СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923.2
ББК 88.52
К 21 Е.К. Кардовская
Аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета; E-mail: e_kardovskaya@mail. ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье приведены результаты констатирующего эксперимента, посвященного исследованию профессионально-ценностных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа», и практикующих социальных работников. Выявлена связь между профессионально-ценностными ориентациями студентов и социальных работников, которая менее выражена у студентов младших курсов и усиливается к 4 курсу обучения. Подтверждается гипотеза о влиянии профессиональной среды, в которую студенты попадают во время учебной и производственной практики, на их профессионально-ценностные ориентации.
Ключевые слова: ценности, профессионально-ценностные ориентации, профессиональное самосознание, профессиональная среда.
E.K. Kardovskaya
Post-graduate student of Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, the Kuban State University; E-mail: e_kardovskaya@mail. ru
PROFESSIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS AND SOCIAL
WORKERS IN THE CONTEXT OF RESEARCH OF THEIR PROFESSIONAL
CONSCIOUSNESS
Abstract. This paper gives the results of the ascertaining experiment aimed at examining professionally valuable orientations of students, studying social work and practising social workers. The relationship has been revealed between professionally valuable orientations of students and social workers which is less expressed at first year students and becomes stronger to the fourth course. The hypothesis proves to be true that the professional environment of educational and teaching practice inluences the professionally valuable orientations of students.
Keywords: values, professionally valuable orientations, professional consciousness, the professional environment.
Теоретический анализ понятия «профессиональное самосознание» выявил в его структуре ценности личности как один из его значимых компонентов, который определяет характер практической деятельности специалиста и влияет на результаты его труда (Е.А. Климов, И.И. Чеснокова, П.А. Шавир и др.). Как и любая другая профессия типа «человек-человек», профессия социального работника, связанная с высокой моральной ответственностью перед клиентом, предъявляет определенные требования как к личности специалиста в целом, так и к его системе ценностей в частности. Это послужило основанием для исследования профессионально-ценностных ориентаций студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» в процессе теоретического и практического обучения.
В основу исследования легло представление о том, что ценности выполняют важнейшую функцию становления личности, определения ею путей своего развития и тех целей, которых она хочет достичь [1]. Ценности личности оказывают влияние на успешность ее профессиональной деятельности, выступая своеобразной системой координат, в рамках которой эта деятельность осуществляется. В работе А.А. Орел ценностно-смысловые характеристики личности рассматриваются как условие самореализации личности в качестве субъекта профессиональной деятельности, которое закладывается еще в процессе обучения в вузе [2, с. 191]
Важным является разграничение понятий «ценности» и «ценностные ориентации», где под понятием «ценности» понимается итог общесоциального развития, продукт культуры, а под «ценностными ориентациями» понимается личностный компонент, результат интериоризации личностью ценностей культуры [3]. Это разграничение понятий, на наш взгляд, может быть перенесено и на профессиональную сферу деятельности человека, в которой «ценности профессии» - это некоторые объективные, выработанные в процессе практики принципы, требования, идеалы, на основе которых должна осуществляться деятельность, а «профессионально-ценностные ориентации» - результат интериоризации личностью ценностей профессии. В контексте профессионального становления личности учителя В.А. Сластениным и Н.Н. Никитиной было введено понятие «профессиональноценностные ориентации», под которым авторы понимают «систему устойчивых избирательных отношений учителя к наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности, формирующихся на основе широкого спектра всех духовных отношений личности» [там же, с. 152].
Цель эпизода исследования, представленного в данной публикации, заключается в выявлении особенностей профессионально-ценностных ориентаций студентов и практикующих социальных работников.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существенное влияние на профессионально-ценностные ориентации будущих социальных работников оказывает профессиональная среда, в которую они погружаются во время учебной и производственной практик.
Организация исследования. В исследовании профессионально-ценностных ориентаций мы руководствовались задачей выявить актуальные ценности, а не измерить их, что определило применение качественно-количественного метода исследования с использованием открытого вопроса и обработки ответов респондентов с помощью содержательного контент-анализа. Единицей анализа выступало простое предложение. Применение «мягких» методов дает возможность получить большой объем данных о ценностных предпочтениях, выраженный собственными словами респондентов, в отличие от стандартизированных методов, в которых респондентам предлагается оценить и признать значимым все ценности готового перечня без возможности отказа от ответа [4, с. 134].
В исследовании приняли участие 72 студента 1-4 курсов направления «Социальная работа» Кубанского государственного университета, из них 90,3% девушки, 9,7% юноши и 39 практикующих социальных работников различных служб г. Краснодара, все - женщины. Респондентам был задан вопрос в письменной форме: «Что для Вас самое главное в работе?». Число ответов не должно было превышать 10 пунктов. Всего было дано 674 высказывания (в среднем по 6 высказываний на человека), в результате классификации выделились группы ценностей, которые условно можно назвать следующим образом: 1) ценности творчества и самореализации; 2) ценности профессии - (в данном случае ценности профессии «Социальный работник») - справедливость, гуманность, толерантность и др.; 3) альтруистические ценности - помощь другим людям; 4) материальные ценности - зарплата, материальное поощрение; 5) аффилятивные ценности - общение, отношения в коллективе; 6) ценности удовольствия - удовольствие от работы, интерес и удовлетворенность работой; 7) ценности, связанные с непосредственными условиями труда, - близость к дому, комфортное рабочее место, организация труда; 8) социальные ценности - статус, престиж, уважение,
признание; 9) ценности карьеры - возможность продвижения по службе, карьерный рост; 10) другое - то, что не удалось классифицировать и выделить в отдельную группу; 11) ценности, связанные с характеристиками или свойствами личности, которые являются ценными для профессии, - ответственность, тактичность, доброта и др. Следует отметить, что ценности последней группы составили 45,7% от всего количества ответов и отличаются большим разнообразием, что потребовало отдельного анализа, результаты которого приведены в таблице 3.
Результаты и их обсуждение.
Анализируя результаты, отображенные в таблице 1, можно отметить отрицательную тенденцию в группе материальных ценностей и ценностей профессии - от курса к курсу их значимость уменьшается. Однако, если значимость материальных ценностей отличается относительной стабильностью (разница между максимальным и минимальным значением 3,4%), то значимость ценностей профессии резко снижается к концу обучения (разница между максимальным и минимальным значением 9,9%). Более того, эта тенденция распространяется и на группу практикующих социальных работников, у которых значимость ценностей профессии составляет всего 1,5%, и занимает самое низкое место наряду с ценностями интереса и удовлетворения от работы. Высокие показатели первокурсников по этой группе ценностей связаны, скорее всего, с тем, что они воспроизводят эти ценности исходя из абстрактных представлений о профессии и теоретических знаний, почерпнутых из курса «Введение в специальность», а не из реального опыта. Снижение значимости профессиональных ценностей может быть связано с тем, что, получив некие идеальные представления о том, как «должно быть», студенты не находят подтверждения этому на практике, и соответственно эти ценности постепенно вымещаются другими, более актуальными. Такими ценностями являются, например, ценности, связанные с непосредственными условиями труда, их значимость возрастает от курса к курсу (разница между максимальным и минимальным значением 6,5%), достигая своего максимального значения в группе практикующих социальных работников. Анализ высказываний позволяет заметить, что меняются не только их количественные характеристики, но и качественные: у студентов 1-ого курса они более общие («гибкий график», «стабильность», благоприятный психологический климат»), в то время как у студентов 4-ого курса добавляются такие характеристики, как «чтобы работа была недалеко от дома», «несложность работы», «пенсия», «социальные гарантии», «удобное рабочее место». У практикующих социальных работников высказывания отличаются еще большей конкретикой: «организация досуга», «отсутствие бюрократизма», «свободный контакт с руководством», «реальный хронометраж работы» и т.д. Все это указывает на непосредственное влияние практического опыта на данную группу ценностей.
Ценности самореализации и социальные ценности имеют тенденцию к повышению к концу обучения в вузе, однако данные студентов 3-его курса нарушают эту линейную зависимость. Студентов этого курса отличает самый высокий показатель по ценности самореализации (17,7 %) и самый низкий показатель ценностей статуса (5,1%). Возможно, это связано с кризисом третьего курса, и повышенная значимость самореализации, ориентированность на себя и собственное развитие, и некоторое безразличие к признанию извне является своеобразным способом преодоления этого кризиса.
Значимость ценностей общения повышается к 4-ому курсу, несмотря на некоторое снижение показателей на 2-ом курсе, и достигает очень высокого уровня у практикующих социальных работников (25,8%), почти в два раза превышающий самый высокий показатель среди студентов (14,8%). Однако снижение данного показателя у студентов 2-ого курса компенсируется самым высоким показателем значимости альтруистических ценностей. Значимость ценностей карьеры находится примерно на одинаковом уровне с 1-ого по 3-ий курс, затем показатель снижается; эта тенденция продолжается у практикующих социальных работников. Альтруистические ценности и ценности интереса в работе не отличаются какой-либо явной тенденцией, которую можно интерпретировать однозначно. Группа
практикующих социальных работников отличается очень высокой ориентацией на связи с другими людьми (25,8%) и непосредственные условия труда (24,2%). Высокими показателями отличаются также ценности «творчество и самореализация» (13,6%) и «уважение со стороны коллег» (12,1%). Отличает эту группу от студентов очень низкая значимость ценностей профессии (1,5%), ценность удовольствия и удовлетворения от работы (1,5%), альтруистические ценности (3%) и ценности карьеры (4,5%). Такие данные могут быть обусловлены, с одной стороны, демографическими характеристиками респондентов этой группы (женщины средних лет), с другой - осознанием в этом возрасте важности комфортного межличностного общения в коллективе и организации труда, что дает больше возможностей для самореализации и для получения признания. Однако данное предположение требует соотнесения результатов с результатами других исследований этой группы.
Таблица №1.
Профессионально-ценностные ориентации студентов и работающих социальных работников, доля от общего числа высказываний, %
Ценности Курс Тв П А М Аф Уд Ус С К Д
1(п=48) 8,5 16,7 2,1 12,5 12,5 16,7 8,3 8,3 8,3 6,3
2 (п=49) 8,2 14,3 10,2 12,2 10,2 6,1 10,2 10,2 8,2 10,2
3 (п=79) 17,7 12,7 5,1 10,1 13,9 6,3 13,9 5,1 8,9 6,3
4 (п=88) 11,4 6,8 6,8 9,1 14,8 10,2 14,8 11,4 6,8 8,0
СР(п=132) 13,6 1,5 3,0 9,1 25,8 1,5 24,2 12,1 4,5 4,5
ф* 0,413 4,243* 1,38 0,469 *Р<0,01. В остальных случаяхр<0,05 3,023* 3,539* 2,872* 0,952 1,464 1,192
Ранжирование ценностей студентов и практикующих социальных работников позволило выявить наиболее и наименее значимые группы ценностей. Для студентов 1 курса наиболее значимыми являются ценности профессии и ценности удовольствия, наименее важными ценностями являются альтруистические, в то время как для студентов 2 курса наиболее важными являются также ценности профессии, однако ценности удовольствия оказываются наименее важными. Для студентов 3 курса наиболее важными являются ценности творчества и самореализации, наименее важными являются альтруистические ценности, как и для студентов 1 курса. Для студентов 4 курса, как и для практикующих социальных работников, наиболее важными ценностями являются аффилятивные и ценности, связанные с непосредственными условиями труда, а наименее значимыми являются ценности профессии, карьеры и альтруистические ценности. Корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, показал, что от курса к курсу связь ценностей студентов и практикующих социальных работников усиливается. Особенно сильной и статистически значимой она является у студентов 4 курса обучения и практикующих социальных работников, что в целом подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что пребывание в профессиональной среде оказывает значительное влияние на формирование профессионально-ценностных ориентаций. Даже если в сознании студентов младших курсов и присутствуют профессиональные, альтруистические ценности, то, не видя того, как эти ценности реализуются на практике, они замещаются теми, которые транслирует профессиональная среда.
Таблица №2.
Ранги ценностей студентов и практикующих социальных работников
Ценности Курс Т П А М Аф Уд Ус С К Д П
1 6,5 1,5 10 3,5 3,5 1,5 6,5 6,5 6,5 9 -0,124
2 8,5 1 5 2 5 10 5 5 8,5 5 0,073
3 1 4 9,5 5 2,5 7,5 2,5 9,5 6 7,5 0,548
4 3,5 9 9 6 1,5 5 1,5 3,5 9 7 0,818*
СР 3 9,5 8 5 1 9,5 2 4 6,5 6,5
Анализ группы ценностей-свойств составил 278 высказываний (45,7% от общего числа высказываний), из которых были выделены пять наиболее часто упоминаемых ценностей для студентов и социальных работников. Самой популярной ценностью для студентов всех курсов является «ответственность», в то время как для социальных работников «ответственность» является важной, но не ведущей ценностью. Главным для социальных работников является «профессионализм», который, скорее всего, предполагает наличие ответственности. Примечательно, что ценности «ответственность», «честность», «тактичность», «профессионализм» встречаются как у студентов всех курсов, так и у социальных работников, что позволяет судить об их универсальности и относительной стабильности, несмотря на изменения в остальных группах профессионально-ценностных ориентаций.
Таблица №3.
Наиболее важные ценности-свойства, доля от общего числа ответов, %
Группа Место Ценность %
1 курс 1 ответственность 9,6
2 компетентно сть 4,8
3 общительность 4,8
4 честность 4,8
5 тактичность 4,8
2 курс 1 ответственность 10,9
2 профессионализм 8,7
3 отзывчивость 8,7
4 честность 6,5
5 тактичность 6,5
3 курс 1 ответственность 17,4
2 честность 13,0
3 профессионализм 8,7
4 открытость 8,7
5 доброта 8,7
4 курс 1 ответственность 10,0
2 профессионализм 7,5
3 решительно сть 5,0
4 честность 5,0
5 тактичность 3,8
Социальные работники 1 профессионализм 8,9
2 коммуникабельно сть 6,7
3 тактичность 6,7
4 терпение 4,4
5 ответственность 4,4
Выводы.
Проведенный анализ дает основание для подтверждения сформулированной гипотезы. Действительно, профессиональная среда, в которую студенты погружаются во время учебной и производственной практик, оказывает существенное влияние на профессиональноценностные ориентации будущих социальных работников. Выявлена структура профессионально-ценностных ориентаций, которая включила в себя 11 групп ценностей, обладающих различной значимостью для студентов разных курсов и практикующих социальных работников. Установлены особенности профессионально-ценностных ориентаций будущих и действующих социальных работников. Профессионально-ценностные ориентации студентов изменяются от курса к курсу и к концу обучения приближаются к показателям профессионально-ценностных ориентаций действующих профессионалов. При этом выделилась группа профессиональных ценностей-свойств, которые остаются практически неизменными на всем протяжении обучения студентов и частично совпадают с ценностями социальных работников.
1. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система //
Экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x2753 .htm (дата
обращения: 25.07.2011)
2. Орел А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия ее самореализации в процессе профессионального становления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. Вып. 2. С. 189-194.
3. Никитина Н.Н.Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. М.: Прометей: МПГУ, 2002.
4. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 132-141.
References:
1. Yanitsky M.S. Value orientations of a person as a dynamic system // Existential and humanistic psychology. URL: http://hpsy.ru/public/x2753.htm (reference date: 7/25/2011)
2. Oryol A.A. Personality’s orientation and value-semantic sphere as conditions of its selfrealization in the course of professional formation // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. Issue 2. P. 189-194.
3. Nikitin N.N. The development of culture of the teacher’s professional and personal selfdetermination. М.: Prometheus: MPGU, 2002.
4. Geger A.E. The detection of individual and group values in a youth group. Relevant methodological solutions // Sociological researches. 2010. № 1. P. 132-141.