УДК 159.95
ОСОБЕННОСТИ ОБЩИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТОВ С РАЗЛИЧНЫМ
УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Ива Михайловна Гибова, аспирантка, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ)
Аннотация
Статья посвящена изучению влияния возрастного и образовательного факторов на общие умственные способности лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. Отражено актуальное состояние изучения проблемы возрастного снижения когнитивных функций личности. Показаны результаты исследования, проведенного на выборке, состоящей из 197 испытуемых, в возрасте от 42 до 85 лет, имеющих различные уровни образования: высшее, среднее специальное или среднее. Сравнение двух групп испытуемых, дифференцированных по возрасту, не дало статистически значимых различий по показателю общих умственных способностей. С другой стороны, сравнение трех групп испытуемых, дифференцированных по уровням образования, показало, что у лиц с более высоким уровнем образования отмечаются более высокие общие умственные способности независимо от возраста испытуемых.
Ключевые слова: лица предпенсионного и пенсионного возрастов, когнитивная сфера личности, уровень образования, общие умственные способности.
FEATURES GENERAL MENTAL ABILITIES OF PERSONS OF PRE-RETIREMENT AND RETIREMENT AGES WITH DIFFERENT LEVELS OF EDUCATION
Iva Mikhailovna Gibova, the post-graduate student, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg
Annotation
The article is devoted studying the influence of age and education factors on General mental ability of persons of pre-retirement and retirement ages. This article shows the actual status of learning problems age-related decline in cognitive functions of personality. The research has shown the results of a study conducted in a sample of 197 subjects ranging in age from 42 to 85 years with different levels of education: higher education, secondary specialized education or secondary education. Comparison of the two groups differentiated by age has not given statistically significant differences in General mental abilities. On the other hand, the comparison of the three groups differentiated by levels of education has shown that individuals with higher levels of education have higher General mental abilities regardless of the age.
Keywords: persons of pre-retirement and retirement ages, cognitive sphere of the personality, level of education, General mental ability.
ВВЕДЕНИЕ
После 60 лет могут наблюдаться значительные изменения в когнитивной сфере личности, представленной познавательными психическими процессами, такими как ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь, от уровня развития и особенностей функционирования которых зависят общие способности индивида: интеллект, креативность, способность к обучению.
С возрастом происходят нарушения в работе сенсорных систем, обеспечивающих формирование ощущений и восприятия. В результате происходящих физиологических изменений действительность начинает восприниматься искаженно, что в свою очередь оказывают определенное влияние на другие познавательные процессы пожилых людей [2, 3, 4].
Возрастным изменениям подвержены такие свойства внимания, как объем, пере-ключаемость и распределение внимания [4, 5]. Появление рассеянности у некоторых пожилых людей исследователи рассматривают как свидетельство снижения функции внимания [3]. Отмечается неравномерное снижение функций отдельных компонентов памяти: существенные изменения оперативной и долговременной памяти на фоне незначи-
тельного ухудшения сенсорной и кратковременной памяти [3].
Ухудшение отдельных психических процессов неизбежно сказывается на интеллектуальных способностях индивида, однако в целом результаты исследования интеллекта лиц пожилого возраста неоднозначны. Западные ученые, разделяя общий интеллект ^-фактор) на подвижный и кристаллизованный интеллект, установили, что последний, связанный со знаниями и опытом человека, менее подвержен возрастным изменениям чем, подвижный интеллект, который отвечает за решение новых задач в незнакомых условиях [3, 6, 7, 8]. Однако степень снижения подвижного интеллекта сильно варьировалась в зависимости от выбранного метода исследования, психологических характеристик личностей испытуемых и их социально-экономических условий проживания, на основании чего были сделаны выводы о том, что выявленное возрастное снижение интеллекта обусловлено так называемым эффектом когорты, т.е. общественно-историческими, социально-психологическими и экономическими условиями жизнедеятельности людей, а не процессами старения как таковыми [4, 6].
С другой стороны, существует проблема старческого слабоумия или деменции, распространенность которой среди людей в возрасте старше 60 лет по оценкам ВОЗ составляет от 2 до 8 человек на каждые 100 человек и продолжает увеличиваться год от года в основном за счет стран с низким и средним уровнем дохода [1]. И хотя деменции имеют ту или иную органическую природу, исследователи признают, что материальное благополучие и высокий социальный статус имеют большое значение для сохранения психического здоровья в пожилом возрасте [3, 4].
Таким образом, многочисленные исследования когнитивной сферы человека показали, что она подвержена дегенеративным процессам с возрастом, но какова доля участия собственно старения в снижении когнитивных функций осталось не выясненным.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью выявления особенностей общих умственных способностей лиц пожилого возраста было проведено исследование на базе гериатрического медико-социального отделения взрослого поликлинического отделения №105 Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городской поликлиники № 91», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 2-я Комсомольская, д. 23, корп. 1, и на базе АНО «Северо-Западный центр судебных экспертиз», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 47/11, лит. А.
В исследовании приняли участие 197 человек. Основные социально-демографические характеристики выборки приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Социально-демографические характеристики выборки
Наименование характеристики Дифференциация по признаку на группы Количество человек Количество человек в % Итого человек Итого человек в %
Возраст* до 59 лет 93 47,21 197 100
от 60 лет 104 52,79
Уровень образования высшее 73 37,06 197 100
среднее специальное 83 42,13
среднее 41 20,81
* в возрастной группе «до 59 лет» средний возраст испытуемых составил 54,4 года, минимальный возраст - 42 года, максимальный - 59 лет; в возрастной группе «от 60 лет» средний возраст испытуемых составил 65,76 лет, минимальный возраст - 60 лет, максимальный - 85 лет.
В качестве диагностического инструментария была использована методика «Краткий ориентировочный тест» (Э.Ф. Вандерлика в адаптации В.Н. Бузина), позволяющая оценить такие характеристики испытуемых, как способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, инертность и переключаемость мышления, скорость и точность восприятия, распределение и концентрацию внимания, на основании которых определяется уровень общих умственных способностей испытуемого.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение групп лиц, дифференцированных по возрасту, по показателю общих умственных способностей не показало достоверных различий между испытуемыми предпенсионного и пенсионного возрастов. Следовательно, возрастной фактор сам по себе не является определяющим в динамике интеллектуальных способностей лиц пожилого возраста, а предположительно оказывает влияние на общие умственные способности личности только в совокупности с другими, социальными, детерминантами, одним из которых является уровень образования.
Исходя из этого, для дальнейших исследований выборка испытуемых была разделена в зависимости от уровня образования без учета возрастного фактора. Таким образом, были получены 3 группы испытуемых: с высшим образованием, окончившие высшие учебные заведения (37,06% от общего числа испытуемых), со средним специальным образованием, окончившие техникумы или некоторые училища (42,13% от общего числа испытуемых), и средним образованием, окончившие школу, к которым также были приравнены лица, получившие начальное профессиональное образование в профессионально-технических училищах, занимающихся подготовкой рабочих (20,81% от общего числа испытуемых) (таблица 1). Сравнение групп испытуемых по общим умственным способностям, относящимся к когнитивной сфере личности, показало достоверно значимые различия у лиц предпенсионного и пенсионного возрастов с различным уровнем образования при р<0,001 (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты сравнения общих умственных способностей лиц предпенсионного_
Общие умственные способности Уровень образования N XX Асимпт. значимость (2-сторонняя)
Высшее 73 22,27 0,000
Среднее 41 10,59
Среднее специальное 83 15,92
Всего 197 -
Согласно таблице 2 общие умственные способности повышаются с увеличением уровня образования и, наоборот. Если у лиц, изучаемых возрастных категорий, со средним образованием средний балл общих умственных способностей - 10,59, то у лиц со средним специальным образованием этот балл уже равен 15,92, а у лиц с высшим образованием - 22,27, что является достоверным отличием при р<0,001.
При этом сравнение данных групп по качественным показателям общих умственных способностей достоверно, при р<0,001, выявило, что в группе испытуемых предпенсионного и пенсионного возрастов с высшим образованием наиболее часто встречаются лица с уровнем общих умственных способностей выше среднего (30,14% от общего количества лиц в данной группе), тогда как в группе испытуемых той же возрастной категории со средней специальным и средним образованием наиболее часто встречаются лица с низким уровнем общих умственных способностей (39,76% и 90,24% соответственно от общего количества лиц в соответствующей группе) (таблица 3).
Таблица 3 - Взаимосвязь уровня образования и общих умственных способностей у лиц предпенсионного и пенсионного возрастов_
Уровень образования Общие умственные способности Асимпт. значимость (2-сторонняя)
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Высшее 6 (8,22%) 15 (20,55%) 21 (28,77%) 22 (30,14%) 9 (12,33%) 0,000
Среднее 37 (90,24%) 4 (9,76%) 0 0 0
Среднее специальное 33 (39,76%) 21 (25,3%) 26 (31,33%) 2 (2,41%) 1 (1,2%)
Интерес представляет и распределение внутри группы испытуемых предпенсионного и пенсионного возрастов с различным уровнем образования по уровням общих ум-
ственных способностей (рисунок). Из представленного рисунка видно, что для лиц с высшим образованием характерно распределение большинства испытуемых по трем уровням общих умственных способностей: выше среднего (30,14%), среднему (28,77%) и ниже среднего (20,55%) - лиц, имеющих высшее образование, с низким и высоким уровнем интеллекта относительно немного (8,22% и 12,33% соответственно).
100,00% -90,24
Я 2
3 я к 80,00%
15 о 3
^ & и 1 60,00%
ьн ^ ^ н
Е - Ё о
13 к Ц « 40,00% 20,00% 0,00%
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Уровень общих умственных способностей □ Высшее образование ПСреднее спец. образование ПСреднее образование
4 X о К
5 Э с ю с о
39,7 25,30 20,55 28 ППл 1 31,33 30 14
—8,22 гп ,77 12,33
0,0 | |2,410,00 1—.1,20 П_ 0,0
Рисунок - Общие умственные способности лиц предпенсионного и пенсионного возрастов с различным уровнем образования
По-иному выглядит распределение испытуемых по уровню общих умственных способностей в группе лиц со средним специальным образованием, большинство из которых находятся на трех уровнях: низком (39,76%), среднем (31,33%) и ниже среднего (25,3%) - лиц, имеющих среднее специальное образование, с уровнем общих умственных способностей выше среднего и высоким (2,41% и 1,2% соответственно) относительно немного, т.е. по сравнению с лицами с высшим образованием у данной категории испытуемых распределение по уровню общих умственных способностей смещено в сторону низкого.
Наконец, группа лиц со средним образованием оказалась наиболее однородной с точки зрения общих умственных способностей. 90,24% представителей данной группы имеют низкий уровень интеллекта остальные испытуемые - ниже среднего (9,76%).
ВЫВОДЫ
В научной литературе до сих пор не решен однозначно вопрос о влиянии возраста на умственные способности человека. Многочисленные исследования когнитивной сферы человека показывают, что она подвержена дегенеративным процессам с возрастом, однако остается открытым вопрос о роли собственно возрастного фактора в снижении когнитивных функций. Проведенное нами исследование на выборке лиц в возрасте от 48 до 85 лет выявило отсутствие статистически значимых различий по уровню общих умственных способностей в группах испытуемых, дифференцированных по возрасту, что позволило сделать предположение о влиянии на общие умственные способности не столько возрастного фактора, сколько его сочетания с другим, социальным, фактором, в качестве которого был выбран уровень образования. В результате сравнения групп, дифференцированных по уровням образования, по общим умственным способностям удалось установить, что с ростом уровня образования не просто повышается уровень общих умственных способностей, но и увеличивается вариативность распределения испытуемых по уровням общих умственных способностей, т.е. фактор образования оказывает большее влияние на когнитивную сферу личности нежели возраст сам по себе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирная организация здравоохранения. Деменция. Информационный бюллетень № 362. Апрель 2012 г. [Электронный ресурс] // URL :
http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/. - Дата обращения 25.04.2017.
2. Зоткин, И.В. Физиологические изменения, связанные с нормальным старением, и работа с пожилыми людьми / И.В. Зоткин // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - С. 378-384.
3. Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 542 с. - ISBN 978-5-459-00762-6.
4. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон ; пер. с англ. Л.А. Рудкевича. - 4-е издание. - СПб. : Питер Лидер, 2010. - 317 с. - ISBN 978-5-459-00762-6.
5. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение : счастливое и болезненное / Н.Ф. Шахматов. -М. : Медицина, 1996. - 302 с. - ISBN 5-225-01220-5.
6. Niileksela, Ch.R. An alternative Cattell-Horn-Carroll (CHC) factor structure of the WAIS-IV: Age invariance of an alternative model for ages 70-90 / Ch.R. Niileksela, M.R. Reynolds, A.S. Kaufman // Psychological Assessment. - 2013. - Vol. 25, № 2. - P. 391-404.
7. Rabbitt, P. The lacunae of loss? Aging and the Differentiation of Cognitive Abilities / P. Rab-bitt, M. Anderson // Lifespan cognition mechanisms of change / Bialystok E. and Craik F.I.M. (Ed.). -New York : Oxford University Press, 2006. - P. 331-343.
8. Salthouse, T.A. What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive variables? / T.A. Salthouse, E. Ferrer-Caja // Psychology and Aging. - 2003. - Vol. 18. - № 1. -P. 91-110.
REFERENCES
1. World Health Organization (2012), "Dementia", Information Bulletin, No. 362, available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs362/ru/.
2. Zotkin, I.V. (2003), "Physiological changes associated with normal aging and work with older people", in Krasnova, O.V. and Liders, A.G. (Ed.), Psychology of aging: chrestomathy, Publishing center "Academy", Moscow, pp. 378-384.
3. Ilin, E.P. (2012), Psychology of adulthood, Publisher Piter, Saint-Petersburg.
4. Styuart-Gamilton YA. (2010), The Psychology of aging, 4th ed., Piter The Leader, Saint-Petersburg.
5. Shakhmatov, N.F. (1996), Mental aging: happy and painful, Medicine, Moscow.
6. Niileksela, Ch.R., Reynolds, M.R. and Kaufman, A.S. (2013), "An alternative Cattell-Horn-Carroll (CHC) factor structure of the WAIS-IV: Age invariance of an alternative model for ages 70-90", Psychological Assessment, Vol. 25 №2, pp. 391-404.
7. Rabbitt, P. and Anderson, M. (2006), "The lacunae of loss? Aging and the Differentiation of Cognitive Abilities", in Bialystok, E. and Craik, F.I.M. (Ed.), Lifespan cognition mechanisms of change, Oxford University Press, New York, pp. 331-343.
8. Salthouse, T.A. and Ferrer-Caja, E. (2003). "What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive variables?", Psychology and Aging, Vol. 18 № 1, pp. 91-110.
Контактная информация: iva.belova.2013@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.04.2017
УДК 159.9.075
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анжелика Юрьевна Иванова, кандидат социологических наук, Мария Викторовна Малышкина, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ)
Аннотация
Статья посвящена ценностным ориентациям как одним из основных характеристик личности. В структуре ценностных ориентаций личности выделены два уровня ценностей: личностно-значимые и профессионально-значимые, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности. Ценностными альтернативами в деятельности профессионалов являются экономические, социальные и духовные ценности. Представлена методика оценки иерархии личностно-