Научная статья на тему 'Профессиональное образование для японских правительственных чиновников - особенности и мотивационные факторы'

Профессиональное образование для японских правительственных чиновников - особенности и мотивационные факторы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ГОСАППАРАТ / ОБУЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетников К.Г.

Рассматриваются особенности выбора программ профессионального образования для японских госслужащих посылаются как в Японии, так и за границей, в основном в американских университетах. Интервью с участниками профессиональной программы показало, что вузы США привлекают японских правительственных чиновников, предлагая более широкий диапазон курсов и обеспечивая интеграцию теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование для японских правительственных чиновников - особенности и мотивационные факторы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЯПОНСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЧИНОВНИКОВ - ОСОБЕННОСТИ И МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются особенности выбора программ профессионального образования для японских госслужащих посылаются как в Японии, так и за границей, в основном в американских университетах. Интервью с участниками профессиональной программы показало, что вузы США привлекают японских правительственных чиновников, предлагая более широкий диапазон курсов и обеспечивая интеграцию теории и практики.

Ключевые слова рынок труда, госаппарат, обучение за границей, образовательные программы, обновление личной рыночной стоимости.

Роль дипломированного специалиста и профессиональных школ как продолжение профессионального образования (Continuing Professional Education - CPE) возрастает. В США программа CPE стала частью национальной экономической стратегии; университеты и рынок труда активно принимают участие в структурировании программ CPE. Работодатели поощряют свой персонал возвращаться к обучению и приобретать ученые степени, потому что это может улучшить их производительность [1]. CPE имеет дело с дальнейшим обучением уже нанятых профессионалов, чтобы обновить их знания и навыки.

В то время как понятие CPE еще не было полностью признано в Японии, японский госаппарат посылал своих чиновников как в зарубежные страны, так и в высшие учебные заведения в пределах Японии для получения высшего образования в том числе и степени магистра [2].

Данное небольшое академическое исследование показывает, что является для японских госслужащих более предпочтительным: обучаться за границей или получать «домашнее образование», как изменяются данные предпочтения в ответ на текущую динамику экономических, политических, культурных, и академических процессов.

Японская организация National Personnel Authority (NPA) была основана в 1948 году, чтобы гарантировать справедливость в администрировании персонала и защитить льготы национальных правительственных чиновников [3]. NPA предлагает несколько программ обучения для правительствен-

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

ных служащих. Типовое обучение продолжается один-два года по магистерским программам в области политики, экономики, администрирования и в других специализированных областях.

Японская национальная правительственная политика, предполагающая направление ее чиновников в иностранные университеты не нова. Начиная с 1868 года, молодых бюрократов, политических лидеров, учителей, и студентов послали в университеты Европы и Соединенных Штатов, чтобы обеспечить модернизацию японского общества.

Многие базовые элементы японских законов, системы образования, системы администрирования, строительства вооруженных сил в значительной степени отражают западные влияния.

Примечательно, что число студентов в заграничных вузах за прошлые три десятилетия выросло в 4 раза [4].

В 2007 году преобладающими странами для обучения японских студентов были США (33 974 человек), Китай (18 640 человек), Великобритания (5 706 человек), Австралия (3 249 человек), и Германия (2 385 человек) [2]. Однако, число японских студентов, учащихся за границей, уменьшалось с 2000 года из-за экономического спада в Японии, и проблемы с поиском работы для многих потенциальных обучающихся. Более определенно направление мобильности студентов передвинулось от США в сторону других стран: Австралии, Канады, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Германии и Новой Зеландии.

Различные причины влияют на решение учиться за границей. Исследование побуждений американских студентов для обучения за границей показывает, что студенты, которые посещали школу больше чем 100 миль от дома и имеющие интерес к другим культурам и странам более мотивированы, чтобы учиться за границей, чем студенты, которые жили всегда с семьей.

В Японии предшествующий опыт изучения английского языка поощряет студентов выбирать США, в то время как те, кто больше ценит личные, более тесные отношениями с профессорами и атмосферу японских компаний предпочитают обучение в Японии. Обзор мотивов, проводимый в Японии организацией Fulbright, показал, что частыми побуждениями для японских студентов, чтобы учиться в США являются «приобретение интернациональных знаний и расширение перспектив», «улучшение английского языка», и «желание получить опыт в американских университетах» [5].

Программы CPE японского правительства также расцениваются как форма поддержки работодателем повышения потенциала их служащих. Около 90 % образовательных программ, которые вузы США предлагают японским служащим, разработаны на основе совместных договоренностей с японскими работодателями. Если работодатели считают, что обладатели

ученых степеней - более высококвалифицированные специалисты, то они охотно оказывают финансовую поддержку для их обучения.

Взрослые специалисты участвуют в образовательной деятельности по множеству причин:

- перспективы повышения по служебной лестнице и получения более высокого заработка;

- «целенаправленное побуждение» - рвение учиться для того, чтобы больше знать; обучающиеся «ищут знание ради самого себя»;

- побуждение, «ориентированное деятельностью» - стремление обучающихся сменить род деятельности.

Бюргер (1971) идентифицировал семь мотивов: желание знать, желание достигнуть личной цели, желать достигнуть социальной цели, желание достигнуть религиозной цели, желание принять участие в социальной деятельности, желание сменить сферу деятельности, и желание выполнить формальные требования [6].

Профессиональное продвижение в Японии чаще всего связано с повышением производительности труда или уровня образования, отражая беспокойство японцев о приобретении полезного знания, дипломов, и связанных с работой навыков. Многие работники повышают знания или улучшают навыки, чтобы достигнуть целей, связанных с социальным положением или повышением уровня жизни, статуса (внешняя мотивация).

Обучающиеся с пытливыми умами приобретают знания ради самого себя, а не просто в инструментальных целях (внутренняя мотивация).

В 2013 году был выявлен новый мотиватор обучения за рубежом: «обновление личной рыночной стоимости», который может быть добавлен к перечисленным мотиваторам [2].

Многие участники проведённых мотивационных опросов отдали предпочтение не одному, а нескольким мотиваторам.

NPA начал заграничную программу обучения в 1968 году.

Число чиновников, посланных за границу с целью обучения продолжало постепенно увеличиваться. До 2008 года японское правительство послало 2413 младших правительственных чиновников, чтобы получить высшее образование и закончить профессиональные школы в зарубежных странах. Эти страны (с числом чиновников, учащихся в каждой стране, отмеченным в круглых скобках): США (1821), Великобритания (332), Франция (133), и другие страны (137), такие как Германия, Канада, Австралия, Голландия, Дания, Китай, Южная Корея, Тайвань, и Сингапур. Адресат вообще определен запросами претендентов CPE. Претенденты впоследствии выбраны каждым Министерством, NPA, и наконец иностранными дипломированными специалистами и программами.

Соединенные Штаты - преобладающий адресат, выбранный участниками CPE для программ дипломированного специалиста. В частности в 2006 году, 101 из 120 участвующих чиновников (84 %) обучались в Соединенных Штатах. Великобритания получила второе место по числу участников CPE (11, или 9 %). Данные, полученные от NPA показали, что ожидается постепенное увеличение числа обучающихся в Великобритании из-за недавнего введения Теста английского языка как иностранного (TOEFL) как обязательного требования к американским программам специализации. Международная английская языковая испытательная система (IELTS), которую традиционно требовало британское высшее образование более мягкая. Таким образом, эти специфические требования могут влиять на выбор страны обучения.

Исследования NPA также показали, что повышение числа участников, едущих в Китай, Сингапур и Австралию - следствие множества событий на международной арене, связанных с развитием образования в данных странах, повышением их направленности на интернационализацию образования, повышение доступности образования и других факторов [7].

Тем не менее, NPA позиционирует американского дипломированного специалиста и профессиональные школы США как привлечение превосходных профессоров и студентов со всех концов мира.

Диспетчер программ CPE от NPA предполагает, что участники CPE будут пользоваться возможностями социальных сетей, улучшая английские навыки, и расширяя навыки управления стрессом, чтобы справиться с погружением в незнакомых средах в зарубежных странах, вместо того, чтобы получить необходимые знания и навыки в профессиональных областях. С другой стороны, NPA ожидает, что японский опыт и профессиональные школы главным всё же помогут участникам CPE приобретать связанные с работой знания и расширяя их профессиональные навыки. Результаты указали, что NPA придает предпочтение зарубежному опыту и знаниям, полученным за границей в сравнении с получением подобных знаний и навыков в Японии.

Сравнение мотивов между участниками обучения в США и Японии показало следующее.

Причины для того, чтобы предпочесть Соединенные Штаты другим странам включали следующие мотивы:

- США рассматриваются как мировой центр науки и образования;

- в Америке существует множество доступных курсов для получения различных степеней дипломированного специалиста;

- программы обучения в США органично интегрируют теорию и практику;

- и в США и в Японии есть много общего в законодательстве, политике, Вооруженных Силах, экономике, культуре, и науке;

- навыки английского языка могут быть улучшены, и расширены.

Кроме того, тесные отношения США и Японии на национальном и международном уровнях влияют на выбор адресата участников обучения.

Причины отказа участников от обучения в США в пользу внутреннего обучения: недостаточное знание английского языка, необходимость сконцентрироваться на специфических японских проблемах, семейные причины, недостаток уверенности в способности получить академическую степень в зарубежной стране.

Официальная цель программы CPE в американских вузах состоит в том, чтобы поощрить чиновников участвовать в международных исследованиях и получать международную перспективу в русле интернационализации образования и экономики.

Исследование выявило, что Соединенные Штаты, наряду с Великобританией и Францией - самые популярные адресаты для обучения японских чиновников, сопровождаемых NPA. Диспетчер программ CPE и помощник управляющего говорят, что у американских вузов есть превосходные профессора и что взаимодействие со студентами со всех континентов может значительно принести пользу японским правительственным чиновникам. В совокупности данные мотивационные факторы перевешивают те, которые побуждают чиновников получать образование у себя на Родине.

Список литературы:

1. Bills D.B., & Wacker M.E. Acquiring credentials when signals don't matter: Employers' support of employees who pursue postsec-ondary vocational degrees // Sociology of Education. - 2003. - Vol. 76. - P. 170-187.

2. Ayaka N. Continuing Professional Education for Japanese Government Officials: Study Destinations and Motivational Factors / N. Ayaka, K. Mikyong Minsun // International Journal of Public Administration. - 2013. - Vol. 36, Is. 8. -P. 544-555.

3. National Personnel Authority (NPA), Japan. What is the NPA? (2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ssl.jinji.go.jp/en/infonpa/ whats_npa.html.

4. Kobayashi A. Nihonjingakusei no kaigairyugaku sogaiyouin to kongo no taisaku (2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jasso.go.jp/abo-ut/webmagazine201105.html.

5. Fulbright Japan. America koutoukyouiku no kisochishiki (2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iulbright.jp/study/res/t1-college03.html.

6. Burgess P. Reasons for adult participation in group educational activities // Adult Education Quarterly. - 1971. - Vol. 22 (1). - P. 3-29.

7. Кречетников К.Г. Некоторые аспекты высшего образования в Японии // Инновационные технологии в науке и образовании. Материалы междун. на-уч.-практ. конф. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. - С. 105-106. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23667091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.