Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мананков Дмитрий Анатольевич, Котельников Сергей Андреевич, Пермяков Олег Михайлович

Проблема физической подготовки выпускников технических вузов, на сегодняшний день остается актуальной. Требования, предъявляемые к будущим специалистам различных инженерных профессий с каждым годом увеличиваются. В статье актуализируется проблема повышения уровня здоровья и физической подготовки выпускников технических вузов. Одним из важных критериев продуктивного специалиста является высокий уровень общей работоспособности, с гармонично развитыми физическими, психологическими и умственными качествами. Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует развитию физических качеств, а также функциональных систем организма будущих специалистов. Большую роль играет связь физического и психологического здоровья, которые сказываются на работоспособности, как отдельного специалиста, так и коллектива в целом. В условиях вуза профессионально-прикладная физическая подготовка должна осуществляться в единстве с общей физической подготовкой, что позволит существенно повысить качество подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Уровень здоровья и физическое состояние выпускников технических вузов, напрямую влияет на производительность труда. Вследствие чего необходимо применение средств профессионально-прикладной физической подготовки в образовательном процессе технических вузов. Целью работы является определение объема физической и психоэмоциональной нагрузки выпускников технического вуза в режиме рабочего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мананков Дмитрий Анатольевич, Котельников Сергей Андреевич, Пермяков Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF GRADUATES OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The problem of physical fitness of graduates of technical universities remains relevant today. The requirements for future specialists of various engineering professions are increasing every year. The article actualizes the problem of improving the health of graduates of technical universities. One of the important criteria of a productive specialist is a high level of overall performance, with harmoniously developed physical, psychological and mental qualities. Professionally applied physical training contributes to the development of physical qualities, as well as functional systems of the body of future specialists. An important role is played by the connection of physical and psychological health, which affect the performance of both an individual specialist and the team as a whole. In the conditions of a university, professionally applied physical training should be carried out in unity with the general profiled physical training, which will significantly improve the quality of training of highly qualified and competitive specialists. It should be understood that the level of health and physical condition of graduates of technical universities will directly affect labor productivity. As a result, it is necessary to use the means of professionally applied physical training in the educational process of technical universities. The purpose of the work is to determine the volume of physical and psycho-emotional load of graduates of a technical university in the working day mode.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378:796

студент Мананков Дмитрий Анатольевич

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Технический университет УГМК» (г. Верхняя Пышма); старший преподаватель Котельников Сергей Андреевич Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Технический университет УГМК» (г. Верхняя Пышма); старший преподаватель Пермяков Олег Михайлович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Проблема физической подготовки выпускников технических вузов, на сегодняшний день остается актуальной. Требования, предъявляемые к будущим специалистам различных инженерных профессий с каждым годом увеличиваются. В статье актуализируется проблема повышения уровня здоровья и физической подготовки выпускников технических вузов. Одним из важных критериев продуктивного специалиста является высокий уровень общей работоспособности, с гармонично развитыми физическими, психологическими и умственными качествами. Профессионально-прикладная физическая подготовка способствует развитию физических качеств, а также функциональных систем организма будущих специалистов. Большую роль играет связь физического и психологического здоровья, которые сказываются на работоспособности, как отдельного специалиста, так и коллектива в целом. В условиях вуза профессионально-прикладная физическая подготовка должна осуществляться в единстве с общей физической подготовкой, что позволит существенно повысить качество подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Уровень здоровья и физическое состояние выпускников технических вузов, напрямую влияет на производительность труда. Вследствие чего необходимо применение средств профессионально-прикладной физической подготовки в образовательном процессе технических вузов. Целью работы является определение объема физической и психоэмоциональной нагрузки выпускников технического вуза в режиме рабочего дня.

Ключевые слова: студент, специалист, профессиональное заболевание, инженер, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические упражнения, здоровье.

Annоtation. The problem of physical fitness of graduates of technical universities remains relevant today. The requirements for future specialists of various engineering professions are increasing every year. The article actualizes the problem of improving the health of graduates of technical universities. One of the important criteria of a productive specialist is a high level of overall performance, with harmoniously developed physical, psychological and mental qualities. Professionally applied physical training contributes to the development of physical qualities, as well as functional systems of the body of future specialists. An important role is played by the connection of physical and psychological health, which affect the performance of both an individual specialist and the team as a whole. In the conditions of a university, professionally applied physical training should be carried out in unity with the general profiled physical training, which will significantly improve the quality of training of highly qualified and competitive specialists. It should be understood that the level of health and physical condition of graduates of technical universities will directly affect labor productivity. As a result, it is necessary to use the means of professionally applied physical training in the educational process of technical universities. The purpose of the work is to determine the volume of physical and psycho-emotional load of graduates of a technical university in the working day mode.

Key words: student, specialist, occupational disease, engineer, professionally applied physical training, physical exercises, health.

Введение. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Как известно, эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности [2].

Таким образом, главная цель ППФП заключается в укреплении здоровья специалиста и повышении эффективности труда. Второго можно добиться при повышении индивидуальной производительности специалиста. Причём, очевидно, что на уровень этой производительности оказывает влияние физическая подготовленность. Отсюда можно определить задачи ППФП, предъявляемые, в первую очередь, требованиями конкретной профессии. В общем случае, профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет не только развивать физические способности, а также совершенствовать двигательные умения и навыки, формировать необходимые морально-волевые качества и повышать устойчивость организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. При этом данный процесс основан на последовательном воплощении основных принципов методик физического воспитания [3].

Изложение основного материала статьи. Производительность многих направлений профессиональной работы во многом зависит от специальной подготовки, приобретаемой как раз таки путем систематических занятий физическими упражнениями. Однако прежде чем приступать к формированию физически подготовленного организма, необходимо выяснить, какие профессиональные заболевания бывают у работников инженерных специальностей. В 2015 году в России врачи зарегистрировали 162 тысячи случаев профессиональных заболеваний. При этом по итогам 2019 года уровень профессиональной заболеваемости составил 1,31 случая на 10 тысяч работников, таким образом, за четыре года показатель снизился почти на треть.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 2020 года, основными заболеваниями в мире являются [4]:

• респираторные заболевания - 28,16%;

• нарушения опорно-двигательного аппарата - 18,45%;

• заболевания, вызванные контактом с вредными веществами - 18,35%;

• кожные заболевания - 11,65%;

• биологические вещества, инфекции - 6,8%.

Тема работы напрямую связана с нарушениями опорно-двигательного аппарата - вторым по количеству профзаболеванием, что ещё раз подчёркивает важность ППФП.

Для наибольшего охвата технических специальностей, в данной статье рассмотрены направления подготовки НЧОУ ВО «ТУ УГМК»: электроэнергетика и электротехника; технологические машины и оборудование; автоматика технологических процессов и производств; металлургия и горное дело.

Можно отдельно рассмотреть специалистов первых трёх направлений, большая часть которых занимают должности инженеров-конструкторов после окончания обучения в Техническом университете. Такая работа считается офисной и, как следствие, характерна большим проведение времени в сидячем положении перед персональным компьютером или ноутбуком. Также стоит учитывать возможность выполнять обязанности по рабочим специальностям (электромонтёр, слесарь-ремонтник, ремонтник контрольно-измерительных приборов и автоматики). В данном случае наиболее подвержены риску мышцы: возникают миофиброзы (хроническое профессиональное заболевание мышц дистрофического характера) и миофасциты (болезненное состояние, для которого характерна боль в любой части тела и болезненные мышечные напряжения с локальными уплотнениями), возникающие при выполнении сгибательных и разгибательных движений, а также при длительном статическом напряжении.

Выпускники металлургического и горного направления, как правило, начинают карьеру со специальности инженера-технолога. Условия труда схожие с примерами выше, совпадает порядок работы и риски. При этом условия труда рабочих профессий данной специальности намного хуже и характеризуются опасными и вредными факторами: повышенная шумность; высокая вибрация; высокие температуры; выделение вредных газов; производственная пыль. По сравнению с описанными ранее направлениями, работники данных специальностей должны быть физически выносливы [1].

В техническом вузе, как правило, на программу «Элективные курсы по физической культуре и спорту» рассчитано 6 семестров. При этом подготовка является общеразвивающей и включает не только базовое погружение в методику различных спортивных мероприятий, но и практическое их применение. В целом, дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» кроме общеразвивающей и оздоровительной пользы, необходима для смены рода деятельности.

Для описания ППФП выпускников Технического университета по направлениям подготовки: «Электроэнергетика и электротехника», «Технологические машины и оборудование», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Металлургия», «Горное дело», необходимо сделать разделение на инженерно-технических работников (ИТР) и оперативно-ремонтный персонал (ОРП).

Для проведения исследования физического и психоэмоционального состояния в режиме рабочего дня специалистов, была разработана шкала оценки уровня физической нагрузки. Анализ проводился по следующим доступным показателям и факторам: количество пройденных шагов за рабочую смену, активность с разминкой (количество часов, когда рабочий активно двигался как минимум в течение 1 минуту), количество пройденных лестничных пролётов, средний пульс (за смену, при выполнении непосредственных рабочих обязанностей), время в сидячем положении, калорийность употреблённой за смену пищи, общие физиологические жалобы, физические напряжения (наиболее ощутимые напряжения организма и причины, которые они вызывают) и стресс (проявления и причины).

Оценка нормы производится по 10-балльной шкале (табл. 1) и имеет следующие критерии: 0-25 баллов - физически опасная или вредная профессия; 26-50 - физически сложная профессия; 51-75 - физически умеренная профессия; 76-100 -физически полезная профессия.

Таблица 1

Оценка физического состояния

Показатель или фактор Значение или описание

Оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Количество пройденных шагов 2000 2600 3200 3800 4400 5000 5600 6200 6800 7400

Активность с разминкой, ч. 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7

Количество пройденных лестничных пролетов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Средний пульс, уд./мин. 100 95 90 85 80 75 70 65 60 55

Пульс в работе, уд./мин. 135 130 125 120 115 110 105 100 95 90

Время в сидячем положении, ч. 5 4,7 4,4 4,1 3,8 3,5 3,2 2,9 2,6 2,3

Калорийность пищи, ккал. 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650

Общие физиологические жалобы боли недомогания дискомфорт нет

Физические напряжения продолжительные и сильные периодические и слабые нет

Стресс частый периодический слабый нет

В исследовании оценки физического и психоэмоционального состояния принимали участие выпускники соответствующих направлений подготовки. Анализ осуществлялся после недельного сбора данных у пяти специалистов по каждой должности.

Для анализа ИТР были рассмотрены должности: инженера-конструктора в управлении главного энергетика, инженера-конструктора в станкоремонтном производственном управлении, инженера АСУ ТП, горнорабочего на подземном руднике с восьмичасовой рабочей сменой (табл. 2).

Таблица 2

Показатель или фактор Значение или описание Оценка нормы (по 10-балльной шкале)

Количество пройденных шагов ~ 4600 шагов 5

Активность с разминкой ~ 5 часов 7

Количество пройденных лестничных пролётов ~ 7 пролётов 7

Средний пульс ~ 64 уд./мин. 9

Пульс в работе ~ 82 уд./мин. 10

Время в сидячем положении ~ 4 часа 5

Калорийность пищи ~ 550 ккал 8

Общие физиологические жалобы Боли в области шеи и спины; головные боли 3

Физические напряжения При сидячей работе возникают напряжения в спине и шее; переменная работа сказывается на отёчности ног 6

Стресс Проявляется при большой умственной загруженности относительно не часто 6

Общая оценка: 66

Рассмотренные должности по шкале физического состояния, являются физически умеренными, от чего рекомендуется применять следующий комплекс упражнений:

• базовая разминка (выполнение общеразвивающих упражнений) - один раз в час продолжительностью не менее 1 минуты;

• дыхательная гимнастика - один раз в три часа продолжительностью не менее 1 минуты;

• бег, велосипед, плавание, лыжи, спортивное ориентирование или ходьба, в том числе скандинавская (выполняется в предназначенных для этого местах) - три раза в неделю продолжительностью не менее 30 минут.

Для анализа ОРП были рассмотрены должности: электромонтёра, занятого на ремонте котельного оборудования и оборудования топливоподачи, слесаря-ремонтника, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, контролёра продукции обогащения с восьмичасовой рабочей сменой (табл. 3).

Таблица 3

Показатель или фактор Значение или описание Оценка нормы (по 10-балльной шкале)

Количество пройденных шагов ~ 6300 шагов 8

Активность с разминкой ~ 7 часов 10

Количество пройденных лестничных пролётов ~3 пролёта 3

Средний пульс ~ 72 уд./мин. 7

Пульс в работе ~ 90 уд./мин. 10

Время в сидячем положении ~ 2 часа 10

Калорийность пищи ~ 500 ккал 7

Общие физиологические жалобы Боли в области шеи, сгибательных суставов руки, спины, коленях 3

Физические напряжения При интенсивной работе возникают напряжения во многих суставах; статическая работа сказывается на отёках ног, спины и шеи 3

Стресс Проявляется при кратковременных усиленных нагрузках и тяжёлых условиях труда относительно не часто 6

Общая оценка: 67

Рассмотренные должности по шкале физического состояния, являются физически умеренными, но более напряженными, чем должности ИТР, от чего рекомендуется применять следующий комплекс упражнений:

• базовая разминка (выполнение общеразвивающих упражнений) - один раз в час или после долгой статической нагрузки продолжительностью не менее 1 минуты;

• дыхательная гимнастика - один раз в два часа продолжительностью не менее 1 минуты;

• бег, велосипед, плавание, лыжи, спортивное ориентирование или ходьба, в том числе скандинавская (выполняется в предназначенных для этого местах) - три раза в неделю продолжительностью не менее 20 минут;

• силовые упражнения (на руки, спину и ноги с использования спортивного инвентаря, а также упражнения с собственным весом тела) - три раза в неделю продолжительностью не менее 20 минут.

Помимо описанных рекомендаций, большую пользу имеют спортивно-массовые мероприятиях, проводимые организациями, в которых работают специалисты. Это могут быть как праздничные события (весёлые старты, тематические соревнования и прочее), так и запланированные соревнования (спартакиады, первенства, эстафеты и прочее). Такие мероприятия полезны не только для физического состояния организма, но и психологического.

Исходя из анализа специальностей и оценки норм физической нагрузки, можно определить общие рекомендации на каждый критерий:

• 0-25 баллов - физически опасная или вредная профессия:

- базовая разминка должна оказывать расслабляющий эффект и проводиться как минимум раз в час или после нагрузок;

- подвижные виды спорта должны не оказывать излишнюю нагрузку и нести вспомогательный характер - проводиться от одного до трёх раз в неделю суммарной продолжительностью до 30 минут, не вызывая усталость организма;

- больше внимания стоит уделить психологическому здоровью, практикуя дыхательную гимнастику - как минимум раз в час в рабочее время, и йогу - как минимум три раза в неделю.

• 26-50 баллов - физически сложная профессия:

- рекомендации такие же, как при физически опасной и вредной профессии, однако подвижные виды спорта несут уже общеразвивающий характер, продолжительность до одного часа в неделю, а йога оказывает вспомогательное влияние и проводится 1-2 раза в неделю;

• 51-75 баллов - физически умеренная профессия:

- к предыдущим рекомендациям добавляются силовые тренировки для общего развития в зависимости от рода занятия и загруженности, а также исключение йоги при малом стрессе и увеличению роли подвижных видов спорта;

• 76-100 баллов - физически полезная профессия:

- данная категория вполне самодостаточна в физической подготовке, поэтому рекомендуется базовая разминка раз в час и подвижные виды спорта как минимум один раз в неделю.

Выводы. Анализ результатов проведенного исследования показал, что выпускники технического вуза, а также рассмотренные варианты рабочих профессий, заняты на физически умеренных должностях. Такой баланс, несмотря на различные направления подготовки, говорит о благоприятной рабочей среде, сказывающейся, во многом, на здоровье организма и настроении, как отдельного специалиста, так и всего коллектива. Профессионально-прикладная физическая подготовка в данных случаях по большей части вспомогательная, но рекомендуема к применению.

Литература:

1. Жиряков, А.Е. Особенности физической подготовки студентов-инженеров / А.Е. Жиряков, Е.А. Зыкова, С.А. Котельников // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. - С. 34-39

2. Матухно, Е.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие / Е.В. Матухно. -Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 97 с.

3. Михайлова, Т.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педагогического вуза / Т.А. Михайлова, В.С. Елагина // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - №5. - С. 36-43

4. Пермяков, О.М. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки у обучающихся / О.М. Пермяков, А.В. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. - С. 56-58

Педагогика

УДК 378.14

преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Михалева Ирина Сергеевна

Орловский юридический институт России имени В.В. Лукьянова (г. Орёл)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для педагогики профессионального образования проблема формирования профессиональной ответственности у курсантов ведомственных вузов. Дается уточненное понятие «профессиональная ответственность», рассматриваются его различные значения и подходы его толкования разными исследователями. Автором актуализируется профессиональный риск, его преодоление и профилактика в содержании профессионально-педагогического образования и учебно-профессиональной ситуации конкретной учебной дисциплины. Важной задачей ведомственной образовательной организации Министерства внутренних дел РФ выступает формирование у курсантов профессиональной ответственности Квазипрофессиональная ситуация с контентом профилактики профессиональных рисков рассматривается на примере использования методического приема «Инсценировка».

Ключевые слова: ответственность, профессиональная ответственность, профессиональный риск, ведомственный вуз.

Annotation. The article deals with the problem of formation of professional responsibility among cadets of departmental universities, which is relevant for the pedagogy of vocational education. A refined concept of "professional responsibility" is given, its various meanings and approaches to its interpretation by different researchers are considered. The author actualizes the occupational risk, its overcoming and prevention in the content of professional and pedagogical education and the educational and professional situation of a specific academic discipline. An important task of the departmental educational organization of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is the formation of professional responsibility among cadets, using the example of a traffic police officer. The educational and professional situation with the content of the prevention of occupational risks is considered by the example of using the methodological technique "Staging".

Key words: responsibility, professional responsibility, professional risk, departmental university.

Введение. Современное общество информационного типа предъявляет обновленные требования к растущему поколению, закладывая вектор ее развития и постоянных модификаций [1, С. 135], креативных способностей и готовности творческого реагирования, проявления и взаимодействия с различными коммуникантами. Профессиональное становление будущих сотрудников полиции, грамотно и эффективно реагирующих на внешние и внутренние угрозы и риски в мире, стране и регионе, на усложнение профессиональных действий будущего сотрудника полиции в ситуации дестабилизации положения на границах государства и во внутриполитическом срезе. Требованием качества профессионального образования в ведомственном вузе, важнейшей личностной характеристикой будущего сотрудника полиции, курсанта ведомственного вуза, выступает его профессиональная ответственность как профессионально важное личностное качество, актуализированное внешними и внутренними вызовами социального и ведомственного контекстов.

Изложение основного материала статьи. Этимология понятия «ответственность» представлена следующими лексическими конструктами. В словарях акцентируется внимание читателя на отчетности субъекта за свои действия и потенциальную готовность принять за них вину при возникновении таковой, обязательное личностное определение возможного ответственного (Д.Н. Ушаков), предписание нести отчет и отвечать за деяние и его последствия (В.В. Лопатин), даже в случае их определенной адресности и особой серьезности (Т.Ф. Ефремова), субъектность и незавуалированность отчета в своих действиях (А.П. Евгеньева) и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.