УДК 330.11
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е. А. Гришина, Нгуен Дык Бинь
Показывается, как профессиональное образование должно успевать за изменением спроса на рынке труда. Доказывается, что увеличение доли занятых с высшим образованием можно охарактеризовать как положительное явление в связи с необходимостью формирования инновационной экономики, предполагающей более высокий уровень знаний.
It is shown as professional education should be in time behind demand change on a labor market. It is proved that the increase in a share taken with the higher education can be characterized as the positive phenomenon due to the need of formation of the innovative economy assuming more a high standard of knowledge.
Численность рабочей силы и ее качественные характеристики являются основополагающими факторами производства и его роста в любой экономике. Отсюда вытекает закономерный вывод о необходимости развития человеческого потенциала, выражающегося, в частности, в повышении уровня образования работников. Вместе с тем этого недостаточно, поскольку, если выпускники учебных заведений определенного уровня не находят работы, соответствующей полученному образованию, возникает вопрос о целесообразности их подготовки.
Переход России к рыночным экономическим отношениям изменил структуру потребности экономики в квалифицированных кадрах, определенная часть специалистов оказалась невостребованной, возникли новые профессии, связанные с инфраструктурой рынка. Данное обстоятельство способствовало росту числа поступающих в вузы и уменьшению в 1990-е гг. напряженности на рынке труда в связи с отложенным трудоустройством молодежи, однако впоследствии создает проблемы с поиском работы выпускниками.
Теоретические аспекты спроса и предложения на рынке труда занимают существенное место в работах современных российских экономистов. Признано, что формирование трудовых свойств исторически первоначально осуществлялось только на основе природных качеств человека с последующим использованием элементов образования, превратившегося со временем в целостную систему [1, с. 6].
Элементами данной системы постепенно становились определяемые как образовательные ступени начальное, среднее, а затем и высшее образование.
Пока нет возможности установить все факторы, с помощью которых стороны, определяющие количественные и качественные характеристики спроса и предложения на рынке труда, могут формализовать свои действия. Во многом спрос и предложение на труд возникают на эмпирической основе, и поэтому далеко не всегда может быть сразу выявлен приоритет той или иной стороны, т.е. потребителя или производителя. Тем не менее среди экономистов господствует точка зрения, согласно которой если рассматривать труд как товар, то в его производстве приоритет следует отдать спросу.
Переход, который стал проявляться в мире со второй половины XX столетия, от постиндустриального общества к обществу, экономика которого основана на знаниях, оказывает влияние на все факторы, определяющие соотношение между предложением рабочей силы и спросом на нее на рынке труда. Знание в этом обществе становится производительной силой и одновременно оно является товаром как продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи. В обществе знаний само знание как производительная сила будет формироваться полностью только на высшей ступени образования, поскольку ни одна из других ступеней функционально не будет предназначена для этого [1, с. 7].
Многие ученые России неоднократно заявляли, что основным системообразующим вопросом в условиях построения экономики знаний является вопрос качественного обновления и устойчивого развития кадрового потенциала современного общества, в процессе которого участвуют наука, образование и экономика.
«Технологический прогресс, включая широкое распространение и проникновение во все сферы жизни информационных технологий, глобальная конкуренция, стремительное развитие наукоемких отраслей все больше определяют современное "лицо" экономики, вызывают изменения в структуре квалифицированного труда, институциональных взаимодействиях, формах и методах управления производством и развитием» [2, с. 116-117].
Особенностью рынка труда в обществе знаний становится приоритетность предложения, что связано с рядом обстоятельств. Так, с середины 1990-х гг. в мире в целом, не исключая и Россию, отмечаются стремительный рост потребности людей в высшем образовании и взрывной рост численности студентов и лиц, имеющих высшее образование (что подтверждается статистическими данными), хотя ощутимого роста спроса на специалистов с высшим образованием в России не наблюдается. По прогнозам ученых, в обществе, основанном на знаниях, потребность в работниках с высшим образованием постепенно достигнет примерно 60 % с тенденцией доведения до 100 % [1, с. 11].
Это означает, что даже сегодня так называемые малоквалифицированные, а тем более квалифицированные рабочие должности тоже потребуют высшего образования. Сейчас это явление наблюдается, например, в Японии, США и других промышленно развитых странах.
Увеличение спроса на высшее образование во всем мире в последние десятилетия вызвано также сокращением продолжительности циклов смены технологий. Если в ХУН-ХУШ вв. технологии менялись примерно раз в 100 лет, то в дальнейшем цикл смены знаний/технологий сократился до 50, потом до 20 лет. В настоящее время цикл обновления знаний занимает примерно три-пять лет, т.е. те знания, которые выпускник получил без учета этого цикла на первом курсе, к выпуску его уже устаревают. Нарастание потока инноваций в нашей цивилизации приводит к необходимости осуществления непрерывного высшего образования.
Еще один революционный фактор, характерный для современной эпохи быстрых изменений и увеличивающий потребность в высшем образовании, - это процесс, вызванный дифференциацией знаний на этапе высшего образовательного уровня и выражающийся в разветвлении и генерации новых специальностей и профессий. Как следствие появления новых знаний
рождаются новые технологии, требующие для своей реализации подготовки специалистов с высшим образованием по новым профессиям. Новые профессии и специальности появляются как ответ на потребности общества в использовании создаваемых им новых научных знаний и технологий в сфере производства товаров и услуг.
Если раньше профессий и специальностей, для которых необходимо было высшее образование, были десятки, то потом сотни, тысячи и десятки тысяч. В первом издании американского справочника профессий 1939 г. содержалось 17 500 профессий, сгруппированных в 550 профессиональных групп, в последнем издании (1991) количество профессий составило порядка 40 тыс., а профессиональных групп возросло до 979. В настоящее время количество профессий приближается к 70 тыс. [3, с. 128].
Избыток квалифицированных специалистов может не приводить к сокращению их численности (как утверждает классическая экономическая теория). Увеличение числа людей, обладающих высшим образованием, приводит к снижению средней заработной платы среди работников этой категории, так как им приходится занимать все менее привлекательные рабочие места. Увеличение численности работников, имеющих высшее образование, может, в том числе, повысить привлекательность получения этого уровня образования даже при некотором понижении заработной платы и наличии затруднений с поиском работы по специальности [3, с. 129]. В СССР наблюдался избыток специалистов с высшим образованием, в частности инженеров, имелись диспропорции в оплате труда инженерно-технических и рабочих кадров. Так, численность специалистов со средним специальным и высшим образованием, замещающих места обычных рабочих, за десять лет (1980-1989) выросла почти в три раза и составила 16,2 % общей численности рабочих [4, с. 388].
С одной стороны, такие факты свидетельствуют о повышении качества рабочей силы в России (индикатором этого служит повышение среднего уровня образования работников), с другой - эффективность ее использования была невысока.
Увеличение доли занятых с высшим образованием можно охарактеризовать как положительное явление в связи с необходимостью формирования инновационной экономики, предполагающей более высокий уровень знаний. Однако важна и структура подготовки в рамках каждого образовательного уровня. По мнению С. В. Сиговой, дальнейшее изменение структуры занятости по уровню образования в сторону увеличения доли высшего профессионального образования может стать препятствием для динамичного развития экономики [3, с. 11].
Это будет связано с отсутствием квалифицированных рабочих, необходимых для производственной деятельности. Вместе с тем если посмотреть на структуру зарегистрированных безработных, то минимальная доля из них -это лица с высшим и неполным высшим образованием (13-15 %), т.е. выпускники вузов в большем числе случаев находят возможности для трудоустройства в отличие от выпускников начальных и средних профессиональных учреждений.
Численность занятого населения России, имеющего профессиональное образование, начиная с 1992 г. постоянно росла. Соответственно постоянно уменьшалась доля занятого населения, не имеющего профессионального образования.
Если в 1992 г. высшее профессиональное образование имели 16 % всех занятых, то в 2000 г. - более 21,5 %. Вместе с численностью занятого населения, имеющего неполное высшее профессиональное образование, эта доля составила более 26 % [3, с. 4]. В целом тенденция роста доли занятого населения с высшим профессиональным образованием сохраняется в дальнейшем (табл. 1).
Тенденции в образовательной структуре занятого населения России отразились на структуре вакантных мест по уровню образования (табл. 2). При существенном росте доли вакансий для лиц с высшим образованием и небольшом увеличении доли вакансий для лиц со средним профессиональным образованием произошло сокращение рабочих мест для лиц с начальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием и особенно для лиц без образования.
Таблица 1
Образовательная структура занятого населения России, % [3, с. 134]
Занятые по уровню образования 2000 г. Изменение, процентные пункты 2009 г.
2001-2005 гг. 2006-2009 гг.
Всего 100 - - 100
Высшее профессиональное 26,1 0,48 2,33 29,0
Среднее профессиональное 28,7 -3,27 2,08 27,5
Начальное профессиональное 11,0 7,26 0,42 18,7
Среднее (полное) общее 23,5 -0,75 -2,64 20,1
Основное общее 8,7 -2,39 -1,78 4,5
Начальное общее, не имеют образования 2,0 -1,33 -0,41 0,3
Таблица 2
Оценка структуры вакантных мест по уровню образования, % [3, с. 134]
Уровень образования 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г.
Высшее профессиональное 19,1 20,3 24,7 27,3
Среднее профессиональное 23,9 36,1 27,6 27,0
Начальное профессиональное 16,1 7,8 17,0 17,9
Среднее (полное) общее 24,0 23,3 23,2 21,5
Остальные 17,0 12,5 7,5 6,3
На рынке труда есть источники, за счет которых можно было бы покрыть существующую потребность. То, что потребность не покрывается, говорит или о ненадлежащей подготовке, или о несоответствующих условиях труда, или о территориальном дисбалансе потребности и источников ее покрытия.
Дисбаланс возникает вследствие неравномерного движения трудовых ресурсов, когда входящий и выходящие потоки рынка труда имеют различные характеристики (по количеству, кадрово-квалификационному, половозрастному составу и пр.). Для обеспечения национальной экономики оптимальным количеством трудовых ресурсов на протяжении долгосрочного периода речь должна идти об их постоянном воспроизводстве в требуемых пропорциях.
Воспроизводство кадрового потенциала во всех странах - не внутренняя задача системы образования, а задача общенациональная, затрагивающая почти все аспекты деятельности общества. В настоящее время в Российской Федерации совершенно обособленно решаются отдельные вопросы, касающиеся воспроизводства рабочей силы, к которым можно отнести: демографическую политику, политику занятости, образовательную политику, молодежную политику, политику в области культуры, экономическую политику как основу повышения жизненного уровня населения.
Важнейшим стратегическим направлением создания новой экономики, базирующейся на знаниях, образовании и инновациях, является формирование новой профессионально-кадровой структуры общества, особенно это касается научно-технических кадров. Научно-технические кадры в международной статистике определяются как «совокупность лиц, проживающих в стране и имеющих законченное среднее, высшее или послевузовское профессиональное образование в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, для которой требуется подобная квалификация» [5, с. 136].
По формальным показателям уровень образования населения России является одним из самых высоких в мире. Значение достигнутого уровня образования (или индекса образованности), определяемого как степень грамотности взрослого населения и охвата населения начальным, средним и высшим образованием, в России выше среднемирового значения и соответствует значению таких стран, как Великобритания, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Швеция.
Существенный вклад в общий российский показатель образованности населения вносит третичное образование. По данным статистики ОЭСР, лишь Финляндия превосходит Россию по числу студентов третичного уровня образования (в Финляндии этот показатель составляет 54, в России - 50 студентов на 1 тыс. человек населения). По доле лиц с высшим и послевузовским образованием Россия уступает только США, Норвегии и Нидерландам, причем в ближайшие годы по этому показателю прогнозируется выход России на первое место в мире [6, с. 36].
Основываясь на данных статистики, следует отметить, что с середины 1990-х гг. после недолгого падения интерес к получению образования в российском обществе устойчиво растет: с 1995 по 2004 г. выпуск из вузов вырос в 1,5 раза, выпуск бакалавров и специалистов - в 2,7 раза, численность лиц, получивших степень магистров, кандидатов и докторов, - в 3,9 раза [7, с. 252-255].
В то же время, как показывают исследования ученых, россияне относятся к получению образования преимущественно утилитарно, так как в российском обществе оно является не столько самостоятельной ценностью, сколько средством для достижения более высоких позиций в обществе, связанных с материальным благосостоянием и властью. Иерархия образовательных ценностей в современной России тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома, что никак не способствует устойчивому воспроизводству интеллектуального капитала в условиях формирования общества, основанного на знаниях [6, с. 48].
С. А. Суркова считает, что недостаточная эффективность российской системы подготовки кадров во многом обусловлена отсутствием ее связи с
рынком труда: в большом количестве выпускаются специалисты, на которых просто нет спроса, что существенно отличает российскую образовательную систему от мировой. Причем эти отличия обусловлены факторами двоякого рода: во-первых, искаженной структурой подготовки, сложившейся в советские времена и в значительной мере сохраняющейся в структуре обучения на бюджетной основе; во-вторых, диспропорциями постреформенного периода, проявляющимися в структуре подготовки как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях. В частности, в России наибольшую часть выпускников составляют экономисты, юристы и другие специалисты в сфере общественных наук (44 %), а, например, в Германии большинство выпускников составляют медики, Японии и Швеции - инженеры.
Список литературы
1. Карпенко, М. П. Формирование рынка труда в обществе знаний / М. П. Карпенко, Т. Ю. Семенова, В. А. Березовский // Экономика образования. - 2009. - № 2. -С. 4-17.
2. Миндели, Л. Э. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний / Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия // Вопросы прогнозирования. - 2007. - № 3. -С. 115-136.
3. Экономические и социальные проблемы России : сб. науч. тр. Вып. 2: Социальные факторы экономического роста / ред. кол.: Н. А. Макашева и др. ; ред.-сост. вып. С. С. Костяев. - М., 2011. - 156 с.
4. Брагин, В. А. Образование и занятость: Согласование структуры спроса и предложения на российском рынке труда / В. А. Брагин. - М. : МаксПресс, 2003. -С. 386-398.
5. Сигова, С. В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации / С. В. Сигова. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009.
6. Суркова, С. А. Стратегия формирования профессионально-кадровой структуры для экономики знаний / С. А. Суркова // Экономика образования. - 2009. - № 4. -С. 37-56.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 : стат. сб. - М. : Госкомстат России, 2006. - 272 с.
УДК 32.325
МИРОВЫЕ ЦЕНТРЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
М. О. Елфимова, С. Г. Михнева
Статья посвящена мировым центрам трудовой миграции. Автор рассматривает политику стран, направленную на решение основных миграционных вопросов: процесс въезда и пребывания в стране, привлечение высококвалифицированных кадров, борьба с нелегальной миграцией и др. Особое место уделяется Российской Федерации как одному из центров трудовой миграции. Автор считает, что странам просто необходимо совершенствовать свою миграционную политику, особое внимание уделяя борьбе с нелегальными мигрантами, регулированию масштабов миграции и ослаблению негативных социально-экономических последствий.
The article is devoted to the world centers of labor migration. The author considers the policy of the countries directed on the solution of the main migratory questions: process of entrance and stay in the country, attraction of highly-skilled