Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ: СУЩНОСТЬ И ДИАГНОСТИКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ: СУЩНОСТЬ И ДИАГНОСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Н.А., Калимуллина О.А.

Актуальность статьи обусловлена тем, что формирование профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов является важной проблемой педагогической науки и практики, а также одним из важных направлений общей психолого-педагогической подготовки к спортивной деятельности, определяя ее качество и результаты. Автором рассмотрены наиболее актуальные проблемы формирования профессионально-значимых качеств у обучающихся спортивных вузов. В статье приведено авторское видение профессионально-значимых качеств у студентов-спортсменов, раскрывающее свое содержание через мотивационный, когнитивно-эмоциональный, волевой и личностный компоненты. Целью статьи выступило теоретическое обоснование определения «профессионально-значимые качества», изучение степени их сформированности у студентов спортивных вузов. В целях апробации диагностического инструментария приведены результаты констатирующего этапа эксперимента, проверена валидность методик исследования. Так, полученные результаты демонстрируют недостаточную выраженность у студентов мотивации на успех, самостоятельности и инициативности, смелости, решительности, настойчивости, стремления к цели, к соперничеству и к социальному престижу, низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Полученные выводы указывают на актуальность проблемы, необходимость целенаправленного формирования у студентов спортивных вузов профессионально-значимых качеств и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза таких программ, которые учитывали бы выявленные особенности, обеспечивали формирование целенаправленной мотивации на профессионально-педагогическую и профессионально-спортивную деятельность с целью повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебренникова Н.А., Калимуллина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS OF SPORTS UNIVERSITIES: ESSENCE AND DIAGNOSTICS

The relevance of the article is due to the fact that the formation of professionally significant qualities of students of sports universities is an important problem of pedagogical science and practice, as well as one of the important areas of general psychological and pedagogical training for sports activities, determining its quality and results. The author considers the most pressing problems of the formation of professionally significant qualities in students of sports universities. The article presents the author's vision of professionally significant qualities in student athletes, revealing their content through motivational, cognitive-emotional, volitional and personal components. The purpose of the article was the theoretical substantiation of the definition of "professionally significant qualities", the study of the degree of their formation among students of sports universities. In order to test the diagnostic tools, the results of the ascertaining stage of the experiment are presented, the validity of the research methods is checked. Thus, the results obtained demonstrate insufficient expression of motivation for success among students, a low level of independence and initiative, courage, determination, persistence, striving for a goal, for rivalry and for social prestige, a low level of development of emotional intelligence. The findings indicate the urgency of the problem, the need for the purposeful formation ofprofessionally significant qualities among students of sports universities and the introduction of such programs into the educational process of the university, which would take into account the identified features, provide the formation of purposeful motivation for professional-pedagogical and professional-sports activities in order to increasing its efficiency.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ: СУЩНОСТЬ И ДИАГНОСТИКА»

УДК 378

Профессионально-значимые качества студентов спортивных вузов: сущность и диагностика

Professionally significant qualities of students of sports universities: essence and diagnostics

Серебренникова Н.А., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, nikoletta_sudden@mail.ru

Калимуллина О.А., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, olca.1970@mail.ru

Serebrennikova N., Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, nikoletta_sudden@mail. ru

Kalimullina O., Volga Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, olca.1970@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.020

Ключевые слова: профессионально-значимые качества, компетенции, компетентностный подход, студенты спортивных вузов, мотивационный компонент, когнитивно-эмоциональный компонент, волевой компонент, личностный компонент, структура профессионально-значимых качеств.

Keywords: professionally significant qualities, competencies, competence-based approach, students of sports universities, motivational component, cognitive-emotional component, volitional component, personal component, structure of professionally significant qualities.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что формирование профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов является важной проблемой педагогической науки и практики, а также одним из важных направлений общей психолого-педагогической подготовки к спортивной деятельности, определяя ее качество и результаты. Автором рассмотрены наиболее актуальные проблемы формирования профессионально-значимых качеств у обучающихся спортивных вузов. В статье приведено авторское видение профессионально-значимых качеств у студентов-спортсменов, раскрывающее свое содержание через мотивационный, когнитивно-эмоциональный, волевой и личностный компоненты. Целью статьи выступило теоретическое обоснование определения «профессионально-значимые качества», изучение степени их сформированности у студентов спортивных вузов. В целях апробации диагностического инструментария приведены результаты констатирующего этапа эксперимента, проверена валидность методик исследования. Так, полученные результаты демонстрируют недостаточную выраженность у студентов мотивации на успех, самостоятельности и инициативности, смелости, решительности, настойчивости, стремления к цели, к соперничеству и к социальному престижу, низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Полученные выводы указывают на актуальность проблемы, необходимость целенаправленного формирования у студентов спортивных вузов профессионально-значимых качеств и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза таких программ, которые учитывали бы выявленные особенности, обеспечивали формирование целенаправленной мотивации на профессионально-педагогическую и профессионально-спортивную деятельность с целью повышения ее эффективности.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the formation of professionally significant qualities of students of sports universities is an important problem of pedagogical science and practice, as well as one of the important areas of general psychological and pedagogical training for sports activities, determining its quality and results. The author considers the most pressing problems of the formation of professionally significant qualities in students of sports universities. The article presents the author's vision ofprofessionally significant qualities in student athletes, revealing their content through motivational, cognitive-emotional, volitional and personal components. The purpose of the article was the theoretical substantiation of the definition of "professionally significant qualities", the study of the degree of their formation among students of sports universities. In order to test the diagnostic tools, the results of the ascertaining stage of the experiment are presented, the validity of the research methods is checked. Thus, the results obtained demonstrate insufficient expression of motivation for success among students, a low level of independence and initiative, courage, determination, persistence, striving for a goal, for rivalry and for social prestige,

a low level of development of emotional intelligence. The findings indicate the urgency of the problem, the need for the purposeful formation ofprofessionally significant qualities among students of sports universities and the introduction of such programs into the educational process of the university, which would take into account the identified features, provide the formation of purposeful motivation for professional-pedagogical and professional-sports activities in order to increasing its efficiency.

Введение. Модернизация российского высшего образования в целом и спортивных вузов, в частности, осуществляется с опорой на компетентностный подход, который предполагает формирование у будущих специалистов профессиональных и общекультурных компетенций. П.Ф. Кравчук и А.В. Куркина, анализируя компетентность бакалавра по физической культуре, отмечают важность формирования и личностных качеств обучающихся [11]. Одним из приоритетных направлений в педагогике и психологии спорта является психологическая подготовка студентов спортивны вузов к высоким достижениям через мобилизацию их внутренних психологических ресурсов: внутренней мотивации, волевых качеств личности, самоконтроля, концентрации и стабильности, саморегуляции поведения [1; 2].

В современном спорте существует не мало примеров, когда на итог спортивного состязания влияли профессионально-значимые качества спортсменов, характеризующиеся как высокая мотивация успеха, оптимальный уровень тревожности, уверенность, воля и др., что давало преимущество даже над более сильными соперниками. Наряду с этим, известно большое количество примеров, когда именно профессионально-значимые качества

спортсменов позволяли достичь победы, успехов в спорте и других видах деятельности.

Цель статьи: теоретически обосновать определение «профессионально-значимые

качества» и изучить степень их сформированности у студентов спортивных вузов.

Материалы и методы исследования. Опираясь на работы А.А. Вербицкого [4], Э.Ф. Зеера [7], И.А. Зимней [8], Е.Я. Когана [10] отметим, что наряду с профессионально значимыми компетенциями важно учитывать и такие характеристики личности как, например, мотивация, направленность и др., которые в совокупности способствуют формированию профессионала [12].

Саламин Е.Е., Логинов В.Н., Михайлюк Л.П. убедительно доказали, что профессионально-значимыми качествами студентов-спортсменов выступают решительность; инициативность; настойчивость; самостоятельность, а их воспитание является основой культуры личности и имеет важнейшее значение для ее

физкультурно-спортивного совершенствования [14].

Обучение в вузе физической культуры в русле компетентного подхода, согласно воззрениям Н.Г. Загревской, способствует формированию у студентов мотивации, умения общаться и ставить цели [6].

В исследовании Мухамедалиева А. показано, что у волейболистов проявляются такие профессионально-важные качества как активность, эмоциональная реактивность, сензитивность, ярко выраженная личностная тревожность [13]. Василиади А.Г. подчеркивала, что высокий уровень готовности к профессиональной деятельности обучающихся спортивных вузов определяется

сформированностью ценностно-

ориентированного, коммуникативного,

гностического и деятельностного компонентов личности студентов [3].

Однако наблюдается отсутствие четкого определения дефиниции «профессионально-значимые качества», которые должны быть сформированы у спортивного педагога, а также нет единого мнения об их структуре. Так, например, по мнению Волкова К.Д., профессионально-значимыми качествами

студентов вузов спортивного профиля выступают: мотивация и правильная постановка цели, самоконтроль, концентрация и «закрытость», физическая и психологическая устойчивость, стабильность и др. [5]. Немного иного мнения придерживаются К.А. Илюхина и Т.В. Левченкова, которые экспериментально установили у спортивных педагогов следующие профессионально-значимые качества:

нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные и психомоторные качества, требовательность, трудолюбие, вежливость и общительность и др. [9].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сформулировать рабочее определение понятия «профессионально-значимые качества студентов спортивных вузов», под которыми мы понимаем такие качества, обеспечивающие сохранность целенаправленной мотивации на профессионально-педагогическую и профессионально-спортивную деятельность, необходимый для этого уровень деятельностной активности, оказывающий влияние на

эффективность профессиональной деятельности и способность к анализу ее результатов.

В структуре профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов мы выделяем следующие компоненты: 1) мотивационный (потребность в одобрении, в достижениях, мотивационная направленность на достижение успеха/избегание неудачи, соперничество), 2) когнитивно-эмоциональный (эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями), 3) волевой, 4) личностный (сознательная концентрация внимания, открытость опыту, вера в себя, принятие себя, адекватная самооценка).

Для исследования степени сформированное™ профессионально-значимых качеств у студентов спортивных вузов были применены следующие психодиагностические методики: «Оценка потребности в одобрении» Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; «Мотивация к успеху» Т. Элерса; «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса; «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана; «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова; методика «МАС» М. Кубышкиной, Методика «Обзор чувств, реакций и убеждений»

(«ЧРУ») К. Роджерса, «Самооценка волевых качеств спортсменов» Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. Всего исследованием было охвачено 40 обучающихся спортивных вузов.

Результаты. Результаты проведенного исследования показали, что студенты спортивных отличаются следующими особенностями.

Обобщая результаты проведенного исследования мотивационного блока

профессионально-значимых качеств студентов-спортсменов, отметим, что все показатели мотивации у студентов находятся на уровне средних значений, однако на фоне остальных факторов наиболее выраженным в сторону высоких значений является фактор «мотивация к успеху» и, в чуть меньшей степени, стремление к социальному престижу и достижению цели.

Диагностика личностного блока

профессионально-значимых качеств студентов-спортсменов с помощью методики «ЧРУ» показала, что структура личности студентов спортивного вуза находится в стадии становления, поскольку шкалы методики показали выраженность на уровне средних значений, см. рисунок 1.

70 60 50 40 30 20 10 0

Е5Я

I

34 Ы Высокий И Средний □ Низкий

I

1

2

5

6

Рисунок 1. -Распределение студентов спортивных вузов по результатам методики « ЧРУ», %

Примечание: 1 - сознательная концентрация внимания, 2 - открытость чувствам во взаимоотношениях, 3 - доверие к себе как к организму, 4 - полноценное функционирование личности, 5 - чувство дискомфорта с людьми, 6 - борьба с чувством неполноценности

Несколько снижен показатель «Открытость чувствам во взаимоотношениях», что может указывать на наличие определенного круга проблем, связанных с межличностными отношениями и взаимодействием с другими людьми, причем в качестве основного источника трудностей рассматриваются сами испытуемые, поскольку у них недостаточно развиты коммуникативные навыки, отсутствует достаточный коммуникативный опыт. При этом выраженность такого показателя, как «чувство дискомфорта с людьми» также несколько

снижена, что указывает на то, что сам по себе процесс общения для респондентов представляет определенный интерес и они готовы к общению, получают от него удовлетворение, однако определенные внутренние барьеры все же существуют.

По показателю «Борьба с чувством неполноценности» достаточно большой процент испытуемых (30%) имеют высокие и выше среднего баллы, что свидетельствует о их низкой самооценке.

По показателю «Полноценное

функционирование личности» результаты группируются вокруг средних значений, что может трактоваться как не в полной мере или недостаточно полноценное функционирование личности. Это указывает на то, что в реальной жизни большинство испытуемых прибегают к тем или иным способам психологической защиты от своих чувств, не всегда принимают свои слабые стороны, имеют близкую к средней самооценку, не в полной мере ощущают себя защищенными, не в полной мере принимают себя, не могут в полной мере получить удовлетворение от жизни и не в полной мере еще принимают себя.

Диагностика волевого блока

профессионально-значимых качеств студентов-спортсменов позволила сделать выводы о сформированности у них таких качеств как целеустремленность, смелость, настойчивость, самостоятельность, самообладание,

решительность, упорство, инициативность, выдержка, то есть таких волевых качеств, которые необходимы им не только для достижения спортивных результатов, но и в будущей профессиональной деятельности.

Из рисунка 2 видно, что все волевые качества у студентов спортивного вуза сформированы на среднем и высоком уровне, что свидетельствует о их высокой самооценке обучающимися.

70 60 50 40 30 20 10 0

И

и

и

т

Целеустремленное ть

Смелость-решительность Настойчивость-упорство Самостоятельность-инициативность

в высокий и средний □ низкий

Самооблад ание- выдержка

Рисунок 2. -Распределение студентов по шкалам методики «Самооценка волевых качеств спортсменов», %

На основании полученных данных можно построить иерархию выраженности волевых качеств у исследуемой группы: наиболее выраженным волевым качеством является «самообладание--выдержка» (60% - высокие значения, 30% - средние), чуть менее выраженным является «настойчивость -упорство» (50% и 40% соответственно), на третьем месте «смелость - решительность» (50% и 40% соответственно), на четвертом -«целеустремленность» (40% и 50% соответственно) и на пятом - «самостоятельность - инициативность» (по 40% соответственно).

Полученные результаты показали, что достаточно большое число студентов спортивных вузов оценивают на низком уровне степень сформированности у них самостоятельности и инициативности, отмечают, при неудаче склонны перекладывать ответственность на педагогов и тренеров.

Диагностика когнитивно-эмоционального блока профессионально-значимых качеств студентов-спортсменов использована методика Н. Холла, позволяющая выявить эмоциональную осведомленность, способности к распознаванию

своих и чужих эмоций и управлению эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Полученные данные говорят о том, что студенты-спортсмены недостаточно хорошо понимают эмоции и чувства других, у них недостаточно развиты навыки управления своими эмоциями, снижены показатели эмпатии. Результаты исследования свидетельствуют о снижении уровня психологического комфорта и адаптации в сфере межличностных отношений, что негативно влияет на эффективность спортивной деятельности.

Таким образом, были выявлены определенные трудности, связанные с выраженностью мотивационных, личностных, эмоциональных и волевых качеств у студентов спортивного вуза, требующих внедрение в учебно-воспитательный и учебно-тренировочный процесс спортивного вуза специально разработанных программ, учитывающих выявленные особенности и направленные на формирование профессионально-значимых

качеств студентов спортивных вузов.

Заключение. Проведенное исследование показало, что проблема профессионально-важных качеств спортсменов нашла детальную проработку в научной литературе, однако наблюдается явный дефицит определения данной дефиниции, а также ее структуры. Анализ литературы по проблеме исследования позволил сформулировать определение данному понятию. Так, профессионально-значимые качества студентов спортивных вузов - это такие качества обучающихся, которые обеспечивают сохранность целенаправленной мотивации на профессионально-педагогическую и

профессионально-спортивную деятельность, необходимый для этого уровень деятельностной активности, оказывают влияние на эффективность профессиональной деятельности и способность к анализу ее результатов.

На основе анализа литературных источников автором была определена структура профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов, которая состоит из следующих компонентов: 1) мотивационного, 2) когнитивно-эмоционального, 3) волевого, 4) личностного.

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов. Наиболее выраженными показателями, с которым связаны возможные трудности в достижении стабильных спортивных результатов, являются «боязнь неудач» и

«мотивация к избеганию неудач», низкий уровень сформированности потребности в одобрении. Исследование показало недостаточную выраженность у студентов мотивации на успех. Низкий уровень самостоятельности и инициативности может рассматриваться как определенная ригидность, зависимость, ограниченность студентов-спортсменов, в основе которой лежит тревожность или страх, связанные с необходимостью что-то делать или принимать решения.

Студентам спортивных вузов недостает выраженности таких качеств как смелость, решительность, настойчивость, упорство, самообладание, выдержка, стремления к цели, к соперничеству и к социальному престижу, то есть опрошенные респонденты продемонстрировали сниженные волевые показатели и др.

Анализ результатов проведенного исследования убедительно демонстрирует актуальность проблемы, для решения которой необходимо целенаправленно формировать у студентов вузов спортивного профиля профессионально-значимые качества и внедрять в учебно-воспитательный процесс вуза такие программы, которые учитывали бы выявленные особенности, обеспечивали формирование целенаправленной мотивации на

профессионально-педагогическую и

профессионально-спортивную деятельность с целью повышения ее эффективности.

1. Абыденова Я.А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов педагогических специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Абыденова Надежда Александровна. - Н. Новгород, 2008.

2. Бубнова И.С., Грязнов А.Н. Формирование стрессоустойчивости у студентов посредством фитнес-технологии / И.С. Бубнова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2 (133). - С. 125130.

3. Василиади А.Г. Ресурсная значимость волонтерской деятельности в формировании личностной профессионально-прикладной физической культуры студентов вузов физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Василиади Афина Георгиевна. - Краснодар, 2017. - 28 с.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

5. Волков К.Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту

специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Волков Константин Дмитриевич. - М., 2009. - 24 с.

6. Загревская А.И. Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования / А.И. Загревская // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 380. - С. 176-180.

7. Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования / Э.Ф. Зеер // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 4. - С. 15-20.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadiiles/npo/20120325214132.pdf

9. Илюхина К.А., Левченкова Т.В. Представления студентов вуза физической культуры и спорта о профессионально значимых качествах спортивного педагога / К.А. Илюхина, Т.В. Левченкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 4(194). - С. 169-173.

10. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Е.Я. Коган // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Материалы семинара. - Самара: Профи, 2001. - С. 28-32.

11. Кравчук П.Ф. Образование как фактор становления конкурентоспособной личности / П.Ф. Кравчук // Вопросы культурологии. - 2013. - № 3. - С. 57-62.

12. Масалимова А.Р., Трещенко А.Г., Бубнова И.С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе / А.Р. Масалимова, А.Г. Трещенко, И.С. Бубнова // Казанский

педагогический журнал. - 2019. - № 5(136). - С. 52-56.

13. Мухамедалиев А. Структура качеств, профессионально значимых для деятельности преподавателя физического воспитания и тренера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Мухамедалиев Абдували. - М., 1980. - 20 с.

14. Саламин Е.Е., Логинов В.Н., Михайлюк Л.П. Воспитание профессионально-значимых волевых качеств у студентов как основы организационной культуры личности в физкультурно-спортивном совершенствовании / Е.Е. Саламин, В.Н. Логинов, Л.П. Михайлюк // Сервис Plus. - 2019. - Т.13. - № 2. - С. 5561.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Abydenova Ya.A. Psychological mechanisms of the formation of the personal significance of students of pedagogical specialties: author. dis. ... Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Abydenova Nadezhda Aleksandrovna. - N. Novgorod, 2008.

2. Bubnova I.S., Gryaznov A.N. Formation of stress resistance among students by means of fitness technology / I.S. Bubnova, A.N. Gryaznov // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 2 (133). - S. 125-130.

3. Vasiliadi A.G. Resource significance of volunteer activity in the formation of personal professional-applied physical culture of students of higher educational institutions of physical culture and sports: author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.04 / Vasiliadi Afina Georgievna. - Krasnodar, 2017. - 28 p.

4. Verbitsky A.A. Competence approach and theory of contextual learning / A.A. Verbitsky // Materials for the fourth meeting of the methodological seminar. - M.: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2004. - 84 p.

5. Volkov K.D. Formation of future specialists in physical culture and sports of special professional competencies for work in health-improving fitness: author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Volkov Konstantin Dmitrievich. - M., 2009. - 24 p.

6. Zagrevskaya A.I. Physical culture and sports education of students as a subject of systemic research / A.I. Zagrevskaya // Bulletin of the Tomsk State University. -2014. - № 380. - S. 176-180.

7. Zeer E.F. Implementation of the competence-based approach in the system of innovative education / E.F. Zeer // Innovative projects and programs in education. - 2014. -№ 4. - S. 15-20.

8. Zimnyaya I.A. Key competencies as an effective-target basis of a competence-based approach in education. Author's version [Electronic resource] / I.A. Zimnyaya. -Moscow: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2004. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf

9. Ilyukhina K.A., Levchenkova T.V. Representations of students of the university of physical culture and sports about the professionally significant qualities of a sports teacher / K.A. Ilyukhina, T.V. Levchenkova // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft. - 2021. - № 4 (194). - S. 169-173.

10. Kogan E.Ya. Competence approach and new quality of education / E.Ya. Kogan // Modern approaches to competence-based education / Seminar materials. - Samara: Profi, 2001. - S. 28-32.

11. Kravchuk P.F. Education as a factor in the formation of a competitive personality / P.F. Kravchuk // Questions of cultural studies. - 2013. - № 3. - S. 57-62.

12. Masalimova A.R., Treshchenko A.G., Bubnova I.S. Humanistic strategy of the process of modern education in higher education / A.R. Masalimova, A.G. Treshchenko, I.S. Bubnova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 5 (136). - S. 52-56.

13. Mukhamedaliev A. The structure of qualities that are professionally significant for the activities of a teacher of physical education and a trainer: author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.04 / Mukhamedaliev Abduvali. - M., 1980. - 20 p.

14. Salamin E.E., Loginov V.N., Mikhailyuk L.P. Education of professionally significant volitional qualities in students as the basis of the organizational culture of a personality in physical culture and sports improvement / E.E. Salamin, V.N. Loginov, L.P. Mikhailyuk // Service Plus. - 2019. - T.13. - № 2. - S. 55-61.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Серебренникова Николетта Александровна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики волейбола и баскетбола, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: nikoletta_sudden@mail.ru

Калимуллина Ольга Анатольевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогики и психологии», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», e-mail: olca.1970@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.