http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/. - Дата обращения 25.04.2017.
2. Зоткин, И.В. Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми / И.В. Зоткин // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - С. 378-384.
3. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 542 с. - ISBN 978-5-459-00762-6.
4. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон ; пер. с англ. Л.А. Рудкевича. - 4-е издание. - СПб. : Питер Лидер, 2010. - 317 с. - ISBN 978-5-459-00762-6.
5. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение : счастливое и болезненное / Н.Ф. Шахматов. -М. : Медицина, 1996. - 302 с. - ISBN 5-225-01220-5.
6. Niileksela, Ch.R. An alternative Cattell-Horn-Carroll (CHC) factor structure of the WAIS-IV: Age invariance of an alternative model for ages 70-90 / Ch.R. Niileksela, M.R. Reynolds, A.S. Kaufman // Psychological Assessment. - 2013. - Vol. 25, № 2. - P. 391-404.
7. Rabbitt, P. The lacunae of loss? Aging and the Differentiation of Cognitive Abilities / P. Rab-bitt, M. Anderson // Lifespan cognition mechanisms of change / Bialystok E. and Craik F.I.M. (Ed.). -New York : Oxford University Press, 2006. - P. 331-343.
8. Salthouse, T.A. What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive variables? / T.A. Salthouse, E. Ferrer-Caja // Psychology and Aging. - 2003. - Vol. 18. - № 1. -P. 91-110.
REFERENCES
1. World Health Organization (2012), "Dementia", Information Bulletin, No. 362, available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/.
2. Zotkin, I.V. (2003), "Physiological changes associated with normal aging and work with older people", in Krasnova, O.V. and Liders, A.G. (Ed.), Psychology of aging: chrestomathy, Publishing center "Academy", Moscow, pp. 378-384.
3. Ilin, E.P. (2012), Psychology of adulthood, Publisher Piter, Saint-Petersburg.
4. Styuart-Gamilton YA. (2010), The Psychology of aging, 4th ed., Piter The Leader, Saint-Petersburg.
5. Shakhmatov, N.F. (1996), Mental aging: happy and painful, Medicine, Moscow.
6. Niileksela, Ch.R., Reynolds, M.R. and Kaufman, A.S. (2013), "An alternative Cattell-Horn-Carroll (CHC) factor structure of the WAIS-IV: Age invariance of an alternative model for ages 70-90", Psychological Assessment, Vol. 25 №2, pp. 391-404.
7. Rabbitt, P. and Anderson, M. (2006), "The lacunae of loss? Aging and the Differentiation of Cognitive Abilities", in Bialystok, E. and Craik, F.I.M. (Ed.), Lifespan cognition mechanisms of change, Oxford University Press, New York, pp. 331-343.
8. Salthouse, T.A. and Ferrer-Caja, E. (2003). "What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive variables?", Psychology and Aging, Vol. 18 № 1, pp. 91-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2017
УДК 159.9.075
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анжелика Юрьевна Иванова, кандидат социологических наук, Мария Викторовна Малышкина, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ)
Аннотация
Статья посвящена ценностным ориентациям как одним из основных характеристик личности. В структуре ценностных ориентаций личности выделены два уровня ценностей: личностно-значимые и профессионально-значимые, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности. Ценностными альтернативами в деятельности профессионалов являются экономические, социальные и духовные ценности. Представлена методика оценки иерархии личностно-
значимых и профессионально-значимых ценностей, а также список соответствующих антиценностей. По методике было проведено исследование ценностных ориентаций личности студентов старших курсов гуманитарного профиля обучения. Интерпретация результатов включает в себя: анализ соотношения экономических, социальных и духовных ценностей и соответствующих им антиценностей; анализ ценностных ориентаций в соответствии с возрастом и стажем профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, ценность, ценностные ориентации, антиценность, профессиональная деятельность, экономические ценности, социальные ценности, духовные ценности.
VALUABLE PERSONALITY ORIENTATIONS AS REGULATOR OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Angelica Yurievna Ivanova, the candidate of sociological sciences, Maria Viktorovna Malyshkina, the candidate of economic sciences, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted to value orientations as one of the basic characteristics of the individual. In the structure of value orientations of personality there are two levels of values: the personality-relevant and professionally-relevant, which affect the effectiveness of professional activities. Valuable alternatives in the activities of professionals are economic, social and spiritual values. In the article the authors presented the methodology for assessing the hierarchy of personality-relevant and professionally-relevant values, as well as a list of relevant anti-values. According to the methodology, the research of value orientations of the personality of senior students with the humanities education profile has been conducted. Interpretation of results includes: the analysis of the correlation of economic, social and spiritual values and their anti-values; analysis of value orientations in accordance with the age and length of professional activity.
Keywords: personality, value, value orientations, anti-values, professional activity, economic values, social values, spiritual values.
ВВЕДЕНИЕ
Ценности отражают значимость, необходимость, полезность различных предметов и явлений в сознании людей и являются положительными ориентирами для поведения и деятельности.
Ценностные ориентации личности, называемые также индивидуальными ценностями, противопоставляются социальным ценностям групп и общества в целом. Однако, именно они являются регулятором взаимоотношений личности и социального окружения и ее деятельности. В психологии ценности понимаются как одни из основных личностных характеристик, определяющих взаимодействие личности со средой [3].
Направленность личности на ценности общества составляет ее ценностные ориентации, т.к. каждый человек может ориентироваться лишь на ценности, которые уже имеются в социуме. Ценностные ориентации личности имеют двойственный характер: с одной стороны, они социальны, поскольку обусловлены жизнью человека в обществе и представляют собой усвоенные ценности последнего; с другой стороны, они индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт человека, индивидуально-психологические особенности, особенности его убеждений и интересов.
Ценностные ориентации личности направляют поведение человека, регулируют ее взаимоотношения с социальной средой [4]. Особенности взаимоотношений с социумом, успех деятельности зависит от того, какими именно социальными ценностями руководствуется личность. Основным моментом ценностной регуляции деятельности является положение о том, что в системе ценностных ориентаций личности интегрированы индивидуальные и социальные ценности. Функционирование социальных ценностей в индивидуальной системе ценностных ориентаций является неотъемлемым условием развития личности как социального человека. Именно поэтому, на уровне сознания конкретной личности ценности выполняют регулирующую функцию поведения и деятельности.
Ш. Шварц рассматривает два уровня существования ценности - 1) на уровне нормативных социальных идеалов и 2) на уровне личности [2]. Первый уровень более стабилен, т.к. отражает общепринятые мнения о том, как надо поступать. Второй уровень ценностей зависит от особенностей личности и индивидуального опыта человека, соотносится с его поступками.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от структуры ценностных ориентаций личности, в которую интегрированы материальные или экономические, социальные и духовные ценностей. В профессиональной деятельности совершается ценностный выбор: личность руководствуется профессионально-значимыми ценностями или личностно-значимыми.
В структуре ценностных ориентаций личности мы выделяем два уровня ценностей: личностно-значимых и профессионально-значимых, которые являются регуляторами профессиональной деятельности и влияют на ее эффективность. Ценностными альтернативами в профессиональной деятельности являются экономические, социальные и духовные ценности. Экономические ценности являются ключевыми для многих видов профессиональной деятельности. Социальные ценности выступают в роли стандартов жизни человека в мире других людей. Духовные ценности отражают уровень развития личности: ее внутренние качества: нравственность, порядочность, самоуважение и др., выступающие внутренними регуляторами поведения.
МЕТОДИКА
С целью исследования функций ценностных ориентаций личности как регулятора профессиональной деятельности нами разработана методика оценки иерархии личност-но-значимых и профессионально-значимых ценностей.
Данная методика разработана на основе принципов изучения ценностей по Л.М. Смирнову и методиках исследования ценностей Ш. Щварца и М. Рокича [2, 5].
Методика представляет собой список ценностей, состоящий из 31-й пары экономических, социальных и духовных ценностей, значимых для личностного функционирования и осуществления профессиональной деятельности.
Также составлен список соответствующих антиценностей - противоположностей ценностям, с помощью которого решается задача проверки достоверности результатов оценок ценностей. Разработан глоссарий ценностей и антиценностей с целью их непротиворечивого толкования.
Данная методика была апробирована на руководителях высшего звена управления (85 человек), обучающихся по Президентской программе «Менеджер высшей квалификации» в Санкт-Петербургской академии управления и экономики в 2005-2008 гг. [1].
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
По методике было проведено исследование ценностных ориентаций личности студентов старших курсов гуманитарного профиля очной (75 человек) и заочных форм обучения (82 человека) в возрасте от 21 до 43 лет, обучавшихся в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики в 2011-2013 гг. Данное исследование состоит из трех этапов.
На первом этапе респонденты знакомятся с глоссарием ценностей и антиценностей с целью снижения различий индивидуального толкования.
На втором основном этапе респонденты оценивали экономические, социальные и духовные ценности и антиценности, по степени значимости, используя оценочную шкалу от 1 до 5: чем выше балл, тем более значима ценность (приемлема антиценность).
Ценности - антиценности оценивались по степень значимости для себя лично и для своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, становится возможным определение взаимосвязи личностной и профессиональной систем ценностей.
На третьем этапе проводилась обработка результатов с помощью программного продукта Microsoft Excel, выбор которого обусловлен доступностью и простотой организации расчетов, сортировки и графического представления данных.
Первоначально создавалась таблица исходных данных, в столбцы которой заносились оцениваемые параметры, в строки - индивидуальные оценки, проставленные по этим параметрам каждым респондентом. Через сортировку данных были получены сводные таблицы, которые учитывают социально-демографические характеристики (пол, возраст, форма обучения, опыт работы) и их зависимости.
Проверка достоверности полученных результатов индивидуальных оценок ценностей и антиценностей производилась по выявлению сходства принятия ценности и одновременного принятия соответствующей антиценности. Данные респондента, которые обладали малой степенью достоверности, далее не рассматривались.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Интерпретация результатов проводилась по следующим пунктам:
1. Анализ иерархий систем личностно-значимых и профессионально-значимых ценностей в группе.
2. Анализ соотношение экономических, социальных и духовных ценностей - антиценностей.
3. Анализ ценностных ориентаций в соответствии с возрастом и стажем профессиональной деятельности.
В системе личностно-значимых ценностей респонденты оценили примерно одинаково значимость социальных, экономических духовных ценностей, что говорит об их сбалансированности. В системе ценностей, значимых для профессиональной деятельности, наблюдается разбалансировка: преобладают экономические ценности, а духовные ценности оцениваются как менее значимые. Социальные ценности имеют примерно одинаковое значение, как для себя, так и для профессиональной деятельности.
Экономические ценности «материальное благополучие», «высокая зарплата» имеют тенденцию быть оцененными более высоко для себя, по сравнению с их оценкой для профессиональной деятельности. В связи с этим можно утверждать, что респонденты скорее склонны реализовывать свои собственные материальные интересы, нежели экономические интересы организации.
Наименьшие оценки получили, как в личностно-значимой, так и в профессиональной сфере, экономические ценности «выплата налогов» и «долгосрочное планирование», судя по которым, существующая в стране неблагоприятная ситуация в налоговой сфере не изменится. Низкая степень принятия ценности «долгосрочное планирование» для профессиональной деятельности соответствует ориентации на потребность быстрого заработка.
Вместе с этим, выявленная низкая степень принятия экономических антиценностей, в свою очередь, снижает значимость соответствующих ценностей, что свидетельствует об отсутствии доминирования экономических ценностей в структуре ценностных ориентаций личности.
При анализе социальных ценностей в структуре ценностных ориентаций личности выявлены тенденции: наиболее значимыми являются ценности ответственность, уважения к другим, исполнительность; наименее значимыми - ценности сотрудничества, согласия и альтруизма. Это можно объяснить влиянием на личность социально-исторических особенностей общественной жизни. Эгоцентризм, ориентация на свои интересы и самостоятельность, являются современной явлениями жизни, которые сочетаются с уважительным, бесконфликтным сосуществованием с другими людьми. Более высокую оценку в группе ценности «положение в обществе», значимую для профессиональной деятельности по сравнению с личностной, следует рассматривать как осознание
общественной роли профессии и желания соответствовать ей.
Ценности «ответственность», «исполнительность», «высокая культура поведения» оцениваются белее высоко как профессионально-значимые, из чего можно сделать вывод: важность этих ценностей в профессиональной деятельности осознается, но, будучи в личностной сфере оцененными ниже, они не выполняют роль недостаточно развитого регулирующего фактора профессиональной деятельности и могут не соблюдаться.
При анализе духовных ценностей выявлены следующие тенденции: ценности «порядочность», «самоуважение», «честность» являются наиболее значимыми в личностно-значимой и в профессиональной сфере. Можно отметить, что в профессиональной деятельности важна ценность «уверенность в себе», в лично-значимой сфере - ценность «внутренняя гармония», что говорит о готовности большинства людей быть более действенными и активными в профессиональной деятельности, чем в личной жизни.
Получены более низкие оценки духовных ценностей как профессионально-значимых по сравнению с личностно-значимыми, что говорит о сниженной готовности решать профессиональные задачи с их использованием. Данные оценки духовных ценностей косвенно свидетельствуют о недостаточно сформированной социальной ответственности, а в ряде случаев о неготовности к добросовестному поведению в будущем по отношению к профессиональным задачам.
В результате исследования строгого соответствия по ряду ценностей и антиценностей не выявлено (новые технологии - сопротивление инновациям, выплата налогов - их неуплата, согласие - конфликтность, альтруизм - эгоизм, внутренняя гармония - внутри-личностная конфликтность, устойчивость к соблазнам - потворство своим желаниям). Следовательно, данные ценности, не могут являться постоянными регуляторами профессиональной деятельности, хотя их значимость осознается. Они будут актуализироваться в зависимости от складывающихся ситуаций.
У респондентов выявлена тенденция повышения устойчивости системы ценностей с возрастом и выявлена позитивная динамика в системе профессиональных ценностей в зависимости от стажа трудовой деятельности: с повышением стажа уменьшается значимость экономических ценностей, и повышается значимость духовных ценностей.
По результатам исследования выявлены три подгруппы студентов-выпускников. Первая подгруппа (47 человек) имеет положительные результаты: готовность руководствоваться в будущей профессиональной деятельности имеющимися ценностными ори-ентациями при отсутствии противоречий в иерархии экономических, социальных и духовных ценностей. Вторая наибольшая по численности подгруппа (76 человек) показала относительно положительные результаты: готовность к качественному осуществлению профессиональной деятельности при некоторой противоречивости в ценностной иерархии. В третьей подгруппе (27 человек) выявлены слабое осознание роли социально-значимых ценностей в профессиональной деятельности и многие противоречия в ценностной иерархии, свидетельствующие о возможных издержках ценностной регуляции профессиональной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. В структуре ценностных ориентаций личности личностно-значимые и профессионально-значимые ценности имеют и сходства и различия. Сходства объясняются тем, что профессиональная деятельность и личностные качества человека взаимовлияют и взаимообуславливают друг на друга. Профессиональная деятельность личности в данном случае в максимальной степени регулируется ее ценностными ориентациями. Различия личностно-значимых и профессионально-значимых ценностей, наоборот, негативно влияет, как на эффективность осуществления профессиональной деятельности, так и на личностное неудовлетворение от нее.
2. Профессионально-значимые ценности в структуре ценностных ориентаций не достаточно уравновешены, т.к. экономические ценности получили самые высокие оценки, а духовные ценности получили, наоборот, низкие оценки.
3. Многие социально-значимые ценности не являются руководящими принципами осуществления профессиональной деятельности, т.к. при осознании одновременно не отвергаются соответствующие им антиценности.
4. В структуре ценностных ориентаций личности выявлена позитивная динамика: с возрастом система ценностей становится более устойчивой, а с повышением стажа значимость духовных ценностей в профессиональной деятельности возрастает, что повышает регулятивную роль ценностей в профессиональной деятельности.
5. Студентов как будущих профессионалов необходимо обеспечить знаниями о том, какова роль ценностей и преимуществ применения их в профессиональной деятельности. Следует обучить использовать социальные и духовные ценности для оптимизации профессиональной деятельности и эффективно осуществлять выбор ценностных альтернатив.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, А.Ю. Управление процессом формирования системы ценностей группы российских топ-менеджеров (социологический анализ) : дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.08 / Иванова Анжелика Юрьевна. - СПб., 2008. - 207 с.
2. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности / В.Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. - 69 с.
3. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник московского университета. Серия 14 : Психология. - 1997. - № 1. - C. 20-28.
4. Муртазин, Р.А. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов / Р.А. Муртазин // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Международной научной конференции - Пермь : Меркурий, 2011. - Т. I. - С. 34-36.
5. Смирнов, Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей / Л.М. Смирнов // Мир России. - 2002. - Т. 11. - № 1. - С. 166-183.
REFERENCES
1. Ivanova, A.Yu. (2008), Management of the formation of the value system of a group of Russian top managers (sociological analysis), dissertation, St. Petersburg.
2. Karandashev, V.N. (2004), Schwartz's method for studying personal values, Rech, St. Petersburg.
3. Leontyev, D.A. (1997), "From social values to personal values: sociogenesis and phenomenology of value regulation of activity", Bulletin of the Moscow University, Psychology, No. 1, pp. 20-28.
4. Murtazin, R.A. (2011), "Value orientations of the personality as a function of regulators of social behavior of individuals", Problems and prospects of the development of education, Mercury, Perm, Vol. I, pp. 34-36.
5. Smirnov, L.M. (2002), "Empirical study of basic values", The World of Russia, Vol. 11, No. 1, pp. 166-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2017