания, а систематической выработки нового знания достаточно традиционными путями, т.е. при помощи методов и средств интеллектуального труда, озарений, выдвижения и проверки гипотез, реализации идей» [6, с. 36].

Развитие информационного общества указывает на то, что человечество вступило в новое тысячелетие - в век глобализации, который оказывает огромное влияние на функционирование образования. Глобализация в целом представляет собой процесс преодоления отчуждения жизни отдельного человека от жизни человеческого рода. Глобализация, характеризующаяся процессами становления и гармонизации многомерного и многоаспектного мира, проявляется в локальных социальных и культурных контекстах или интеграционных процессах. Глобализацию связывают с процессами массовой социальной коммуникации, которая приводит к гармонизации рационального и гуманитарного познания окружающего мира, межкультурному диалогу в сфере образования.

Под глобализацией понимается также расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени, что влечёт трансформацию всей системы социальных связей человека. Глобализация раскрепощает личность, освобождает её от привязки к определённой среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий.

Но с процессами глобализации, развития информационного общества и расширения научно-технического прогресса усложняется процесс духовного развития современного человека. Это отмечается и в Доктрине национальной безопасности Российской Федерации. Обращение к духовности становится утверждением ценности человека в реальной действительности, которая стремительно меняется. Каковы здесь могут быть прогнозы с позиции аксиологического подхода?

Рождение аксиологии (греч. axia - ценность и logos - учение, слово) - философское исследование природы ценностей было одним из выдающихся событий в науке конца XIX - начала ХХ века. Проблема ценно-

стей считается областью особого, вненауч-ного исследования, своеобразным способом видения мира. Аксиология представлена теориями ценности трех видов. Объективноидеалистические теории трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники субъективноидеалистических теорий рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Натуралистические теории ценности (теория интереса, эволюционная этика, космической телеологии этика) трактуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом [10].

Известно также, что кроме теорий представления о ценностях, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания человеком содержания общественных ценностей. Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентаций, определяют содержание самосознания и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и их поведения. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами - функциональным значением и личностным смыслом, определяющими соотношения к ведущим потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функцию ценности, с другой - зависит от самого человека.

Понятие о ценности, таким образом, открывается во всей полноте в объективной реальности в целостном отношении человека «Я-Мир». Эти отношения, определяя жизнедеятельность человека, становление индивидуальности среди других людей, являют собой определенные ценности объективной реальности. Именно поэтому ценности как смыслы переводятся в принципы, выступают инструментами познания и сравнения, инструментами аксиологического подхода. Ценностный принцип становится

прогностической функцией аксиологического подхода и определяет стратегию и тактику познавательной (образовательной, преобразующей и др.) деятельности.

Аксиологический подход мы рассматриваем как направление, ориентацию на возвышение роли человеческого фактора, социальных ожиданий относительно «единичного человека», что позволяет по-новому и иными средствами акцентировать одну из заметных тенденций - «превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки» (Б. Г. Ананьев). Ценностный принцип является вершиной иерархии принципов, главным объяснительным принципом и прогностической функцией познания, исследования, преобразования действительности. В подтверждение сказанного мы опираемся на утверждение Л. С. Выготского: «... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предопределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это - способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип» [4, с. 30]. Из утверждения следует, что основополагающий принцип оформляет специфику особого направления. С этих позиций ценностный принцип как прогностическая функция аксиологического подхода признает и утверждает приоритетной ценностью человеческую жизнь, его личностные смыслы и становится рефлексией проблем образования.

Рефлексия органично присуща природе человека как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Говоря о связи рефлексии с развитием, следует подчеркнуть важность перехода от систем одного уровня к системам другого уровня. С развитием тенденций гуманизации образования рефлексия как особый вид аналитической деятельности в периоды затруднений и решения проблем перешла в сферу педагогического знания и практики. Рефлексия обусловливает реконструкцию затруднений и обнаружению его причин, способствует осмыслению проблем образования вообще. А. М. Новиков, Д. А. Новиков выделяют рефлексивные фазы научного исследования, практической педагогической, учебной, творческой и других видов деятельности. «Ее суть состоит в том, что исследователь

(или коллектив исследователей), получив результаты, должен их отрефлексировать -«обратиться назад» и осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния: объекта деятельности - самооценка результатов; субъекта деятельности, то есть самого себя - самооценка» [7, с. 227].

Для реализации прогностической функции аксиологического подхода и осмысления проблем образования важен выбор адекватных методов для рефлексии. В педагогике весьма широкое распространение получили идеи экстраполяции. Метод экстраполяции - это распространение каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (его называют базовым), на другой временной интервал (прогнозный). Здесь сущность методов экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее с учетом влияния многочисленных и многообразных факторов, среди которых различают явные, скрытые и случайные.

Но экстраполяции одних только явных факторов недостаточно для получения достоверных сведений. Значительное влияние здесь будут оказывать многочисленные скрытые факторы, действие которых в базовом периоде еще не проявляется. Для полного и всестороннего учета скрытых факторов необходимо их выявить и соответствующим образом оценить. Кроме того, немалое «возмущающее» влияние на конечные результаты прогнозирования могут оказать различные случайные факторы. «Каким бы ни прогнозировали будущее педагогического знание, в нем непременно выделяют такое направление, как педагогическая аксиология. Механизм выхода философии, образования, культуры из кризисных ситуаций ученые видят в интеллектуальном осмыслении всей сферы ценностей, в наступлении новой эпохи интеллектуальной культуры общества, связанной с аксиологизацией образования...» [3, с. 3].

В этом случае ценностный принцип становится способом объяснения фактов и главный объяснительным принципом рефлексии. Прогностическая функция аксиологического подхода существенно возрастает, если метод экстраполяции используется в

сочетании с другими методами прогнозирования, например, методами экспертных оценок, с помощью которых получают прогностическую информацию на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов.

Таким образом, рефлексия проблем образования на основе данных методов прогнозирования в русле аксиологического подхода позволяет получать информацию, которая может быть использована для разных целей:

- включена как составная часть в общий массив информации для комплексного прогноза;

- использована для расширения и углубления уже имеющихся знаний и обосновании их актуальности;

- применена в качестве критерия правильности выбора в соответствии с определёнными ценностями;

- способствовать формированию, уточнению и выдвижению новых гипотез.

Значимость прогностической функции аксиологического подхода ещё будет возрастать в связи с тем, что «глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникативной среды, в которой главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать, сохранять, работать с информацией, творчески ее применять в жизни и в профессиональной деятельности, а также участвовать в процессах поиска и создания новых знаний» [2, с. 19].

В то же время глобализация обостряет перманентно возникающие проблемы образования. Так, глобализация как вызов времени предопределила расширение элитного образования и его распад в традиционных формах. В конце ХХ века тема элитного (и элитарного) образования стала предметом актуальных дискуссий. Известно, что элитарное образование соотносится с формой жизни и образом мировоззрения, оно аристократическое по сущности своей природы и духовно по направленности. «Духовность в образовании всегда базировалась на особых отношениях с окружающими, культивировалась в особом микроклимате, который поддерживался и вне учебных заведений (в домашнем окружении). Главное значение при этом придавалось гуманитарному знанию, усвоению теоретических и аб-

страктных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях. Элитарное (избранное) образование не было массовым. Оно высоко ценилось во все времена и было оплачиваемым» [5]. Элитное образование доступно лишь для небольшой части населения - представителей высших слоев общества.

Однако во многих странах наблюдается распад элитного образования. Высшее образование получило широкое распространение в ответ на требования представить равные возможности для получения знаний представителям групп меньшинств и низших классов. Эта тенденция ярче всего проявилась в США, Канаде и Японии [9]. Все элитное (элитарное, избранное) в той или иной степени стремится «омассовиться», то есть выйти за рамки эзотерического, стать всеобщим достоянием. Однако, как только образование становится всеобщим, доступным, изыскивается новая возможность избранного образования. Именно поэтому образование никогда не бывает одинаковым для всех социальных групп. Пока существует социальная стратификация, образование на разных уровнях будет различным.

Очевидным становится, что элитное образование в его традиционных формах не подходит для массового распространения и тиражирования, его могут получить только те, кто способен и имеет возможность получать высокооплачиваемое образование.

Прогнозируя, тем не менее можно отметить, что общество будет продолжать поиски новых избранных форм образования во имя развития творческих способностей, индивидуальных особенностей личности. «И если попытаться выявить историческую тенденцию, можно отметить, что постепенно круг детей, получающих элитное образование, расширялся и изменялся структурно: все большую роль при этом играли способности, и все меньшую - знатность и богатство родителей. Можно сказать, что дифференциация обучения вообще и элитное образование как его момент и сторона соответствует важнейшей тенденции современной цивилизации - процессу индивидуализации» [1, с. 640]. Ориентация на развитие индивидуальности - это то, что в первую очередь должно отличать элитное образование от массового.

Новое направление индивидуализации личности в процессе обучения - автономное образование, которое может быть дистанционным (при опосредованной коммуникации) и стационарным (при непосредственной коммуникации). По данным педагогического прогнозирования автономное образование необходимо рассматривать активно утверждающейся тенденцией. Эта новая тенденция объективно обусловливается востребованностью во многих странах, характеризуется увеличивающейся степенью необходимости самообразования, возрастанием значения самостоятельного приобретения знаний.

Необходимость самообразования определяется многими причинами, среди которых можно отметить следующие.

В условиях резкого увеличения потока информации и расширения контактов между людьми требуются дополнительные, более глубокие предметные и общие фоновые знания, чтобы хорошо ориентироваться в стремительно изменяющемся мире и соответствующе реагировать на изменения.

• Обществу требуются высококвалифицированные грамотные специалисты с постоянно обновляющимися знаниями, умеющие выдерживать условия жесткой конкуренции.

• Автономное образование удобно людям, которые не могут посещать образовательные учреждения по медицинским и социальным показателям (инвалиды, осужденные, многодетные матери).

В основу автономного образования положены информационные и коммуникационные технологии, однако их содержание далеко от специфических педагогических целей. К образованию эти технологии имеют то отношение, что используются лишь в той мере, чтобы обеспечить достижение педагогических целей, но не как самоцель. Независимо от сферы применения, это технологии сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Для системы образования важны педагогические технологии автономного обучения средствами информационных и коммуникационных технологий со специальными методами их применения и сопровождения индивидуальной траектории достижений обучающегося.

Самостоятельное учение и самообразование применимы в условиях любой образовательной среды и в рамках любого образовательного учреждения. К самостоятельному получению знаний можно обращаться на любых уровнях обучения и независимо от возрастной категории учащихся. На практике концепция автономного образования воплощается в таких формах как дистанционное обучение и экстернат. Автономное образование - это реальная возможность для обучающихся любого возраста, без ущерба качества знаний значительно сократить время обучения, а также продолжить его в любое время по необходимости приобретения новых знаний.

Таким образом, осуществляя рефлексию проблем образования, можно прогнозировать, что ценность автономного образования будет повышаться. Во-первых, реализуется ориентация на индивидуализацию личности в образовании, во-вторых, соответствует требованиям информационного общества и вызовам времени, порождаемым глобализацией.

Библиографический список

1. Ашин Г Элитное образование // Общая и прикладная политология. - М., 1997.

2. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. - СПб.: Издательство РХГИ, 2001.

3. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. - Псков, 1997.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 1. - М., 1982.

5. Карабущенко П. Л.Исторический взгляд на элитарное образование // Триместр. - 1997. - № 3 (5).

6. Ленк X Становление системотехнологического суперинформационного общества // Общество и книга: от Гутентберга до Интернета. - М., 2000. - С. 29-41.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИН-ТЕГ, 2007.

8. Образование человека в поликультур-ном обществе: междисциплинарное исследование: Монография / Под общ. ред. проф. Л. Н. Бережновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

9. Смелзер Н. Массовое и элитарное образование // Социология; пер. с англ. - М.: 1994.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.