Научная статья на тему 'Профессионально-значимые качества психолога'

Профессионально-значимые качества психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3527
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / QUALITY / PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жигулин А.А.

В статье представлены профессионально-значимые качества психолога, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жигулин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presented professionally significant qualities of the psychologist, including the concept, psychological approaches, features, functions.

Текст научной работы на тему «Профессионально-значимые качества психолога»

Территория науки. - 2014. - № 1.

ПСИХОЛОГИЯ Жигулин А.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: качества, психолог, профессиональное

самоопределение.

Аннотация: в статье представлены профессионально-значимые качества психолога, включающая понятие, психологические подходы, особенности, функции.

Key words: quality, psychologist, professional self.

Abstract: article presented professionally significant qualities of the psychologist, including the concept, psychological approaches, features, functions.

Традиционно правосознание рассматривают в психологической и юридической науке как часть теоретико-правовой проблематики. Учитывая специфику правосознания, представляется интересным придать его исследованию междисциплинарный характер и рассмотреть правосознание не только в юридическом, но и в психологическом ключе.

В ходе своего исследования мы будем отталкиваться от понятия профессиональной деятельности. Изучение психологию как одной из профессий позволяет по иному взглянуть на правосознание, рассматривая его как одно из профессионально-важных качеств психолога и фактор становления профессионализма.

Профессиональная деятельность - это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Каждая разновидность профессиональной деятельности имеет свои факторы профессиональной пригодности и профессионально-важные качества специалиста. Одной из характеристик профессиональной деятельности являются профессионально важные качества субъекта труда[1].

30

Территория науки. - 2014. - № 1.

Профессионально важные (профессионально-значимые) качества (ПВК) в психологии профессий обычно определяют как качества личности, которые влияют на результативность деятельности. Обобщив имеющиеся исследования, можно выделить семь групп ПВК психолога: адаптивные качества (способность адаптироваться к профессиональной и социальной среде), нервнопсихическая (эмоциональная) устойчивость, интеллектуальные качества, коммуникативные качества, комплексные качества, мотивационные качества и организаторские качества. Не давая подробную характеристику всех ПВК, остановимся на особенностях отдельных групп качеств [2].

К числу адаптивных качеств, помимо прочего, отнесены соблюдение норм права, нормативность поведения; честность, гражданское мужество; принципиальность. Это перекликается и с классификацией факторов профпригодности психолога. К первому фактору профпригодности относится высокий уровень социализации личности психолога. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К числу профессионально значимых свойств, составляющих данный фактор, относятся, в частности:

а) высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального);

б) доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности

Комплексные качества в рассматриваемой классификации ПВК включают в себя две характеристики личности: зрелость личности и положительная социальная ориентация. Положительная социальная ориентация как комплексное качество личности психолога включает в себя:

а) сознательное следование нормам морали и нравственности;

б) осознание своего гражданского долга, отношение к деятельности как к социально значимой, направленной на решение важных общественных задач.

Мотивационные качества предполагают сформированную и устойчивую мотивацию к профессиональной деятельности, профессиональным достижениям, основанную на положительных социальных ценностях [3].

31

Территория науки. - 2014. - № 1.

По нашему мнению, выделенные группы качеств очень важны. Они предъявляют требования к личностной зрелости и устойчивости личности психолога в плане системообразующих ценностных установок, а также формируют этические требования к личности психолога. В характеристике ПВК должна быть особая группа качеств, раскрывающих способность личности следовать правилам профессиональной этики и общечеловеческой морали. Этические проблемы - неотъемлемая часть психологии, и они должны стать неотъемлемой частью подготовки психолога. Многие негативные реалии современной жизни, в том числе и деформации общественного правосознания, по нашему мнению, связаны с тем, какой образ психолога наблюдает сегодняшнее население России.

Значительная часть профессионально важных качеств этически нейтральна. И без крепкого морального стержня они могут быть обращены как во служение закону, так и в нарушение его. Сформированная морально-ценностная система в структуре личности придает последней устойчивость и завершенность. Именно из моральной зрелости проистекает и умение брать на себя ответственность за принятые решения, и смелость в самом факте принятия таких решений, и развитое чувство справедливости как неотъемлемая личностная черта.

Проблема этической незрелости и моральной индифферентности современных студентов-психологов и молодых специалистов стоит сейчас крайне остро. Проблема эта общепризнанна и настолько остра, что отражена в нормативных документах, касающихся высшего образования. Все это подчеркивает значимость морально-этической составляющей профессионально важных качеств психолога, а также обращает внимание на наличие адекватного правосознания как элемента профессиональной модели психолога.

Деформации правосознания влияют на формирование профессиональной компетентности психолога и осуществление профессиональной деятельности. Представляется, что деформации правосознания для психолога становятся одной из разновидностей профессиональных деформаций, причем относятся к профессионально нежелательным и противопоказанным качествам специалиста и в итоге свидетельствуют о его профнепригодности [4].

Профессиональные деформации психологов мало изучены. Профессиональная деформация личности - это изменение

32

Территория науки. - 2014. - № 1.

психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. По данным психологии профессий считается, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. Кстати, весьма интересным представляется одно наблюдение, сделанное нами при ознакомлении со специальной литературой по вопросам профдеформаций. Значительное, если не большее, число примеров профессиональных деформаций, приводимых авторами, касается профессии психолога. Думается, это наблюдение подчеркивает актуальность изучения профдеформаций психолога в связи с множественностью последних деформаций.

Для психологической деятельности, помимо прочих, особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций.

Причины профессиональных деформаций психологов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой профессиональной деятельности. Это и перегрузки (интеллектуальные, эмоциональные), и несовершенство системы труда, и постоянное общение с клиентами, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях и многое другое.

Однако названные причины профдеформаций, влияющие на всех психологов, занимающихся профессиональной деятельностью, по-разному влияют на конкретных лиц. У одних негативное воздействие указанных факторов вызовет значительные и устойчивые изменения в мировосприятии, личностных качествах и поведении. В результате сформируются выраженные деформации, отрицательно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности и межличностное общение субъекта в целом. В других случаях лицо сможет противостоять деформирующему воздействию внешних обстоятельств за счет стойкости собственных принципов, зрелости жизненной позиции и наличия сформированных ценностных установок личности. Выраженность профессионально важных

33

Территория науки. - 2014. - № 1.

качеств, в частности, таких их групп, как комплексные, адаптивные и мотивационные, является фактором, препятствующим профдеформациям. Морально-этические качества психолога, которые мы выше предлагали включить в перечень ПВК в качестве отдельной группы, являются, по нашему мнению, стержнем личности, уберегающем ее целостность от деформирующего воздействия обстоятельств.

Деформации правосознания проявляются и в мировоззренческом, и в поведенческом плане. На уровне поведения деформация правосознания трансформируется в профессиональную деформацию психолога. В результате пропадает смысловое содержание психологической деятельности, остается ориентация на формальную сторону профессионального труда.

Таким образом, деформация профессионального правосознания в конечном итоге является профессионально нежелательным и недопустимым качеством психологической работы, снижающим уровень профессиональной пригодности специалиста и эффективность выполняемой им деятельности.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2005. - С. 30.

2. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - С. 115.

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М., 2004. - С. 371-375.

4. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2000. - № 3. - С. 31.

Плаксина Н.И.

УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: корпоративная культура персонала

организации; механизмы, условия и факторы формирования

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.