О. А. Ласточкина, В. С. Остапенко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ МВД
В статье рассматривается проблема становления и развития профессионального мировоззрения сотрудника полиции в ведомственном вузе МВД России. Анализируются теоретические подходы к определению мировоззрения как личностного феномена, его содержание, структура, значение для формирования личности сотрудника полиции.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, мировоззрение сотрудника полиции, содержание и структура мировоззрения.
O. A. Lastochkina, V. S. Ostapenko
PROFESSIONAL WORLD VIEW OF A POLICE OFFICER: FORMATION AND DEVELOPMENT
AT THE DEPARTMENTAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA
The article draws attention to the problem of formation and development of a police officer's professional world view at the departmental institution of higher education of the Ministry of Interior of Russia. The authors analyze theoretical approaches to the definition of a world view as a personal phenomenon, its content, structure, and significance for the formation of a police officer's personality.
Keywords: professional world view, police officer's world view, world view content and structure.
В современном нестабильном мире, когда изменяются устоявшиеся ценности, убеждения и жизненные ориентиры, трансформируются традиционные формы социальной коммуникации, усложняются системные связи социальных субъектов, культурно-исторические механизмы адаптации человека к изменчивому бытию, особое значение приобретает мировоззрение и со всей очевидностью встает проблема поиска его истоков и оснований, особенностей формирования в различных условиях. Немалую роль в развитии мировоззрения личности играют образовательные учреждения, в т. ч. и системы МВД, которые формируют его профессиональные типы.
В контексте рассматриваемой проблемы рассмотрим основные подходы к определению мировоззрения. Так, А. Г. Спиркин в «Философском энциклопедическом словаре» дает следующее определение: «Мировоззрение — это система взглядов на мир и на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Мировоз-
зрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только предельное их обобщение» [1, с. 375]. В «Кратком философском словаре» приводится следующая дефиниция: «Мировоззрение — система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире... В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек» и четыре подсистемы, выражающие отношения между ними: 1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом; 2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема; 3) аксиологическая (ценно-стно-ориентационная подсистема); 4) духовно-практическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.)» [2, с. 222].
В энциклопедии «Педагогика: ^временная энциклопедия» мировоззрение личности определяется как «система взглядов на мир, на отношение человека к обществу, природе, самому себе, основная форма направленности личности и находит выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества» [3, с. 318]. Известный педагог В. А. Сластенин подчеркивал: «Мировоззрение личности представляет собой совокуп-
ность положений и идей, теоретических принципов и ценностных ориентаций, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании явлений окружающей действительности и которые определяют содержание, направленность и характер его преобразующей деятельности» [4, а 228].
В «Новейшем философском словаре» понятия «мировоззрение» нет, хотя подробно рассматриваются такие значимые, с точки зрения авторов, философские категории, как «благородный муж» (по Конфуцию), «любовь» и т. п. [5, с. 76, 354]. Таким образом, практически все авторы, рассматривающие данный феномен, определяют его как специфическую форму духовно-практического освоения человеком мира, как систему взглядов, убеждений, ценностей, дающих целостное представление о мире, об отношении человека к миру, о собственном месте в нем.
Вместе с тем категория «мировоззрение» до сих пор остается одним из наиболее теоретически спорных конструктов и это предполагает необходимость его исследования, в первую очередь, по профессиональным типам, что обусловлено целым рядом факторов и обстоятельств:
— необходимостью обновления междисциплинарного статуса понятия «мировоззрение», который обнаруживается в текстах различного содержания, в т. ч. педагогических;
— задачей осмысления и обобщения понятия «профессиональное мировоззрение», используемого и закрепленного в смыслах и значениях в разных областях познания;
— необходимостью аналитического изучения многообразия сложившихся в истории человечества типов мировоззрения и особенно его профессионального типа, в т. ч. юридического;
— требованиями объективных условий современности к формированию мировоззрения, особенно потому, что интерес к мировоззренческим основаниям жизнедеятельности с особой остротой обнаруживается в переломные периоды истории, кризисные эпохи, когда наиболее отчетливо проявляются новый смысл и содержание феномена в зависимости от меняющегося мира;
— состоянием мировоззренческой парадигмы в сфере гуманитарного, в т. ч. юридического, образования. Реальный характер и перспективы развития образования все более подтверждают необходимость усиления мировоззренческой ориентации учебно-воспитательного процесса в вузах.
В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея формирования его профессионального мировоззрения. С опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к будущим профессиональным ситуациям — такова парадигма современного типа обучения, что и отражено в работах Е. В. Бондаревской [6], Е. П. Белозерцева [7], В. А. Сластенина [8], Е. Н. Шиянова [9] и др. Соединив в себе воспитание и обучение cпециалиста в вузе, создав условия для формирования его мировоззрения, отвечающего сложным реалиям развития социума, система образования способна вывести общество на качественно новый уровень развития. Однако до сих пор образование носит преимущественно «знаниевую» направленность, чаще всего имеет характер своеобразной «дрессировки», нацелено на передачу лишь готовых знаний, как утверждает К. В. Бондарчук [10].
Не отрицая дисциплинарно (профессионально) ориентированный характер образования, что способствует формированию профессионального мировоззрения, необходимо учить молодого человека критически, творчески мыслить, ставить проблему, переключаться, совмещая разные аспекты деятельности, находить оптимальные решения в условиях неопределенности, эффективно общаться с другими людьми, управлять собой, сомневаться в догмах.
Овладение обучаемым содержательным минимумом, в первую очередь мировоззренческих и профессиональных дисциплин, в идеале должно способствовать личностному развитию сотрудника полиции, формированию его профессионального мировоззрения. Вместе с тем профессиональное мировоззрение специалиста-юриста не может не включать в себя предельно широкие понятия и категории о смысле жизни, ценностях бытия, значимости и бесконечности познания и т. п. Данный подход формирует не только такие свойства мировоззрения, как целостность и системность, но и поливариантность, амбивалентность в рамках профессионального типа. Тем самым мировоззрение личности и процесс его формирования образуют то основание образования, без «заземления» на которое оно «рассыпается» на отдельные частные знания. Вне культурно-мировоззренческого контекста образование лишается проблематики, связанной с осмыслением экзистенциальных вопросов человеческого бытия. В отрыве от мировоззренческих ориентаций невозможно полноценное, от-
вечающее социальным ожиданиям профессиональное обучение и воспитание, формирование мировоззрения специалиста в вузе МВД России.
Под мировоззренчески ориентированным образовательным процессом в вузах МВД России мы понимаем:
— формирование мировоззрения личности сотрудника полиции в ведомственном вузе, соответствующего требованиям общества и социального заказа на специалиста;
— гуманизацию и гуманитаризацию всего образовательного процесса в вузе, что предполагает, наряду с субъект-объектными отношениями (преимущественно субординационного типа), субъект-субъектные взаимоотношения (демократического характера, характеризующие гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса);
— приоритетность формирования у обучаемых смысложизненных образований — мировоззренческих знаний, взглядов, убеждений, идеалов, ценностей, и в первую очередь, в правовой сфере;
— становление основных компонентов в структуре профессионального мировоззрения сотрудника полиции, таких как когнитивный, аксиологический, социологический, деятельностный;
— развитие основных содержательных аспектов профессионального мировоззрения обучаемых в вузе МВД (правовой — доминирующий, философский, социально-политический, нравственный, эстетический);
— целевую направленность педагогической технологии на эффективное осуществление процесса формирования мировоззрения сотрудника полиции в образовательном процессе вуза МВД России.
Не рассматривая детально все компоненты содержания и структуры мировоззрения, что утвердилось и довольно широко отражено в научной литературе, отметим, что они так или иначе соотносятся с ценностной направленностью феномена, приобретая для сотрудников полиции особое значение. Деятельностный подход не умаляет значения ценностного компонента, а, наоборот, усиливает его, так как аксиологичность феномена в конечном счете определяется ценностным измерением практических действий, поступков в профессиональной сфере. К сожалению, в прошлом проявилась некоторая недооценка ценностных аспектов мировоззрения, когда его трактовали в значительной степени «сциентистски», направляя основные усилия на раскрытие общих закономерностей развития. А. С. Кравец подчеркивает, что упускались
из виду «важнейшие ценностные, целеуказываю-щие, жизнерегулирующие элементы мировоззрения: оценки, нормы и идеалы» [11, с. 27].
В последних решениях руководства страны, приказах МВД по вопросам реформирования и развития правоохранительных органов указывается на необходимость смещения акцентов в профессиональной деятельности сотрудников полиции от преимущественно административно-карательной функции к гуманистически-профилактической, что предполагает восстановление утраченных в предыдущие годы основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма), развитие профессионально значимых качеств.
Исходя из вышеизложенного, подчеркнем, что в соответствии с потребностями общества, системы правоохранительных органов сегодня как никогда необходимо формировать профессиональное мировоззрение сотрудника полиции в вузах МВД России. Данный тип мировоззрения проявляет себя как личностный феномен, который позволяет мыслить, поступать, действовать по-новому, в соответствии с духом времени, насущными потребностями развития общества и системы МВД России. Согласно такому подходу мировоззрение сотрудника полиции должно включать научные мировоззренческие знания, взгляды, убеждения, ценности, которые имеют профессионально-правовое, философское, социально-политическое, этическое, эстетическое содержание. Реализуется профессиональное мировоззрение в конкретных действиях и поступках сотрудника в правоохранительной сфере, поэтому определяющим в его структуре является правовой аспект, если говорить о подготовке юристов-специалистов в ведомственных вузах МВД России. Правовой аспект мировоззрения определяется как «доминирующий в его структуре и выражает совокупность социально-востребованных и необходимых в служебной деятельности юридических знаний, убеждений, идеалов, ценностей, установок, которые находят свое выражение в эффективной правовой работе и правомерном поведении, в сформированных профессионально значимых качествах» [12, с. 139,140].
Таким образом, в структуре мировоззрения сотрудника полиции, формируемом в вузе МВД России и характеризуемом как профессиональный тип, выделим четыре основных компонента.
1. Когнитивный компонент, основу которого составляют научные мировоззренческие знания
(профессионально-правовые, философские, социально-политические, этические, эстетические), которые образуют не только общенаучную картину мира в целом, но и конкретную профессиональную картину правовой реальности (применительно к сотрудникам полиции).
2. Социологический компонент, в содержательном аспекте включающий самый широкий спектр взглядов и убеждений социального характера, имеющих правовую направленность и измерение для сотрудника полиции, что и характеризует их как мировоззренческие.
3. Ценностно-нормативный компонент, выражающий мировоззренческую оценку знаний, взглядов и убеждений, их значение для сотрудника полиции как профессионала и человека. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки личностью явлений выступают правовые, нравственные, эстетические и другие социальные нормы, регулирующие жизнь и деятельность общества и человека. В нормах в большей мере, чем в ценностях, присутствуют приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом, что имеет особое значение для сотрудников правоохранительных органов, стоящих на страже правопорядка и законности.
4. Деятельностный компонент, выраженный в поступках и действиях личности в соответствии с усвоенными знаниями, сформированными убеждениями, принятыми ценностями. Для сотрудника полиции данный компонент мировоззрения реализуется в активной жизненной позиции, качественном выполнении профессиональных задач. Без
Список библиографических ссылок
практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный, созерцательный характер.
Можно предположить, что нецелесообразно выделять эмоционально-волевую сферу в отдельный компонент, так как она пронизывает всю структуру мировоззрения, наполняет ее чувствами, эмоциями, волей. Для того, подчеркивает А. Я. Лопушен-ко, чтобы «знания, ценности и нормы реализовы-вались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать» [13, с. 187]. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззрения.
Таким образом, раскрыть содержание и структуру мировоззрения сотрудника полиции (как профессионального типа) значит определить приоритетность формирования в образовательном процессе вузов МВД смысложизненных образований (мировоззренческие правовые знания, взгляды, убеждения, ценности), а также развития компонентов (когнитивного, социологического, аксиологиическо-го, деятельностного) и основных содержательных аспектов (правовой — доминирующий, философский, социально-политический, нравственный, эстетический), определяющих место личности в мире, отношение к этому миру и к самому себе и выражающих практическую направленность на правоохранительную деятельность.
1. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983.
2. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев [и др.]; под ред. А. А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2010.
3. Педагогика: современная энциклопедия / под общ. ред. А. П. Астахова. М.: Совр. шк., 2010.
4. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004.
5. Кондрашов В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копору-лина; под общ. ред. А. П. Ярещенко. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
6. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д.: Учитель, 1999.
7. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.
8. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
9. Шиянов Е. Н. Гуманистические принципы построения и функционирования педагогической системы педагогического вуза // Педагогические системы в школе и вузе: технология и управление: тезисы докл. научн. конф. 25—28 мая 1993 г. Волгоград: ВолГУ, 1993. Ч. 1. С. 21—36.
10. Бондарчук Е. В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2006.
11. Кравец А. С. Мировоззрение: социальная обусловленность, сущность, структура // Теория и практика формирования научного мировоззрения современного студенчества. Воронеж: ВГУ, 1986. С. 6—52.
12. Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России // Мир образования — образование в мире. 2010. № 2. С. 139—141.
13. Лопушенко А. Я. Сущность, содержание и структура профессионального мировоззрения обучающихся // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2009. №4. С. 186—191.
© Ласточкина О. А., Остапенко В. С., 2013
* * *
В. А. Овчинников, В. В. Крючков, А. Э. Кормаков
ОБ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
В статье рассмотрены вопросы объективизации педагогического контроля посредством использования технических устройств при определении уровня физической подготовленности у сотрудников вузов МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, педагогический контроль, контрольные нормативы, технические устройства.
V. A. Ovchinnikov, V. V. Kryuchkov, A. E. Kormakov
ABOUT THE OBJECTIVIZATION OF PEDAGOGICAL CONTROL IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA
The article focuses on the issues of objectivization of pedagogical control by using technical devices when determining the physical aptitude of trainees in institutions of higher education of the Ministry of Interior of Russia.
Keywords: physical training, pedagogical control, qualifying standards, technical devices.
Физическая подготовка является важнейшим компонентом служебно-боевой подготовки сотрудников МВД России. В вузах МВД России она, как одно из направлений системы физического воспитания, призвана формировать определенные прикладные знания, двигательные качества, умения и навыки, способствующие объективной готовности курсантов учебных заведений МВД России к эффективному выполнению ими служебных обязанностей в качестве сотрудников органов внутренних дел. К выпускникам образовательных учреждений МВД России в настоящее время предъявляются повышенные требования, поэтому целесообразно вести речь о комплексном содержании физической подготовки, опирающейся на научно обоснованную факторную структуру и «ба-
тарею» (группу) соответствующих тестов для оценки состояния различных готовностей [1].
Вместе с тем педагогический контроль является важнейшим структурным элементом образовательного процесса. Контроль всегда служит обратной связью, неся характеристику его результативности. Ведь как нет обучения без педагогического контроля, так и не может быть контроля без обучения, и об успешности и эффективности учебного процесса невозможно судить без определения эффективности содержания педагогического контроля. Приоритетное положение системы контроля связано с ее ведущей управленческой функцией — обратной связью, без которой деятельность любой системы не может быть эффективной [2].