Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
эмоциональное выгорание / психология / личность / emotional burnout / psychology / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочеткова А. Г., Батуева Н. Г.

Профессиональное выгорание — это сложное эмоциональное, физическое и психическое состояние, возникающее в результате длительного стресса на рабочем месте. Этот термин был введён психологом Кристин Маслач в 1970-х годах и с тех пор стал широко распространённым в научной и практической среде. Выгорание проявляется в трёх основных компонентах: эмоциональном истощении, деперсонализации и снижении личных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочеткова А. Г., Батуева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT IN PSYCHOLOGY

Professional burnout is a complex emotional, physical and mental condition that occurs as a result of prolonged stress in the workplace. This term was coined by psychologist Kristina Maslach in the 1970s and has since become widespread in the scientific and practical environment. Burnout manifests itself in thrmain components: emotional exhaustion, depersonalization and a decrease in personal achievements.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9.072 Кочеткова А.Г., Батуева Н.Г.

Кочеткова А.Г.

магистрант

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

Батуева Н.Г.

кандидат медицинских наук Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: профессиональное выгорание — это сложное эмоциональное, физическое и психическое состояние, возникающее в результате длительного стресса на рабочем месте. Этот термин был введён психологом Кристин Маслач в 1970-х годах и с тех пор стал широко распространённым в научной и практической среде. Выгорание проявляется в трёх основных компонентах: эмоциональном истощении, деперсонализации и снижении личных достижений.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психология, личность.

1. Эмоциональное истощение — это первичный и наиболее заметный признак выгорания. Он характеризуется чувством опустошённости и усталости, которое возникает в ответ на постоянные стрессовые факторы на рабочем месте. Работники начинают ощущать, что они больше не могут справляться с эмоциональными требованиями своей работы, что приводит к снижению уровня энергии и потере мотивации.

2. Деперсонализация — это второй аспект, который проявляется в виде отстранённости и цинизма по отношению к коллегам и клиентам. Люди с

данными признаками могут испытывать негативные эмоции, становятся безразличными к потребностям окружающих, что в свою очередь приводит к ухудшению качества межличностных отношений и взаимодействия на работе.

3. Снижение личных достижений — эта категория включает в себя чувство неэффективности и несостоятельности в профессиональной деятельности. Такие работники начинают сомневаться в своих способностях и достижениях, что приводит к снижению самооценки и уверенности в себе. Их профессиональные успехи кажутся значительно меньшими, чем они есть на самом деле, что добавляет дополнительный стресс.

Изучение проблемы выгорания является особенно актуальным в условиях современного общества, где рабочие нагрузки и уровень стресса продолжают расти. Глобализация и технологические изменения, такие как внедрение удаленной работы, создают новые вызовы для работников, увеличивая требования к производительности и эффективности. Исследования показывают, что высокий уровень стресса на рабочем месте не только ухудшает психическое здоровье работников, но также влияет на общую продуктивность и качество выполнения задач.

В условиях постоянной конкуренции и давления, связанные с работой, работники становятся жертвами выгорания, которое может привести к ряду негативных последствий, включая снижение работоспособности, ухудшение здоровья и даже выезд из профессиональной сферы. Учитывая, что выгорание затрагивает широкий спектр профессий, от медицинских работников до учителей, понимание его причин и особенностей становится жизненно важным для формирования эффективных стратегий профилактики и интервенции.

Актуальность изучения выгорания также подчеркивается изменениями в обществе, когда вопросы психического здоровья становятся всё более заметными. Работодатели и организации начинают осознавать значимость создания поддерживающей рабочей среды для снижения рисков выгорания, что делает исследование данного феномена не только необходимым, но и важным шагом к построению более здорового и эффективного рабочего места.

Для успешного решения проблемы выгорания необходимо глубже понять его природу, причины и последствия, что делает данное исследование особенно важным в условиях современного мира, стремящегося к благополучию своих работников и гармоничному развитию.

Исторический аспект проблемы выгорания.

- Первые упоминания о выгорании в психологии:

Обзор ранних исследований и их влияние на формирование представления о профессиональном выгорании.

- Развитие концепции выгорания в XX веке:

- Рассмотреть работы Герберта Фрэнкла, который описывал выгорание как состояние, возникающее из ощущения безысходности.

- Исследования Кристине Маслач и её модель выгорания, предложенная в 1976 году, включая создание Масштаба Эмоционального Выгорания (MBI).

- Современные подходы к изучению выгорания:

Анализ новых взглядов и дополнений к классическим моделям, включая подходы нейробиологии и психосоциальные исследования.

### Структура выгорания.

Выгорание — это многогранное явление, которое можно рассматривать на различных уровнях. Понимание структуры выгорания важно для нахождения путей его предотвращения и преодоления.

1. Индивидуальный уровень:

На этом уровне выгорание отражает внутренние переживания человека. Личное восприятие стресса, эмоциональная зрелость и механизмы совладания играют ключевую роль в возникновении выгорания. Такие факторы, как низкая самооценка, чрезмерная самокритика или нерешительность, могут увеличить риски выгорания. Ваше внутреннее состояние, ваше отношение к работе и окружающим — всё это определяет, как вы справляетесь с нагрузками и стрессами.

2. Командный уровень:

Важно отметить, что выгорание не является индивидуальным феноменом. Рабочие группы и команды тоже подвержены выгоранию. Низкая мораль, отсутствие поддержки со стороны коллег и конфликты в команде могут привести к повышению уровня стресса и выгорания среди её членов. Когда в команде царит атмосфера недостатка доверия и взаимопонимания, каждый её член рискует столкнуться с выгоранием.

3. Организационный уровень:

На этом уровне выгорание связано с культурой и структурой самой организации. Неэффективные руководящие подходы, высокие требования, недостаток ресурсов и отсутствие инициатив по поддержке здоровья сотрудников могут создавать среду, способствующую выгоранию. Организации, которые не заботятся о своих работниках, не только подвергают их риску выгорания, но и теряют в продуктивности и эффективности. Создание здоровой организационной культуры — это важный шаг для предотвращения выгорания и поддержания продуктивности.

Понимание сущности выгорания и его структуры является важной основой для поиска решений и стратегий, которые помогут людям избежать этого состояния и создать благоприятную рабочую среду, способствующую психическому и эмоциональному благополучию.

Психологические и социальные факторы, способствующие выгоранию

- Влияние рабочих условий:

Обсуждение факторов, таких как высокая нагрузка, недостаток ресурсов и поддержки.

- Роль личностных характеристик:

Анализ, как различные типы личности (например, перфекционизм) могут склонять к выгоранию.

- Социальная поддержка и её значение:

Изучить, как поддержка со стороны коллег и семьи может минимизировать риск выгорания.

### Синтез результатов исследования.

В ходе нашего исследования мы подробно рассмотрели феномен профессионального выгорания, его составляющие и влияние на работников в современном обществе. Мы выявили три ключевых аспекта этого состояния: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личных достижений, каждый из которых влияет как на психоэмоциональное состояние индивидуумов, так и на общую атмосферу в рабочей среде.

Эмоциональное истощение служит отправной точкой для возникновения выгорания, ибо когда люди находятся под постоянным давлением и не могут восстановить свои силы, их внутренние резервы иссякают. В результате этого возникает деперсонализация, привносящая в жизнь элементов цинизма и безразличия, что затрудняет работу и взаимодействие с коллегами и клиентами. Наконец, снижение личных достижений становится замыкающим этапом этого разрушительного цикла, когда работники начинают сомневаться в своем профессионализме и значимости своей деятельности, ощущая себя ненужными и неэффективными.

Также важно понять, что выгорание является многогранным явлением, имеющим глубокие корни как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Исследования показывают, что факторы организационной культуры, поддержки со стороны коллег и руководства могут значительно влиять на уровень стресса и предрасположенность к выгоранию. Создание здоровой рабочей среды и внедрение программ поддержки сотрудников становятся важными шагами для компаний, стремящихся к улучшению продуктивности и общего эмоционального климата.

### Направления для будущих исследований.

Несмотря на значительный вклад в понимание выгорания, существует множество направлений для будущих исследований, которые требуют более глубокого изучения. Во-первых, необходимы исследования, направленные на выработку эффективных методов профилактики и интервенции в разных сферах профессиональной деятельности. Например, возникают вопросы, как различия в

профессиях (медики, учителя, работники сферы услуг) влияют на проявление и восприятие выгорания.

Во-вторых, важно изучить роль интересов и хобби в профилактике выгорания. Как внешние источники удовлетворения и радости могут поддерживать эмоциональное равновесие и помогать преодолевать трудные периоды? Это направление наиболее актуально, так как многие компании рассматривают внедрение практик, поддерживающих не только эффективность, но и личное благополучие своих сотрудников.

Кроме того, с учетом быстрого технологического прогресса, стоит проанализировать влияние удаленной работы и технологий на эмоциональное состояние работников. Как культура дистанционного взаимодействия сказывается на уровне стресса и выгорания? Какие механизмы поддержки могут быть наиболее эффективными в удаленной среде?

Наконец, исследования в области влияния организационной культуры на эмоциональное благополучие сотрудников также требуют особого внимания. Как формирование положительной среды, основанной на взаимопомощи и доверии, может способствовать снижению уровня стресса и предотвращению выгорания?

Таким образом, изучение профессионального выгорания остается актуальной и важной задачей, требующей комплексного подхода и междисциплинарных исследований. Научные открытия в этом направлении помогут не только понять причины и последствия выгорания, но и предоставить конкретные рекомендации для создания более здоровых и поддерживающих рабочих мест. В конечном итоге, всё это может принести пользу как работникам, так и обществу в целом, помогая создать гармоничные условия для работников и повышая уровень их жизненного благополучия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 2003 474 с;

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. Курск: Гос. ун-т, 2008 С. 130-137;

3. Водопьянова Н.Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015 Т.5. № 1 С.73-82;

4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. 2-е изд., перераб. М: Питер, 2009 336 с;

5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008 336 с;

6. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. докт. психол. наук. Иркутск, 2007;

7. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007;

8. Кустова В.В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов: монография. Иркутск: ИрГУПС, 2016 168 с;

9. Ленглэ А. Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка // Здоровье и успех. 2021 № 5 с. 16-17;

10. Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб-методич. пособие. М: Моск. психол. -соц. ин-т: Флинта, 2001 190 с;

11. Морозова Н.А. Личностные особенности эмоционального выгорания специалистов различных социономических профессий // Психология психических состояний: материалы Первой Всероссийской научно-

практической конференции. Казанский государственный университет. Казань: ЗАО «Новое знание», 2008 С. 40-43;

12. Орел В.Е. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы // Современные проблемы исследования выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др. Курск: Гос. ун-т, 2008 С. 55-81;

13. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Дисс. канд. психологических наук. Ярославль, 2001 173 с;

14. Третьякова В.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. 2019 № 2 С. 71-85;

15. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994 № 6 С. 57-64;

16. Folkman S., // J. Person. Soc. Psychol. — 1984. — Vol. 46, N 5;

17. Folkman S., Lazarus, R.S. // J. Hlth Soc. Behav/ — 1980. — Vol. 21;

18. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. — Oxford University Press, 2002;

19. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. 2004;

20. Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: a history of changing outlook // Ann. Rev. Psychol. 1993 V. 44 P.1-21;

21. Lazarus R. S., Speisman J. C. and Mordkoff A. M. The relationship between autonomic indicators of psychological stress: heart rate and skin conductance. Phsycosom. Med. 1963 25 Р.19-30;

22. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Basic Books, 1962 339 p;

23. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced Burnout // J. Occup. Beh. 1981

Kochetkova A. G., Batueva N. G.

Kochetkova A.G.

Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)

Batueva N.G.

Buryat State University named after Dorji Banzarov (Ulan-Ude, Russia)

PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT IN PSYCHOLOGY

Abstract: professional burnout is a complex emotional, physical and mental condition that occurs as a result of prolonged stress in the workplace. This term was coined by psychologist Kristina Maslach in the 1970s and has since become widespread in the scientific and practical environment. Burnout manifests itself in thrmain components: emotional exhaustion, depersonalization and a decrease in personal achievements.

Keywords: emotional burnout, psychology, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.