Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Снежана Сергеевна, Мирошников Алексей Сергеевич

Реалии современного общества, нестабильность политической и экономической ситуации в стране предъявляют к личности и деятельности сотрудников органов внутренних дел высокие требования, которые часто служат источником устойчивой стрессогенной ситуации. В результате этого сотрудники полиции совершают различные правонарушения, показатели снижения которых на сегодняшний день остаются незначительными. В статье рассматриваются социальные факторы, сопровождающие деятельность сотрудника полиции, уточняются основные требования к современному полицейскому, обозначается роль рискоемких ситуаций в его профессиональном становлении. Авторы приводят подробную классификацию общесоциальных и профессиональных рисков, сопровождающих деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также выделяют систему основных личностных качеств сотрудников полиции, способствующих уменьшению данных рисков. Основным направлением решения данной проблемы авторы считают совершенствование системы подготовки сотрудников полиции, переосмысление принципов организации работы высших образовательных организаций системы МВД России в рамках компетентностного подхода, обеспечивающего не только высокий уровень знаний, но и всестороннее развитие личности, становление профессиональных, моральных и этических качеств сотрудников полиции.Up-to-date society realities, instability of economics and political situation in the country induce the police officer’s personality and activity to possess high qualities which in turn cause the source of steady stressful situation. As a result there are different wrongdoings committed by the police officers, the number of such wrongdoings decreases insignificantly. The article deals with the social factors accompanying the police officers’ activity, the modern requirements imposed to the police officer and the role of hazardous situations in the police officer’s formation. The authors bring the detailed classification of the general-social and professional hazards the police officers’ activity; also point out the system of main personal qualities of the police officer reducing mentioned-above hazards. As the key solution of this issue the authors propose the police officers’ training system improvement, educational principles reassessment of the higher educational establishments of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation, as well as application of the competence approach which provides not only higher knowledge level but also comprehensive personal development, formation of professional, moral and ethnical qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Снежана Сергеевна, Мирошников Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. // Президент России: сайт. URL: http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 12.05.2015).

3. Выступление Президента России В. В. Путина на расширенном заседании Коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 21 марта 2014 г. // Президент России: сайт. URL: http://kremlin.ru/news/17461 (дата обращения: 12.05.2015).

4. Казакова С. Е., Беева Т. А. Проблемы формирования нравственных основ личности у курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 170—174.

5. Дронова О. Б. Формирование способности проведения научных исследований как необходимое условие подготовки экспертов-криминалистов // Судебная экспертиза. 2014. № 1 (37). С. 92—101.

© Крючков С. В., 2016

***

С. С. Мирошникова, А. С. Мирошников

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Реалии современного общества, нестабильность политической и экономической ситуации в стране предъявляют к личности и деятельности сотрудников органов внутренних дел высокие требования, которые часто служат источником устойчивой стрессогенной ситуации. В результате этого сотрудники полиции совершают различные правонарушения, показатели снижения которых на сегодняшний день остаются незначительными.

В статье рассматриваются социальные факторы, сопровождающие деятельность сотрудника полиции, уточняются основные требования к современному полицейскому, обозначается роль рискоемких ситуаций в его профессиональном становлении.

Авторы приводят подробную классификацию общесоциальных и профессиональных рисков, сопровождающих деятельность сотрудников органов внутренних дел, а также выделяют систему основных личностных качеств сотрудников полиции, способствующих уменьшению данных рисков.

Основным направлением решения данной проблемы авторы считают совершенствование системы подготовки сотрудников полиции, переосмысление принципов организации работы высших образовательных организаций системы МВД России в рамках компетентностного подхода, обеспечивающего не только высокий уровень знаний, но и всестороннее развитие личности, становление профессиональных, моральных и этических качеств сотрудников полиции.

Ключевые слова: профессиональные риски, сотрудники органов внутренних дел, компетентностный подход, профессиональное образование, образовательные стандарты.

S. S. Miroshnikova, A. S. Miroshnikov

PROFESSIONAL HAZARDS PROBLEM IN THE POLICE OFFICER'S ACTIVITY

AND THE WAYS OF ITS SOLUTION IN THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

OF THE INTERNAL AFFAIRS MINISTRY

Up-to-date society realities, instability of economics and political situation in the country induce the police officer's personality and activity to possess high qualities which in turn cause the source of steady stressful situ a-tion. As a result there are different wrongdoings committed by the police officers, the number of such wrongdoings decreases insignificantly.

The article deals with the social factors accompanying the police officers' activity, the modern requirements imposed to the police officer and the role of hazardous situations in the police officer's formation.

The authors bring the detailed classification of the general-social and professional hazards the police officers' activity; also point out the system of main personal qualities of the police officer reducing mentioned-above hazards.

As the key solution of this issue the authors propose the police officers' training system improvement, educational principles reassessment of the higher educational establishments of the Internal Affairs Ministry of the Russian Federation, as well as application of the competence approach which provides not only higher knowledge level but also comprehensive personal development, formation of professional, moral and ethnical qualities.

Key words: professional hazards, police officers, competence approach, professional education, educational standards.

Современный этап развития нашего общества сопровождается существенными политическими, экономическими и культурными вызовами, которые не могут не влиять на деятельность сотрудников внутренних дел.

Как отмечают в своих исследованиях Л. В. Си-ницына, В. Н. Рыбаков, И. П. Федорова и др., несмотря на усиление нормативной правовой базы и принятие большого количества новых законодательных актов, регламентирующих профессиональный и социальный статус сотрудников полиции, количество правонарушений, совершенных сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел, остается большим. Выявляются факты злоупотребления служебным положением, нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, сотрудничества с коррумпированными элементами, совершения дорожно-транспортных происшествий и других правонарушений [1, 2]. Несомненно, в основе данных негативных тенденций лежит ряд социальных факторов, определяющих особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Ухудшение криминогенной обстановки, тяжелые условия службы, сопровождающиеся ненормированным рабочим днем, систематическими режимами усиления, служебно-боевыми командировками, необходимостью многочисленных и часто «силовых» контактов с представителями криминального мира приводят к увеличению значимости рискоем-ких ситуаций в профессиональном становлении сотрудника полиции. Это, в свою очередь, требует продуктивных методов деятельности; нестандартных решений; творческой активности; психической устойчивости; развития профессионально значимых личностных качеств, таких как воля, решительность, коммуникативные умения; профессиональной наблюдательности; актуализации прогностической деятельности; необходимости предвидеть и предотвратить будущие риски как для себя, так и для коллег, подчиненных и гражданского населения.

Важным качеством личности квалифицированного сотрудника полиции становится его способность справляться со сложными задачами, возникающими в профессиональной деятельности, что обусловлено профессионализмом, опытом, психоэмоциональными ресурсами его личности, а также творческим потенциалом [3].

С учетом выводов И. Г. Абрамовой, А. В. Гамаю-

новой, Е. Н. Михайловой, В. Н. Рыбакова и др. можно выделить следующие виды рисков, сопровождающих деятельность сотрудника полиции:

1. Общесоциальная группа рисков характерна для большинства профессий, которые сопряжены с многочисленными социальными контактами, сильными физическими и психоэмоциональными перегрузками. К данной группе следует отнести:

— правовые риски (риски нарушения закона). Для сотрудников полиции они выражаются в нарушении служебной дисциплины, превышении должностных полномочий, несоблюдении интересов граждан при проведении оперативной работы, превышении пределов допустимой самообороны и т. д.;

— этические риски (риски нарушения этических норм). В своей работе полицейские часто сталкиваются с лицами с асоциальным поведением, деградированной нравственной сферой, вступающими в конфликт или демонстрирующими неповиновение, что приводит к искажению системы социальных установок и внутренних ценностей самих сотрудников и, как следствие, нарушению этических норм в поведении и общении как с правонарушителями, так и с потерпевшей стороной;

— психофизиологические риски связаны с вероятностью получить профессиональное заболевание, подорвать здоровье, лишиться жизни, а также с возникновением эмоциональных изменений, психической дезадаптации.

Напряженная профессиональная деятельность, ежедневные стрессогенные ситуации приводят к утомлению, а иногда и к переутомлению. Накопление негативных эмоций вызывает риск приобретения разнообразных психологических комплексов: застенчивости, неполноценности, агрессивности и др. Психотравмирующие факторы негативно влияют на организм в целом [1, 2, 4—6].

2. Специфические профессиональные риски, сопровождающие преимущественно деятельность сотрудников полиции. К ним относятся:

— стратегический риск, связанный с планированием и осуществлением деятельности сотрудника полиции, ситуациями неопределенности в трактовке полученной информации, принятием решений, возможностью процессуальной или организационной ошибки;

— риск рассогласования, обусловленный расхождением между требованиями к качеству и ре-

зультативности работы со стороны руководства, властных и управленческих структур и возможностями коллектива и отдельного сотрудника полиции их выполнить;

— диспозиционный риск, выражающийся в степени совпадения или несовпадения целей, установок, ожиданий и запросов сотрудника полиции с групповыми целями, возможностями и миссией его коллектива и руководства;

— риск дистанцирования, определяющийся как уровень готовности или неготовности сотрудника полиции к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с нормами, стандартами и ожиданиями социума;

— риск конформизма, предполагающий либо бездействие сотрудника, либо подчинение групповому влиянию или давлению;

— технологический риск, возникающий в случае применения нестандартных действий и методов в оперативной работе, принятия оригинальных решений, использования новейших, часто мало апробированных методик [6].

Существующая проблема профессиональных рисков заставляет пересматривать принципы организации работы высших образовательных учреждений МВД России и всей системы подготовки сотрудников полиции, предъявляя новые требования. На основе исследований С. В. Бабурина, Ю. А. Грачева, М. П. Стародубцева и представленной совокупности профессиональных рисков можно выделить ряд приоритетных качеств, которыми должны обладать выпускники образовательных организаций МВД.

Существенное ослабление влияния общесоциальных рисков на профессиональную деятельность сотрудников полиции наблюдается, если выпускники вузов системы МВД демонстрируют:

— знание основных законов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции, опыт практической деятельности в оперативной обстановке (правовые риски);

— широкие познания в области психологии и социологии, владение разнообразными психологическими техниками, обеспечивающими бесконфликтное взаимодействия как внутри системы МВД, так и при решении профессиональных задач по обеспечению правопорядка (этические риски);

— психическую устойчивость, умение правильно и своевременно определять причины возникающих затруднений как в личной, так и в профессиональных сферах деятельности, находить и принимать эффективные решения для их устранения (психофизиологические риски).

Для решения проблемы специфических профессиональных рисков наибольшее значение имеют следующие качества будущих сотрудников полиции:

— обладание высоким уровнем общей эрудиции и осведомленностью, что обеспечивает быстроту реакции, максимальную адаптацию к

быстроменяющейся ситуации, творческий подход к решению профессиональных задач (стратегические риски);

— способность к саморегуляции и самодисциплине, развитые волевые качества, позволяющие добиваться цели, выполнять требования руководства, брать на себя ответственность за порученное дело (риск рассогласования);

— развитые коммуникативные качества, умение эффективно работать в команде и поддерживать благоприятный микроклимат как в профессиональной среде, так и при взаимодействиях на внешнем социальном уровне (диспозиционный риск);

— умение демонстрировать и поддерживать высокий имидж сотрудников полиции в соответствии с нормативно-директивными документами, регулирующими профессиональную деятельность, что обеспечивает повышение авторитета сотрудников МВД России в глазах населения (риск дистанцирования);

— способность к убеждению, оказанию психологического воздействия на людей, умение доказать и отстаивать свою точку зрения, вызывать у другого лица или у группы лиц нужную реакцию (риск конформизма);

— умение продуктивно использовать современные информационные и другие технологии, применять различное техническое оборудование в решении различного рода оперативно-служебных задач (технологические риски) [7, 8].

Вместе с тем учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях системы МВД России имеет ряд отличительных черт, которые могут усиливать воздействия различных видов рисков сотрудника полиции на его будущую профессиональную деятельность. В своих исследованиях А. А. Варару, М. Н. Михайловский, В. Н. Рыбаков в качестве таких особенностей выделяют:

— профессиональное образование, получаемое в вузах системы МВД, является государственным заказом по обеспечению правопорядка, свободы и безопасности граждан, поэтому учебные программы вузов МВД содержат определенные, часто более жесткие требования к подготовке будущих офицеров правоохранительных органов. Это соотносится с особенностями их профессиональной деятельности;

— учебный процесс, как и вся деятельность курсантов, строится в условиях сочетания войсковой (отделение, взвод, рота, подразделение) и вузовской (учебная группа, курс, факультет) организации учебно-воспитательного процесса на принципах строгой служебной дисциплины, единоначалия, что требует соблюдения определенной этики поведения, субординации, а это ведет к игнорированию индивидуальных особенностей курсантов, отсутствию взаимопонимания между преподавателями, командирами и курсантами;

— учебная деятельность курсантов строго регламентирована, совмещается со службой в нарядах, дежурствах по охране общественного порядка, строится на принципе строгой отчетности, что требует от курсантов больших физических и эмоциональных энергозатрат;

— преобладание в учебном процессе групповых форм работы как на плановых занятиях, так и при самоподготовке, что приводит к неизбежному столкновению мнений и интересов участников коллектива, возникновению скрытых конфликтов;

— учебно-служебная деятельность, с одной стороны, контролируется соответствующими должностными лицами, а с другой — курсантам предоставляется полная самостоятельность в плане организации учебы и быта, что при недостаточном развитии чувств ответственности и самоконтроля может негативно сказаться на их успеваемости и поведении;

— часть воспитательно-образовательного процесса учебных организаций системы МВД России осуществляется не в классах и лабораториях,

а в полевых условиях, на местности и в обстановке, приближенной к служебной, что, несомненно, требует развития высокой социальной ответ-

Список библиографических ссылок

ственности [1, 9, 10].

Одним из главных способов усовершенствовать механизмы подготовки курсантов вузов системы МВД является внедрение новых государственных образовательных стандартов, определяющих в качестве цели образования формирование компетенций, включающих как знания, умения и навыки, так и способы их реализации в будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход предполагает приобретение будущим сотрудником полиции высокого уровня знаний, соответствующего уровня культуры, создает условия для всестороннего развития личности, становления профессиональных, моральных и этических качеств, что позволит в дальнейшем решать задачи не только профессионального, но и социального характера. Именно компетентност-ный подход позволяет создать в учебном заведении динамическую и, главное, психологически безопасную образовательную среду, максимально приближенную к профессиональной деятельности выпускников, способствующую не только повышению эффективности образовательного процесса, но и становлению ключевых характеристик его участников [11—13].

1. Рыбаков В. Н. Особенности формирования социально-нравственной направленности курсантов вуза МВД в системе профессиональной подготовки // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 8 (66). С. 79—83.

2. Синицына Л. В., Федорова И. П. Профилактика проступков сотрудников органов внутренних дел (экспериментальный подход) // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 2 (67). С. 138—144.

3. Мирошникова С. С. Профессиональные риски спортивного тренера // Известия Волгоградского гос. соц.-пед. ун-та. 2014. № 1 (86). С. 78—81.

4. Абрамова И. Г. Теория педагогического риска: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996. 381 с.

5. Гамаюнова А. В. Актуальные проблемы адаптации сотрудника полиции в социуме в современной России // NovaInfo.Ru. 2014. № 24. С. 257—260.

6. Михайлова Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 10; URL: cyberLeninka.ru (дата обращения: 12.04.2016).

7. Бабурин С. В., Бабкина Н. А. Пути совершенствования психологической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3. С. 27, 28.

8. Грачев Ю. А., Стародубцев М. П. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 22—27.

9. Варару А. А. Развитие субъектности курсантов вузов внутренних войск МВД России как фактор повышения эффективности педагогической профилактики противоправного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 179—183.

10. Михайловский М. Н. Учебно-профессиональная установка в системе интегрированного образования. Уфа, 2015. 174 с.

11. Тимофеева А. А., Шведова Н. Н. Опыт реализации профильного высшего профессионального образования при подготовке кадров для экспертно-криминалистических подразделений МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4. С. 108—112.

12. Казакова С. Е., Беева Т. А. Проблемы формирования нравственных основ личности у курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 170—174.

© Мирошникова С. С., Мирошников А. С., 2016

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.