УДК 378.79 Камилов Р.А., Орозбек уулу Сардарбек
Камилов Р.А.
зав. кафедрой физиологии, теории и методики физической воспитании Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)
Орозбек уулу Сардарбек магистрант кафедры физиологии, теории и методики физической воспитании
Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: в данной статье проанализированы современные требование к профессиональной компетентности учителя физической культуры, и исходя из этого выделены основные пути развития его педагогической компетентности.
Ключевые слова: компетентность, компетентность, учитель физкультуры.
Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам, то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально-личностному
самосовершенствованию [3].
Профессиональная компетентность учителя, по мнению А.К. Марковой [2], В.А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины [4].
Проанализировав различные подходы к структуре педагогической компетентности (И.Д. Демакова, Л.Г. Логинова, Е.А. Лутцева, Т.В. Сикорская, С.А. Хазова и др.), мы предлагаем свой взгляд на профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры. Главными её компонентами мы считаем следующие.
Гностическая (познавательная) компетентность проявляется в познании содержания учебного предмета физическая культура, закономерностей физического развития и психологии учащихся, а также самопознания педагога.
Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д., а именно -планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся), выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач.
Организаторская (управленческая) компетентность учителя физической культуры заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя [1].
Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры, можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности:
- работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность,
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных), внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля,
- трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок,
- использование информационно-коммуникационных технологий,
- интерактивных средств обучения,
- непрерывное профессионально - личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост,
- поддержание хорошей физической формы, совершенствование физических качеств и двигательных навыков.
Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально-личностного
самосовершенствования, а также гностического (познавательного), конструктивного, организаторского (управленческого), коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб. : Политехника, 2002. - 188 с.;
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М. : Знание, 1996. -312 с.;
3. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры. - М. : Просвещение, 1980. - 112 с.;
4. Сластенин, В.А. Педагогика. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 576 с
Kamilov R.A., Orozbek uulu Sardarbek
Kamilov R.A.
Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)
Orozbek uulu Sardarbek
Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)
PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Abstract: this article analyzes the modern requirements for the professional competence of a physical education teacher, and based on this, the main ways of developing his pedagogical competence are highlighted.
Keywords: competence, competence, physical education teacher.