Научная статья на тему 'Престижность высшего профессионального образования в России и за рубежом'

Престижность высшего профессионального образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
956
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жидкова Е. В.

Жидкова Е.В. ПРЕСТИЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. В статье анализируется престижность профессий в современном обществе и роль высшего образования в достижении работником желаемого социально-экономического статуса. Показано влияние наличия высшего образования на самооценку, мотивированность, уровень доходов и склонность к предпринимательской деятельности. Проводится сравнение с образовательным уровнем в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zhidkova E.V. PRESTIGIOUSNESS OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD. In article prestigiousness of trades in a modern society and a role of higher education in achievement by the worker of the desirable social and economic status is analyzed. Influence of presence of higher education on a self-estimation, motivation, a level of incomes and propensity to enterprise activity is shown. Comparison with an educational level in foreign countries is carried out.

Текст научной работы на тему «Престижность высшего профессионального образования в России и за рубежом»

ЭКОНОМИКА

- поддержка экономически неустойчивых лесопромышленных предприятий и организаций, для повышения эффективности которых требуется разработка системы производственных, технических, организационно-экономических и других мероприятий, реализация которых позволит выйти из кризиса, стабилизировать положение и обеспечить последующее развитие и, используя результаты маркетинговых исследований, определить рынки своей продукции;

- ликвидации или реорганизации бесперспективных предприятий и организаций, производящих не пользующуюся спросом продукцию, для которых санация уже не является действенной.

Часть бесперспективных лесопромышленных предприятий должна быть передана муниципальным органам для производства продукции, необходимой на местах, или реорганизована в дочерние предприятия крупных деревообрабатывающих комбинатов.

Реструктуризация любого производства направлена на развитие реальной экономики и, в первую очередь, рост объемов выпуска продукции. В условиях рыночной экономики действует принцип: спрос определяет предложение. Поэтому одним из основных разделов программы реструктуризации является обоснование спроса на лесобумажную продукцию. Спрос должен оцениваться на всех уровнях, где потребляется лесобумажная продукция: на внутреннем, стран СНГ и внешнем рынках.

Внутренний рынок лесобумажной продукции состоит из рынков конкретных субъектов Российской Федерации и межрегиональных рынков.

Важное место при реструктуризации на всех уровнях занимают мероприятия по финансово-экономическому оздоровлению лесопромышленных предприятий, которые охватывают комплекс стратегических и тактических задач по совершенствованию налоговой системы, кредитной, тарифной, экспортно-импортной, социальной, инновационной и инвестиционной политики.

Одной из первоочередных мер является реструктуризация долгов предприятий. Как показывает практика, задолженности перед федеральным и местными бюджетами и различного рода неплатежи стали для лесопромышленных предприятий основным отрицательным фактором нестабильной и убыточной работы. В связи с этим проблемы финансового оздоровления на сегодняшний день определяют не только судьбу структурной перестройки в отрасли, но и существование большинства предприятий.

Принимая во внимание, что в настоящее время отсутствует постоянный нормативный документ, определяющий правила реструктуризации задолженности предприятий, вследствие чего каждый год устанавливаются новые правила ее проведения, имеется необходимость принятия закона, в котором был бы определен механизм реструктуризации задолженности предприятий федеральному бюджету на длительную перспективу. В механизме реструктуризации задолженности перед бюджетом принципиальным должен стать порядок предоставления обеспечения, достаточный для погашения всей имеющейся задолженности и сохранения его ликвидности в течение срока проведения реструктуризации задолженности предприятий, положительно завершающих процесс реструктуризации.

ПРЕСТИЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Е.В. ЖИДКОВА, доц. каф. экономики организации внешних связей МГУЛ, канд. экон. наук

В современном обществе статус индивидуума оценивается по таким индикаторам, как образование, профессия и доход. Образование - важнейший социальный институт, назначение которого состоит в передаче знаний и навыков, обучении культур-

ным нормам, национально-традиционным и общечеловеческим ценностям. Роль образования существенно возросла в последние

20-30 лет. По данным Госкомстата, доля лиц с высшим образованием в обществе равна

19,5 %.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

91

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Оценка престижности профессий по десятибалльной шкале

Профессии Баллы

Программист, адвокат, юрист, экономист, менеджер, квалифицированный рабочий 7 и более

Предприниматель, инженер, строитель, журналист, парикмахер, косметолог 6,5-7,0

Врач, электромонтер, водитель, повар, слесарь 5,5-6,5

Преподаватель, научный сотрудник, социальный работник, агроном, продавец 5,0-5,5

Учитель, воспитатель, медсестра, кладовщик, сторож 4,0-5,0

Разнорабочий, грузчик, уборщица, дворник 3 и менее

Под престижем понимается авторитет личности, непосредственно зависящий от его положения в социальной иерархии. Профессиональный престиж - это авторитет, приписываемый не столько самому человеку, сколько его профессии и положению, которое он занимает в обществе благодаря профессиональной деятельности. Престиж профессии часто зависит не от ее объективной значимости, а от тех норм и ценностей, которые сегодня в обществе доминируют.

Для определения предпочтений жителей России в выборе профессий, престижности различных видов труда, мотивации получения более высокого образования и использования имеющихся знаний в предпринимательской сфере использованы материалы общероссийского социологического опроса «Социальная стратификация современного российского общества», проведенного Институтом общественного проектирования и компанией Romir monitoring осенью 2005 г.

Опрос более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах позволил установить социальную иерархию в среднем и низшем классах общества. Построение иерархии основывалось на следующих показателях: заявленный уровень личного дохода; наличие знаковых предметов, характеризующих материальную обеспеченность; степень адаптированности к рынку труда и психологическая приспособленность к рынку. Несмотря на то, что уровень образования не входил в число выбранных критериев, верхние позиции заняла социаль-

ная группа интеллигенции, характеризующаяся высшим уровнем образования.

Согласно энциклопедическому определению, интеллигенция - это слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «интеллигенция» введен писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый как синоним интеллигенции. В обычном понимании интеллигенция - это люди, занятые квалифицированным интеллектуальным трудом, с высоким уровнем образования, но значительно менее богатые, чем вышестоящие группы, хотя и с высоким профессиональным статусом и престижем. В старой классификации в эту группу входили специалисты с высшим образованием и служащие. Часть столичных интеллектуалов, как правило группирующихся вокруг СМИ, можно выделить как часть элиты. Наличие среди интеллигенции значительной группы служащих среднего звена объясняет высокий процент людей со средним специальным образованием (45,2 %), превышающий число лиц с вузовскими дипломами (38 %). Большая часть интеллигенции занята в образовании, промышленности, здравоохранении, торговле. Большинство представителей интеллигенции занято постоянной трудовой деятельностью, только 4,8 % опрошенных работают временно.

Социально-экономический статус достаточно четко ориентируется на шкалу престижности профессий. Со временем меняется отношение людей к профессиям: меняется престижность разных видов труда, а список традиционных профессиональных занятий пополняется новыми специальностями. В начале XXI в. россияне отдают предпочтение следующим специальностям (табл. 1).

Для того чтобы данные исследований престижности профессий могли широко использоваться в различных кросс-анализах, в большинстве стран мира используется стандартная классификация профессий «International Standard Classification of Occupations» (ISCO). Согласно международным шкалам наиболее престижными профес-

92

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

сиями в зарубежных странах в последние годы являются врач, судья, преподаватель университета и вуза, руководитель промышленного производства и сектора услуг, физик и юрист. В России самыми престижными профессиями являются. программист, юрист (адвокат), экономист, бухгалтер (главный бухгалтер), квалифицированный рабочий, фармацевт, директор (заместитель директора) и менеджер.

Ни одна из существующих модификаций шкалы ISCO в России пока не прижилась. Среди других способов оценки престижности профессий за рубежом применяется общественная оценка престижности каждого вида труда в виде рейтинга. Например, Национальный центр изучения общественного мнения США с 1947 г. периодически проводит опрос рядовых американцев с целью определить общественный престиж 90 профессий по пяти-пунктной шкале. Такой подход более близок современным отечественным исследованиям.

Основными факторами, влияющими на выбор рода профессиональной деятельности, являются хороший заработок, возможность обеспечивать семью, профессиональный интерес и возможность самореализации, общение с интересными людьми в рабочем коллективе и перспектива карьерного роста.

В российском обществе слово «профессионал» все больше связывается с престижной трудовой деятельностью и требует качественного образования. Прежде всего, сюда относятся юристы, экономисты, программисты и т. д.

В настоящее время наибольшее число лиц с высшим и послевузовским образованием (25,6 % от числа опрошенных) приходится на возрастную группу 45-59 лет. Эти люди учились в высших учебных заведениях в 50-х и 80-х гг. ХХ в. Однако сегодня также наблюдается бум высшего образования в России. Студенческая возрастная группа (18-24 г.) с незаконченным высшим образованием составляет 17,2 %. По данным за 2004 г. в России количество лиц с незаконченным высшим, высшим и послевузовским образованием составляет 407 чел. на 10 тыс. населения, что выше соответствующего показателя в большинстве промышленно развитых стран (Франция - 340 чел., Великобритания - 350 чел., Германия - 216 чел.).

Рост интереса к высшему образованию обусловлен пересмотром традиционных ориентаций: современная молодежь более прагматично относится к образованию, полагая, что с дипломом легче устроиться на работу и сделать карьеру. На выбор степени образования российской молодежи влияют традиционные факторы, в частности образование родителей и прежде всего матери. Как правило, у детей образование не ниже материнского.

Уровень образования влияет на престижность профессии, являясь условием «рыночной стоимости» работника. Представители социальной группы «интеллигенция», обладая высоким уровнем образования и профессиональным статусом, оценивают престижность своей профессии по 10-балльной шкале на уровне от 5 до 8 баллов, то есть выше среднего класса. Однако для профессий с низким уровнем оплаты труда, например учителей, научных сотрудников, высокий процент высшего образования никак не влияет на престижность профессии. Следовательно, чтобы сегодня занять достаточно высокий социальный статус, необязательно наличие высшего образования. Об этом говорит и то, в группу самых престижных профессий вошли квалифицированные рабочие. Западные исследователи отмечают, что прямые связи между образованием и профессией ослабевают.

В постиндустриальной экономике, к которой с оговорками можно отнести российскую, появилось немало видов деятельности, для которых характерно стремление к профессионализации, то есть приданию искусственным путем несоответствующей значимости. Претензия на высокий профессиональный статус зачастую ограничивается переименованием старых специальностей с намеком на то, что новый вид деятельности требует каких-то особенных навыков и теоретических знаний. Таким образом, новые профессии дистанцируются от прежнего невысокого статуса. Например, продавец может называться менеджером по продажам, складские рабочие - специалистами по инвентаризации запасов и т. д. Благодаря этому удается оговорить более выгодные условия оплаты и поднять социальный статус своего труда.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

93

ЭКОНОМИКА

Таблица 2

Месячный доход граждан России по данным опроса на конец 2005 г.

Доход, руб. Уровень образования, % Всего по России

Начальное и неполное среднее Среднее Профессионально- техническое Среднее специаль- ное Незаконченное высшее, высшее и послевузовское

До 800 5,9 13,4 7,9 7,1 6,6 8,6

801-1200 9,9 6,4 5,0 3,6 2,0 5,1

1201-1500 12,9 6,1 5,1 4,6 2,8 5,8

1501-2000 28,0 13,0 9,8 10,9 6,8 12,8

2001-3000 25,0 15,5 15,9 18,1 14,1 17,3

3001-5000 7,1 13,3 19,4 19,3 18,6 16,0

5001-10000 3,7 11,1 16,9 15,8 19,8 13,9

10001-15000 0,5 2,8 4,9 5,0 6,6 4,1

15001-20000 0,2 1,2 2,3 1,9 3,5 1,8

20001-30000 0,2 0,4 0,8 0,4 2,1 0,8

30001-50000 0,1 0,1 0,2 0,3 0,6 0,3

Свыше 50000 0,1 0,1 0 0,1 0,2 0,1

Отказ от ответа 6,6 16,6 11,7 12,9 16,3 13,6

Всего респондентов, чел.

Количество 1999 4059 1877 4339 2907 15200

Таблица 3

Изменение материального положения семей респондентов по их собственной оценке

Тенденция Уровень образования, %

Начальное и неполное среднее Среднее Профессионально- техническое Среднее специальное Незаконченное высшее, высшее и послевузовское

Значительно улучшилось 2,7 5,1 5,9 5,9 8,4

Значительно ухудшилось 14,1 10,3 10,7 9,9 7,0

Образовательный статус традиционно является одним из критериев, по которому происходит социальное расслоение населения. Одним из важнейших критериев служит соотнесение себя как респондента с тем или иным социальным слоем. По мере роста образовательного уровня у респондентов растет самооценочный статус. К «низкому» социальному статусу себя причисляют 23,3 % лиц с начальным и неполным средним образованием и всего лишь 5,9 % лиц с высшим образованием. И наоборот, в категории «выше среднего» представлены 5,6 % лиц с высшим и незаконченным высшим образованием и только 0,6 % с начальным и неполным средним. В силу субъективности самоидентификации опрашиваемых критерии самооценки у интеллигенции и малообразованных людей различны. Так, интеллигенция в силу информированности соотносит себя со средним

классом развитых стран, а простые люди более склонны судить по своему окружению: «живу, как все» или «живу не хуже других».

Интеллигенция является самой мотивированной группой экономически активного населения, поскольку ее мотивация объясняется не столько экономическими, сколько творческими причинами: раскрытие потенциала, совершенствование профессионального уровня, интерес к работе и т д. Шкала приоритетов для интеллигенции выглядит следующим образом: приоритет обеспечения семьи отметили 44,2 % респондентов, возможность реализоваться, интерес к работе - 27,0, хороший коллектив, работа с интересными людьми - 24,7, хороший заработок - 23,7, невозможность получить другую работу - 11,4 %. У интеллигентов «хороший заработок» занимает только четвертую позицию, а все население страны «хороший заработок» поставило на второе место.

94

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

Принадлежность к определенному социальному слою зависит не только от образования, но и от доходов (табл. 2).

Выделенные фрагменты указывают на прямую зависимость доходов от образования у большей части населения. Соответственно и рост материального благосостояния также непосредственно зависит от уровня образования (табл. 3).

В табл. 4 представлены только крайние тенденции изменения материального положения. По оценке самих респондентов, за последний год значительного улучшения материального благосостояния достигли 8,4 % опрошенных лиц с неоконченным высшим, высшим и послевузовским образованием, а значительное ухудшение материального положения постигло 14,1 % опрошенных с низким уровнем образования. Следовательно, люди с высоким уровнем образования чувствуют себя в жизни увереннее, их взгляды на будущее более оптимистичны. На них есть спрос, они легче находят работу, менее зависимы от конъюнктуры и знают себе цену.

В современной мировой экономике образование рассматривается как наиболее важная область накопления человеческого капитала и распространения знаний. В нее поступают значительные финансовые ресурсы. Самый высокий уровень затрат на обучение характерен для США. В 2002 г. затраты на обучение одного студента в год составили 20 358 долл., что в 1,5 раза превышает средний уровень для стран ОЭСР, составляющий 11 109 долл.

Крупные инвестиции в высшее образование ведут к повышению уровня образованности рабочей силы. В среднем около 28,4 % работников в странах ОЭСР имеют высшее образование. В разных странах этот показатель варьирует: от 7,9 % в Мексике до 42,6 % в Канаде. В Японии он составляет 38,9 %, в США - 37,9 %, ЕС - 24,4 %. В рамках ЕС также наблюдаются заметные различия: высокий уровень образованности населения характерен для Финляндии (34,8 %), Бельгии (34,4 %) и Швеции (32,5 %). В то время как в ряде стран доля населения, имеющего законченное высшее образование, составляет менее 15 % (Словацкая Республика, Чешская Республика, Италия, Турция, Португалия, Мек-

сика). В 2001 г. около 30 % населения стран ОЭСР соответствующего возраста закончили высшие учебные заведения. Наибольшее количество выпускников приходится на такие специальности, как общественные и гуманитарные науки, право и бизнес. Выпускники по естественно-научным и инженерно-техническим специальностям составляют всего 22 % от всех выпускников в странах ОЭСР, в том числе 27 % в ЕС и 16 % в США.

Получение высшего образования в России продолжает носить статусную функцию, которая вытесняет на второе место фактическую потребность в профессиональной квалификации. Российские учебные заведения, в первую очередь вузы, выпускают больше специалистов, чем требуется национальной экономике. Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистов. В настоящее время наблюдается недостаточный по сравнению с предложением спрос на бухгалтеров, финансистов и экономистов, поэтому существует переизбыток специалистов финансово-экономического профиля.

На конкурентоспособности выпускников вуза сказывается отсутствие у них на момент поступления в вуз информации о потребностях рынка и реальных возможностях трудоустройства. На рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работы, что обусловливает низкую конкурентоспособность выпускников вуза. Работа студентов дневного отделения в период обучения с целью накопления опыта и стажа сильно сказывается на объеме и качестве полученных ими знаний. Рынок труда в России характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистов, что влечет молодежную безработицу.

Высшее образование не гарантирует больше возможностей при трудоустройстве. В сложно структурированном обществе для получения престижной и высокооплачиваемой работы требуются дополнительные условия: связи родителей, проживание в центральном мегаполисе, определенные человеческие качества. Среди неработающей части населения 8,5 % дипломированных специалистов и 5 % с незаконченным высшим образованием.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

95

ЭКОНОМИКА

Таблица 4

Распределение работающей интеллигенции по формам собственности организаций

Форма собственности Структура работающих, %

Государственная 69,2

Частная 28,6

Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) 1,1

Отказ от ответа 1,1

Всего респондентов 1851

Таблица 5

Структура желающих иметь собственный бизнес в зависимости от уровня образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень образования Доля потенциальных предпринимателей, %

Начальное, неполное среднее, среднее 34,0

Профессиональнотехническое (ПТУ) 13,5

Среднее специальное (техникум, колледж) 30,3

Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза) 7,2

Высшее, послевузовское 14,9

Отказ от ответа 0,1

Всего респондентов 5562

Представители различных уровней образования имеют разные предпочтения относительно трудоустройства, связанные не только с характером труда, но и с представлениями о престижности и стабильности существования. Подавляющее большинство интеллигенции (69,2 %) предпочитают работать в государственных предприятиях и учреждениях (табл. 4). С переходом экономики на рыночные условия значительная часть перешла в частный сектор, где ее навыки и знания оказываются все больше востребованными. Среди интеллигенции

95,2 % респондентов работают по найму (по контракту или трудовому соглашению).

По нежеланию иметь собственный бизнес интеллигенция стоит в одном ряду с неработающими и пенсионерами: 45,2 % представителей данной группы не желают заниматься предпринимательством. Интеллектуалы не стремятся в бизнес, они скорее предпочтут обслуживать бизнес на выгодных

для себя условиях. Желающих организовать свое дело значительно больше среди людей с низким уровнем образования (табл. 5). Следовательно, образовательный статус практически не играет роли в принятии решения об организации своего бизнеса.

Доля предпринимателей в составе населения (исключая крупный капитал) невелика и составляет 2,7 %, в Москве - 3 %. Желающих открыть свой собственный бизнес гораздо больше - 49,5 % на селе и 38,8 % в мегаполисах. Среди них преобладают работники квалифицированного физического труда (22 %), квалифицированные работники интеллектуального труда (14 %) и высококвалифицированные работники сельского труда (14 %). Большая часть сегодняшних предпринимателей принадлежит к возрастной группе 25-44 лет и имеет средний или средний специальный уровень образования. Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь с низким уровнем образования, рассматривая ее как путь социального роста. Следовательно, в процессе школьного или институтского обучения лидерские или предпринимательские качества, необходимые для ведения собственного бизнеса, не воспитываются.

Приток выпускников университетов в экономику характеризует способность страны обеспечивать рынок труда высокообразованными работниками и увеличивать свой потенциал в производстве и распространении передовых знаний. Занятость специалистов с высшим образованием в большинстве стран мира в среднем выше, чем всего трудоспособного населения, за исключением Японии и Мексики. В 1/3 стран ОЭСР она составляет 90 %. Самый низкий уровень (менее 80 %) наблюдается в Республике Корея, Японии и Мексике. Среди женщин этот показатель ниже и достигает 90 % только в трех странах: Исландии, Португалии и Швеции. Самый низкий уровень наблюдается в Турции, Японии, Республике Корея и Мексике. В период с 1997-2002 гг. среднегодовые показатели прироста занятости выпускников высших учебных заведений составляли 2-6 %, в странах ОЭСР и ЕС - 3,5 %, в то время как среднегодовой прирост общей занятости был равен

96

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

всего 0,9 % в странах ОЭСР и 1,4 % - в ЕС. Самый высокий показатель роста занятости выпускников высшей школы был характерен для Испании (9 %), самые низкие значения -для Германии (0,7 %) и Нидерландов (0,7 %).

Показателем интернационализации высшего образования и научно-исследовательской деятельности служит международная мобильность аспирантов, то есть молодых исследователей, осуществляющих разработку научной темы, ведущую к защите диссертации и получению ученой степени. В последние 20 лет численность иностранных аспирантов удвоилась. Она растет более быстрыми темпами, чем численность аспирантов в целом. В странах ОЭСР самую большую долю иностранных аспирантов (1/3 всей численности аспирантов) имеют США, Великобритания, Швейцария и Бельгия. Однако по абсолютным показателям первое место занимают США (79 тыс. человек), оставляя далеко позади все другие страны ОЭСР Например, в Великобритании, занимающей второе место, насчитывается 25 тыс. иностранных аспирантов.

Язык страны играет заметную роль в выборе страны обучения, особенно для англоговорящих стран, а также для Испании, куда прибывают многие аспиранты из Центральной и Южной Америки. Большую роль играют и другие факторы, такие как географическая близость, культурные и исторические связи, наличие программ обмена, стипендий, иммиграционная политика и качество обучения.

Около 1/4 всех иностранных аспирантов в мире - граждане ЕС. В Австрии их доля составляет 51 %, а в Швейцарии - 71 % всей численности иностранных аспирантов. Они составляют 27 % численности иностранных аспирантов в Новой Зеландии и 19 % - в Канаде, но только 0,4 % - в Республике Корея.

В 2001 г. в США иностранцам было присвоено 9188 ученых степеней, что составило 36 % всех защит диссертаций. Большая их часть приходится на выходцев из Азии: около 25 % ученых степеней было присвоено китайским, 9 % - корейским и индийским гражданам, 6 % - гражданам из Тайваня. Около 20 % всех специалистов Республики Корея получили ученую степень в США. В Турции этот показатель составляет 25 % и только

1-2 % в среднем в странах ОЭСР Большинство иностранных аспирантов, прибывающих в страны ОЭСР, изучают социальные науки, бизнес и право, а также искусство и гуманитарные науки. Однако в Финляндии и Швейцарии более 30 % иностранных аспирантов избирают естественно-научные и инженерные области.

По показателям образовательного статуса современная Россия не уступает развитым странам. Уровень образования российской молодежи выше, чем у старших поколений. Например, доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в возрасте 22-25 лет составляет 27,8 %, а в возрасте 26-30 лет - 24,6 %. Число учащихся растет даже большими темпами, чем в советское время. При этом в наиболее развитых странах объединенной Европы число лиц с высшим образованием остается на одном и том же уровне или даже снижается ввиду ограниченного спроса на специалистов высокого уровня.

Таким образом, в последние годы наблюдается резкий рост престижности образования, в первую очередь высшего. Уровень образования влияет на статус, самооценку и динамику личных доходов, но вместе с тем не гарантирует желаемого трудоустройства. Несмотря на то, что в современной России стремление молодых людей получить вузовский диплом противоречит тенденциям на рынке труда (спросу), в целом образованное поколение молодых людей создает благоприятный интеллектуальный климат и потенциал для будущего развития страны.

Библиографический список

1. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007. - 394 с.

2. Диденко, Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ. - 2-е изд. / Н.И. Диденко. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

3. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2006. - № 10. - С. 19-40.

4. Кузьмина, А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг / А. Кузьмина // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 144-146.

5. Пороховский, А. Эффективность экономического образования / А. Пороховский // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - С. 108-117.

6. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. - М.: «Журнал Эксперт», 2006. - 680 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.