Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокина Александра Сергеевна, Кузьмин Вячеслав Вячеславович, Сорокин Алексей Юрьевич, Харламенков Алексей Евгеньевич

В статье рассматривается понятие «профессиональное мировоззрение», его онтологические основы, соотношение общего и профессионального мировоззрения. В статье ставится задача исследовать значение профессионального мировоззрения во взаимодействии человека с внутренним и внешним миром. Также предпринимается попытка разработать подход к формированию профессионального мировоззрения в процессе обучения. Статья начинается с определения понятия «профессиональное мировоззрение», его онтологических оснований и соотношения с общим мировоззрением. Затем обсуждается значение профессионального мировоззрения с точки зрения взаимодействия человека с внутренним и внешним миром. Также рассматриваются различные аспекты профессионального мировоззрения, такие как его содержание, структура и развитие. Затем рассматривается роль образования в формировании профессионального мировоззрения и предлагаются пути содействия его развитию. На основе нескольких этапов анализа разрабатывается авторское определение профессионального мировоззрения. В заключении статьи подчеркивается важность профессионального мировоззрения и его влияние на поведение человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL OUTLOOK: ESSENCE AND CONTENT

This article discusses the concept of “professional worldview”, its ontological foundations and the ratio of general and professional worldview. The article aims to explore the significance of a professional worldview in the interaction of a person with the inner and outer world. It was attempt to develop an approach to the formation of a professional worldview in the learning process. The article begins with the definition of the concept of “professional worldview”, its ontological foundations and correlation with the general worldview. Then the significance of the professional worldview is discussing in terms of human interaction with the internal and external world. Various aspects of the professional worldview are also considering, such as its content, structure and development. Then the role of education in shaping the professional outlook is considered and ways of promoting its development are suggesting. Based on several stages of analysis, the author’s definition of a professional worldview is developing. In conclusion, the article emphasizes the importance of a professional worldview and its influence on human behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ»

Профессиональное мировоззрение: сущность и содержание

Сорокина Александра Сергеевна,

аспирант, Российский государственный социальный университет

E-mail: mail_alex95@mail.ru.

Кузьмин Вячеслав Вячеславович,

доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики Российского Государственного Социального Университета

E-mail: Vkuzmin17@yandex.ru Сорокин Алексей Юрьевич,

преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, Академия гражданской защиты МЧС России E-mail: sora230726@gmail.com.

Харламенков Алексей Евгеньевич,

старший преподаватель Московского политехнического университета

E-mail: alex@harlamenkov.ru

В статье рассматривается понятие «профессиональное мировоззрение», его онтологические основы, соотношение общего и профессионального мировоззрения. В статье ставится задача исследовать значение профессионального мировоззрения во взаимодействии человека с внутренним и внешним миром. Также предпринимается попытка разработать подход к формированию профессионального мировоззрения в процессе обучения. Статья начинается с определения понятия «профессиональное мировоззрение», его онтологических оснований и соотношения с общим мировоззрением. Затем обсуждается значение профессионального мировоззрения с точки зрения взаимодействия человека с внутренним и внешним миром. Также рассматриваются различные аспекты профессионального мировоззрения, такие как его содержание, структура и развитие. Затем рассматривается роль образования в формировании профессионального мировоззрения и предлагаются пути содействия его развитию. На основе нескольких этапов анализа разрабатывается авторское определение профессионального мировоззрения. В заключении статьи подчеркивается важность профессионального мировоззрения и его влияние на поведение человека.

Ключевые слова: мировоззрение, профессиональный, профессиональное мировоззрение.

о с

CJ

см см

Введение

В 1980 году Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» были впервые изложены фундаментальные закономерности развития социального общества [1, с. 55]. Отличительной особенностью работы Э. Тоффлера является то, что ему удалось связать динамику состояния социума с внешними факторами, обусловленными территорией, ресурсами и технологиями.

Информационное общество, именуемое Тоффлером «третьей волной» характеризуется процессами демассификации информации, что неминуемо приводит к возникновению кризиса общественного мировоззрения [18, С. 57]. Базовая идеология уступает место отдельным мировоззренческим парадигмам, которые стремятся по-своему объяснить происходящее в мире. Мировоззренческие отличия в современном обществе по-настоящему поражают разнообразием. Изучая социальные информационные ресурсы, можно встретить критику официальной истории, которая восходит к сторонникам альтернативной истории и теории всемирного заговора. Существуют и социальные группы, в которые входит миллионы людей, искренне полагающие, что земля плоская, и это в XXI веке!

Менее удивительным, но не менее значимым является различие в отношении к медицине, особенно после того, как мир пережил COVID-19. Солидная часть населения приняла следующую мировоззренческую позицию: институты здравоохранения не стремятся обеспечить здоровье, а воспринимают население исключительно как поле спроса на свои платные услуги [5, С. 434]. Кардинальное различие взглядов народных масс на такие глобальные научные, политические, социальные темы серьезно обострило проблему социального управления.

Социальное управление - одна из базовых функций государственного управления, задачей которого является обеспечение суверенного развития страны [12, С. 65]. Протестующие и саботирующие в отношении решений государственного управления, значительно снижают эффективность деятельности власти любой страны. В новейшей истории мира самым ярким примером того, к чему приводит проблема множества мировоззренческих парадигм, является события на Украине 2014 года.

Таким образом, множество мировоззренческих парадигм, формирующих кризис социального управления, является серьезной проблемной ситуацией бытийного характера, требующей решения на фундаментальном уровне.

По мнению авторов, гипотетическим направлением разрешения существующей проблемной ситуации, является формирование профессионального мировоззрения как фундаментальной основы выбора позиции и взглядов человека при вхождении во взрослую жизнь. Вопрос формирования профессионального мировоззрения рассматривал в своих исследованиях ряд ученых: Р.М. Абдулга-лимов, Л.И. Божович, Е.В. Дмитриева, Б.И. До-донов, Т.Я. Железнова, А.Л. Жохов, В.Н. Жукова, P.M. Залесский, В.В. Коновалова, А.Я. Лопу-шенко, С.В. Манецкая, H.A. Менчинский, А.А Ко-гут, А.Г. Ковалев, И.М. Краснобаев, Т.К. Мухина, С.Ю. Рыбин, Т.С. Тамбовцева, Б.М. Теплов, Т.С. Туркина, Т.И. Ойзерман и др. Так как вопрос формирования профессионального мировоззрения решается в ходе обучения, он лежит в предметном поле педагогической науки. Рассмотрение формирования профессионального мировоззрения как инструмента решения проблемы социального управления, прежде всего, предполагает наличие его онтологической характеристики. Так как по результатам анализа научной литературы было установлено отсутствие единства понимания сущности и содержания профессионального мировоззрения, попытке провести конкретные границы в данном вопросе и посвящается настоящая статья.

ный анализ предполагает обзор исторической эволюции понятия и определение процесса его развития [4, С. 115];

- сравнительный анализ философских определений понятия профессионального мировоззрения на базе категорий сходства и различия. Данный анализ предполагает идентификацию и сравнение существенных признаков, на базе которых философы в различные временные периоды определяли исследуемые понятия «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение». Категории сходства и различия применительно к существенным признакам позволяют качественно установить общие и различные основания философской мысли по данному вопросу [4, С. 116];

- системный анализ и синтез схожих и различных существенных признаков понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение» с целью обоснования содержания и сущности данных понятий на фоне окружающего мира. Это позволяет однозначно определить роль профессионального мировоззрения в обществе и, как следствие, подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что процесс формирования профессионального мировоззрения может выступать в качестве инструмента решения проблемы социального управления.

Методика

Для определения онтологической характеристики профессионального мировоззрения, то есть его сущности и содержания на фоне наблюдаемого мира, был использован комплекс методов: - историко-этимологический анализ для определения семантического содержания нарра-тива в сознании современного человека. Дан-

Результаты

Результаты историко-этимологического анализа понятия «профессиональное мировоззрение» приведены в таблицах 1, 2 и 3. Так как понятие «профессиональное мировоззрение» является словосочетанием, по сути, состоящим из двух самостоятельных понятий «мировоззрение» и «профессиональный», то они представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Историко-этимологический анализ понятия «мировоззрение»

Время появления Язык Свидетельства Значение

1790 Немецкий И. Кант «Критика способности суждения» Мировоззрение (дословно с немецкого «взгляд на мир»), по Канту, мир воспринимаемый как результат чувственного опыта, другими словами, явление [13].

1792 Немецкий И. Фихте «Опыт критики всякого откровения» Мировоззрение по Фихте неоднозначное понятие, которое трактуется как образ мира в результате пассивного созерцания, так и призма, через которую происходит процесс осознания [20, ^ 79]. Создал предпосылку для работы Шлейер-махера.

1799 Немецкий Э.Д. Шлейермахер «Речи о религии» Мировоззрение по Шлейермахерму представляет собой систему человеческих установок, через которые реализуется интерпретация наблюдаемого мира на уровне сознания [9]. Другими словами, призма или деятельностная характеристика.

1806 Немецкий Г.В. Гегель «Феноменология духа» Мировоззрение по Гегелю, можно охарактеризовать как инструмент предметного бытия индивида в мире [10].

Вторая половина XIX века Немецкий Последователи позитивной науки О. Конт, Г. Спенсер и т.д. Мировоззрение в канонах позитивизма представляет собой систематизированное представление о мире, основанное на научных знаниях [15].

Вторая половина XIX века Немецкий Последователи субъективного идеализма Ф. Ницше, У. Диль-тей, А. Бергсон и т.д. Мировоззрение в канонах субъективного идеализма представляет собой осознаваемую систему отношения Я и внешнего мира [11].

Время появления Язык Свидетельства Значение

Конец XIX века Русский С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и т.д. «Русское мировоззрение» Мировоззрение в канонах русской философской мысли, по сути, продолжало традицию субъективного идеализма, но с поправкой на «русскую душу» [1].

Середина XX века Русский М.Б. Митин, Ф.В. Константинов, В.Ж. Келле и т.д. «Советское мировоззрение» Мировоззрение в СССР имело четкое определение - система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества, основанная на общих законах развития природы, общества и человеческого мышления[2].

Вторая половина XX века Русский В.Ф. Черноволенко, А.Г. Спир-кин, И.С. Кона, В.С. Овчинников и т.д. «Личностно-ориентированная парадигма мировоззрения» Мировоззрение в рамках личностно-ориентированной парадигмы определено как система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающий его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [16, С. 7].

Начало XXI Русский А.Н. Бобков и сподвижники В настоящее время мировоззрение определено как система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также путей и способов решения возникающих при этом противоречий [6, С. 134].

В таблице 1 представлен историко-этимологический анализ понятия «мировоззрение». Были выделены парадигмальные определения мировоззрения для того или иного исторического периоды, на основании которых было выведено авторского определение: мировоззрение -

сложная динамическая система, существующая в памяти и управляемая сознанием индивида, реализующая функцию самоопределения в наблюдаемой действительности и определяющая характер взаимодействия индивида с внешним миром.

Таблица 2. Историко-этимологический анализ понятия «профессиональный»

Время появления Язык Страна распространения понятия Значение

С VI века до н.э. Латинский Древний Рим Профессиональный - прилагательное от слова профессионал. Произошло от латинского. Человек профессионал - заявляющий публично, подтверждающий свои способности [17]. Профессионал от любителя отличается наличием гарантии. Профессионально значит качественно/

С начала IX Французский Франция Во французский язык с латыни слово пришло со значением «публично заявлять о своей профессии и роде деятельности [3]. Профессионал тот - кто это сделал».

С XVIII века Русский Россия В русский язык слово пришло из французского как профессия со значением род публичной трудовой деятельности, должности [8]. Через век появились и производные, сохранившиеся и по сей день.

В таблице 2 отражен историко-этимологический анализ понятия «профессиональный». Здесь приведены основополагающие определения понятия. Но основе данных определений, а также авторского определения мировоззрения и дальнейшего анализа понятия «профессиональное мировоззрение» будет сформулировано последнее в рамках данного исследования.

Таблица 3 содержит основные определения термина «профессиональное мировоззрение»

среди российских исследователей. На основании их, а также ранее написанного выведено авторское определение понятия: профессиональное мировоззрение - сложная динамическая система, существующая в памяти и управляемая сознанием индивида, реализующая функцию самоопределения в трудовой деятельности и определяющая характер профессиональной деятельности индивида во внешнем мире.

Таблица 3. Историко-этимологический анализ понятия «профессиональное мировоззрение»

Время появления Язык Авторство Значение

Конец XX Русский Т.И. Ойзерман Профессиональное мировоззрение является атрибутом мировоззрения в целом и требует исследования [2].

Время появления Язык Авторство Значение

XXI век Русский Т.С. Туркина Профессиональное мировоззрение - совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда [19, С. 73].

XXI век Русский А.Я. Лопушенко Профессиональное мировоззрение - система взглядов на мир, в которой главную роль выполняют социальные ценности конкретной профессии [16, С. 189].

В таблицах 4 и 5 приведены существенные признаки, лежащие в основе различных философских определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение». Соответствен-

но, в таблице 4 приведены существенные признаки категории сходства, а в таблице 5 - категории различия.

Таблица 4. Схожие существенные признаки философских определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение»

Автор

Определение

Общие существенные признаки

Для понятия «мировоззрение»

И. Кант «Критика способности суждения» Мир, воспринимаемый как результат чувственного опыта. Представляет собой сложную динамическую систему;

И. Фихте «Опыт критики всякого откровения» Образ мира, возникающий как в результате пассивного созерцания, так и призма, через которую происходит процесс осознания. Формируется в результате взаимодействия человека со своим внутренним или окружающим миром;

Э.Д. Шлейермахер «Речи о религии» Система человеческих установок, через которые реализуется интерпретация наблюдаемого мира на уровне сознания. Реализует функции объяснения и прогнозирования;

Г.В. Гегель «Феноменология духа» Инструмент предметного бытия индивида в мире. Обуславливает модель поведения, формирует поведенческие установки;

Последователи позитивной науки О. Конт, Г. Спенсер и т.д. Систематизированное представление о мире, основанное на научных знаниях. Является атрибутом сознания индивида.

Последователи субъективного идеализма Ф. Ницше, У. Дильтей, А. Бергсон и т.д. Система отношения Я и внешнего мира.

С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и т.д. «Русское мировоззрение» Система отношения Я и внешнего мира с учетом «русской души» в отношении Я.

М.Б. Митин, Ф.В. Константинов, В.Ж. Келле и т.д. «Советское мировоззрение» Система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества, основанная на общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

В.Ф. Черноволенко, А.Г. Спир-кин, И.С. Кона, В.С. Овчинников и т.д. «Личностно-ориентированная парадигма мировоззрения» Система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающий его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Для понятия «профессиональное мировоззрение»

Т.И. Ойзерман Профессиональное мировоззрение является атрибутом мировоззрения в целом и требует исследования. Представляет собой сложную динамическую систему, которая имеет взаимосвязь с профессиональной деятельностью.

Автор Определение Общие существенные признаки

Т.С. Туркина Профессиональное мировоззрение - совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

А.Я. Лопушенко Профессиональное мировоззрение - система взглядов на мир, в которой главную роль выполняют социальные ценности конкретной профессии.

В таблице 4 представлены схожие признаки определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение». Стоит отметить, что выделенные существенные признаки к каждо-

му из понятий применимы к каждому из представленных философских определений, однако разбиты по строкам для удобства восприятия.

Таблица 5. Различные существенные признаки философских определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение»

Автор

Определение

Различные существенные признаки

Для понятия «мировоззрение»

И. Кант «Критика способности суждения» Мир воспринимаемый как результат чувственного опыта. Созерцательный образ, формируемый исключительно чувственным опытом.

И. Фихте «Опыт критики всякого откровения» Образ мира, возникающий как в результате пассивного созерцания, так и призма, через которую происходит процесс осознания. Картина мира, позволяющая реализовы-вать интерпретацию наблюдаемого.

Э.Д. Шлейермахер «Речи о религии» Система человеческих установок, через которые реализуется интерпретация наблюдаемого мира на уровне сознания. Система ограничений.

Г.В. Гегель «Феноменология духа» Инструмент предметного бытия индивида в мире. Картина мира как функция.

Последователи позитивной науки О. Конт, Г. Спенсер и т.д. Систематизированное представление о мире, основанное на научных знаниях. Система научных знаний о мире.

Последователи субъективного идеализма Ф. Ницше, У. Дильтей, А. Бергсон и т.д. Система отношения Я и внешнего мира. Модель взаимосвязи индивида и внешнего мира

С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и т.д. «Русское мировоззрение» Система отношения Я и внешнего мира с учетом «русской души» в отношении Я. Модель взаимосвязи русского индивида и внешнего мира. В данном случае, менталитет обуславливает картину мира, а не составляет ее.

М.Б. Митин, Ф.В. Константинов, В.Ж. Келле и т.д. «Советское мировоззрение» Система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества, основанная на общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Система знаний и парадигм, способная объяснить процессы в природе, обществе и человеческом мышлении. По сути, описательная модель бытия.

В.Ф. Черноволенко, А.Г. Спир-кин, И.С. Кона, В.С. Овчинников и т.д. «Личностно-ориентированная парадигма мировоззрения» Система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающий его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Модель взаимосвязи индивида и внешнего мира, основанная на объективных знаниях.

Для понятия «профессиональное мировоззрение»

Т.И. Ойзерман Профессиональное мировоззрение является атрибутом мировоззрения в целом и требует исследования. Профессиональное мировоззрение -подсистема мировоззрения как системы более высокого уровня.

Автор Определение Различные существенные признаки

Т.С. Туркина Профессиональное мировоззрение - совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, влияющих на профессиональное становление индивида, способствующих формированию готовности индивида к обучению через всю жизнь, вырабатывающих способность индивида к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное мировоззрение -компетенции индивида в конкретной профессиональной деятельности.

А.Я. Лопушенко Профессиональное мировоззрение - система взглядов на мир, в которой главную роль выполняют социальные ценности конкретной профессии. Картина мира, формирование и становление которой обуславливается нормами конкретной профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 5 представлены различные существенные признаки философских определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное ми-

ровоззрение». Благодаря данному анализу были выделены отличительные признаки исследуемых предметных областей.

Рис. 1. Модель взаимодействия сознания с внутренним и внешним миром через мировоззрение

Рис. 2. Модель взаимодействия сознания с внутренним и внешним миром в профессиональном аспекте через

мировоззрение

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В результате анализа схожих и различных существенных признаков, лежащих в основе философских определений понятий «мировоззрение» и «профессиональное мировоззрение» были разработаны модели взаимодействия сознания индивида с внутренним и внешним миром. Модели представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 описывает взаимодействие человека с внутренним и внешним миром через призму мировоззрения. Рисунок 2 описывает то же самое, но внешний мир представлен составляющими профессиональной и прочей деятельности.

На основании проведенных анализов и синтеза их результатом можно предложить следующие определения рассматриваемых понятий:

- мировоззрение - сложная динамическая система, существующая в памяти и управляемая сознанием индивида, реализующая функцию самоопределения в наблюдаемой действительности и определяющая характер взаимодействия индивида с внешним миром;

- профессиональное мировоззрение - сложная динамическая система, существующая в памяти и управляемая сознанием индивида, реализующая функцию самоопределения в трудовой деятельности и определяющая характер профессиональной деятельности индивида во внешнем мире.

Обсуждение

Историко-этимологический анализ показал, что семантика понятия «мировоззрение» менялась по мере развития философской мысли. Дошедшее в XVIII веке до русского языка понятие «профессионал» вплелось в лексику и спустя век появилось много производных, среди которых имеется и прилагательное «профессиональный», т.е. относящийся к профессионалу и профессии и характеризующийся соответствующим образом.

Центральная проблема в определении абстрактных понятий заключается в выборе первоначального основания и допущений [14, С. 223]. Проведенный анализ показал существенную несогласованность в определении понятия «мировоззрение» в отношении его функций и обуславливающих факторов. При этом была установлена полная согласованность мировоззрения с сущностью понятия «картина мира». То есть мировоззрение представляет собой сложную динамическую систему описательного характера, где каждый структурный элемент, характеризующий мир человека, находится в прочной связи со всеми остальными.

В рамках полученных результатов логично было предложено за ядро понятия «мировоззрение» принять существенный признак, находящий-5 ся в согласовании между философами прошлого, а признаки, находящиеся в рассогласованности, м объединить и классифицировать, тем самым соз-еЗ дав порядок в вопросе функций и обуславливающих факторов.

Разногласия в определении понятия «профессиональное мировоззрение» имеют идентичные с понятием «мировоззрение» истоки, которые, главным образом характеризуются, выбором разных оснований в самом начале. Отдельно стоит остановится на определении Т.С. Туркиной. С философской точки зрения нельзя допускать множество категорий, определяющих одно и то же. Совокупность атрибутов, характеризующих индивида как профессионала на рынке труда называется компетенциями.

Предложенное определение «профессионального мировоззрения» по своей сути полностью согласуется с определением А.Я. Лопушенко, отличие в предложенной формулировке призвано лишь уточнить отдельные, значимые по мнению авторов моменты. Согласованность также подтверждает модель, представленную на рисунке 2. Отчетливо видно, что с расширением профессионального поля взаимодействия сознания индивида с внутренним и внешним миром мировоззрение будет сильнее подвержено профессиональному влиянию.

Исходя из этого и возвращаясь к изначальной проблематике настоящего исследования следует, что в ходе профессиональной подготовки сфера профессионального взаимодействия с внутренним и внешним миром конкретного индивида расширяется, а, следовательно, эти профессиональные аспекты начинают оказывать серьезное влияние на мировоззрение в целом. Таким образом, гипотезу о возможности использования процесса формирования профессионального мировоззрения в качестве инструмента решения проблемы социального управления, можно считать подтвержденной.

Заключение

Определение любых категорий, являющихся атрибутами человеческого индивида, как правило, процесс долгий и противоречивый. Он сопровождается столкновением индивидуальных и социальных, материалистических и идеалистических парадигм и оснований. В ходе проделанной работы посредством синтеза удалось выделить и определить сущность мировоззрения. Оно представляет собой объект, как структурный элемент человеческого сознания, и, одновременно, функцию, реализующую интерпретацию окружающей действительности. Профессиональное мировоззрение является частью общего мировоззрения человека, отвечающей за его профессиональную деятельность, и обладает схожими сущностью и характеристиками.

В ключе вопроса социального управления становится очевидным то, что мировоззрение населения должно иметь общую и единую базу, без нее не может быть единого общества и национальной идеи.

Децентрализация информационных потоков и разнообразие информации создает очень серьезную проблему, и ответом на данный вызов

может быть работа по формированию профессионального мировоззрения в ходе профессиональной подготовки и, тем самым, формированию общего мировоззрения молодого поколения.

По результатам проведенной работы стала однозначно понятна взаимосвязь между общим и профессиональным мировоззрением в ходе взаимодействия человека с внутренним и внешним миром. Это позволяет перейти к следующей задаче: разработке подхода к формированию профессионального мировоззрения у обучаемых по конкретным направлениям профессиональной подготовки.

Литература

1. Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX -начала XX века. ПСТГУ. 2008.

2. Арутюнян, М.П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: дис. д-ра филос. наук. Хабаровск. 2006. 352 с.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Рипол Классик, 2013.

4. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования. 2020.

5. Березенцев Н.Р., Косовцев Р.Е. Влияние пандемии новой коронавирусной инфекции на изменение ценностно-мотивационной установки в вопросах сохранения личного здоровья молодёжи // Неделя молодежной науки - 2021. 2021. С.438-438.

6. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Философские науки. 2005. № 3. С. 133-147.

7. Большаков Е. В., Федотов Е.В. Мировоззрение и его роль в формировании морального и правового сознания личности // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № . 2. С. 7-10.

8. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. // Под ред. А.М. Прохорова. М. 1974. Т. 16.

9. Бурак П.М. Философия: учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. 2014.

10. Гегель Г. Феноменология духа. // Litres. 2021.

11. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. М. 1995.

12. Калашникова И.В., Филиппова К.В. Социальное управление, социальный менеджмент: понятия и трактовки // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. № . 1. С.65-70.

13. Кант, И. Критика способности суждения: сочинения в 6 т. // М., 1966. Т. 1.

14. Колесников М.А. Философское понятие «Мировоззрение»: исторический анализ эволюции // Преподаватель XXI век. 2010. № 4. C. 222-227

15. Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. Санкт-Петербург. 1899. 4.

16. Лопушенко А.Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающегося. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009; 4 (44): 186191.

17. Петрова М.В. Словарь иностранных слов: более 5000 слов. Рипол Классик. 2018.

18. Тоффлер Э. Третья волна // Народное образование. 2008. № . 2. С. 55-61.

19. Туркина Т.С. Профессиональное мировоззрение: сущностная характеристика //Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. № . 3. С. 66-74.

20. Фихте И.Г. Опыт критики всякого откровения // Сочинения. Работы. 1792. Т. 1801. С.77-98.

PROFESSIONAL OUTLOOK: ESSENCE AND CONTENT

Sorokina A.S., Kuzmin V.V., Sorokin A. Yu., Harlamenkov A.E.

Russian State Social University, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow Polytechnic University

This article discusses the concept of "professional worldview", its ontological foundations and the ratio of general and professional worldview. The article aims to explore the significance of a professional worldview in the interaction of a person with the inner and outer world. It was attempt to develop an approach to the formation of a professional worldview in the learning process. The article begins with the definition of the concept of "professional world-view", its ontological foundations and correlation with the general worldview. Then the significance of the professional worldview is discussing in terms of human interaction with the internal and external world. Various aspects of the professional worldview are also considering, such as its content, structure and development. Then the role of education in shaping the professional outlook is considered and ways of promoting its development are suggesting. Based on several stages of analysis, the author's definition of a professional worldview is developing. In conclusion, the article emphasizes the importance of a professional worldview and its influence on human behavior.

Keywords: worldview, professional, professional worldview. References

1. Antonov K.M. Philosophy of religion in Russian metaphysics of the 19th - early 20th centuries. PSTGU. 2008.

2. Arutyunyan, M.P. Worldview: ontological and methodological approaches: dis. Dr. Phil. Sciences. Khabarovsk. 2006. 352 p.

3. Akhmanova O.S. Dictionary of linguistic terms. Ripol Classic, 2013.

4. Baiborodova L.V., Chernyavskaya A.P. Methodology and methods of scientific research. 2020.

5. Berezentsev N.R., Kosovtsev R.E. The impact of the pandemic of a new coronavirus infection on the change in the value-motivational setting in matters of preserving the personal health of young people // Youth Science Week - 2021. 2021. P. 438438.

6. Bobkov A.N. Modern approaches to understanding the world-view // Philosophical sciences. 2005. No. 3. S. 133-147.

7. Bolshakov E. V., Fedotov E.V. Worldview and its role in the formation of the moral and legal consciousness of the individual // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2013. no. 2. S. 7-10.

8. Great Soviet Encyclopedia: In 30 volumes // Ed. A.M. Prokhoro-va. M. 1974. T. 16.

9. Burak P.M. Philosophy: teaching aid for students of all specialties. 2014.

10. Hegel G. Phenomenology of the spirit. // liters. 2021.

11. Dilthey, V. Types of worldview and their discovery in metaphysical systems // Culturology. M. 1995.

12. Kalashnikova I.V., Filippova K.V. Social management, social management: concepts and interpretations // Bulletin of the Pacific State University. 2020. no. 1. S. 65-70.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

13. Kant, I. Criticism of the ability of judgment: works in 6 volumes // M., 1966. T. 1.

14. Kolesnikov M.A. Philosophical concept "Worldview": historical analysis of evolution // Lecturer XXI century. 2010. No. 4. C. 222-227

15. Comte O. Course of positive philosophy. T. 1. St. Petersburg. 1899.4.

16. Lopushenko A. Ya. The essence, content and structure of the student's professional worldview. Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009; 4 (44): 186-191.

17. Petrova M.V. Dictionary of foreign words: more than 5000 words. Ripol Classic. 2018.

18. Toffler E. The Third Wave // National Education. 2008. no. 2. S. 55-61.

19. Turkina T.S. Professional outlook: essential characteristic // Economic and humanitarian studies of regions. - 2010. no. 3. S. 66-74.

20. Fichte I.G. Experience of criticism of every revelation // Works. Works. 1792. T. 1801. S. 77-98.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.