Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая компетентность педагога'

Профессионально-педагогическая компетентность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8227
928
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяк Ирина Георгиевна

В статье проводится комплексный анализ понятий «компетентность» и «компетенция» с использованием работ и исследований известных российских и зарубежных авторов, тщательно занимающихся введением компетентностного подхода в теорию и практику педагогической науки в России, а также характеризуется профессионально-педагогическая компетентность современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCY OF TEACHERS

The article gives the complex analysis of the notions «competence» and «competency» based on Russian and foreign authors’ works, in which they implement competency approach in theory and practice of the pedagogical science in Russia. The paper also presents the characteristics of professional and pedagogical competency of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая компетентность педагога»

Л.П. Токмакова

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ..._

MODERNIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN MODULE

AND RATING SYSTEM

© 2014

L.P. Tokmakova, Candidate of Historical Sciences, associate professor of Department of National

History and Archeology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Abstract. The article summarizes the experience of implementing students' independent work at both humanitarian and non-humanitarian faculties. It focuses on the module and rating system as part of first-year students' independent work. Keywords: modernization; independent work; module and rating system.

УДК 371.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

© 2014

И. Г.Третьяк, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Северо-Восточный государственный университет, Магадан (Россия)

Аннотация. В статье проводится комплексный анализ понятий «компетентность» и «компетенция» с использованием работ и исследований известных российских и зарубежных авторов, тщательно занимающихся введением компетентностного подхода в теорию и практику педагогической науки в России, а также характеризуется профессионально-педагогическая компетентность современного учителя.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; профессионально-педагогическая компетентность; педагогическая деятельность.

Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать.

Понятие «компетентность» (от лат. competentia - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в различных словарях трактуется по-разному: например, как «обладание знаниями, опыт, образование в определенной области деятельности», или как «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность», «способность делать что-то хорошо.

Г.С. Сухобская определяет компетентность как систему знаний и умений педагога, проявляющуюся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач; B.C. Безрукова говорит, что это владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения; Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова рассматривают её как совокупность профессиональных знаний и умений, способы выполнения профессиональной деятельности; В.Г. Афанасьев как совокупность функций, прав и ответственности специалиста. Т.Г. Браже в своих исследованиях подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста включает не только профессиональные (базовые) научные знания, но и ценностные ориентации, мотивы деятельности, понимание себя в мире и мира вокруг, стиль взаимоотношения с людьми, общую культуру, способность к развитию творческого потенциала собственной личности.

Почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен определяет компетентность «как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [5, с. 6].

Компетентность может рассматриваться и как:

- комплексный личностный ресурс, обеспечива-

ющий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций;

- наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, отношение к своей профессии как к ценности;

- психосоциальное качество, означающее силу и уверенность;

- обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7, с. 60].

Таким образом, компетентность - не простая сумма знаний, умений и навыков, это понятие несколько иного смыслового ряда. Она реальна, свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека. Можно сделать вывод, что в наиболее общем виде компетентность интегрирует в себе когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) аспекты. Компетентность «есть личностная характеристика, совокупность интериори-зованных мобильных знаний, умений, навыков и гибкого мышления, а компетенции - некоторые отчужденные, наперед заданные требования к образовательной подготовке выпускника, единицы учебной программы, составляющие «анатомию» компетентности; совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик» [1, с. 51].

Профессионально-педагогическая компетентность - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения.

Компетенция же может пониматься как:

- базовая характеристика индивида, глубокая и устойчивая часть личности, по которой можно предсказать поведение человека в широком спектре жизненных и профессиональных ситуаций;

- некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования, которые затем выявляются в деятельности;

- способность установить связь между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения проблемы;

- открытая система процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающая взаимодействующие между собой компоненты, которые активизируются в профессиональной деятельности, категория результата образования;

- идеальная и нормативная характеристика, некая заранее определенная область знаний, в которой люди, объединенные одной профессией, должны быть осведомлены (2), (3), (4), (5), (6),(7), (8);

- «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [7, с. 60].

Возникает закономерный вопрос: можно ли научить компетенциям? Отечественные исследователи полагают, что компетенции динамичны, поскольку они не являются неизменным качеством в структуре личности человека, а способны развиваться, совершенствоваться или полностью исчезать при отсутствии стимула к их проявлению.

Очень глубокую и оригинальную трактовку термина «компетенция» предлагает Н.С. Сахарова. Ею тщательно проанализированы определения понятие «компетенция» в философии, логике, естествознании и выявлена его общая категориальная суть, которая заключается в способности живого организма осуществлять совместную деятельность, откликаясь на внешнее раздражение соответствующей реакцией. Результатом этой реакции (рефлексии) является компетенция. В подобной трактовке компетенция есть результат рефлексии индивида, которая, в свою очередь, является результатом его реакции на внешнее раздражение, возникающее при взаимодействии с другими индивидами - членами социума (6).

Итак, если в самом обобщенном виде мы определим компетенцию как свойство (качество), то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности. Покидая стены вуза, выпускник должен обладать определенными компетенциями - профессионально-релевантными качествами, тем потенциалом, который будет актуализирован в процессе осуществления профессиональной деятельности и свидетельствовать о его компетентности. Следует акцентировать внимание на том, что термин «компетентность» логично употреблять для характеристики специалиста в его профессиональной деятельности, а «компетенция» - для обозначения базового свойства (качества), которое делает специалиста «потенциально» компетентным. Поэтому говорить об овладении компетентностью, как это делается в некоторых исследованиях, не совсем корректно. Компетентным можно стать, овладев определенными профессионально-релевантными компетенциями и ре-ализовывая их в опыте конкретной профессиональной деятельности.

Охарактеризуем состав профессионально-педагогической компетентности современного учителя:

1. Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего сами педагоги и студенты педагогических вузов среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность и развитие мотивации на выбор педагогической деятельности. В ней можно выделить три ключевых показателя: эмпатийность и соци-орефлексию, самоорганизованность, общую культуру.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса це-

леполагания, создание образа результата, объяснение системы требований к циклу учебного процесса или внеклассной работы; описание способа достижения результата и объяснение требований к нему; отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.

3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в формировании положительной учебной мотивации субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность, в ходе которой обязательно реализуются все имеющиеся группы мотивов: познавательные, социальные, мотивы перспективы. Функция формирования мотивации является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объемом знаний о профессиональной деятельности; умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников (воспитанников). Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность раскрывается через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области разработки программ, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений отражает квалификационную готовность педагога разработать и реализовать программу деятельности, принимать решения в различных педагогических ситуациях, осознавая всю полноту ответственности за эти решения и последствия от их реализации.

Данная компетентность позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и сформи-рованности положительной учебной мотивации учащихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности. Ключевой результат деятельности педагогов во многом определяется тем, насколько компетентно он реализует образовательную программу, что позволяет добиваться высоких показателей в обучении (воспитании). Состоит из умения выбирать и реализовать типовые образовательные программы; разрабатывать собственные программные, методические и дидактические материалы; принимать решения в разнообразных педагогических ситуациях

6. Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать её результаты; проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое по-

ведение педагога позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

Именно поэтому, с учетом действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100. Педагогическое образование (от 22.12.2009г.), во всех вузах России будущие педагогические кадры получают образование в соответствии с новым социальным заказом. В нем приводится целый комплекс требований к результатам освоения основных образовательных программ, ориентированных на развитие и формирование у выпускников вуза определенного набора компетенций. В соответствии с новыми образовательными стандартами осуществляется переход на новую систему преподавания, совершенствуется система повышения профессионального мастерства будущих педагогов, включающая в себя углубление научных знаний в системе вузовской подготовки педагогических кадров; повышение психолого-педагогического и научно-методического уровней изучаемых дисциплин психолого-педагогического и предметного циклов, а также непосредственно практической подготовки студентов в базовых образовательных организациях; освоение культуры педагогического общения и делового этикета; развитие способностей работать в коллективе, освоение норм корпоративной культуры; овладение научным стилем речи, являющимся инструментом его деятельности и, конечно же, наличием методик и технологий научно-исследовательской деятельности. Только при условии таких новшеств в системе подготовки будущих учителей можно с уверенностью заявлять о сформированности нового поколения педа-

гогов с наличием у них развитой профессионально-педагогической компетентности и набором соответствующих ей частных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособ. для студен. вузов / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

3. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер,

3. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. №

4.С. 23-30.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ректор вуза. 2005. № 6. С. 13-29.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен; пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.

6. Сахарова Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.С. Сахарова // Вестник ОГУ. 1999. № 3. С. 51-58.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. № 8.С. 26-31.

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCY OF TEACHERS

> 2014

I.G. Tretyak, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of General and Social Pedagogics, associate-member of International Academy of Pedagogical Sciences

North-East State University, Magadan (Russia)

Abstract. The article gives the complex analysis of the notions «competence» and «competency» based on Russian and foreign authors' works, in which they implement competency approach in theory and practice of the pedagogical science in Russia. The paper also presents the characteristics of professional and pedagogical competency of a modern teacher. Keywords: competency; competence; professional and pedagogical competency; pedagogical activity.

УДК 93/94 (930)

АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВНА КАРЕВСКАЯ: ЖИЗНЕННЫИ ПУТЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2014

Н.П. Храмкова, кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

и археологии

Е.Л. Храмкова, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

и археологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», Самара (Россия)

Аннотация. В статье раскрываются основные этапы биографии, преподавательской и общественной деятельности известного самарского историка А.Г. Каревской. Особое внимание уделяется характеристике ее научных работ по аграрной истории XIX века.

Ключевые слова: историческая наука; персональная история; педагогический институт; исторический факультет; отмена крепостного права; уставные грамоты; выкупные сделки; государственные крестьяне; помещичьи крестьяне.

В течение многих лет прошлого столетия А.Г. Каревская преподавала на историческом факультете в Куйбышевском государственном педагогическом институте (ныне ПГСГА). Изучение ее биографии дает возможность выявить некоторые особенности преподавательской, научной и частной поведенческой практик в определенный исторический период. Это имеет особое значение, так как важна не только общая, но и персональная история отечественной исторической науки, позво-

ляющая конкретизировать общие и частные закономерности ее развития. Разумеется, есть и другие причины, по которым мы обратились к личности данного историка. Первая из авторов статьи (Н.П. Храмкова) училась у Александры Григорьевны на историко-филологическом факультете КГПИ в 1950-х гг., потом стала ее коллегой на кафедре истории СССР и вплоть до настоящего времени поддерживает с ней дружеские отношения. Второй автор знает и любит ее с детства как Учителя своих роди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.