Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ориентированное обучение / физическая культура / профессиональная компетенция / личностные качества.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мантеева Саида Сагатбековна, Мырзалиева Салтанат Ермекбаевна

В данной статье рассматривается актуальность профессионально-ориентированного обучения студентов вуза физической культуры. Рассматриваются задачи, направленные на практическое использование иностранного языка как инструмента реализации и оптимизации профессиональных интересов и личностных качеств студентов физической культуры. Выделены ключевые аспекты подготовки, направленные на формирование у студентов лексических, коммуникативных и аналитических навыков, необходимых для эффективного общения и профессиональной деятельности в международной спортивной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мантеева Саида Сагатбековна, Мырзалиева Салтанат Ермекбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 372.881.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МАНТЕЕВА САИДА САГАТБЕКОВНА

Старший преподаватель кафедры казахского, русского и иностранных языков Казахской

Академии Спорта и Туризма

МЫРЗАЛИЕВА САЛТАНАТ ЕРМЕКБАЕВНА

Старший преподаватель кафедры казахского, русского и иностранных языков Казахской

Академии Спорта и Туризма

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность профессионально-ориентированного обучения студентов вуза физической культуры. Рассматриваются задачи, направленные на практическое использование иностранного языка как инструмента реализации и оптимизации профессиональных интересов и личностных качеств студентов физической культуры. Выделены ключевые аспекты подготовки, направленные на формирование у студентов лексических, коммуникативных и аналитических навыков, необходимых для эффективного общения и профессиональной деятельности в международной спортивной среде.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, физическая культура, профессиональная компетенция, личностные качества.

Современное высшее учебное заведение является учебным и научным центром, создающим интеллектуальной потенциал страны. И в последние годы успешность профессиональной деятельности современных отечественных специалистов в области физической культуры и спорта зависит от владения ими иностранным языком для получения информации из специальной зарубежной учебной и научно-методической литературы по широкому кругу теоретических и практических вопросов физического воспитания и спортивной тренировки, а также для делового общения с коллегами из стран ближнего и дальнего зарубежья. Владение иностранным языком для специалистов в области физической культуры и спорта, безусловно, является средством приобретения новых знаний и повышения квалификации.

Рассматривая роль образовательной программы «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в процессе формирования профессиональных компетенций студентов физической культуры, следует отметить, что изучение иностранного языка способствует повышению качества профессиональной подготовки и общекультурного уровня студентов физической культуры. В процессе изучения иностранного языка формируются знания профессионально- ориентированного речевого этикета и терминологии, которые могут быть использованы в последующей профессиональной деятельности.

По мнению многих специалистов, одним из ключевых факторов, определяющих эффективность учебного процесса, являются особенности характера студентов, в частности, их уровень владения иностранным языком, мотивация к изучению иностранного языка и отношение к средствам и методике обучения.

Профессионально-ориентированное обучение, как правило, является неотъемлемой частью языковой подготовки на программах бакалавриата. Под профессионально-ориентированным обучением понимается обучение, основанное на потребностях студентов в изучении иностранного языка, которые определяются особенностями их будущей профессии или специальности. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает развитие личностных качеств студента, знание национальной культуры

изучаемого языка и приобретение специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях.

Суть профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в дальнейшем приобретении специальных знаний и их интеграции со специальными дисциплинами с целью формирования личности с профессионально-важными качествами. В этом случае, иностранный язык выступает как средство повышения профессиональной компетентности, способствуют личностному и профессиональному развитию обучающихся и является необходимым условием успешности современных выпускников вузов как специалистов.

Приступая к изучению иностранного языка в вузе, студенты имеют разную языковую подготовку, в то время как учебная программа рассчитана на средний уровень владения иностранным языком в рамках школьной программы. И хотя на начальном этапе обучения в неязыковом вузе предусмотрен вводно-коррективный курс, отсутствие базовых знаний становятся серьезным барьером в его дальнейшем изучении. Причина в том, что многие студенты не испытывают потребности в нем как в средстве коммуникации, не видят перспектив практического его использования. А также, более половины опрошенных студентов физической культуры назвали некоторые причины, которые мешают совершенствовать навыки изучения иностранного языка, это - высокая утомляемость после тренировок, ограниченное время для самостоятельных занятий, а также, трудность понимания иноязычной речи на слух.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку ставит преподавателя перед необходимостью поиска путей, обеспечивающих плавный переход от общеязыковой подготовки к изучению языка специальности. Поэтому, в обучении, ориентированном на профессиональную сферу общения, основное внимание уделяется использованию соответствующей тематики, усвоению языковых средств выражения типичных коммуникативных намерений, овладению различными типами отдельных высказываний. Решение этих задач было бы невозможно без использования в учебном процессе различных технологий, основанных на принципах проблемности, интерактивности и ситуативности.

Основные задачи подготовки студента физической культуры:

Развитие профессиональной лексики: студенты изучают термины и выражения, связанные с анатомией, физиологией, спортивными техниками, методиками тренировки и общением в спортивной среде на иностранном языке. Это позволяет понимать специализированные тексты, статьи, инструкции и тренерские методики из зарубежных источников.

Коммуникативные навыки: внимание уделяется развитию навыков устного общения, что необходимо для участия в международных конференциях, семинарах, спортивных событиях и тренингах. Студенты учатся вести переговоры, консультировать спортсменов, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и тренерами.

Развитие навыков работы с профессиональной литературой: студенты учатся читать и анализировать зарубежные исследования и публикации, что позволяет быть в курсе мировых тенденций и применять передовой опыт в области физической культуры и спорта.

Практика письменной коммуникации: подготовка направлена на развитие навыков написания отчетов, рекомендаций, резюме, научных статей и других документов, необходимых для профессиональной деятельности.

Интерактивные методы обучения: используются ролевые игры, кейс-стади, проектные задания, что позволяет студентам моделировать реальные ситуации общения в профессиональной среде. Также применяются современные технологии, такие как просмотр обучающих видеороликов, работа с онлайн-ресурсами и языковыми тренажерами.

Теоретический анализ существующих подходов к пониманию профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике преподавания иностранных языков показывает, что необходимо разработать единую модель

профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам и привести требования к уровню иноязычной компетенции студентов в отечественных вузах в соответствие с международными стандартами.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку помогает будущим специалистам быть конкурентоспособными на международном уровне, общаться с коллегами и развиваться в области физической культуры и спорта с учетом мирового опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаимова Г.А. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах// Молодой учёный. - 2013. - № 1.

2. Кунанбаева С.С. Компетентностное моделирование профессионального иноязычного образования. Монография.-Алматы, 2014. - С.34.

3. Бейсенбаева Б.А., Копжасарова УИ. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении английскому языку в неязыковом вузе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1-1. - С. 18-22; URL: https://expeducation.ru/ru/artide/view?id=4506 (дата обращения: 12.11.2024)

4. Бганцева И.В., Боженова Н.А., Литвинова Е.А. Факторы, определяющие специфические особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вузов физической культуры // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 6-2. - С. 310316

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38107 (дата обращения: 12.11.2024).

5. Абрамова Л.З. Оптимизация методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе// Мат-ы межвуз. круг. стола Актуальные вопросы теории и практики обучения иностранному языку в неязыковом вузе Оренбургский инст.Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018. С. 5-9

6. Ахметова А.Б., Касымбекова М.А., Умирзакова А.Н. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов биологического факультета. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2019;55(4):92-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.