Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

Обосновывается актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, развития их профессионально важных качеств, формирования общих и профессиональных компетенций во время обучения в вузе. Сущность компетентностного подхода в образовании заключается в практико-ориентированном характере подготовки обучающихся. Под «компетентностью» мы понимаем систему знаний, необходимых для выполнения определенной деятельности. Понятие «компетенция» рассматривается как способность на практике реализовывать свою компетентность. Во время обучения в вузе процесс формирования компетенций связан с развитием профессионально важных качеств будущих специалистов в области образования. «Профессионально важные качества» - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Для проведения исследования были использованы методы письменного опроса. В результате их ранжирования были определены наиболее значимые профессионально важные качества учителя физической культуры для формирования общих и профессиональных компетенций: организаторские способности, стрессоустойчивость, организованность, выдержка, общительность (коммуникабельность). Статистически подтверждено, что для формирования общих и профессиональных компетенций имеют значение профессионально важные волевые (выдержка, организованность, самостоятельность) и эмоционально-нравственные качества личности педагога (стрессоустойчивость, эмпатия, доброта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF COMPETENCES

The relevance of the problem of professional training of future teachers of physical culture, the development of their professionally important qualities, the formation of general and professional competencies while studying at a university is substantiated. The essence of the competency-based approach in education lies in the practice-oriented nature of the training of students. By "competence" we mean the system of knowledge necessary to perform a certain activity. The concept of "competence" is considered as the ability to implement one's competence in practice. While studying at a university, the process of forming competencies is associated with the development of professionally important qualities of future specialists in the field of education. "Professionally important qualities" are the individual qualities of the subject of activity that affect the effectiveness of the activity and the success of its development. To conduct the study, methods of written survey were used. As a result of their ranking, the most significant professionally important qualities of a physical education teacher for the formation of general and professional competencies were determined: organizational skills, stress resistance, organization, endurance, sociability (sociability). It is statistically confirmed that for the formation of general and professional competencies, professionally important volitional (restraint, organization, independence) and emotional and moral qualities of a teacher's personality (stress resistance, empathy, kindness) are important.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ»

точку зрения автора, темы и идеи в произведении; обобщение прочитанного в значительной степени заменяется пересказом фактов. Эмоциональное восприятие художественных текстов характеризуется слабостью сопереживания, приписыванием чувств и эмоций одного персонажа другому, сложностями передачи собственных эмоциональных переживаний в процессе чтения и восприятия художественных текстов.

Литература:

1. Ильина, С.Ю. Чтение: методические рекомендации. 2-4 классы / С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина. -Москва: Просвещение, 2020. - 235 с.

2. Ломбина, Т.М. Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников) / Т.М. Ломбина, В.А. Мансуров, О.В. Юрченко // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - № 4 (28). - С. 97-107.

3. Мелешкина, М.С. Проблема развития навыков смыслового чтения как компонента функциональной грамотности у младших школьников с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования. - Киров: МЦИТВО, 2020. - С. 94-98.

4. Мелешкина, М.С. Особенности понимания и осознанного чтения художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Вестник ВЭГУ. - 2017. - № 4 (90). - С. 158-162.

5. Мелешкина, М.С. Проблема понимания художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - URL: http://e-koncept.ru/2014/14150.htm (дата обращения: 01.08.2022).

6. Порус, В.Н. Что значит «понять» художественный текст? / В.Н. Порус // Вопросы философии. - 2016. - № 7. - URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1430 (дата обращения: 22.07.2022)

7. Санина, С.П. Современные зарубежные исследования понимания текстов младшими школьниками / С.П. Санина, М.В. Енжевская // Современная зарубежная психология. - 2016. - № 3. - С. 83-91.

8. Токмакова, С.Е. Эмотивная лексика в тексте литературной сказки / С.Е. Токмакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 9 (51). - С. 173-175.

9. Троицкий, Ю.В. Понимание текста как базовая компетенция / Ю.В. Троицкий // На путях к новой школе. - 2013. -№ 1. - С. 27-29.

10. Цукерман, Г.А. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, В.Ю. Баранова // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 58-78.

11. Шаховский, В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология / В.И. Шаховский. - Москва: Либроком, 2010. - 128 с.

12. Mar, R. Exploring the link between reading fiction and empathy: Ruling out individual différences and examining outcomes / R. Mar, K. Oatley, J.B. Peterson. - Communications. - 2009. - V. 34. DO: 10.1515/C0MM.2009.025.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК

УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, развития их профессионально важных качеств, формирования общих и профессиональных компетенций во время обучения в вузе. Сущность компетентностного подхода в образовании заключается в практико-ориентированном характере подготовки обучающихся. Под «компетентностью» мы понимаем систему знаний, необходимых для выполнения определенной деятельности. Понятие «компетенция» рассматривается как способность на практике реализовывать свою компетентность. Во время обучения в вузе процесс формирования компетенций связан с развитием профессионально важных качеств будущих специалистов в области образования. «Профессионально важные качества» - это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Для проведения исследования были использованы методы письменного опроса. В результате их ранжирования были определены наиболее значимые профессионально важные качества учителя физической культуры для формирования общих и профессиональных компетенций: организаторские способности, стрессоустойчивость, организованность, выдержка, общительность (коммуникабельность). Статистически подтверждено, что для формирования общих и профессиональных компетенций имеют значение профессионально важные волевые (выдержка, организованность, самостоятельность) и эмоционально-нравственные качества личности педагога (стрессоустойчивость, эмпатия, доброта).

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, профессионально важные качества учителя, волевые качества личности учителя, эмоционально-нравственные качества личности учителя, студенты педагогического вуза.

Annotation. The relevance of the problem of professional training of future teachers of physical culture, the development of their professionally important qualities, the formation of general and professional competencies while studying at a university is substantiated. The essence of the competency-based approach in education lies in the practice-oriented nature of the training of students. By "competence" we mean the system of knowledge necessary to perform a certain activity. The concept of "competence" is considered as the ability to implement one's competence in practice. While studying at a university, the process of forming competencies is associated with the development of professionally important qualities of future specialists in the field of education. "Professionally important qualities" are the individual qualities of the subject of activity that affect the effectiveness of the activity and the success of its development. To conduct the study, methods of written survey were used. As a result of their ranking, the most significant professionally important qualities of a physical education teacher for the formation of general and professional competencies were determined: organizational skills, stress resistance, organization, endurance, sociability (sociability). It is statistically confirmed that for the formation of general and professional competencies, professionally important volitional (restraint, organization, independence) and emotional and moral qualities of a teacher's personality (stress resistance, empathy, kindness) are important.

Key words: general and professional competencies, professionally important qualities of a teacher, volitional qualities of a teacher's personality, emotional and moral qualities of a teacher's personality, students of a pedagogical university.

Введение. Проблема формирования готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности после окончания обучения в вузе является одной из актуальных проблем профессионального развития специалистов. Одним из критериев такой готовности у будущих учителей физической культуры является уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

Разработкой теоретических основ реализации компетентностного подхода в образовании занимались многие ученые [2; 3; 4 и др.]. В настоящее время в отечественной науке нет единого определения понятия «компетенция». Некоторые авторы разделяют понятия «компетентность» и «компетенция». В своих работах Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк определяют «компетентность» как систему знаний, необходимых для выполнения определенной деятельности, а «компетенцию» они понимают, как «... способность на практике реализовывать свою компетентность» [2, С. 26-27].

Выпускники педагогических вузов, готовясь к выполнению профессиональной педагогической деятельности, должны продемонстрировать не только необходимый уровень общих и профессиональных компетенций, но и обладать необходимыми для педагогической деятельности важными качествами субъекта деятельности, которые в психологии определяют, как «профессионально важные качества» (ПВК). Сам термин был предложен В.Д. Шадриковым. Автор рассматривал ПВК как одно из условий эффективности деятельности, успешности ее освоения [5].

К проблеме структуры ПВК педагога обращались многие отечественные ученые: Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. По мнению авторов, структура ПВК педагога обусловлена особенностями самой педагогической деятельности, поэтому в нее могут быть включены «объективные» и «субъективные» характеристики качеств педагога.

В нашем исследовании мы рассматриваем ПВК студентов педагогического вуза, будущих учителей физической культуры. В связи с этим, к «объективным» характеристикам можно отнести не только глубокое овладение знаниями психолого-педагогических дисциплин, но и знаниями методики преподавания школьных предметов, которые необходимы будущим учителям для организации обучения и воспитания обучающихся разного возраста, для эффективного педагогического общения, конструктивного разрешения конфликтов. К «субъективным» характеристикам качеств педагога можно отнести те, которые обусловлены индивидуальными особенностями темперамента, характера, направленности, профессиональной мотивации, эмоциональной устойчивости молодых специалистов.

О.Н. Васильева предприняла попытку составить подробную профессиограмму специалиста по физической культуре [1]. Для проведения нашего исследования мы использовали некоторые качества, обеспечивающие успешность педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Цель проведенного исследования заключалась в определении уровня развития профессионально важных качеств, компетенций будущих учителей физической культуры и в выявлении взаимосвязи между ними. База исследования: Нижнетагильский филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). В опросе участвовали 49 студентов 3 курса, обучающиеся по программе СПО, специальность «Физическая культура».

В первом опроснике был дан список из 14 профессионально важных качеств (ПВК) из профессиограммы учителя физкультуры. ПВК нужно было проранжировать в зависимости от степени значимости каждого для формирования общих и профессиональных компетенций педагога. Самый высокий - первый ранг, самый низкий - последний. Второй опросник включал перечень общих и профессиональных компетенций учителя физкультуры, соответствующих требованиям ФГОС специальности 49.02.01 Физическая культура.

По мнению студентов, наиболее значимые ПВК учителя физической культуры:

ранг 1 - организаторские способности (сред. балл 3,84);

ранг 2 - стрессоустойчивость (сред. балл 4,38);

ранг 3 - организованность (сред. балл 5,23);

ранг 4 - выдержка (сред. балл 5,61);

ранг 5 - общительность (коммуникабельность) (сред. балл 6,0).

Полученные результаты подтверждают высокую значимость организаторских и коммуникативных способностей для будущих педагогов. Об осознании студентами высоких требований к эмоционально-волевой сфере учителя физкультуры свидетельствуют высокие ранги «стрессоустойчивости» и волевых качеств «организованность», «выдержка». Таким образом, в представлении студентов 3 курса сложился достаточно реалистичный психологический портрет современного учителя.

Самооценка студентов уровня сформированности общих и профессиональных компетенций нами рассматривалась как один из показателей развития рефлексивного сознания студентов, их готовности к педагогической деятельности.

Будущие учителя физкультуры достаточно высоко оценили уровень сформированности компетенций, необходимых для физического воспитания обучающихся: охрана жизни и здоровья детей, профилактика травматизма (ОК-10; ср. балл 9,07), владение базовыми и новыми видами физкультурной и спортивной деятельности (ОК-12; ср. балл 8,38).

Опираясь на опыт, полученный во время педагогической практики, студенты высоко оценили уровень сформированности компетенций, необходимых для педагога любого профиля: умение работать в команде (ОК-6; ср. балл 8,38), контролировать и оценивать деятельность обучающихся (ПК-2.4; ср. балл 8,30), мотивировать и организовывать обучающихся для выполнения учебной деятельности (ОК-7; ср. балл 8,15), уметь принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК-3; ср. балл 8,0).

В целом, среди компетенций, уровень сформированности которых студенты оценили достаточно высоко, всего одна профессиональная компетенция, связанная с выполнением функции контроля (ПК 2.4.). Общие компетенции, имеющие высокие ранги, указывают на высокую самооценку психологической готовности студентов к выполнению педагогической деятельности (ОК-6, ОК-7, ОК-3), достаточно высокую самооценку своей правовой (ОК-11) и профессиональной подготовки в соответствии с выбранной специальностью (ОК-10, ОК-12).

Обращает на себя внимание тот факт, что студенты оценили ниже уровень сформированности профессиональных компетенций, связанных с методической и научно-исследовательской деятельностью учителя. Показатели 5-6 баллов соответствуют уровню готовности «средний и выше среднего».

По результатам опроса студентов в эту группу вошли профессиональные компетенции, связанные с участием в проектно-исследовательской деятельности в области физического воспитания (ПК 3.4; ср. балл 5,84), ведением документации (ПК 2.6; ср. балл 6,15), оформлением педагогических разработок (ПК 3.3; ср. балл 6,15), анализом профессиональной литературы и педагогического опыта (ПК 3.2; ср. балл 6,46), разработкой рабочих программ, учебно-тематических планов и другой учебно-методической документации на основе ФГОС (ПК 3.1; ср. балл 6,53).

Таким образом, результаты опроса показали, что к третьему курсу студенты считают себя менее подготовленными к выполнению методического обеспечения процесса физического воспитания. Следовательно, актуализируется потребность в создании условий для формирования этих компетенций, проведения мониторинга их сформированности, выявления возможных трудностей в процессе их формирования и определения способов оказания помощи студентам в их

преодолении.

В соответствии с целью нашего исследования для выявления статистически значимых взаимосвязей между профессионально важными качествами учителя физической культуры и общими, профессиональными компетенциями был применен критерий ранговой корреляции Спирмена. (см. табл.).

Таблица

Результаты корреляционного анализа взаимосвязей между профессионально важными качествами и общими, профессиональными компетенциями студентов педагогического вуза

ПВК учителя ФК ОК 6 ОК 7 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.3

спортивные навыки 0,397** 0,298*

сочувствие (эмпатия) 0,321*

организованность - 0,298* - 0,392** 0,344*

доброта 0,305* - 0,387**

самостоятельность 0,411** - 0,356*

выдержка - 0,372**

стрессоустойчивость 0,290* 0,294*

общительность 0,302 *

Примечание: при п = 49значение R = 0,282, p = 0,05*; R = 0,365, p = 0,01**; R = 0,456, p = 0,001***

На основе проведенного корреляционного анализа был выявлено, что для работы в команде (ОК-6), по мнению студентов, учителю физкультуры важно иметь спортивные навыки (р = 0,009). Этот факт показывает, что опыт спортивной деятельности рассматривается студентами как условие вхождения в профессиональное сообщество, являясь показателем профессионализма.

Умение ставить цели, мотивировать обучающихся, организовывать и контролировать их работу (ОК-7) студенты связывают с умением проявлять сочувствие (эмпатию) (р = 0,021). По их мнению, чем в большей степени педагог способен проявить эмпатию, способность к сочувствию, сопереживанию, к пониманию эмоционального состояния обучающегося, тем в большей степени такой педагог способен мотивировать обучающихся хорошо учиться, он пользуется авторитетом у учеников, является хорошим организатором, успешно выполняя контролирующую функцию.

Выявлена отрицательная статистически значимая взаимосвязь, которая показывает, чем ниже студенты оценивают у себя уровень сформированности способности выполнять профессиональную деятельность в условиях реформ и перемен (ОК-9), тем выше они оценивают значимость волевого качества «организованность» (р = 0,046).

По мнению студентов, доброта, как важное качество педагога, положительно коррелирует с общей компетенцией (0К-10), связанной с профилактикой травматизма, охраной жизни и здоровья детей (р = 0,042), и отрицательно коррелирует с общей компетенцией (ОК-11), характеризующей умение выполнять педагогическую деятельность в соответствии с правовыми нормами (р = 0,006). Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о большом значении доброжелательного отношения учителя к ученикам в ситуациях, связанных с угрозой их безопасности.

В то же время студенты считают, что для выполнения педагогической деятельности в соответствии с правовыми нормами (ОК-11) проявление доброты должно быть минимальным, но при этом должны быть хорошо развиты «организованность» (р = 0,024) и «самостоятельность» (р = 0,011).

Еще одна взаимосвязь показывает, что студенты, низко оценившие у себя уровень сформированности компетенции по профилактике травматизма, охране жизни и здоровья детей (0К-10), считают, что для ее формирования необходимо развитие «организованности» (р = 0,003). Другая корреляционная взаимосвязь свидетельствует, что студенты, низко оценившие свой уровень сформированности компетенции о соблюдении правовых норм в педагогической деятельности (ОК-11), разделяют мнение, что для ее формирования необходимо развитие «выдержки» (р = 0,003). В психологии выдержка определяется как проявление воли человека, уровень самообладания и самоконтроля, умения контролировать поведение, владеть собой, воздерживаться от слов и действий, которые осознаются как ненужные в определенных условиях.

Можно отметить, что овладение новыми видами физкультурной и спортивной деятельности студенты воспринимают как стресс, что обуславливает необходимость развития стрессоустойчивости. Об этом свидетельствует прямая статистически значимая взаимосвязь стрессоустойчивости и компетенции ОК-12 (р = 0,032).

Имеющийся опыт спортивной деятельности, наличие спортивных навыков студенты рассматривают как условие формирования профессиональной компетенции ПК 2.1, что помогает им определять цели для проведения внеурочных мероприятий, проводить их анализ (р = 0,037).

Для мотивации обучающихся и их родителей к участию в физкультурной и спортивной деятельности (ПК 2.3), по мнению студентов, необходим высокий уровень стрессоустойчивости педагога (р = 0,033) и низкий уровень проявления им самостоятельности ^ = - 0,356, р = 0,048), что позволит обучающимся и их родителям самим проявить самостоятельность.

Общительность студенты считают необходимым качеством учителя, позволяющим успешно заниматься оформлением педагогической документации, уверенно чувствовать себя во время публичных выступлений (р = 0,033).

Результаты проведенного исследования показали, что развитие профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры является условием формирования их общих и профессиональных компетенций.

Выводы. На основе теоретического анализа литературы и анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры формированию общих и профессиональных компетенций в большей степени способствуют профессионально важные личностные эмоционально-волевые (стрессоустойчивость, выдержка, организованность, самостоятельность) и эмоционально-нравственные качества (эмпатия, доброта);

2. в меньшей степени студенты считают себя подготовленными к выполнению методического обеспечения процесса физического воспитания обучающихся.

Литература:

1. Васильева, О.Н. Профессиограмма специалиста в области «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельности», «Прикладная информатика в области географии», «Филология» / О.Н. Васильева // Наука и современность. - 2011. - № 13-1. - С. 216-223.

2. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-14.

4. Назмутдинов, В.Я. Компетентностный подход в обучении / В.Я. Назмутдинов, Г.Р. Юсупова // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 1. - С. 181-185.

5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

доктор физико-математических наук, доцент Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА

«МЕХАНИКА»

Аннотация. Преодоление экологического кризиса во многом зависит от уровня экологической грамотности общества. Для реализации многопредметной модели экологического образования экологическую составляющую необходимо внедрять в каждый предмет учебного заведения. В данной статье указывается на отсутствие взаимосвязи материала классических учебников по общей физике, преподаваемой в вузах, с экологическим образованием. Предложен ряд тем раздела «Механика» курса общей физики, которые могут преподаваться студентам с экологической составляющей. Даны методические рекомендации для экологизации темы «Силы трения». Опыт преподавания автора у студентов педагогического вуза - будущих учителей физики позволяет сделать вывод о положительном влиянии такого подхода как на экологическое сознание, так и на уровень освоения изучаемых-физических тем.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая грамотность, педагогический университет, физика, механика, автомобильные выхлопы.

Annotation. Overcoming the ecological crisis largely depends on the level of environmental awareness of the society. To implement a multi-subject model of environmental education, the environmental component must be introduced into each subject of an educational institution. This article points out the lack of relationship between the material of classical textbooks on general physics taught in universities and environmental education. A number of topics of the "Mechanics" section of the general physics course are proposed, which can be taught to students with an environmental component. Methodological recommendations for the ecologization of the topic "Friction Forces" are given. The author's experience of teaching students of a pedagogical university -future teachers of physics, allows us to conclude that this approach has a positive impact both on environmental consciousness and on the level of mastering the studied physical topics.

Key words: environmental education, environmental literacy, pedagogical university, physics, mechanics, automobile exhaust.

Введение. Сохранение окружающей среды, уменьшение негативного на нее воздействия на сегодняшний день приобрели первостепенное значение. Стало очевидно, что преодолеть экологический кризис, используя только технические средства, уже невозможно. Человечеству необходимо создать новую культуру как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях с природой. Формировать у людей экологическую грамотность необходимо, начиная со школьного возраста. Эта задача во многом лежит на плечах учителей-предметников средних школ, поскольку именно в школьные годы закладываются основы экологической грамотности. Формирование у обучающихся экологической грамотности должно осуществляться при изучении большинства школьных предметов, а не только, например, биологии или обществознания (многопредметная модель экологического образования [1]).

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день остро стоит вопрос о формировании экологического сознания в первую очередь у будущих учителей средних школ - студентов педагогических вузов. Опыт преподавания автора статьи в педагогическом вузе позволяет сделать вывод о крайне слабой взаимосвязи общего курса физики с экологическим образованием. Несмотря на то что одной из основных задач физики является объяснение явлений и процессов, университетские курсы зачастую носят лишь теоретический характер и не фокусируются на экологическом образовании, либо вовсе его не затрагивают. Хотя для этого, по мнению автора, есть множество возможностей. Помимо прочего экологический подход к образованию способствует развитию познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла [2].

Экологизация процесса обучения физике различными авторами рассматривалась в свете проведения лабораторных работ [3], выполнения проектной деятельности [4] и решения задач [5] с экологическим содержанием. В [6] было показано, что включение в образовательный процесс педагогического вуза лабораторных работ по общему курсу физики с экологическим содержанием позволяет повысить уровень экологической подготовки будущих учителей физики.

В данной статье проводится анализ основных учебников по общей физике для студентов вузов для установления взаимосвязи общего курса физики, преподаваемого в том числе в педагогических университетах, с экологическим образованием. Цель статьи - выявить наиболее подходящие темы общего курса физики раздела «Механика», которые могут быть освещены студентам педагогических вузов с экологической составляющей, а также предложить варианты для экологизации данных тем.

Методы: анализ научно-методической литературы по теме и нормативных документов, опрос.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ раздела «Механика» курса общей физики авторов Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. [7] Трофимова Т.И. [8], Сивухин Д.В. [9] и Савельев И.В. [10] не выявил наличие в них экологической составляющей. В тексте этих учебников не найдено совпадений при поиске слов и словосочетаний экологического характера. Указанные выше курсы общей физики были выбраны для рассмотрения по следующим причинам: первый курс [7] создан специально для педагогических университетов, а остальные [8-10] являются одними из самых популярных среди преподавателей и студентов вузов. Учитывая, что курс общей физики в педагогических университетах имеет меньшее количество зачетных единиц, по сравнению с классическими, это делает экологизацию курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.