Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическое развитие / саморазвитие / молодой педагог / современная школа.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Березикова

В статье рассматривается важная психолого-педагогическая проблема готовности молодых педагогов к профессионально-педагогическому саморазвитию в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Березикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

А.А. Березикова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается важная психолого-педагогическая проблема готовности молодых педагогов к профессионально-педагогическому саморазвитию в современной школе.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое развитие, саморазвитие, молодой педагог, современная школа.

В наше время образовательная система требует постоянного повышения профессионального уровня педагогических работников. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация влечет за собой изменения в образовательной системе и, в частности, в профессионально-педагогической деятельности молодого педагога. Именно непрерывный процесс профессионального развития считается необходимой как для лич-ностно-индивидуального, так и для профессионально-педагогического опыта преподавателя.

Профессионально-педагогическое развитие — это качественное, активное преобразование педагогом своего внутреннего мира, которая приводит к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности и являющаяся осознанным процессом, который нацелен на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с программой личного развития и социальными требованиями. На современном этапе развития общества остро стоит вопрос о подготовке учителей, способных обеспечить ученикам высокий уровень обучения в условиях массового образования и позаботиться о здоровье, а также о досуге своих учеников [2].

В условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом стремительно растет поток информации, а программа воспитания и обучения усложняется. Впоследствии этого, полученные знания в высшем учебном заведении морально изнашиваются. Современный учитель работает с более сложным

© А.А. Березикова, 2022.

контингентом школьников, в отличии от того, что было ранее. Молодому педагогу необходимо знать методы изучения своих учеников, интересы и увлечения и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения. В мире электронных технологий преподаватель выступает в роли связующего элемента между школьниками и мощнейшим информационным потоком. В связи с этим учителю важно быть просвещенным и компетентным во всех вопросах.

Интеллектуальное и культурное самообразование в сочетании с нравственными, эстетическими, физическими аспектами является значимым для саморазвития профессиональных качеств преподавателя в условиях современного мира. Данные сферы тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Поэтому педагогу следует читать разнообразную художественную, научную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками и энциклопедиями [1].

Профессионально-педагогическое саморазвитие молодого педагога в современной школе предполагает применение специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартизированных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, методические объединения и предметные комиссии, школы передового опыта, творческие сообщества, семинары для молодых педагогов, педагогические чтения и прочее. Однако, стоит отметить, чтобы стать в своей области настоящим профессионалом все вышеперечисленное считается недостаточным. Независимо от того, какой школьный предмет преподает учитель повысить эффективность своей деятельности невозможно без систематических самостоятельных занятий.

Педагог работает с детьми, и его собственная личность выступает главным рабочим инструментом. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю необходимо и нужно стремиться к личностному росту и саморазвитию. Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Творческий учитель считается исследователем, который обладает высоким уровнем мастерства, соответствующим образом мышления и потребностью в профессиональном воспитании, обучении и развитии в целом [4].

Саморазвитие учителя служит необходимым условием профессиональной деятельности педагога и во многом зависит от его желания и стремления в достижении определенных высот в карьере и формировании себя как личности. Условия и требования современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Движущей силой на пути к личному прогрессу является саморазвитие педагога. Профессионально-педагогическое саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог для себя не сформулирует личностно значимые цели (как краткосрочные, так и долгосрочные). Дальнейшая перспектива личности зависит от широты стремлений. Программа профессионального саморазвития педагога служит планом действий, которая направлена на достижение намеченных целей задач с учетом требований педагогики и является процессом материализации собственного прогноза о возможном личностном росте [3].

Следовательно, профессионально-педагогическое саморазвитие молодого педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности. Саморазвитие проявляется в способности и умении молодого педагога к рефлексии своего профессионального уровня, стремлении совершенствовать свою компетентность в профессии, выстраивать процесс педагогического самообразования, а также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня - стратегического, тактического, оперативного. Именно систематическая, планомерная и целенаправленная работа позволит значительно повысить профессионализм и саморазвитие молодого педагога в современной школе.

Библиографический список

¡.Внукова, О. Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы / О. Н. Внукова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. - Москва : Буки-Веди, 2014. - С. 269-271.

2.Ильин, Н.Ф. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов / Н.Ф. Ильин, Н.Ф. Логинов // Вопросы образования, Москва : Логос, 2019. - № 4, С. 202 - 228.

3.Сергеева, Л. И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога / Л.И. Сергеева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 182 - 191.

4.Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е.И. Петренко // Молодой ученый. - 2017. - №50. - С. 256-260.

БЕРЕЗИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.