Научная статья на тему 'Сущность и содержательная характеристика профессионально-познавательной активности студентов'

Сущность и содержательная характеристика профессионально-познавательной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PROFESSIONAL-INFORMATIVE ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Анна Ивановна

Представлен анализ различных подходов к определению понятия «познавательная активность» и последовательность формирования профессионально-познавательной активности студентов сельскохозяйственных вузов при изучении специальных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and the substantial characteristic of is professional-informative activity of students

The analysis of various approaches to concept definition «informative activity» and sequence of formation of is professional-informative activity of students of agricultural high schools is presented at studying of special disciplines.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержательная характеристика профессионально-познавательной активности студентов»

ские аграрные вузы выходцев из бывших союзных республик, осевших в России, позволит не только обеспечить подготовленными кадрами сельское хозяйство, но и в некотором отношении нормализует внутреннюю обстановку в стране.

Список литературы

1. McMurtrie, B. Foreign Students Hour Back Into the US / B. McMurtrie // The Chronicle of Higher Education. — Novevber 21. — 2008. — P. 22

2. Ban, Ki-moon. Remarks to General Assembly Meeting on the Global Food and Energy Crisis / Ki-moon Ban // UN News Center. — 2008.

3. Transforming Agricultural Education for the Changing World. — Wash., 2009. — P. 46.

4. Talbert, B.A. Using a Student Organization to Increase Participation and Success of Minorities in Agricultural Disciplines / B.A. Talbert, Jr. Larke, W.A. Jones // Peabody Journal of Education. — Vol. 74(2). — 2000. — P. 94.

5. Covell R. Russia on the Rise, but Beware the Pitfalls / R. Covell // Crops. — June 27. — 2008. — P. 28.

УДК 378.2:63

А.И. Мелентьева, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Становление профессионально активной личности специалиста в области сельскохозяйственного производства открывает дополнительные возможности повышения уровня знаний и опыта, благоприятствует социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, позволяет в будущей профессиональной деятельности охватывать своим влиянием все стороны общества и отдельного человека.

В связи с этим можно обозначить проблему формирования профессионально-познавательной активности студентов как одного из важнейших факторов, обусловливающих продуктивную карьеру выпускника, его профессиональную состоятельность как специалиста.

Психолого-педагогические аспекты познавательной активности получили свое широкое отражение в трудах Л.П. Аристовой, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Махмутова, А.В. Петровского, Л.С. Рубинштейна, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной и других ученых.

В психологическом словаре понятие «активный» определяется как функционирующий, действующий. Трактовка понятия «активность», предложенная А.В. Петровским, предполагает рассматривать личность как подлинный субъект активности. Активность субъекта, подчеркивает автор, детерминирована изнутри, со стороны его отношения к миру и реализуется во вне — в процессах поведения. Ученый определяет активность как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как средство ее собственного движения. «Активность является определенной характеристикой деятельности, которая может быть более или менее активной, т. е. активность выступает в качестве показателя уровня деятельности».

По мнению А.Н. Леонтьева, активность личности характеризуется стремлением субъекта выходить за собственные пределы, способностью расширять сферу своей деятельности, действуя за границами требований ситуаций и ролевых предписаний, при этом он подчеркивал, что активность обусловлена наличной целью субъекта. Поэтому А.Н. Леонтьев деятельность рассматривал не как совокупность реакций, а как систему, имеющую строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие [1].

Понимая активность, прежде всего, как проявление преобразовательного отношения человека к объекту познания, А.Н. Леонтьев указывает, что в познании, в отражении действительности всегда находится активный субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится.

Проблема активности личности подробно анализируется С.Л. Рубинштейном. Исследователь рассматривает вопрос не только о внутреннем содержании личности, требующем своей реализации, но и о внешних условиях, обеспечивающих эту реализацию. Таким внешним условием самореализации личности является деятельность. Анализируя роль деятельности в становлении личности и ее активности, С.Л. Рубинштейн утверждает, что реальные связи с общественным бытием, другими людьми осуществляются через деятельность. Деятельность является специфической формой активности, направленной на сознательное преобразование им окружающего мира [2].

В.Н. Мясищев характеризует активность в свете психологии отношений: он исходит из того, что объективная основа отношений — реально существующая связь личности с действительностью, а пси-

Сельскохозяйственное образование

хологическая сторона этих отношений — отражение этих связей в сознании личности.

При всей многоплановости формулировок познавательной активности, данных психологами, прослеживается общий подход к характеристике данной категории. Авторы сосредоточивают внимание на единстве внутренней готовности к интеллектуальной деятельности и интенсивном проявлении этой готовности, на единстве, обусловленном противоречием познающего субъекта и познаваемого объекта, заключающем в себе источники развития личности и преобразования окружающей действительности.

В педагогике «активность» определяется как важнейшая черта человека, его «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности»; как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Она отмечает, что для познавательной активности характерна поисковая направленность в учении, эмоциональный подъем, стремление удовлетворить познавательный интерес как в учебной, так и внеучеб-ной деятельности.

И.Я. Лернер полагает, что познавательная активность — это «сложный сплав органических черт личности и умений», наличие «творческой жилки», пытливости и интереса, владения рациональными способами умственных действий.

Л.П. Аристова, считая познавательную активность чертой личности, ее свойством, видит сущность данного явления в преобразовательном отношении учащегося к предметам и явлениям. Она отмечает, что активность, как явление и условие познания, не врожденная черта личности. Она формируется в процессе деятельности и предусматривает максимальное проявление индивидуальности. Индивидуальность же, как отличие, свойственное индивиду, способна развиваться при максимальной активности индивида в процессе его преобразовательной деятельности.

Некоторые ученые рассматривают познавательную активность как характеристику деятельности: ее интенсивность и напряженность.

Так, Т.И. Шамова под познавательной активностью понимает «качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобили-

- ВестникФГОУ

зации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей». Она предлагает рассматривать данную категорию и как цель деятельности, и как ее средство, и как результат, т. е. познавательная активность является и деятельностью, и чертой личности.

Похожую формулировку дает И.Д. Харламов. Он формулирует данную категорию как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий».

Ю.К. Бабанский связывает проблему познавательной активности с самостоятельным процессом добывания знаний.

В данных педагогами определениях познавательной активности наблюдается смещение акцента с характеристики внутреннего состояния личности, на что обращают внимание психологи, в сторону деятельного состояния личности в обучении и отбора педагогических условий, определяющих это состояние.

Профессионально-познавательная активно сть, в отличие от познавательной активности, более конкретизирована и имеет профессиональную направленность.

Так, рассматривая познавательную активность в связи с профессиональной подготовкой студентов высшей школы, К.Ш. Ахияров определяет профессионально-познавательную активность как интенсивный процесс учения, обусловленный потребностью и готовностью личности к интеллектуальной и профессиональной деятельности, обеспеченной оптимальным уровнем научности преподавания и доступности учения, утверждающий становление студента как субъекта учения. При этом ученый подчеркивает, что она есть средство подготовки специалистов, благоприятствующее социальной мобильности, устойчивости на рынке труда, сокращению сроков адаптации молодых специалистов к различным видам труда, проявляя высокую социальную и профессиональную компетентность [3].

Э.Ф. Зеер, исследуя процесс становления личности инженера-педагога, выделяет профессионально-познавательную деятельность в качестве основного вида деятельности студента, причинами, побудительными силами которой выступают мотивы деятельности, придающие ей личностный смысл [4].

Аналогичный подход к данной проблеме есть у А.А. Вербицкого, который рассматривает активность личности в обучении в качестве одной из предпосылок достижения целей обучения, воспитания, общего и профессионального развития личности будущего специалиста. Личностный смысл активности автор видит не в усвоении знаковых систем (знания носят формальный характер), а в формировании через их посредство целостной структуры профессиональной деятельности [5].

МГАУ№3'20Ю - 91

Профессионально-познавательная активность рассматривается как личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, направленное на усвоение профессиональных знаний и приобретение умений по специальности.

Как сложное и очень значимое для человека образование, профессионально-познавательная активность выражена в своем развитии различными состояниями, которые, в известной мере, помогают более или менее точно определить степень ее проявления. Формирование профессионально-познавательной активности студентов сельскохозяйственных вузов при изучении специальных дисциплин осуществляется в следующей последовательности: проявление любопытства-любознательности ^ осознанный познавательный интерес ^ учебно-познавательная активность ^ профессионально-познавательная активность.

Таким образом, множественность определений и содержательная характеристика познавательной, профессионально-познавательной активности является следствием научно отраженной реальности, свидетельством динамики развития и совершенствования данного понятия и стремления исследователей обосновать и охарактеризовать его с разных точек зрения.

Список литературы

1. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — Т. 1. / А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983.

2. Рубинштейн, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973.

3. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в обучении: учебное пособие / К.Ш. Ахияров, Ю.П. Правдин. — Уфа: Башкирский пед. ин-т, 1988.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

5. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991.

УДК 378:63

Е.Н. Остроумова, канд. пед. наук, доцент С.А. Цепляева, соискатель

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Одной из актуальных проблем образования в России является подготовка специалистов, конкурентоспособных на российском и международном рынках труда. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и на практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.

Профессиональное становление личности является предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с высокой социальной значимостью данного феномена. Анализ литературы по проблеме профессионального становления показывает, что проблема выступает общим предметным полем ряда наук: педагогики, психологии, философии, социологии.

Исследования личности и деятельности (К.С. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Су-ходольского, В.Д. Шадрикова) легли в основу концепции профессионального становления личности; Б.Г. Ананьев, Л.И. Белозерова, Л.С. Выготский, Н.В. Горнова, Г.И. Железовская, Э.Ф. Зеер, А.П. Зольникова, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, А.М. Павлова, С.Л. Рубинштейн и другие рассматривали в своих исследованиях закономерности и принципы профессионального становления личности; большое влияние на проектирование теории профессионального становления оказали работы А.А. Бодалева [1], Л.И. Божович, А.А. Деркача, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцева, С.П. Кряже, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой; для теоретического анализа психолого-педагогических проблем профессионального становления личности интерес представляют работы зарубежных ученых (А. Маслоу, Дж. Сьюпер, Дж. Холланд).

Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и эта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.