Научная статья на тему 'Профессионально-правовая культура юристов-практиков'

Профессионально-правовая культура юристов-практиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1050
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЗНАНИЕ ПРАВА / ПОНИМАНИЕ ПРАВА / УВАЖЕНИЕ ПРАВА / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ТЕОРИЯ ПРАВА / PROFESSIONAL LEGAL CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / KNOWLEDGE OF LAW / UNDERSTANDING OF LAW / RESPECT FOR LAW / LEGAL ACTIVITY / LEGAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL / THEORY OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников В. В.

Введение. Актуальность данного исследования обусловливается неоднозначной трактовкой профессионально-правовой культуры юристов-практиков, в том числе проблемы её соотношения с их профессиональной культурой и структурой. Цель. Автором была поставлена цель критически проанализировать имеющиеся в литературе позиции по данным вопросам и предложить своё авторское ведение. Для реализации этой цели были поставлены задачи: 1) раскрыть особенности профессионально-правовой культуры юристов-практиков; 2) обосновать позицию, согласно которой профессионально-правовая культура юристов-практиков выступает одним из компонентов их профессиональной культуры; 3) проанализировать структуру профессионально-правовой культуры, сформулировать её понятие; 4) показать её значимость для эффективности той или иной правовой деятельности должностных лиц. Методология. В исследовании использованы следующие методы: общефилософский (диалектический материализм); общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, сравнение, системно-структурный и др.); специальные (филологический и др.); частнонаучные (формально-юридический, толкование права и др.). Результаты. Результаты исследования в концентрированной форме выражаются в том, что, во-первых, профессионально-правовая культура юристов-практиков отличается от правовой культуры граждан как по объёму, так и по структуре; во-вторых, в качестве элементов профессионально-правовой культуры выступают профессиональные правовые знания, профессиональное отношение к праву, умение применять его, правоактивное поведение; в-третьих, профессионально-правовая культура указанных лиц является лишь одним из компонентов их профессиональной культуры. Заключение. Профессионально-правовая культура юристов-практиков является одним из компонентов их профессиональной культуры, которая, взаимодействуя с системой объективных факторов различного уровня, составляет вектор, определяющий эффективность как правотворческой, так и интерпретационной и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF PRACTICE LAWYERS

Introduction. The relevance of this study is due to the ambiguous interpretation of the professional legal culture of legal practitioners, including the problem of its correlation with their professional culture and structure. Purpose. The author has set a goal to critically analyze the positions available in the literature on these issues and offer his own authorship. To achieve this goal, the following tasks were set: 1) to reveal the features of the professional culture of legal practitioners; 2) to justify the position that the former is one of the components of their professional culture; 3) to analyze the structure of professional and legal culture and to formulate its concept; 4) to show its significance for the effective legal activity of officials. Methodology. The research uses the following methods: general philosophical (dialectical materialism); general scientific (analysis and synthesis, induction and deduction, abstraction, comparison, system-structural, etc.); special (philological, etc.); private scientific (formal legal, interpretation of law, etc.). Results. The results of the study in concentrated form are that, first, vocational and legal culture legal practitioners different from the legal culture of citizens in terms of volume and structure; second, as her last act as the professional legal knowledge, professional attitude to the law, the ability to apply it, proactive behavior; third, vocational and legal culture of these individuals is only one component of their professional culture. Conclusion. The professional and legal culture of legal practitioners is one of the components of their professional culture, which, interacting with a system of objective factors at various levels, forms a vector that determines the effectiveness of both law-making and interpretation and law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Профессионально-правовая культура юристов-практиков»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,

РИМСКОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 5-16. УДК 340.312

DOI 10.24147/1990-5173.2020.17(2).5-16

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТОВ-ПРАКТИКОВ

В. В. Кожевников

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

Введение. Актуальность данного исследования обусловливается неоднозначной трактовкой профессионально-правовой культуры юристов-практиков, в том числе проблемы её соотношения с их профессиональной культурой и структурой. Цель. Автором была поставлена цель критически проанализировать имеющиеся в литературе позиции по данным вопросам и предложить своё авторское ведение. Для реализации этой цели были поставлены задачи: 1) раскрыть особенности профессионально-правовой культуры юристов-практиков; 2) обосновать позицию, согласно которой профессионально-правовая культура юристов-практиков выступает одним из компонентов их профессиональной культуры; 3) проанализировать структуру профессионально-правовой культуры, сформулировать её понятие; 4) показать её значимость для эффективности той или иной правовой деятельности должностных лиц. Методология. В исследовании использованы следующие методы: общефилософский (диалектический материализм); общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, сравнение, системно-структурный и др.); специальные (филологический и др.); частнонаучные (формально-юридический, толкование права и др.). Результаты. Результаты исследования в концентрированной форме выражаются в том, что, во-первых, профессионально-правовая культура юристов-практиков отличается от правовой культуры граждан как по объёму, так и по структуре; во-вторых, в качестве элементов профессионально-правовой культуры выступают профессиональные правовые знания, профессиональное отношение к праву, умение применять его, правоактивное поведение; в-третьих, профессионально-правовая культура указанных лиц является лишь одним из компонентов их профессиональной культуры. Заключение. Профессионально-правовая культура юристов-практиков является одним из компонентов их профессиональной культуры, которая, взаимодействуя с системой объективных факторов различного уровня, составляет вектор, определяющий эффективность как правотворческой, так и интерпретационной и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-правовая культура; профессиональная культура; знание права; понимание права; уважение права; правовая активность; правовая культура личности; теория права.

1. Введение

Актуальность рассматриваемой проблемы во многом определяется важностью данного феномена с позиции юридической практики. А. С. Бондарев в этой связи подчёркивает, что «анализ правовых явлений и процессов в существующей теории права часто ведётся в отрыве от первостепенного правового фактора - правовой культуры», «в теории права... правовая культура раскрывается чаще всего только в связи с правосознанием», студентам-юристам «не рас-

крывается роль правовой культуры как фактора, "движущей силы" в процессе правотворчества, реализации норм права, правоприменении, юридической ответственности и т. д.» [1, с. 3].

2. Методология

Методология исследования включает в себя следующие методы: общефилософский (метод диалектического материализма); общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, метод сравнения, системно-структурный и др.); специаль-

ные (филологический метод и др.); частнона-учные (формально-юридический метод, метод толкования права и др.).

3. Анализ профессионально-правовой культуры в научной литературе

В литературе наблюдается самое различное отношение к этому феномену вплоть до полного игнорирования его как такового. В последнем случае авторы как бы его не замечают, а исследуют лишь правосознание: его понятие, структуру, виды (в том числе и профессиональное правосознание), роль в жизни общества [2, с. 798-817], либо правовую культуру общества [3, с. 236-240], либо правовую культуру личности вообще, без акцентирования внимания на профессиональном аспекте, его структуре, функциях, соотношении с индивидуальным правосознанием [4, с. 448].

Позиции авторов, которые обращаются к этой проблеме, являются зачастую небезупречными, весьма абстрактными.

Например, В. И. Власов и Г. Б. Власова утверждают, что юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально [5, с. 300]. Коллектив авторов (В. Я. Любашиц, М. Б. Смоленский и В. И. Шепелев) утверждает, что профессиональный уровень правовой культуры предполагает глубокие обстоятельные правовые знания, отработанные приёмы и навыки, опыт в сфере оперирования правовыми средствами, устойчивое профессионально-правомерное поведение [6, с. 506]. Есть авторы, которые ограничиваются констатацией того, что он «свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне» [7, с. 407; 8, с. 414].

Бессодержательно положение, согласно которому «особую разновидность групповой и индивидуальной культуры составляет профессионально-правовая культура юристов» [9, с. 341].

Трудно понять специфику профессионально-правовой культуры из следующего положения, предложенного Р. А. Ромашовым: «...правовое поведение складывается из обыденного (не профессионального) (речь идёт о правовой культуре. - В. К.), осуществляемого субъектами, которые не обладают

специализированными юридическими знаниями, умениями и навыками, и профессионального, включающего деятельность профессиональных юристов в сфере правового образования, правовой науки и правовой практики» [10, с. 291]. Полагаем, что и в данном случае без достаточных к тому оснований учёный ставит знак равенства между профессионально-правой и доктринальной культурой, которая действительно находит своё проявление в сфере правового образования и правовой науки, но не в сфере правовой практики. Следует обратить внимание, что при изложении своей позиции этим автором и другими используется термин «правовое поведение» [11, с. 449].

Учёные забывают, что «.правовое поведение включает в себя как норму, так и патологию в сфере права, т. е. все виды человеческого поведения, влекущего юридические последствия» [12, с. 37].

Б. К. Мартыненко, говоря о профессионально-правовой культуре, необоснованно отождествляя её с доктринальной, ограничился лишь тем, что она характеризуется своей принадлежностью особым субъектам, имеющим юридическое образование и/или профессионально изучающим и реализующим право в своей деятельности (государственные служащие, в том числе судьи, учёные-юристы, преподаватели права, адвокаты, нотариусы) [13, с. 495].

Думается, что в определении субъектов профессионально-правовой культуры более точен А. Ю. Ларин, подчёркивающий, что такой уровень правовой культуры «складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоприменительной деятельности» [14, с. 239]. В своё время А. Б. Венгеров, говоря о правовой культуре, ограничился лишь замечанием о том, что она «также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты» [15, с. 571].

Заслуживает внимания позиция И. А. Иван-никова, отмечающего, что правовая культура юристов отличается от правовой культуры других граждан не столько элементами структуры, сколько содержанием: для неё характерны более полные правовые знания, умения применять их на практике и поступать в соответствии с законом [16, с. 276].

В контексте последующего изложения трудно согласиться с позицией А. В. Мелехи-на, утверждающего, что «профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области), которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры» [17, с. 477].

Справедливости ради, заметим, что авторы ряда учебных изданий характеризуют профессионально-правовую культуру юристов более полно, отмечая её специфические особенности.

Например, С. Г. Дробязко и В. С. Козлов, справедливо выделяя виды профессионально-правовой культуры (судебную, прокурорскую и т. д.), подчёркивают, что у юристов-практиков на основе имеющейся у них теоретической юридической подготовки в процессе каждодневной правовой деятельности вырабатывается профессиональный уровень в соответствующей правотворческой или пра-вореализующей (вернее, правоприменительной. - В. К.) сфере. По мнению авторов, профессиональная правовая культура олицетворяется фундаментальной подготовленностью юристов-практиков, позволяющей эффективно реализовать правовые ценности в ходе подготовки и принятия конкретных правовых актов как нормативного, так и правоприменительного (вернее, ненормативного. - В. К.) характера в духе воплощения сущности права, его принципов и закономерностей в содержании права, т. е. выработке такой системы конкретных норм, которые устанавливаются при тщательном учёте всех правообра-зующих и правотворческих факторов и точно реализуются (применятся. - В. К.) во времени, в пространстве и по кругу лиц [18, с. 459]. Если критически оценить данную позицию, можно отметить, что, во-первых, профессиональную правовую культуру необходимо «связывать» не с реализацией права вообще, а только с правоприменением и иной практической юридической деятельностью (правотворческой, интерпретационной); во-вторых, несмотря на взаимосвязь профессиональной правовой и доктринальной культуры, необходимо их различать. В частности, вопросы о сущности права, его принципах и

закономерностях находятся в орбите как раз доктринальной правовой культуры.

А. А. Фомин, говоря о профессиональной культуре работников правоохранительных органов, предлагает неоправданно широкую трактовку, которая включает в себя следующие черты: знание и уважение права, действующего законодательства; законность действий при выполнении должностных обязанностей; умение пользоваться данной властью, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям; способность эффективно обеспечить права и свободы граждан; умение вести правовое обучение и воспитание подчинённых, граждан [19, с. 145].

Следует, на наш взгляд, обратить внимание на точку зрения В. И. Червонюка, который обоснованно отмечает, что, во-первых, носителем профессионально-правовой культуры является группа людей, профессионально вовлечённых в юридическую практику, т. е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах; во-вторых, эту группу отличают: высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убеждённость в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффективно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности; в-третьих, каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры, например, судей прокурорских работников, сотрудников милиции (сейчас полиции. - В. К.), адвокатов и юрисконсультов и др.; при этом уровень правовой культуры различен и среди представителей одной и той же профессии [20, с. 348].

4. О соотношении профессионально-правовой и профессиональной культуры юристов

Полагаем, что профессионально-правовая культура по своему содержанию не тождественна понятию профессиональной культуры этих же лиц [21, с. 43, 45].

В юридической литературе наша позиция, прямо или косвенно, нашла выражение. Например, по мнению А. П. Гладилина, профессиональная культура правоприменяющих субъектов в правоохранительной сфере представляет «своего рода сплав правовых

и нравственных ценностей, которым должен располагать каждый сотрудник, а также устойчивую сумму знаний, навыков и качеств, вошедших в постоянный обиход профессии и составляющих системную целостность, нарушение которой означает снижение, а затем исчезновение культуры как таковой» [22, с. 3].

В литературе по проблемам профессионализма юриста более обоснованную позицию занимала Н. Л. Гранат, определявшая его как результат реализации профессиональной культуры на уровне общества, группы или личности. По мнению автора, основными составляющими профессиональной культуры являются профессионально-правовая (или профессионально-юридическая) и профессионально-нравственная области культуры, которые функционируют во взаимодействии с другими областями культуры (политической, эстетической и т. д.) [23, с. 46]. В другой, более ранней работе Н. Л. Гранат подчёркивала, что «профессиональная культура должна рассматриваться, с одной стороны, как разновидность общей культуры, а с другой - как более высокий уровень, прежде всего правовой, а также нравственной культуры. которая играет определённую роль в выборе правомерного варианта поведения в юридически значимых ситуациях» [24, с. 11].

5. Профессионально-психологическая культура юриста-практика

Соглашаясь с данными положениями, следует обратить внимание и на профессионально-психологическую составляющую профессиональной культуры юристов, особенно тех из них, кто занимается правоприменительной деятельностью в правоохранительной сфере. В своё время А. Р. Ратинов справедливо писал, что «.при решении сложных познавательных задач эмпирического опыта бывает недостаточно. Так, без серьёзной психологической подготовки невозможно раскрыть и успешно расследовать преступления неочевидного характера» [25, с. 3].

Полагаем, что слабая психологическая подготовка выступает хроническим болезненным изъяном профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Недостатки в психологической подготовке зачастую наталкивают их на мысль об использовании силовых методов, насилия, угроз и

других незаконных мер. В современных условиях требуется глубокое понимание того, что специальное юридическое образование без профессионально-психологической подготовки - скрытый и опасный дефект, который в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности может свести на нет юридическую подготовку сотрудника и привести к срывам и ошибкам. Например, очень часто именно психологическая совместимость, установление контакта с теми, кто совершил преступление, со свидетелями или потерпевшими, боящимися давать показание по каким-либо причинам, вообще с любым человеком, с которыми сотрудник сталкивается в процессе своей деятельности, могут привести к успеху [26, с. 19-22].

В этой связи необходимо согласиться с писателем С. Высоцким, подчёркивающим, что «главное оружие сыщика - умение говорить с людьми. Даже закоренелому уголовнику, засевшему с оружием где-нибудь на чердаке, можно доказать, что ему некуда деться... Но только в том случае, если хорошо знаешь его психологию. Работа сотрудника уголовного розыска на восемьдесят процентов состоит из разговоров с потерпевшими, со свидетелями, с экспертами и разного рода специалистами, с бывалыми людьми. С преступниками, в конце концов. И от того, как направить беседу, какие найти слова, от умения слушать часто зависит успех или провал операции» [27, с. 313].

На наш взгляд, профессиональное лицо сотрудника полиции в современных условиях определяется его уровнем подготовки в таких областях, как психология и социология, его умением ориентироваться в сфере межличностных и семейных отношений, коммуникативными способностями, глубоким знанием всех тонкостей этнических и расовых проблем, навыками артистического перевоплощения в соответствующие образы для установления и поддержания нужных контактов с населением.

По мнению Ю. И. Осипова, обобщённым определением, основанным на множестве существующих в американской литературе понятий, является определение профессионализма в деятельности полиции как совокупность особых знаний и умений, позволяющих полиции выполнять присущие ей функции,

в том числе связанные с применением физического принуждения [28, с. 140-144].

6. Особенности профессионально-правовой культуры

Полагаем, что профессионально-правовая культура юриста, на наш взгляд, обладает особенностями, отличающими её от правовой культуры обычных граждан, что, к сожалению, не всегда учитывается некоторыми авторами. Об этом свидетельствуют, в частности, определения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, традиционно раскрывающие её через уровень правовых знаний, уважение к праву и правомерную деятельность и отражающие, по существу, общие показатели индивидуальной правовой культуры [29, с. 65]. В контексте данных рассуждений вызывает интерес точка зрения З. Н. Каландаришвили, согласно которой в зависимости от уровня правовой деятельности следует различать две разновидности правовой культуры: неспециализированную и специализированную [30, с. 47]. Если следовать этой идее, пишет В. К. Самигуллин, то неспециализированная правовая культура присуща основной массе людей, поскольку они не имеют никакого профессионального отношения к праву и обеспечению его действия. Учёный утверждает, что специализированная правовая культура - это область профессиональной деятельности тех, кто имеет дело с правом и активно работает в направлении его осуществления; иными словами, специализированная правовая культура - это культура юристов-профессионалов [31, с. 208].

Учёными предпринимаются попытки выделить специфические черты профессионально-правовой культуры личности сотрудников органов внутренних дел, подчёркивая при этом, что первая отражает особенности правоохранительной деятельности [32, с. 15, 17].

Полагаем, что правовая культура юристов-практиков отличается от правовой культуры граждан как по объёму, так и по качеству структурных компонентов.

7. Профессионально-правовые знания

В структуре правовой культуры личности наиболее подвижно знание права, без которого невозможны обоснованная, точная и правильная оценка правовых явлений, формирование правовых установок, ориентаций

и правомерного поведения. При этом необходимо учитывать важное обстоятельство, что если для гражданина закон - веление государства, то для юриста - это ещё и профессиональный инструмент, основа его правомочий в служебной деятельности, непременное условие нормального выполнения функций, взаимодействия с другими людьми. Именно незнание правовых норм, по мнению сотрудников правоохранительных органов, зачастую служит причиной нарушений требований законности [33, с. 91-106]. Юрист-практик - это человек, овладевший не общими сведениями о праве, законодательстве (такие сведения должны быть достоянием каждого грамотного гражданина), а профессиональными, т. е. фундаментальными и специализированными.

Фундаментальные - знания, свидетельствующие о понимании внутренних закономерностей, особенностей права, его роли в жизни общества. Они складываются из понимания основополагающих юридических понятий, охватывающих право в целом и его основные отрасли. Поэтому важное значение здесь имеют знание и понимание принципов права, правовой политики государства, социальной ценности законодательства и правосудия, органической связи права и морали. Принципы как предельно широко сформулированные правила, отправные начала права обладают нормативностью, особой императивностью. Они высшее мерило правомерности поступков людей.

Специализированность юридических знаний означает их конкретность, детализи-рованность, что предполагает достаточно полное овладение материей («догмой») права, техникой юриспруденции, причём такое овладение, которое отвечает практическим потребностям в нём и на ином участке юридической деятельности.

Профессиональность юридических знаний означает, что эти знания способны к дальнейшему развитию и непрерывно развиваются: юрист должен владеть приёмами освоения нового материала, его обработки (например, приёмами обобщения практики на своём участке работы, использования литературных источников, быстрого нахождения необходимых сведений о законодательстве и т. д.) [34, с. 73-74].

Заслуживает внимания проблема формирования у юристов-практиков теоретико-правовых знаний, поскольку без них порой трудно решить многие вопросы юридической практики. Полагаем, что для первых особую значимость имеют такие общетеоретические проблемы, как толкование закона, применение норм права, знание теоретических положений о структуре нормы права, вопросы квалификации правонарушений и т. д. Юрист-практик не должен ограничиваться знанием лишь уголовного, уголовно-процессуального, административного и некоторых других отраслей права, а также ведомственных приказов, непосредственно относящихся к его деятельности, что может быть более или менее достаточным в устоявшейся социально-политической ситуации. В переломное же время, при зарождении новых явлений, иными словами, в переходный период развития, который переживает наше общество, актуальность теоретико-правовых знаний возрастает.

8. Уважение к праву юристов-практиков

Нисколько не умаляя значение правовых знаний и понимания права, следует иметь в виду, что они зачастую недостаточны для правомерного поведения соответствующих субъектов, ибо сами по себе они не удерживают от совершения правонарушений. Глав -ное же заключается в отношении лица к охраняемым законам нормам и ценностям, к обществу, его интересам, отдельным людям. Речь идёт о том, что правомерное поведение объективно требует уважения лично -сти к праву. Об этом компоненте индивидуальной правовой культуры неоднократно писали учёные [35, с. 98-99].

Понимая уважение как «чувство», следует заметить, что задача воспитания состоит в том, чтобы воздействовать на чувства человека и его поведение, соответствующее этим чувствам, ибо можно уважать ту или иную норму, но не выполнять её требований. Ува -жение к праву означает признание его социальной ценности, включающее достаточную информированность о требованиях правовых норм и солидарность с принципами права. Особо подчеркнём, что уважение к праву характеризуется стремлением не только неукоснительно выполнять правовые предписания, согласовывать своё поведение с об-

разцами, предлагаемыми ими, но правоак-тивными действиями способствовать укреплению законности и правопорядка.

Уважение к праву, рассматриваемое в качестве одного из структурных элементов профессионально-правовой культуры, обладает спецификой, суть которой заключается в следующем.

Во-первых, оно выступает важнейшим фактором, исключающим профессиональную небрежность со стороны юристов-практиков.

Во-вторых, уважение к праву вызывает изменения внутреннего отношения соответствующих субъектов к выполнению служебных обязанностей, воспринимаемых ими не просто как приказ, веление государства, а как осознанный долг.

В-третьих, оно формируется при непосредственном восприятии правовых явлений, влияющих на становление профессионального сознания как основы профессионально-правовой культуры.

В-четвёртых, юрист-практик оказывает существенное воздействие на правосознание участников правоприменительного процесса не только тем, что разъясняет им права и обязанности, указывает на пределы осуществления прав. Всем своим поведением, каждым словом и действием он должен показывать пример правильного отношения к закону, фактам неправомерного поведения. Пренебрежение законом при решении социально-правовых задач зачастую порождает многочисленные конфликтные ситуации, связанные с ущемлением прав граждан со стороны лиц, ведущих борьбу с правонарушениями, вызывает возмущение общества, усиливает сопротивление позитивным законным мерам.

И наконец, в-пятых, профессиональное отношение, уважительное отношение к праву предполагают наличие не только осознанности его истинности и важности, но и готовность к поддержанию авторитета права. Юристы-профессионалы, как правило, не сомневаются в целесообразности и справедливости действующего законодательства, что не исключает подчас критического отношения к устаревшим, нежизненным нормам права. Однако, несмотря на подобного рода сомнения, они считают необходимым строго соблюдать законы впредь до изменения или отмены в установленном порядке. Профес-

сиональный уровень правовой культуры, будучи ориентированный на соблюдения юридического закона, не исключает, а, наоборот, предполагает критическое отношение к нему. Личность, отличающаяся высоким уровнем правовой культуры, не обязательно должна быть носителем убеждённости в справедливости и целесообразности норм права. Признавая социальную ценность и необходимость права как регулятора общественных отношений, она может и не переносить это убеждение на отдельные юридические законы, правовые принципы, структуру права и т. д. Чем выше правовая культура личности, тем она более взыскательна к законодательству. Более того, укажем и на то обстоятельство, согласно которому в ряде случаев уважения к праву недостаточно, ведь уважать можно и то, что навязано силой. Следует добиваться солидарности с правовыми нормами, принятия их как «своих», превращения во внутреннее убеждение носителя правовой культуры. Это обеспечит не только неукоснительное соблюдение закона, но и активную борьбу за следование ему другими [36, с. 18].

9. Умение применять нормы права

Важным компонентом профессионально-

правовой культуры является основанное на знании и понимании норм и принципов права, уважении к нему, проявлении солидарности с ним умение эффективно применять нормы права в практической деятельности.

В. К. Самигуллин замечает, что «. правовая культура. наиболее полно и выразительно проявляется в поступках, деятельности» [31, с. 207].

Правоприменительная деятельность включает в себя производство множества различных процессуальных действий, качество и оперативность которых зависит от активного использования юристом-практиком средств, приёмов и методов прикладных юридических наук, в частности криминалистики.

10. Правоактивное поведение

На наш взгляд, в качестве ещё одного важного элемента профессионально-правовой культуры следует рассматривать не только правомерное поведение как таковое, а его высший уровень - правоактивное поведение. Кстати говоря, в той или иной форме это положение высказывали и другие учёные-теоретики [37, с. 20]. В своё время А. И. Эки-

мов уточнял, что «иметь правовую культуру -значит не только самому исполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им», «правовая культура предполагает также оценку правомерности других лиц и действий, направленных на то, чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений» [38, с. 345]. Подобная позиции имеется у О. В. Винниченко и В. И. Попова [39, с. 248]. В качестве одного из компонентов правовой культуры личности А. А. Фомин также называет «правовую активность, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод» [19, с. 144]. Анализируя профессиональный уровень правовой культуры, В. В. Лазарев и С. В. Липень справедливо утверждают, что ей присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а её повышение связывают «с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания. приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов» [40, с. 406].

В контексте данного компонента профессионально-правовой культуры следует критически оценить модель правокультурной личности, предложенную С. В. Бошно, которая в её содержание включает: характеристику фактического и правозначимого поведения личности, игнорируя то, что правозначимым может быть и правонарушение; отношение личности к праву (вернее, уважительное. -В. К. ), другим правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам другого человека; привычку к правомерному поведению; гражданско-правовую активность, которая автором не раскрывается и остаётся неразрешимой загадкой [41, с. 307].

На наш взгляд, правовую активность следует определять, с одной стороны, как свойство, содержательную характеристику личности, выражающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе уважительного отношения к нему, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой - как позитивную, целенаправленную, сознательную,

зачастую творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, однако не запрещённую ими, направленную на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее её проявление). Вывод о единстве внутреннего и внешнего аспектов активности указывает на то, что правовая активность есть отражение двух взаимосвязанных процессов: 1) восприятия права, «приобретения» необходимых для правовой жизнедеятельности системы качеств и 2) воздействия социального субъекта посредством реализующей активности на правовую среду.

Имея в виду правоприменительную сферу, учёные трактуют правоактивное поведение как «усилия правоприменителя, направленные на обеспечение реализации права и предпринимаемые им сверх требований, предъявляемых должностными инструкциями и другими правовыми актами» [42, с. 8]. Думается, что в данном случае речь должна идти не об усилиях правоприменителя, а о достигнутом результате, полученном соответствующим субъектом, действующим по усмотрению.

Действительно, принцип законности, строгая регламентация правомерного поведения должностных лиц не исключает усмотрения, в котором выражается конкретная целесообразность того или иного решения, принимаемого на основе закона и в рамках компетенции должностного лица. Возможность и необходимость действовать по усмотрению необходимо потому, что в сфере управленческой деятельности складывается большое количество различных ситуаций, предусмотреть которые в законе невозможно, да, пожалуй, и не нужно. Правовая регламентация поведения должностного лица не должна сковывать его инициативу, и вместе с тем она не должна допускать произвола, противопоставления законности и целесообразности.

Отметим, что правовая активность должностных лиц проявляется и в рамках других стадий правоприменительной деятельности. В этой связи В. В. Лазарев признаёт за правоприменителем в той или иной степени свободу в выяснении обстоятельств

дела и правового основания его решения [43, с. 16]. Усмотрение как возможность выбора того или иного альтернативного решения в законных пределах во многом определяется так называемыми оценочными понятиями. Действительно, если проанализировать, например, статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, содержащие диспозитивные нормы и регламентирующие производство следственных действий, то можно обратить внимание на такие оценочные понятия, как «при наличии достаточных оснований (данных) полагать» (ч. 2 ст. 140, ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 171), «в случае необходимости» (ч. 9 ст. 166, ч. 4 ст. 223), «по усмотрению (собственной инициативе)» (ч. 4 ст. 189, ч. 3 ст. 192), «в исключительных случаях» (ч. 1 ст. 152, ч. 5 ст. 165, ч. 5 ст. 223), «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 3 ст. 164, ч. 2 ст. 176, ч. 11 ст. 179) и т. д. Нормы, содержащие оценочные понятия, имеют место и в других отраслях как частного, так и публичного права.

11. О понятии профессионально-правовой культуры

Полагаем, что вышеизложенное позволяет сформулировать понятие профессионально-правовой культуры: это такой уровень правовой культуры, который присущ лицам, профессионально занимающимся юридической (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной) деятельностью, объективно предполагающий такие его характеристики, как наличие профессионального знания и понимания права, его принципов, уважительное отношение к праву, проявление солидарности с ним, умение эффективно использовать нормы права в практической деятельности, а также проявлять правовую активность в соответствующей юридической сфере деятельности.

12. Заключение

В заключение отметим, что профессионально-правовая культура юристов-практиков является одним из компонентов их профессиональной культуры, которая, взаимодействуя с системой объективных факторов различного уровня, составляет вектор, определяющий эффективность как правотворческой, так и интерпретационной и правоприменительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарев А. С. Правовая культура-фактор жизни права : монография. - М. : Юрлитинформ, 2012. -248 с.

2. Теория государства и прав : учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М. : Зерцало, 2009. - 848 с.

3. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник. - М. : Юрайт, 2012. - 415 с.

4. Рассказов Л. П. Теория государства и права : учебник. - М. : РИОР, 2008. - 462 с.

5. Власов В. И., Власова Г. Б. Теория государства и права : учебное пособие. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 331 с.

6. Любашиц В. Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права : учебник. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 512 с.

7. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. - М. : Эксмо, 2007. - 448 с.

8. Смоленский М. Б., Борисов Г. А., Мархгейм М. В., Тонков Е. Е. Теория государства и права : учебник. -Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 478 с.

9. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права : учебное пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 431 с.

10. Ромашов Р. А. Теория государства и права : краткий курс. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.

11. Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю., Мамычев А. Ю. Теория государства и права : практикум. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 604 с.

12. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология : монография. - М. : Наука, 1982. - 287 с.

13. Мартыненко Б. К. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. В. М. Сырых. - М. : Эксмо, 2008. - С. 482-502.

14. Ларин А. Ю. Теория государства и права : учебник. - М. : Книжный мир, 2011. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. - М. : Омега-Л, 2007. - 608 с.

16. Иванников И. А. Общая теория государства и права : учебное пособие. - М. : Наука-Пресс, 2008. -368 с.

17. Мелехин А. В. Теория государства и права : учебник. - М. : Маркет ДС, 2007. - 640 с.

18. Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права : учебное пособие. - Минск : Амалфея, 2005. - 464 с.

19. Фомин А. А. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько, А. Ю. Саломатина. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. - С. 138-149.

20. Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права : учебное пособие / под ред. В. И. Червонюка. - М. : КолосС, 2003. - 544 с.

21. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность : учебное пособие. - М. : Проспект, 2011. - 320 с.

22. Гладилин А. П. Профессиональная культура и имидж руководителя органов внутренних дел (фило-софско-культурологический аспект). - М. : Акад. управления МВД России, 1998. - 128 с.

23. Гранат Н. Л. Профессионализм как принцип организации и деятельности органов внутренних дел // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. - М. : Акад. МВД СССР, 1990. - С. 42-54.

24. Гранат Н. Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие. - М. : Акад. МВД СССР, 1984. - 84 с.

25. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. - М. : Юрлитинформ, 2001. - 352 с.

26. Кожевников В. В., Караваев А. Ф. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры правоприменяющего субъекта в правоохранительной сфере // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 2. - С. 19-22.

27. Высоцкий С. Среда обитания. - М. : Современник, 1991. - 575 с.

28. Осипов Ю. И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. - М. : Акад. МВД СССР, 1990. - С. 140-144.

29. Домбровский В. В. О понятии и содержании профессиональной правовой культуры сотрудника милиции // Вопросы политической работы в органах внутренних дел. - Л. : Высш. полит. училище МВД СССР им. 60-летия ВЛКСМ, 1985. - С. 61-65.

30. Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодёжи. - СПб. : С.-Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, 2009. - 170 с.

31. Самигуллин В. К. Правосознание: корень добра и справедливости. - Уфа : Диалог, 2009. - 224 с.

32. Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. - Л. : Высш. полит. училище МВД СССР им. 60-летия ВЛКСМ, 1988. - 43 с.

33. Кожевников В. В., Марфицин П. Г. Правовой нигилизм следователя // Проблемы противодействия преступности в современных условиях. - Омск : Ом. акад. МВД России, 1999. - С. 91-106.

34. Алексеев С. С. Введение в юридическую специальность. - М. : Юридическая литература, 1976. -256 с.

35. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической деятельности. - М. : МГУ, 1984. - 208 с.

36. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел : учебное пособие. - М. : Акад. МВД РФ, 1993. - 157 с.

37. Никитин А. Ф. Что такое правовая культура? - М. : Просвещение, 1988. - 40 с.

38. Экимов А. И. Социалистическое правосознание. Правовая культура // Теория государства и права : учебник / под ред. А. И. Королева, Л. С. Явича. - Л. : ЛГУ, 1987. - С. 337-350.

39. Винниченко О. В., Попов В. И. Теория государства и права : учебное пособие. - М. : Проспект, 2010. -504 с.

40. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права : учебник. - М. : Юрайт, 2010. - 406 с.

41. Бошно С. В. Теория государства и права : учебное пособие. - М. : Эксмо, 2007. - 400 с.

42. Лазарев В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел : учебное пособие. - М. : Академия МВД СССР, 1989. - 84 с.

43. Лазарев В. В. Социально-психологические аспекты применения права : монография. - Казань : Казан. ун-т, 1982. - 144 с.

Информация об авторе

Кожевников Владимир Валентинович - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: kta6973@rambler.ru SPIN-код: 7487-3953, AuthorlD: 678229

Информация о статье

Дата поступления - 5 февраля 2020 г. Дата принятия в печать - 15 июня 2020 г.

Для цитирования

Кожевников В. В. Профессионально-правовая культура юристов-практиков // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 2. С. 5-16. й01: 10.24147/1990-5173.2020. 17(2).5-16.

PROFESSIONAL LEGAL CULTURE OF PRACTICE LAWYERS

V.V. Kozhevnikov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. The relevance of this study is due to the ambiguous interpretation of the professional legal culture of legal practitioners, including the problem of its correlation with their professional culture and structure. Purpose. The author has set a goal to critically analyze the positions available in the literature on these issues and offer his own authorship. To achieve this goal, the following tasks were set: 1) to reveal the features of the professional culture of legal practitioners; 2) to justify the position that the former is one of the components of their professional culture; 3) to analyze the structure of professional and legal culture and to formulate its concept; 4) to show its significance for the effective legal activity of officials. Methodology. The research uses the following methods: general philosophical (dialectical materialism); general scientific (analysis and synthesis, induction and deduction, abstraction, comparison, system-structural, etc.); special (philological, etc.); private scientific (formal legal, interpretation of law, etc.). Results. The results of the study in concentrated form are that, first, vocational and legal culture legal practitioners different from the legal culture of citizens in terms of volume and structure; second, as her last act as the professional legal knowledge, professional attitude to the law, the ability to apply it, proactive behavior; third, vocational and legal culture of these individuals is only one component of their professional culture. Conclusion. The professional and legal culture of legal practitioners is one of the components of their professional culture, which, interacting with a system of objective factors at various levels, forms a vector that determines the effectiveness of both law-making and interpretation and law enforcement activities.

Keywords: professional legal culture; professional culture; knowledge of law; understanding of law; respect for law; legal activity; legal culture of the individual; theory of law.

REFERENCES

1. Bondarev A.S. Legal culture-factor of the life of law, monograph. Moscow, Yurlitinform Publ., 2012. 248 p. (In Russ.).

2. Marchenko M.N. (ed.). Theory of state and rights, textbook. Moscow, Zertsalo Publ., 2009. 848 p. (In Russ.).

3. Perevalov V.D. Theory of state and law, textbook. Moscow, Yurait Publ., 2012. 415 p. (In Russ.).

4. Rasskazov L.P. Theory of state and law, textbook. Moscow, RIOR Publ., 2008. 462 p. (In Russ.).

5. Vlasov V.I., Vlasova G.B. Theory of state and law, training manual. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2011. 331 p. (In Russ.).

6. Lyubashits V.Ya., Smolensky M.B., Shepelev V.I. Theory of state and law, textbook. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2006. 512 p. (In Russ.).

7. Morozova L. A. Theory of state and law, textbook. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 448 p. (In Russ.).

8. Smolensky M.B., Borisov G.A., Markhgeim M.V., Tonkov E.E. Theory of state and law, textbook. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2011. 478 p. (In Russ.).

9. Rassolov M.M. Problems of the theory of state and law, training manual. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2007. 431 p. (In Russ.).

10. Romashov R.A. Theory of state and law, a short course. Saint Petersburg, Piter Publ., 2010. 304 p. (In Russ.).

11. Lyubashits V.Ya., Mordovtsev A.Yu., Mamychev A.Yu. Theory of state and law, practical work. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2010. 604 p. (In Russ.).

12. Kudryavtsev V.N. Legal behavior: norm and pathology, monograph. Moscow, Nauka Publ., 1982. 287 p. (In Russ.).

13. Martynenko B.K. Legal awareness, legal culture and legal education, in: Syrykh V.M. (ed.). Problems of the theory of state and law, textbook. Moscow, Eksmo Publ., 2008, pp. 482-502. (In Russ.).

14. Larin A.Yu. Theory of state and law, textbook. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2011. 288 p. (In Russ.).

15. Vengerov A.B. Theory of state and law, textbook. Moscow, Omega-L Publ., 2007. 608 p. (In Russ.).

16. Ivannikov I.A. General theory of state and law, training manual. Moscow, Nauka-Press Publ., 2008. 368 p. (In Russ.).

17. Melekhin A.V. Theory of state and law, textbook. Moscow, Market Publ., 2007. 640 p. (In Russ.).

18. Drobyazko S.G., Kozlov V.S. General theory of law, training manual. Minsk, Amalfeya Publ., 2005. 464 p. (In Russ.).

19. Fomin A.A. Legal awareness and legal culture, in: Malko A.V., Salomatin A.Yu. (eds.). Theory of state and law, textbook. Saint Petersburg, Yuridicheskii Tsentr Press Publ., 2007, pp. 138-149. (In Russ.).

20. Goiman-Kalinsky I.V., Ivanets G.I., Chervonyuk V.I. Elementary principles of the general theory of law, textbook. Moscow, KolosS Publ., 2003. 544 p. (In Russ.).

21. Sokolov N.Ya. Professional culture of lawyers and the rule of law, training manual. Moscow, Prospekt Publ., 2011. 320 p. (In Russ.).

22. Gladilin A.P. Professional culture and image of the head of the internal affairs bodies (philosophical and cultural aspect). Moscow, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 1998. 128 p. (In Russ.).

23. Granat N.L. Professionalism as a principle of organization and activity of internal affairs bodies, in: Professional and public principles in the activity of internal affairs bodies: history and modernity. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1990, pp. 42-54. (In Russ.).

24. Granat N.L. Professional consciousness and socialist legality in the activities of internal affairs bodies, training manual. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1984. 84 p. (In Russ.).

25. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigators. Moscow, Yurlitinform Publ., 2001. 352 p. (In Russ.).

26. Kozhevnikov V.V., Karavaev A.F. Psychological culture as a component of the professional culture of the law enforcement subject in the law enforcement sphere. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2017, no. 2, pp. 19-22. (In Russ.).

27. Vysotsky S. Habitat. Moscow, Sovremennik Publ., 1991. 575 p. (In Russ.).

28. Osipov Yu.I. Problems of professionalism in the activities of the US police: theory and practice, in: Professional and social principles in the activities of law enforcement bodies: history and modernity. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1990, pp. 140-144. (In Russ.).

29. Dombrovsky V.V. On the concept and content of the professional legal culture of a police officer, in: Issues of political work in the internal affairs bodies. Leningrad, Higher Political School of the USSR Ministry of Internal Affairs named after 60th anniversary of the Komsomol Publ., 1985, pp. 61-65. (In Russ.).

30. Kalandarishvili Z.N. Actual problems of the legal culture of Russian youth. Saint Petersburg, St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law Publ., 2009. 170 p. (In Russ.).

31. Samigullin V.K. Legal awareness: the root of goodness and justice. Ufa, Dialog Publ., 2009. 224 p. (In Russ.).

32. Salnikov V.P. Legal culture of employees of internal affairs bodies. Leningrad, Higher Political School of the USSR Ministry of Internal Affairs named after 60th anniversary of the Komsomol Publ., 1988. 43 p. (In Russ.).

33. Kozhevnikov V.V., Marfitsin P.G. Legal investigator nihilism, in: Problems of combating crime in modern conditions. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 1999, pp. 91-106. (In Russ.).

34. Alekseev S.S. Introduction to the legal specialty. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1976. 256 p. (In Russ.).

35. Kuznetsova N.F. Problems of criminological activity. Moscow, Moscow State University Publ., 1984. 208 p. (In Russ.).

36. Ensuring the rule of law in the activities of law enforcement bodies, textbook. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 1993. 157 p. (In Russ.).

37. Nikitin A.F. What is legal culture? Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 40 p. (In Russ.).

38. Ekimov A.I. Socialist justice. Legal culture, in: Korolev A.I., Yavich L.S. (eds.). Theory of state and law, textbook. Leningrad, Leningrad State University Publ., 1987, pp. 337-350. (In Russ.).

39. Vinnichenko O.V., Popov V.I. Theory of state and law, training manual. Moscow, Prospekt Publ., 2010. 504 p. (In Russ.).

40. Lazarev V.V., Lipen' S.V. Theory of state and law, textbook. Moscow, Yurait Publ., 2010. 406 p. (In Russ.).

41. Boshno S.V. Theory of state and law, training manual. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 400 p. (In Russ.).

42. Lazarev V.V., Levchenko I.P. Law enforcement activities of the internal affairs bodies, training manual. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ., 1989. 84 p. (In Russ.).

43. Lazarev V.V. Socio-psychological aspects of the application of law, monograph. Kazan, Kazan University Publ., 1982. 144 p. (In Russ.).

About the author

Kozhevnikov Vladimir - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Professor at the Department of Theory and History of State and Law Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: kta6973@rambler.ru SPIN-KO,q: 7487-3953, Author ID: 678229

Article info

Received - February 5, 2020 Accepted - June 15, 2020

For citation

Kozhevnikov V.V. Professional Legal Culture of Practice Lawyers. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 2, pp. 5-16. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(2).5-16. (In

Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.