Т.В. ГОЛЕВА
кандидат социологических наук, психолог отдела морально-психологического обеспечения Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел России'
Профессионально важные качества как основа формирования профессионально-ролевого поведения курсантов в системе МВД России
Совершенствование процесса профессионального становления сотрудников органов внутренних дел, успешное решение ими служебных задач, включая обеспечение социальной безопасности населения, напрямую связаны с формированием у будущих офицеров высоких моральных качеств, а также психологической готовности личности к соблюдению служебной дисциплины и осуществлению профессиональных функций в особых условиях служебной деятельности. Повышение сложности решаемых задач, признание приоритетной значимости правовых, нравственных, социально-психологических компонентов в служебной деятельности требуют поиска новых подходов к обеспечению высокой эффективности профессионального отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел. Тем самым выдвигаются серьезные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, ее ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, интеллектуальным и другим компонентам.
Основные профессионально важные качества сотрудника органов внутренних дел, прежде всего, связаны с:
- особенностями интеллектуального развития: практический интеллект (способность мыслить критически и логично, способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач) и социальный интеллект (способность понимать и верно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от другого, а что нет);
- психическими формами отражения и самоконтроля, адекватной самооценкой (способность к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения);
- особенностями эмоциональной сферы (преобладание чувства ответственности, долга, удовлетворенность результатами своей работы, эмоциональная устойчивость, уравновешенность);
- направленностью личности сотрудника (потребности и мотивы: самореализация, чувство нужности обществу, служить примером для других; цели и мечты: самосовершенствование, реализация своих способностей, получение признания, уважения; ценности и убеждения: семья, любить и защищать Родину, морально-нравственное развитие; интересы и увлечения: спорт, отдых с семьей, с коллективом, общение, чтение литературы);
- чертами характера, проявляющимися: в процессе выполнения работы (ответственность, целеустремленность, добросовестность, честность, справедливость, работоспособность и др.); в отношении к другим людям (уважительное, справедливое, объективное, понимающее, сдержанное); в отношении к себе (адекватность, требовательность, терпение, чувство обладания); в
■ Голева Татьяна Викторовна, e-mail: [email protected].
отношении к миру и обществу (активная жизненная позиция, доброта, чувство патриотизма, обладание морально-нравственными качествами).
Профессионально важные качества курсантов юридического вуза МВД проявляются в различных видах деятельности1:
- в области социальной деятельности от будущего офицера требуется стремление к истине, справедливость, гуманизм, честность, принципиальность;
- в поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения;
- в коммуникативной деятельности следует определить уровень общительности, рассмотреть эмоциональную устойчивость, выдержку, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли;
- в организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность, проявление организаторских способностей;
- в области конструктивной деятельности развивать способность анализировать получаемую информацию, творческий подход к решению задач, проницательность.
Развитие профессионально важных качеств личности сотрудников органов внутренних дел связано с их профессионально-ролевым поведением. Под ролевым поведением сотрудника органов внутренних дел П.Я. Прыгунов предлагает понимать совокупность способов, форм и методов взаимодействия, соответствующих требованиям формальных и неформальных социальных норм, взглядов и установок той социально-профессиональной группы, в которой данный сотрудник выполняет свои служебные обязанности2.
К внешним формам ролевого поведения можно отнести специфику проявления вербальных и невербальных средств общения, мимическую выразительность, жестикуляцию, особенности внешности, а также артистичность (эффективность использования актерской психотехники в процессе решения профессиональных задач). Внутреннее содержание ролевого поведения сотрудников органов внутренних дел определяется их индивидуально-личностными особенностями, психотипом личности, профессионально-психологической подготовленностью и сформированной на ее основе психологической готовностью (состоянием) к осуществлению различных видов ролевого поведения, наличием профессионального и жизненного опыта, необходимых моральных и профессиональных установок к демонстрации ролевого поведения. П.П. Горностаем определен ряд личностных параметров, выступающих детерминантами ролевого поведения3. К ним он относит:
- локус ролевого конфликта - конструкт, определяющий склонность личности выбирать одну из двух стратегий поведения в ролевом конфликте (экстернальную или интернальную);
- ролевое переживание - эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности;
- потребность в ролевом переживании - потребность в новом чувственном опыте, получаемом личностью в процессе исполнения ролей;
- ролевая компетентность - способность личности владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и жизнетворчества.
1 Осинцева А.В., Гарманова О.В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009, № 4 (39), с. 16-19.
2 Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов). М.: Издательство: МОДЭК, МПСИ, 2003, 256 с.
3 Горностай П.П. Личность и роль. Ролевой подход в социальной психологии личности. Киев: Интерпресс ЛТД, 2007, 312 с.
П.П. Горностай считает, что ролевая компетентность личности, в свою очередь, состоит из четырех компонентов4:
1. Ролевая вариативность - многообразие репертуара психологических ролей личности, которые не ограничиваются стандартным набором социальных и межличностных ролей в референтных группах, а включают много этих ролей, которые создаются в процессе деятельности личности и ее самовыражения.
2. Ролевая гибкость - умение легко переходить от одной роли к другой, не «застревать» на отдельных ролях. Ролевая гибкость - важное условие адаптированности личности к меняющимся условиям социальной действительности.
3. Ролевая глубина - владение глубинной структурой ролей и эго-состояний личности, опора в ролевом поведении не на внешнюю подструктуру роли (экспектации), а на глубинные составляющие (ролевая «Я-концепция», ролевое переживание), способность к произвольному изменению силы ролевых переживаний.
4. Способность к ролевой децентрации - сложное психологическое образование, включающее в себя: способность личности к перевоплощению; ролевую эмпатию (принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения его ролевой «Я-концепции»); ролевую рефлексию (умение оценить собственное ролевое поведение со стороны, с точки зрения и восприятия других людей).
Психологические механизмы осуществления ролевого поведения схожи с социально-психологическими механизмами социализации личности. К ним можно отнести:
- идентификацию - отождествление личности с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, свойственные окружающим;
- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение личностью модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков и т. п.);
- имитацию - осознанное стремление личности копировать определенную модель поведения в условных обстоятельствах;
- копирование - процесс репродуцирования отдельных движений и операций с целью дублирования образца в реальном плане;
- внушение - процесс неосознанного воспроизведения личностью внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
- социальную фасилитацию - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
В процессе исследований П.Я. Прыгуновым были определены различные психологические механизмы, используемые оперативными сотрудниками органов внутренних дел как на стадии формирования линий ролевого поведения, так и на стадии их практической реализации. На стадии формирования линий легендируемого поведения, например, оперативного сотрудника органов внутренних дел, основными психологическими механизмами являются: воображение, отождествление, подражание, проецирование самоподачи, представление, фантазирование, прогнозирование и ассоциативное представление. На стадии реализации: идентификация, рефлексия, эмпатия, механизмы самоподачи и самопрезентации, приспособление, аттракция, фасцинация, имитация и копирование. Автор считает, что «ролевое поведение оперативных сотрудников
4 Там же.
милиции имеет сложную психологическую структуру, внешние формы проявления и внутреннее содержание»5.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел довольно четко регламентирована различными нормативными документами. Нормативные рамки, в которых сотрудник органов внутренних дел осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие эталоны поведения и общения. С одной стороны, нормативная регламентация облегчает процесс общения, структурирует его, определяет социальные роли, права и обязанности участников. С другой стороны, эта характеристика выступает не только как фактор, позитивно развивающий, дисциплинирующий, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что выполнение деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, требует постоянного контроля за своими действиями, заставляет принимать решения в четко определенные сроки. Все это предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.) и умения эффективно строить процесс общения и управлять им.
Таким образом, формирование профессионально важных качеств сотрудника органов внутренних дел - это сложный процесс превращения требований современного законодательства в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у человека, избравшего для себя профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве одной из главных жизненных целей. Огромное значение в формировании профессионально важных качеств будущего сотрудника органов внутренних дел имеет учебная подготовка, которая предъявляет сложный комплекс требований к курсантам образовательных организаций системы МВД России, к их личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности. Выпускники образовательных организаций системы МВД России по своим нравственным качествам, профессиональной направленности, психологическим и психофизиологическим особенностям к выпуску должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.
Голева Т.В. Профессионально важные качества как основа формирования профессионально-ролевого поведения курсантов в системе МВД России. В статье выделены и рассмотрены профессионально-важные качества сотрудников органов внутренних дел, особенности их проявления в различных видах деятельности (социальной, поисковой, коммуникативной, организаторской, конструктивной), формы связи с профессионально-ролевым поведением. Акцентировано внимание на характеристике личностных параметров ролевого поведения, структуры ролевой компетентности.
Ключевые слова: курсанты, МВД России, профессионально-ролевое поведение, профессионально важные качества, формирование.
Goleva T.V. Professional qualities as a basis of PRO-role behavior of cadets in the Interior Ministry of Russia. In the article professionally important qualities of law enforcement officers, characteristics of their manifestations in various activities (social, search, communicative, organizational, and structural), forms of communication with professional-role behavior were isolated and examined. The attention is focused on the characteristic personality dimension of role behavior, structure of role competence.
Key words: cadets, the Russian Interior Ministry, professional role behavior, professional qualities, formation.
5 Семчук И.В. Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД // Популярно-правовой альманах МВД России, 2013, № 4 (114), с. 16-21.