УДК 373.7
Криворучко Наталья Александровна
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Krivoruchko Natalya Alexandrovna
Post-graduate student of faculty of pedagogic, the Ural state university of physical training, krivoruchko@list. ru, Chelyabinsk
PROFESSIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS: THE STATE OF PROBLEM IN PEDAGOGIC
THEORY
Учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования протекает в условиях продуктивной совместной деятельности преподавателей и студентов, в которой оба участника занимают субъектную позицию. Развивающий и стимулирующий эффекты обучения, как показало наше исследование, многолетний опыт преподавательской деятельности, заключаются не столько в приобретении студентами колледжа знаний и умений профессиональной деятельности, сколько в стремлении к саморазвитию, к самостоятельному приобретению средств, способствующих совершенствованию личностных, учебных, профессиональных качеств будущего специалиста. Условием, обеспечивающим возможность обучаемому стать субъектом учебной деятельности, является его профессионально-познавательная активность. Это отмечается в работах многих авторов [1-8].
М. М. Левина понятие «профессионально-познавательная активность» рассматривает в тесном единстве с категориями личности и деятельности. Подчеркивается, что активность есть важнейшая сторона деятельности, ее качество, динамическое условие становления, видоизменения, самореализации и самодвижения. Но деятельность без конкретной личности не существует, поэтому активность является существенной характеристикой не только деятельности, но и субъекта, реализующего ее - личности [7, с. 143]. Активность, таким образом, занимает промежуточное положение в системе понятий «личность» и «деятельность».
Понятие «активность», по мнению К. А. Абульхановой-Славской, необходимо, так как позволяет «рассматривать, как личность объективирует себя в деятельности, ... выявить способ ее самовыражения» [1, с. 239].
Личность, обладая индивидуализированной психологической структурой (установки, притязания, ожидания, готовность, направленность, со-
знание, воля и т. д.), строит собственную систему деятельности с учетом требований общества (социальных и профессиональных) и возможности появления самостоятельности в данной сфере деятельности.
Таким образом, профессионально-познавательная активность, выступая связующим звеном между личностью и ее деятельностью, соединяет в себе и характеристики личности, и характеристики профессиональной деятельности.
Проблема определения профессионально-познавательной активности, ее структура, особенности функционирования также изучаются в разных науках. Так, например, базовыми в понимании профессиональнопознавательной активности являются идеи Э. де Боно, В. Н. Дружинина, Ю. Н. Кулюткина, А. Я. Найна, Б. Ф. Сорокина, А.Т. Шумилина, М. Г. Яро-шевского и др.
Тщательный анализ теоретических исследований (В. А. Беликова, Г. Д. Бухаровой, Л. С. Выготского, А. К. Маркова, В. И. Кондруха, С. И. Коровина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна) позволил заключить, что профессионально-познавательная активность - процесс творческий, так как способен порождать новое знание, выявлять скрытые особенности объекта; порождать результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует.
Профессионально-познавательная активность будущего специалиста понимается как способность преобразовывать учебную информацию на основе овладения технической культурой. Она, как показывает наше исследование, проявляется в творчестве, эмоциональных, волевых и интеллектуальных действиях, направленных на освоение профессии, общении и отношении к учебной работе. Уровень профессионально-познавательной активности определен как внутренним миром студента, так и окружающей его культурной средой. Во внутреннем плане профессиональная активность студента побуждается, в первую очередь, духовными потребностями, в частности познавательными. Они формируются, по мнению Т. И. Добрыниной, на первом этапе обучения и определяют цель деятельности [3, с. 115].
Профессионально-познавательная активность, по мнению А. Я. Найна и 3. М. Уметбаева, может присутствовать практически в любой профессиональной деятельности. Так как она связана с реализацией познавательной потребности, то в рамках профессиональной деятельности познавательная активность может быть удовлетворена «в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда...» [8, с. 197]. Не исключение составляет и профессиональная педагогическая деятельность. Заметим при этом, что каждый вид деятельности отличается между собой своим предметным профессиональным содержанием. Следовательно, видов профессионально-познавательной активности будет столько, сколько существует видов деятельности. В зависимости от реализации активности в том или ином виде профессиональной деятельности выделяются соот-
ветствующие виды активности: преобразовательная, познавательная, творческая и т. д. Каждый вид активности, реализуемый в соответствующей деятельности, также будет иметь свою специфику. Специфика активности будет определяться не только предметным содержанием деятельности, но и особенностями личности, ее профессиональной направленностью.
Значимость профессионально-познавательной активности для субъекта связана с тем, по мнению Г. П. Щедровицкого, что «стремление реализовать свои творческие силы вызывает потребность в непрерывном образовании педагога, в совершенствовании своего индивидуального опыта на основе постоянного освоения опыта других ригелей и достижений педагогической науки» [10, с. 396]. Познавательная активность приобретает профессиональную направленность вследствие внутренних побуждений и потребностей личности в самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности. Раскрывая сущность профессиональной направленности познавательной активности студентов, мы обратились к содержанию таких понятий, как «направленность», «направленность личности», «профессиональная направленность». Их анализ позволил выделить и понять специфику профессионально-познавательной активности обучающихся колледжа.
Термин «профессионально-познавательная активность» встречается все еще редко в работах исследователей. Так, например, Г. П. Щедровицкий рассматривает профессионально-познавательную активность как интегральное качество личности, которое выражается в способности к целенаправленному, осознанному приобретению профессионально значимых умений и навыков, в стремлении к более полному овладению способами будущей профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, в направленности на достижение высокого профессионализма [10, с. 381-382].
А. Я. Найн и 3. М. Уметбаев считают, что профессионально-познаватель-ная активность, это не только определенная черта, свойство личности, но и результат, проявление этого свойства на практике. В деятельности личности и определяется ее качество как субъекта. Последнее проявляется в его готовности по эффективному овладению знаниями и способами работы в определённой профессиональной сфере за оптимальное время с мобилизацией всех своих нравственно-волевых усилий на достижение этой цели [9, с. 41-42].
Е. Н. Ярославова рассматривает профессионально-познавательную активность как интегральное качество личности, которое выражается в способности к целенаправленному, осознанному приобретению профессионально значимых умений и навыков, в стремлении к более полному овладению способами будущей профессиональной деятельности, постоянному самосовершенствованию, в направленности на достижение высокого профессионализма [11, с. 15].
И. Г. Копотюк определяет профессионально-познавательную активность, как вид социальной активности, которая проявляется в позитивном
отношении к процессу учения и будущей работе, в реализуемой способности к этой деятельности при высоком уровне самостоятельности и стремлении постоянно пополнять и укреплять профессиональные знания, умения и навыки [5, с. 100]. Автор отмечает, что познавательная активность может присутствовать практически в любой профессиональной деятельности. Так как познавательная активность связана с реализацией познавательной потребности, то в рамках профессиональной деятельности познавательная активность может быть удовлетворена «в различных формах рационализаторской и изобретательской деятельности, направленной на совершенствование орудий труда, технологии и самих способов труда...» [5, с. 103]. Значимость профессионально-познавательной активности для педагога, как считает В. А. Беликов, связана с тем, что «стремление реализовывать свои творческие силы вызывает потребность в непрерывном образовании учителя, в совершенствовании своего индивидуального опыта на основе постоянного освоения опыта других учителей и достижений педагог Т. И. Добрынина полагает, что профессионально-познавательная активность есть не только определенная черта, свойство личности, но и результат, проявление этого свойства на практике, т. е. в деятельности личности и определяет ее как качество личности человека, которое проявляется в его готовности и деятельности по эффективному овладению знаниями и способами работы в определённой профессиональной сфере за оптимальное время с мобилизацией всех своих нравственно-волевых усилий на достижение этой цели [4, с. 113].
Исходя из этого, мы определяем, что профессионально-познавательная активность это общеличностная характеристика, выражающая отношение студентов к содержанию и процессу учебно-профессиональной деятельности, стремление производить профессионально значимые познавательные действия для получения, переработки и усвоения профессиональных знаний в целях оптимизации профессиональной деятельности [6, с. 116].
Т. И. Добрынина определяет уровни развития профессионально-познавательной активности по критериям, характеризующим, и по показателям, оценивающим и качество личности, и её деятельность. Она рассматривает уровни сформированности профессионально-познавательной активности студентов исходя из эмоционально-волевого, личностно-качественного, когнитивного (познавательного), профессионально-деятельностного (профессионально-практического) критериев [4, с. 116].
На основе анализа ряда подходов к изучению содержательных характеристик, нами спроектировано их соотношение в процессе развития про-фессионально-познавательной активности обучающихся. Соотношения содержательных характеристик приведены на основе анализа материалов исследования, полученные на основе использования методов: экспертных оценок, наблюдения, анализа психолого-педагогических источников, собственного опыта и анкетирования (рис. 1).
Познавательная
самостоятельное
Творческое отношение; 18%
Ценностное отношение к_ профессиональной деятельности; 8? о
Реализация роли соавтора..,., учебного процесса; Б0 !)
.Опыт самообразовательной деятельности; 174 о
Стремление к самосовершенствованию; - '
12%
Рисунок 1 - Соотношение содержательных характеристик процесса развития профессионально-познавательной активности обучающихся
Сформулированные и апробированные в опытно-эксперименталь-ной работе содержательные характеристики позволили разработать методику развития дидактических условий развития профессионально-познавательной активности студентов колледжа, которую планируется внедрить в образовательный процесс обучения будущих выпускников колледжа.
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст]/ К. А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография [Текст]/ В. А. Беликов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
3. Добрынина, Т. И. Уровни профессионально-познавательной активности [Текст]/ Т. И. Добрынина// материалы Всерос. науч. конф. «Наука и образование» (12-13 апреля 2002 г.). - Белово: БГПН, 2002. - С. 112-116.
4. Добрынина, Т. И. Формирование профессионально-познавательной активности студентов вуза в современной социально-экономической ситуации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Добрынина. - Кемерово, 2004. - 191 с.
5. Копотюк, И. Г. Самостоятельная работа студентов как средство их профес-сионально-познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И. Г. Копотюк. - Ярославль, 1999. -202 с.
6. Криворучко, Н. А. Развитие профессионально-познавательной активности студентов колледжа - актуальная психолого-педагогическая проблема [Текст]/ Н. А. Криворучко // Педагогическая наука и образование: тематический сб. науч. тр. / под. ред. А. Я. Найна; УралГУФК. - Челябинск, 2009. - Вып. 9. - С. 113-118.
7. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / М. М. Левина. - М.: Академия, 2001.
Библиографический список
- 287 с.
8. Найн, А. Я. Профессиональная жизнедеятельность педагога: выбор стратегии [Текст]: учеб. пособие для студентов университета / А. Я. Найн, 3. М. Умет-баев. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 235 с.
9. Найн, А. Я. Воспитание творческого отношения студентов к усвоению профессиональных знаний [Текст]: учеб. пособие / А. Я. Найн, 3. М. Уметбаев; Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 92 с.
10. Щедровицкий, Г. П. Методология педагогики [Текст]/ Г. П. Щедровицкий.
- М.: Педагогика, 1989. - 468 с.
11. Ярославова, Е. Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов (на примере изучения иностранного языка) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Е. Н. Ярославова. - Челябинск, 1999. - 184 с.
УДК378.01: 37.014.3
Артеменко Ольга Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
Макадей Людмила Ильинична
Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Artemenko Olga Nikolaevna
The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, artemenko/[email protected], Stavropol
Makadej Lyudmila Ilinichna
The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
INTELLECTUAL GAMES AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF PRACTICAL THINKING OF PUPILS
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления учащихся - одна из сложнейших в психолого-педагогической практике.
Справедливо считают, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и др.).
В качестве же дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Такой тре-