ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ
Е.Н. Чеснокова, магистрант Л.А. Посохова, канд. пед. наук, доцент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-226-230
Аннотация. В данной статье подробно рассматривается профессионально ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых специальностей в высших учебных заведениях. Этот подход предполагает учет специфических потребностей студентов в освоении иностранного языка, непосредственно связанных с их будущей профессиональной деятельностью, и нацелен на развитие навыков эффективной коммуникации в профессиональных контекстах. Подчеркивается критическая важность соблюдения общедидактических и лингво-дидактических принципов при преподавании иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки, аналогично тем, которые применяются в лингвистических вузах. Особое внимание уделяется реализации принципа сознательности и активности в учебном процессе, а также обсуждаются методы и стратегии, способствующие повышению мотивации и самостоятельности студентов на неязыковых факультетах.
Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, неязыковые специальности, принцип, мотивация, самостоятельная работа, ролевые игры, коммуникативные навыки, линг-водидактика.
Современное обучение иностранным языкам в высших учебных заведениях, предлагающих широкий спектр неязыковых специальностей, сохраняет свою высокую актуальность и востребованность благодаря профессиональной ориентации образовательного процесса. Такой метод обучения не только учитывает уникальные и специфические потребности студентов в изучении языка, связанные с их будущей карьерой, но и способствует развитию ключевых компетенций, которые существенно влияют на успешное общение в профессиональных сферах. Включение изучения иностранного языка в профильные дисциплины открывает перед обучающимися новые горизонты: они расширяют свои профессиональные знания, а также укрепляют личностные качества, такие как творческие способности, критическое мышление и межкультурная коммуникация.
Предполагается, что при ориентации учебного процесса на профессиональные задачи обучение иностранному языку для студентов неязыковых факультетов значительно улучшает его эффективность. Это особенно заметно при установлении связей между языком и профильными дисциплинами, что формирует цельную систему знаний, необходимых для
будущих специалистов. Такой интегрированный подход повышает интерес студентов к изучению иностранного языка. Они ощущают практическую ценность получаемых знаний непосредственно в контексте своей будущей профессии.
Цель настоящего исследования раскрывается через стремление подготовки квалифицированных специалистов с активной жизненной позицией на неязыковых факультетах; такие специалисты должны обладать навыками успешного применения языковых умений в профессиональной деятельности. Для реализации данной цели необходимо решить несколько задач: овладеть специализированными знаниями и умениями наряду с развитием коммуникативных способностей; формировать готовность к постоянному совершенствованию своей квалификации как в научной среде, так и в производственной области - это имеет большое значение для интегрированной деятельности всех элементов общества [6].
Традиционная система преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах, в значительной мере сосредоточенная на чтении и переводе специализированных текстов, а также на более глубоком понимании структуры научного изложения, не отвечает всем
актуальным запросам современного образовательного процесса. В условиях усиленной глобализации и интернационализации в различных областях человеческой активности акцент образования смещается к активному развитию устных навыков деловой коммуникации и формированию умения участвовать в международных инициативах и разнообразных научных обсуждениях. В этом контексте использование интерактивных педагогических методов, таких как деловые игры и ролевые упражнения, приобретает особое значение и эффективность для формирования практических навыков профессионального общения на иностранном языке [4].
Обучение иностранным языкам студентов факультета «Туризма и сервиса» должно учитывать особенности их будущей карьеры с обязательным соблюдением лингводидакти-ческих принципов. Принцип в сфере лингво-дидактики представляет собой определенное научное положение, которое направляет методы и подходы к рациональному применению законов преподавания языка в соответствии с конкретными образовательными задачами [3]. Профессионально ориентированное обучение иностранных языков для неязыковых специальностей основывается на следующих широко признанных педагогических принципах:
- Профессиональная направленность: учебный процесс фокусируется на развитии важных для профессии навыков владения языком, что увеличивает мотивацию студента и способствует более глубокому усвоению материала.
- Междисциплинарная интеграция: устанавливаются связи между изучаемым языком и профильными дисциплинами, что позволяет студенту эффективно применять свои знания непосредственно в своей профессиональной области.
- Коммуникативная ориентация: уделяется внимание способностям результативно общаться в различных профессиональных ситуациях - от ведения переговоров до проведения презентаций или участия в содержательных дискуссиях.
- Сознательная активность студентов: поощряется всестороннее участие учащихся в образовательном процессе, что способствует развитию их инициативности и независимо-
сти. Это ведет к формированию ответственности за собственное обучение и его результаты.
- Самостоятельное осваивание материала: самостоятельная деятельность учащихся, направленная на развитие профессиональных навыков поиска, анализа и синтеза информации. Это критически важно для их будущего профессионального роста и успешной карьеры.
- Визуальное представление обучающего материала: эффективное применение различных наглядных средств обучения, таких как схемы, графики, мультимедийные презентации и другие визуальные компоненты, облегчает понимание сложных концептуальных вопросов и повышает интерес к изучению темы.
- Интенсивная языковая практика: регулярное использование языка во всех его формах - аудировании, говорении, чтении и письме - существенно способствует более глубокому закреплению знаний и развитию беглости речи у студентов.
- Соответствие методов обучения: внедрение современных методик преподавания и технологий обучения с учетом уровня подготовки студентов позволяет достичь высокой эффективности образовательного процесса.
- Моделирование реальных ситуаций: создание учебных сценариев, приближенных к профессиональной деятельности в реальном мире, предоставляет возможность учащимся применять полученные знания на практике. Таким образом, они готовятся к рабочим условиям реальной жизни.
- Учет родного языка учащихся: использование знаний родного языка как прочной основы для изучения иностранного языка заметно упрощает понимание сложных языковых конструкций как с теоретической, так и с практической точки зрения.
- Связь теории с практикой: активное внедрение теоретических знаний через выполнение разнообразных практических заданий способствует лучшему усвоению учебного материала. Также это развивает ключевые профессиональные компетенции [7].
Воплощение принципа сознательности и активности. В процессе обучения студентов на факультете «Туризма и сервиса» особое внимание уделяется внедрению принципа осознанности и активности, что критически важно для подготовки будущих профессионалов в индустрии гостеприимства. Этот ключе-
вой принцип подразумевает тесное взаимодействие между педагогами и активно обучающимися студентами, способными эффективно участвовать в учебной деятельности. Учебный процесс ориентирован на то, чтобы учащиеся четко видели цели своего личностного и профессионального формирования, проявляли инициативу и креативный подход к решению учебных задач. Важна также полная готовность студентов самостоятельно искать знания и применять их в практических ситуациях.
Успешность внедрения данного принципа может быть оценена по следующим критериям:
- Развитые навыки устной речи: умение студентов ясно, связно и грамотно выражать свои мысли на иностранном языке с применением профессиональной лексики свидетельствует о высоком уровне языковой компетентности.
- Расширенный словарный запас: активное использование специализированной терминологии указывает на глубокое понимание темы изучения и готовность к профессиональному общению в данной области.
- Высокая мотивация к познанию: заинтересованность в изучении иностранного языка, осознание его значимости для карьеры и стремление к постоянному улучшению языковых навыков на протяжении всего обучения.
- Активное участие в образовательном процессе: студенты демонстрируют готовность принимать участие в обсуждениях, проектах различного рода, ролевых играх наряду с другими формами активного обучения; проявляют инициативу и самостоятельность при усвоении материала [2].
Повышение мотивации обучающихся. Для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков важно использовать разнообразные стратегии, ориентированные на их активное участие в процессе обучения. Одним из эффективных методов является вовлечение студентов в совместное планирование содержания и тематики учебного материала, предоставляя им возможность участвовать в этом процессе. Обсуждение с педагогом актуальности изучаемых вопросов, а также их профессиональной значимости и реальной применимости позволяет студентам осознать важность обучения и его результаты.
Такой метод способствует рациональному распределению времени между учебными задачами и стимулирует более продуктивную самостоятельную работу студентов, что, в свою очередь, развивает критическое мышление и повышает ответственность за результаты личного образовательного процесса [3].
Принципы сознательной активности максимально реализуются через организацию самостоятельной деятельности студентов -неотъемлемого элемента современного высшего образования. Увеличение доли самостоятельной внеаудиторной работы указывает на глобальную тенденцию перехода от традиционных пассивных методов обучения к активным подходам, ориентированным на студен-тоцентризм и формирование исследовательских навыков у обучаемых.
Нередко в контексте изучения языков самостоятельная работа сводится к выполнению типовых заданий, предложенных преподавателем. Однако значительно более результативно организовать творческие групповые проекты по решению практических задач, с которыми студенты могут столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности. Подобные проекты способствуют развитию способности работать в команде, обмениваться информацией и развивать коммуникативные навыки, а также критическое мышление; они предоставляют возможность применять языковые знания в условиях, приближенных к реальным профессиональным ситуациям [5].
Для иллюстрации успешного применения новых образовательных технологий можно рассмотреть подготовку студентов направления «Гостиничное дело» к участию в обсуждении темы «Кухни народов мира». В рамках этого проекта студенты должны провести всесторонний анализ гастрономических традиций избранных стран с использованием различных источников информации: материалов из иностранной литературы, современных интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов для углубленного понимания предмета исследования.
Учащиеся систематически делятся на небольшие организованные группы. Каждая группа выбирает страну, исследование которой представляет значительный интерес. Они совместно разрабатывают уникальную концепцию ресторана, создают креативное и запоминающееся название, составляют меню,
отражающее разнообразные традиции национальной кухни, а также готовят тщательно продуманную презентацию на иностранном языке. Этот процесс требует от учащихся не только языковых навыков, но и творческого мышления, способности работать слаженно в команде, проводить глубокие исследования и эффективно презентовать свои идеи окружающим.
Подготовка к этому требует значительных временных затрат и усилий за пределами учебных занятий, что предоставляет возможность развивать самостоятельность и чувство ответственности у каждого участника. Студенты учатся планировать своё время максимально эффективно, распределять задачи внутри команды и активно находить информацию из различных источников для её анализа. Заключительное мероприятие проводится в формате круглого стола; оно позволяет участникам продемонстрировать накопленные знания, обмениваться ценным опытом и получать конструктивную обратную связь как от преподавателей университета, так и от сокурсников.
Сегодня ролевые игры являются одним из самых действенных методов интерактивного образования; они способствуют развитию коммуникативных навыков студентов и профессиональных компетенций будущих специалистов [1]. Например, при изучении темы «Обслуживание в ресторане» учащиеся могут моделировать различные ситуации взаимодействия с клиентами на иностранном языке -начиная с приветственного обращения клиента при входе и заканчивая принятием заказа, разрешением конфликтных ситуаций или осуществлением финансовых расчетов.
Подготовка к ролевым играм включает самостоятельное углубленное изучение специализированной лексики предметной области (включая иностранные термины), просмотр обучающих видеоматериалов по теме сервиса, а также стандартов этикета обслуживания клиентов заведений общественного питания или ресторанов международной сети стандартизации услуг общепита. Этот подход позволяет студентам лучше понять реальные рабочие ситуации специалистов ресторанного дела за границей с использованием инструмента
импровизации в общении работников гости-нично-ресторанного комплекса с гостями, посещающими эти заведения, повышая уверенность будущих выпускников факультета «Туризма и сервиса».
Активное участие студентов при моделировании этих игр значительно повышает их мотивацию заниматься учёбой, делая учебный процесс интереснее, увлекательнее и динамичнее по сравнению с традиционным форматом лекций и занятий в аудиториях университета.
Заключение. В условиях, когда современный мир характеризуется быстротой изменений и глобализацией, навыки владения иностранными языками становятся одним из ключевых аспектов, влияющих на конкурентное преимущество высококвалифицированных специалистов на рынке труда. Тем не менее, уровень языковой подготовки выпускников вузов по неязыковым специальностям часто оказывается ниже требуемого и не удовлетворяет строгим стандартам работодателей и международным нормам. Это подчеркивает актуальность совершенствования образовательных программ, внедрения современных методов обучения и усиления практической подготовки.
Преподаватели играют решающую роль в формировании образовательной среды, которая поощряет активное участие студентов в учебном процессе. Им необходимо использовать разнообразные методики и современные обучающие технологии, адаптируя их к потребностям обучаемых; обеспечивать мотивацию и поддержку; способствовать развитию самостоятельности и ответственности у студентов.
Создание новых учебно-методических комплексов с акцентом на профессиональную направленность и активное обучение будет способствовать более эффективной реализации языковой подготовки учащихся в специфических профессиональных направлениях. Это предоставит им возможность развить необходимые коммуникативные навыки для повышения их профессиональной компетентности и обеспечения успешного карьерного роста в конкурентоспособной международной среде.
Библиографический список
1. Артемьева О.А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Издательство ТГУ, 2001. - 74 с.
2. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - Обнинск: Титул, 2001. - 127 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 6-е изд. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
4. Матухин Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. - 2011. - №2. - С. 11-14.
5. Негуч С.К. Некоторые аспекты профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в неязыковом вузе // Научные труды КубГТУ. - 2015. - №11.
6. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
7. Перунова А.В. Лингводидактические принципы обучения иностранным языкам в неязыковом учреждении высшего образования // Актуальные вопросы права, образования и психологии: Сборник научных трудов. - Могилев, 2016. - С. 333-337.
PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
E.N. Chesnokova, Graduate Student
L.A. Posohova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Sochi State University (Russia, Sochi)
Abstract. This article provides a comprehensive examination of a professionally oriented approach to teaching foreign languages to students of non-linguistic specialties in higher education institutions. This approach takes into account the specific language learning needs of students, which are closely related to their future professional activities, and focuses on developing effective communication skills in professional contexts. The critical importance of adhering to general didactic and linguodidactic principles in teaching foreign languages in non-linguistic programs is emphasized, paralleling the practices employed in linguistic universities. Special attention is given to the implementation of the principles of consciousness and activity in the teaching process, along with a discussion of methods and strategies that enhance motivation and independence among students at non-linguistic faculties.
Keywords: professionally oriented training, non-linguistic specialties, principle, motivation, independent work, role-playing games, communicative skills, linguodidactics.