ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)
DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_30
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ: ДИАЛЕКТИКА ЕДИНСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ PROFESSIONAL EDUCATION AND PROFESSIONALISM: THE DIALECTIC OF UNITY AND CONTRADICTION ГОРЕЛОВ Илья Павлович,
доктор военных наук, кандидат исторических наук, профессор, генерал-майор в отставке, профессор кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: denpasar83@mail.ru;
КАШТАНОВА Елена Александровна,
кандидат юридических наук, полковник внутренней службы, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний». 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Саперная, 34. E-mail: denpasar83@mail.ru;
GORELOV Ilya Pavlovich,
Doctor of Military Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Retired Major General,
Professor of the Department of Police Organization at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: denpasar83@mail.ru ;
KASHTANOVA Elena Aleksandrovna,
Candidate of Law, Colonel of the Internal Service, Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law of the St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service. 196602, Russia, St. Petersburg, Sapernaya str., 34. E-mail: denpasar83@mail.ru
Краткая аннотация: в статье рассматриваются особенности функционирования системы профессионального образования, а также организационно-правовые особенности, диалектика единства и противоречия профессионального образования и профессионализма.
Abstract: the article discusses the features of the functioning of the vocational education system, as well as organizational and legal features, the dialectic of unity and contradiction of vocational education and professionalism.
Ключевые слова: образование, конституционные ценности, конституционное право на образование, содержание права на образование, права человека.
Keywords: education, constitutional values, constitutional right to education, content of the right to education, human rights.
Статья поступила в редакцию: 05.06.2022
Коренные изменения, происходящие на современном этапе в российском обществе, выдвигают на первый план проблему приоритета общечеловеческих ценностей - признание неотъемлемых прав и свобод человека. Всестороннее развитие человека становится не только высшей целью, но и основным источником формирования нового порядка в российском обществе. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан. Функционирование системы профессионального образования, разворачивается в той области социальной реальности, которая может быть обозначена как триада «практика - образование - наука», охватывающая, соответственно, три относительно самостоятельных сферы человеческой деятельности.
Практика - это сфера профессиональной деятельности. Вторая сфера - образование, которое применительно к высшему профессиональному образованию может быть определено как осуществляемая на основе федеральных государственных образовательных стандартов имеющими лицензии высшими учебными заведениями деятельность, обеспечивающая процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства и сопровождающаяся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней, подтвержденных присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «бакалавр», «специалист» или «магистр».
И, наконец, наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. С организационно-правовой точки зрения наука представляет собой разделение и кооперацию научного труда, осуществляемого в рамках учебных, научных, научно-исследовательских, проектных, клинических и т.д. учреждений и организаций.
В представленных дефинициях мы сознательно объединили два компонента, образования и науки: являясь социальными и организационно-правовыми институтами, представляющими государство и гражданского общество [1, с. 21-28], [2, с. 15], они выполняют в обществе определенные, исторически сформировавшиеся, доктринально и нормативно закрепленные функции.
При всей своей институционально-функциональной самостоятельности практика, образование, наука тесно взаимосвязаны, детерминируют друг друга, «поскольку их замкнутость "на себя" и "в себе" делают сам факт их существования абсурдным» [3, с. 141].
Преодоление же абсурда в целом возможно тогда, когда каждый элемент, или, по словам Р. А. Ромашова, «сегмент» [4, с. 141] триады «практика - образование - наука» из абстрактной модели превращается в системную функциональность, т.е. тогда, когда они взаимосвязаны общими целями, способными, связать вопросы совершенствования, с одной стороны, содержания научных исследований, образовательного процесса, управления учебным заведением, с другой стороны, предметную деятельность, ту социальную практику, которая, как правообеспечи-тельная юридическая деятельность в трактовке К. И. Амирбекова [5, с. 89], или как правообеспечительное управление в трактовке С. А. Капитонова, ориентирована на «создание и воспроизводство в обществе состояния верховенства прав человека» [6 с. 19].
Иными словами, системная функциональность обеспечивается тогда, когда реализуемые институтом профессионального образования функции, а это, в первую очередь, формирование, воспроизводство общих и профессиональных знаний, навыков, умений, способствуют выпол-
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
нению своих функций в рамках функционирования системы профессионального образования. Специфика такого профессионализма предполагает особую модель образовательной подготовки, в том числе с учетом конституционных характеристик Российской Федерации как демократического правового и социального государства, обязанного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Как известно, истоки любой профессии следует искать в трудовой деятельности людей. Исторически деятельность - это то, что явилось единственным способом для человека выжить во враждебной ему среде, преодолевать инертность, стихийность природы, относясь к ней активно-преобразующе [7 с. 104]. Деятельность - это сугубо человеческий способ отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение материального мира человеческим целям, побуждениям и воле, т.е. всему тому, что составляет духовную сторону человеческого бытия и служит истинно творческим отношением к окружающей среде, созданием нового, неповторимого, того, что не произведено природой [8 с. 96]. Этот процесс по своей сущности социален, включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цели, средства и результат деятельности [9 с. 64]. На первых шагах человеческого общества труд представлял собой нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно по мере развития общества он становится все более разнообразным, сложным, многосторонним, совершенным. Происходит так называемое разделение труда, под которым понимается дифференциация и сосуществование различных и вместе с тем связанных между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий. Профессиональное разделение труда является показателем того, что в обществе существуют разные виды труда, которые вызвали деление людей на многочисленные профессиональные группы, каждая из которых занята тем или иным видом деятельности. Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчивые, прочные общности людей, которые цементируются в профессиональные группы рядом факторов, среди которых можно выделить трудовой опыт, навыки, определенный круг знаний, использование сходных методов и целый ряд других параметров. Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы [10 с. 109, с. 123]. О профессиональной деятельности можно говорить в узком и широком смысле слова. В широком смысле профессиональная деятельность - это относительно самостоятельный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным разделением труда. В более узком значении профессиональная деятельность понимается как определенная профессия, т.е. определенная форма трудовой деятельности, чаще всего пожизненное занятие человека, за которое он получает плату, т.е. профессия - это оплачиваемая деятельность человека, основное средство к жизни, способ получения человеком материальных и духовных благ, способ оплачивать свою жизнь и жизнь своих близких.
Профессия выступает как общее, родовое понятие по отношению к понятию «специальность», которое есть более конкретное выражение, характеризующее различные частные подразделения внутри профессии. Специальность - это следствие дифференциации профессиональной деятельности; специальность определяет, устанавливает специфическую сторону знаний и навыков, их особенность по отношению к более общему, устойчивому виду общественного и профессионального разделения труда. Люди одной и той же профессии могут обладать разными специальностями. Так, человек может быть преподавателем по профессии, биологом по специальности. Специальность - это совокупность определенных знаний и навыков, приобретаемых человеком в процессе обучения.
Качественная сторона осуществления деятельности характеризуется понятиями «профессионализм», «профессионал». Понятно, что сотрудник исправительного учреждения может быть по профессии юристом, экономистом или инженером, но при этом быть профессионалом в своей работе. Поэтому профессионализм - это не некий законченный, завершенный этап человеческой жизни, а процесс овладения неким набором необходимых знаний, умений, навыков, получаемых как на этапе профессионального образования, обучения, так и на этапе практического овладения профессией, следующего за этапом образования (если это очное образование) или сопутствующего ему (если это заочное образование).
В этой связи сохраняет свою актуальность утверждение о том, что кадровое наполнение системы исполнения наказаний пока не подчинено каким бы то ни было концептуальным представлениям о том, какой тип сотрудников с точки зрения их ценностных ориентаций и установок, профессионального мастерства потребуется уже в ближайшей перспективе.
Библиогра фия:
1. Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Современное право. 2007. № 12. С. 21 -28;
2. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дисс....д.юрид наук. М., 2011. С. 15;
3. Ромашов Р.А. Современная российская юриспруденция: проблема перехода от самодостаточных сегментов к системе-конвейеру // Юриспруденция XXI века:
горизонты развития: Очерки // Под ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2006. С. 141.
4. Ромашов Р.А. Современная российская юриспруденция. С.141.
5. Амирбеков К. И. Правообеспечительная юридическая деятельность: теоретический подход // Государство и право. 2006. № 1. С. 89.
6. Капитонов С. А. Основы теории правообеспечительного управления. Томск, 2008. С. 19.
7. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. шк., КД «Университет»,1997. С. 104.
8. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Он же. Очерки системного исследования общества. М., 1972. С. 96.
9. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С. 64.
10. Roddenbury, E. W. Achieving professionalism. Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science, 44, (Mat 1953-1954). P. 109; Довба А. С. Профессия.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978. Т. 24. С. 123.
References:
1. Grudtsyna L.Yu. The content and classification of civil society institutions in Russia // Modern law. 2007. No. 12. pp. 21 -28;
2. Grib V.V. Interaction of state authorities and civil society institutions in the Russian Federation: Abstract. diss. ...Doctor of Legal Sciences. M., 2011. p. 15;
3. Romashov R.A. Modern Russian jurisprudence: the problem of transition from self-sufficient segments to a conveyor system // Jurisprudence of the XXI century: horizons of development: Essays // Edited by R. A. Romashov, N. S. Nizhnik. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006. p. 141.
4. Romashov R.A. Modern Russian jurisprudence ... p.141.
5. Amirbekov K. I. Law-based legal activity: a theoretical approach // State and Law. 2006. No. 1. p. 89.
6. Kapitonov S. A. Fundamentals of the theory of law enforcement management. Tomsk, 2008. p. 19.
7. Momdjian K.H. Introduction to social philosophy. M.: Higher School, CD "University", 1997. p. 104.
8. Markaryan E.S. Essays on the theory of culture. Yerevan, 1969; The same. Essays on a systematic study of society. M., 1972. p. 96.
9. Kagan M.S. Human activity. M., 1974. P. 64.
10. Roddenbury, E. W. Achieving professionalism. Journal of Criminal Law, Criminology and Police Science, 44, (Mat 1953-1954). P. 109; Dovba A. S. Profession. The Great Soviet Encyclopedia: In 30 volumes. M.: "Soviet Encyclopedia", 1969-1978. Vol. 24. p. 123.