Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально ориентированное обучение / обучение говорению на иностранном языке / коммуникативный подход / коммуникативные стратегии для студентов неязыковых специальностей / «перевёрнутый класс» / professionally oriented education / teaching to speak a foreign language / communicative approach / communicative strategies for students of non-linguistic specialties / flipped classroom

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Александров

В данной статье рассматривается проблема обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых специальностей на современном этапе в нелингвистических высших учебных заведениях Российской Федерации. Также прослеживаются конкретные проблемы, с которыми приходится сталкиваться (ESL) студентам в процессе развития и активизации умений говорения на иностранном языке. Особое внимание уделено таким психологическим проблемам при обучении говорению на иностранном языке, как недостаток заинтересованности, низкий уровень мотивации, уверенности в себе, беспокойство, стресс, высокий показатель тревожности, замедленная реакция при коммуникации. Определены некоторые подходы, коммуникативные стратегии, используемые преподавателями английского языка для развития умений и формирования навыков разговорной речи студентов на основе проводимых в этой области исследований. Доказано, что говорение на иностранном языке является одним из важнейших видов речевой деятельности в XXI веке цифровизации и коммуникации на иностранном языке. Основное внимание акцентируется на некоторых подходах, коммуникативных стратегиях, приёмах и методах обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов, таких как ролевые игры (role play), дебаты и обсуждение (panel discussions) конкретных тем на иностранном языке, деловые игры, симуляции, «перевёрнутый класс» (flipped classroom), интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND PROBLEMS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING SPEAKING A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

Problems of teaching ESL students speaking at the current stage at non-linguistic universities in the Russian Federation are considered in the article. There also exist some certain arising problems that students have to face in the process of both development and activation of speaking skills in a foreign language. Special attention is paid to such psychological problems when teaching speaking a foreign language as: the lack of interest, a rather low level of motivation and self-confidence, feeling of stress, high rate of anxiety, slow reaction in communication. Some approaches, communication strategies used by English teachers for both the development of speaking skills among these students, based on research done into this field, have also been determined. It has been proven that speaking a foreign language is one of the most important types of speech activities in the XXI century of digitalization and communication in foreign languages. The focus is on some approaches, communication strategies, techniques and methods of teaching speaking a foreign language to non-linguistic students, such as: role-play, debate and discussions, panel discussions on specific topics in a foreign language, business games, simulations, flipped classroom, interviews of any kind, live footage of some important events.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

и ответственная работа, она требует творческой инициативы, характера и воли. Трудности, испытываемые практикантами в этом плане, направляют мышление, побуждают мыслить и искать, формируют умение выявлять и решать проблемы, связанные с процессом развития обучающихся.

Таким образом, условия производственной педагогической практики, являясь активной формой активизации познавательной деятельности студентов-музыкантов, создают необходимый подлинный материал, подлежащий в дальнейшем

Библиографический список

обобщению и совершенствованию, служат критерием проверки достоверности результатов знаний и умений, ориентируют студентов-музыкантов на будущую профессию. Практика предоставляет возможность использовать эти условия для воспитания навыков самостоятельной подготовки, которые необходимы для реализации в профессии, стимулирует стремление к совершенствованию, соединяет знания и накопленный практический опыт для раскрытия творческих индивидуальных способностей в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Компетентностный подход к образованию: коллективная монография. Санкт-Петербург, 2004.

2. Скоморохова Т.С., Константинова Н.В., Виноградов В.А., Оркина И.Ф. Межпредметные связи как средство активизации творческой самостоятельности музыканта-инструменталиста. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 197-198.

3. Звоненко А.Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность». Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; № 2: 162-167.

4. Рачина Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015.

5. Баженова Н.Г, Хлудеева И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012; № 151: 218-224.

6. Зеленкова Е.В. Формирование личностно-профессиональных качеств музыкантов разных специальностей в процессе фортепианной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 3 (52): 146-148.

References

1. Kompetentnostnyjpodhod k obrazovaniyu: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg, 2004.

2. Skomorohova T.S., Konstantinova N.V., Vinogradov V.A., Orkina I.F. Mezhpredmetnye svyazi kak sredstvo aktivizacii tvorcheskoj samostoyatel'nosti muzykanta-instrumentalista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 197-198.

3. Zvonenko A.B. Genezis ponyatiya «uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost'». Pedagogika. Voprosy teorii iprakíiki. 2021; № 2: 162-167.

4. Rachina B.S. Pedagogicheskaya prakíika: podgotovka pedagoga-muzykanta. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki, 2015.

5. Bazhenova N.G., Hludeeva I.V. Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskij aspekt. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012; № 151: 218-224.

6. Zelenkova E.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kachestv muzykantov raznyh special'nostej v processe fortepiannoj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 3 (52): 146-148.

Статья поступила в редакцию 27.03.24

УДК 378

Aleksandrov A.V., senior teacher, Department of English Language and professional communication, Financial University under the Government f the

Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIFICITY AND PROBLEMS OF PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING SPEAKING A FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES. Problems of teaching ESL students speaking at the current stage at non-linguistic universities in the Russian Federation are considered in the article. There also exist some certain arising problems that students have to face in the process of both development and activation of speaking skills in a foreign language. Special attention is paid to such psychological problems when teaching speaking a foreign language as: the lack of interest, a rather low level of motivation and self-confidence, feeling of stress, high rate of anxiety, slow reaction in communication. Some approaches, communication strategies used by English teachers for both the development of speaking skills among these students, based on research done into this field, have also been determined. It has been proven that speaking a foreign language is one of the most important types of speech activities in the XXI century of digitalization and communication in foreign languages. The focus is on some approaches, communication strategies, techniques and methods of teaching speaking a foreign language to non-linguistic students, such as: role-play, debate and discussions, panel discussions on specific topics in a foreign language, business games, simulations, flipped classroom, interviews of any kind, live footage of some important events.

Key words: professionally oriented education, teaching to speak a foreign language, communicative approach, communicative strategies for students of non-linguistic specialties, flipped classroom

А.В. Александров, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В данной статье рассматривается проблема обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых специальностей на современном этапе в нелингвистических высших учебных заведениях Российской Федерации. Также прослеживаются конкретные проблемы, с которыми приходится сталкиваться (ESL) студентам в процессе развития и активизации умений говорения на иностранном языке. Особое внимание уделено таким психологическим проблемам при обучении говорению на иностранном языке, как недостаток заинтересованности, низкий уровень мотивации, уверенности в себе, беспокойство, стресс, высокий показатель тревожности, замедленная реакция при коммуникации. Определены некоторые подходы, коммуникативные стратегии, используемые преподавателями английского языка для развития умений и формирования навыков разговорной речи студентов на основе проводимых в этой области исследований. Доказано, что говорение на иностранном языке является одним из важнейших видов речевой деятельности в XXI веке цифровизации и коммуникации на иностранном языке. Основное внимание акцентируется на некоторых подходах, коммуникативных стратегиях, приёмах и методах обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов, таких как ролевые игры (role play), дебаты и обсуждение (panel discussions) конкретных тем на иностранном языке, деловые игры, симуляции, «перевёрнутый класс» (flipped classroom), интервью.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, обучение говорению на иностранном языке, коммуникативный подход, коммуникативные стратегии для студентов неязыковых специальностей, «перевёрнутый класс»

Умение говорения на иностранном языке представляется одним из наиболее сложных и важных навыков, которые необходимо развивать, поскольку это средство общения со всем остальным миром. Поэтому большинство изучающих английский в качестве второго языка (ESL) стараются развивать свои разговорные навыки на английском языке, так как он является средством международного общения, академической мобильности студентов. Таким образом, в данной статье представлены определённые проблемы, с которыми сталкиваются студенты (ESL) при освоении навыков говорения на иностранном языке, а также рассматриваются специфические подходы преподавателей английского языка к обучению навыкам говорения. Некоторые из

проблем, с которыми сталкиваются студенты (ESL), - это отсутствие заинтересованности, мотивации и уверенности в себе, беспокойство, замедленная реакция из-за ограниченного знания словарного запаса изучаемого языка. Следовательно, необходимо определить некоторые подходы, коммуникативные стратегии, используемые преподавателями английского языка для развития умений и формирования навыков разговорной речи среди этих студентов, на основе проводимых в этой области исследований. Некоторые из подходов преподавателей английского языка к обучению навыкам разговорной речи заключаются в использовании социальных сетей, ролевых (role play) и деловых игр (business games), дебатов, интервью, обсуждений и разнообразных тема-

тических игр в качестве учебной деятельности в аудитории и за её пределами [1]. Определив подходы, используемые другими преподавателями, можно выбрать те, которые представляются наиболее эффективными и могут быть применены на их собственных занятиях.

Поскольку современное общество движется быстрым темпом к всеобщей цифровизации, английский язык необходим для изучения многими людьми по всему миру. Таким образом, будущие поколения должны хорошо владеть английским языком, чтобы противостоять мировым вызовам XXI века. Навыки говорения являются одними из наиболее важных, которые необходимо приобрести, поскольку они служат, прежде всего, средством общения. Хотя навыки аудирования, говорения, чтения и письма имеют одинаковое значение, навыки говорения часто являются доминирующими над остальными навыками, другими словами, общение осуществляется в повседневной жизни как в формальных, так и в неформальных ситуациях.

Устное общение является основным компонентом гибких навыков (soft skills). В соответствии с этим можно прийти к выводу, что хорошие навыки устного общения улучшают мягкие навыки. Более того, общение является одним из элементов навыков говорения, поэтому важность этого навыка становится гораздо очевиднее. Таким образом, это является основной причиной для Министерства образования Российской Федерации обеспечить расширение возможностей для развития навыков говорения, необходимых в будущей профессиональной деятельности, указанных в образовательной политике, чтобы подготовить студентов - будущих профессионалов, владеющих необходимыми компетенциями говорения на иностранном языке в профессиональной сфере и в области научно-исследовательской деятельности [2]. Это делается, чтобы они могли успешно конкурировать, отвечая на глобальные вызовы XXI века.

Актуальность данного исследования состоит в рассмотрении и изучении традиционных и более современных принципов коммуникативной направленности в современном профессионально ориентированном обучении студентов неязыковых вузов говорению на иностранном языке, определении коммуникативных стратегий в плоскости их практического применения во время проведения лекционно-практических занятий, семинаров на современном этапе обучения преподавателем иностранного языка в нелингвистических вузах.

Целью данного исследования является всестороннее изучение и рассмотрение специфики и проблем профессионально ориентированного обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов для того, чтобы предложить некоторые рекомендации по улучшению и совершенствованию данного процесса. Глубокое развитие педагогической мысли всегда приводит к поиску новейших, самых продуктивных и эффективных методик преподавания. Направления, которые признаются и более успешными, и более многообещающими, проявили себя в обучении профессионально ориентированному говорению студентов на иностранных языках. Одно из них - это интенсификация коммуникативной направленности в образовательном процессе в ходе обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. Целый ряд учёных был так или иначе основателем и приверженцем принципа коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам. Среди них нужно особо выделить таких выдающихся учёных-лингвистов, как ГА. Китайгородская, И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, ГВ. Рогова, А.А. Леонтьев, Е.П. Шубин, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, В.Л. Скалкина, В.А. Смирнов, К.А. Николаев, О.А. Калугина, М.В. Мельничук, Н.Г Кондрахина, Н.А. Кобрина, Т.А. Танцура и многих других. Этот метод представляет собой обучение как постоянный процесс коммуникации, в котором ведущую роль играют коммуникативные стратегии в текущем процессе профессионально направленного обучения иностранному языку, причём обучение говорению на иностранных языках является одной из приоритетных задач. Для достижения поставленной цели требуется выполнение следующих задач: глубокое изучение важнейшего опыта ведущих российских и зарубежных учёных - педагогов и психологов - в применении современных, новейших методов и приёмов при обучении говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов, анализ и систематизация проблем, возникающих у обучающихся в процессе обучения говорению на иностранном языке в рамках рабочей программы «Иностранный язык» в вузе, проведение опроса студентов методом анкетирования с целью выявления у них Онаиболее часто возникающих проблем при обучении говорению на иностранном языке, проведение эксперимента в группе студентов с высоким уровнем развития языковых компетенций, а также в контрольной группе студентов с недостаточно высоким уровнем языковой подготовки.

Е.И. Пассов определил ведущие принципы коммуникативно направленного обучения, которые точным образом отображают саму его суть в процессе освоения иностранных языков. Так, принцип языковой мыслительной деятельности означает то, что обучающийся находится в ситуации постоянной коммуникации, перманентного общения в обучении. Также выделяются принципы дифференцированного подхода в обучении, полной функциональности, определяющий организацию и выбор средств языка, ситуативной обусловленности, который делает данную ситуацию значимой единицей процесса обучения, принцип новизны, являющийся ключевым во всём процессе преподавания иностранных языков. Исходя из всех вышеперечисленных принципов можно заключить, что именно

они и образуют наиболее стройную основу коммуникативной методики обучения говорению на иностранном языке [3].

В соответствии с программой изучения иностранных языков, принятой Министерством образования и науки Российской Федерации, главными, стратегическими целями обучения иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей выступают развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, являющихся необходимыми для приобретения, анализа и синтеза информации на иностранном языке в научно-исследовательской и творческой деятельности студентов. Научно-методологические публикации в современной педагогической литературе указывают студентам на необходимость овладения не только коммуникативными компетенциями для иноязычного общения, но и лингвистическими, социокультурными и профессиональными компетенциями, как правило, напрямую связанными друг с другом.

Мотивация может быть определена как логически связанное соотношение задач и целей обучения с требованиями, возможностями и интересами самих студентов, делая возможным успешное достижение целей и задач профессионально ориентированного обучения говорению на иностранном языке посредством применения коммуникативного, профессионально ориентированного подходов. Она главным образом обнаруживается в общем восприятии, отношении студентов к самой динамике процесса обучения и во многом определяет их творческую активность в выбранном профиле научной дисциплины, в сфере их научных интересов.

Утверждённый государственный образовательный стандарт высшего образования в Российской Федерации требует учитывать профессионально ориентированную составляющую в процессе обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях, делая главный акцент на будущей ведущей профессиональной, научно-исследовательской деятельности выпускников. В то время как основной проблемой высшего профессионального образования представляется осуществление перехода обучающихся от непосредственной учебной деятельности в университете к будущей профессиональной сфере. Можно сказать, что такой переход, прежде всего, зависит от преобразования самой мотивационной составляющей в профессиональную составляющую [4]. Известно, что познавательные мотивы важны в непосредственной учебной деятельности, и возникает потребность в интеллектуальной деятельности и овладении новыми знаниями, следовательно, возникает проблема поэтапного перехода от познавательной мо-тивационной составляющей к профессиональной мотивации студентов.

Научная новизна данного исследования состоит в глубоком изучении опыта зарубежных и российских учёных, исследователей-лингвистов в области обучения студентов неязыковых вузов говорению на иностранном языке, возможных способов эффективного устранения наиболее часто возникающих проблем в этом процессе, в проведении эксперимента с целью выявления конкретного характера затруднений у студентов при развитии умений и формировании навыка говорения на иностранном языке. XXI век характеризуется переходом к новой, цифровой эре, в которой конкуренция при трудоустройстве будет всё более возрастать, на рынке труда будут востребованы высокопрофессиональные специалисты, обладающие необходимыми компетенциями для работы в высокотехнологичных областях производства, имеющие навыки решения проблем и наделенные способностью критического мышления. И основным основополагающим компонентом, определяющим эти требования, является общение, так как оно имеет решающее, жизненно важное значение в XXI веке. Знание принципов коммуникации - это требование любой компании, которая стремится сохранить прибыльность. Крайне важно, чтобы студенты имели способность выдвигать различные идеи, учитывая особенности типов личности, - специалисты без развитой коммуникативной компетентности не могут добиться успешного прогресса в своём профессиональном развитии.

Кроме этого, навыки социализации всегда являются преимуществом на рынке труда, поскольку они представляют собой способность успешно работать совместно, решить возникающие проблемы, мыслить критически и эффективно взаимодействовать друг с другом. Навык работать в команде в основном зависит от сформированных коммуникативных навыков, включая и устные, и письменные.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы преподаватели чётко понимали современную структуру механизма обучения говорению на иностранном языке ESL-студентов, выбирая наиболее высокоэффективные методы и приёмы формирования навыка говорения на иностранном языке, во всех ситуациях не отступали от принципа коммуникативной направленности, учитывали профессионально ориентированную направленность обучения говорению, находили правильные решения возникающих проблем у студентов в процессе приобретения навыков говорения на иностранном языке. Важно подчеркнуть, что определённые базовые знания, включающие в себя полное понимание прочитанного текста, умение говорить на иностранном языке, написать деловое письмо на иностранном языке, навыки ведения корреспонденции, работодатели рассматривают в качестве чрезвычайно важных критериев при отборе новых сотрудников. Следовательно, создаётся чёткое понимание того, что именно область образования отвечает за формирование и подготовку высококлассных специалистов, которые способны общаться и говорить на иностранном

языке в профессиональной сфере. Это является основной причиной того, почему в настоящем времени является доминирующим подход к обучению, ориентированный на потребности студентов, а не традиционный подход, ориентированный только на преподавателя. Он больше не является единственным источником информации для обучающихся, а служит в качестве посредника, функция которого состоит в направлении самого процесса обучения. В основном студенты учатся самостоятельно, получая и изучая информацию из различных источников, а преподаватели выступают в роли наставников, инструкторов, помогая студентам во время их работы, включая и проектную деятельность. Кроме этого, студенты обучаются всем видам речевой деятельности на иностранном языке и оцениваются по всем видам речевой деятельности, включая творческое и критическое мышление, сотрудничество и общение с преподавателем. Из этого можно заключить, что навыки говорения на иностранном языке, безусловно, являются крайне важными факторами для формирования высокопрофессионального специалиста XXI века.

Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что, основываясь на проведённых исследованиях ведущих учёных-лингвистов в области обучения говорению на иностранном языке, был представлен анализ системы новейших приёмов и методов обучения говорению ESL-студентов, обозначены некоторые психологические причины возникновения определённых проблем, возникающих у студентов при профессионально ориентированном обучении говорению на иностранном языке, приведены рекомендации по использованию конкретных методов и приёмов развития умений и формированию навыка говорения на иностранном языке у ESL-студентов, которые могут применяться преподавателями иностранного языка в своей профессиональной деятельности. Использовались такие методы научного исследования, как глубокое изучение научной педагогической и психологической литературы; проведение опросов студентов с целью выявления настоящих проблем при изучении иностранного языка, непосредственно в контексте обучения говорению на иностранном языке с учётом профессионально ориентированной составляющей; проведение эксперимента в группах с хорошей и слабой языковой подготовкой, который выявил закономерность того, что чувства беспокойства, тревоги, стресса, паники и замедленной реакции проявляются на 70% чаще в группах студентов с недостаточно высоким уровнем развития языковых компетенций; анкетирование преподавателей иностранного языка на предмет частоты использования продуктивных и эффективных педагогических приёмов и методов обучения говорению на иностранном языке. В пределах данной научной работы объектом исследования являлась специфика профессионально ориентированного обучения говорению на иностранном языке студентов нелингвистических специальностей и, соответственно, возникающие проблемы в этом динамическом процессе.

Говоря об обучении студентов говорению на иностранном языке, нужно выделить некоторые специфические проблемы, возникающие в ходе процесса обучения. Наиболее часто фиксируемыми проблемными элементами при обучении студентов говорению на иностранном языке являются относительно низкий уровень мотивации, уверенности в себе и состояние тревожности. ESL-студен-там достаточно сложно развить чувство уверенности в себе, укрепить свою мотивацию и понизить чувство тревоги в процессе развития навыков говорения на иностранном языке. Все эти составляющие очень часто тесно взаимосвязаны, так как состояние тревоги в конечном счёте снижает уровень уверенности в себе, что, в свою очередь, негативно отражается на уровне мотивации студентов, отсюда возникает страх говорить на иностранном языке на лекционно-практических занятиях и семинарах, что было доказано многими исследователями в области методики преподавания иностранных языков. Возникает вывод, что уровень тревожности выступает главным проблемным фактором на занятиях по обучению говорению студентов на иностранном языке. Каждый раз, когда студента поправляет преподаватель в ситуации непосредственного говорения, это обязательно приводит к ощущению тревоги у говорящего, переходящей в страх говорения на иностранном языке, что в некоторых случаях ведёт к полной неспособности осуществлять либо монологическое, либо диалогическое высказывание, принимать участие в обсуждении, деловой игре на иностранном языке. В этой ситуации представляется крайне важным для преподавателей зафиксировать отдельные ошибки письменно или на электронном носителе, не прерывая студента во время самого процесса говорения, а корректировать и комментировать допущенные ошибки по завершении высказывания [5].

Недостаточно большое количество часов аудиторных занятий по развитию умений и формированию навыка говорения на иностранном языке также является огромной проблемой в высшей школе. Как правило, два-четыре академических часа в неделю явно недостаточно для успешного, эффективного, продуктивного обучения говорению на иностранных языках студентов нелингвистических специальностей.

Ещё одной психологической проблемой является замедленная реакция у студентов нелингвистических специальностей в ходе самого процесса обучения говорению на иностранном языке. Они практически всегда испытывают чувство страха совершить ошибку на иностранном языке, осознавая, что к этому относятся негативно и с некоторым осуждением. Как следствие, им становится неловко

выражать свои мысли, оценки, суждения, дополнения, что, непосредственно, мешает им пытаться говорить на иностранном языке. Таким образом, часто замедленная реакция служит непосредственной причиной их пассивности на практическом занятии по обучению говорению.

Следующей серьёзной проблемой у студентов неязыковых вузов является ярко проявляющаяся ограниченность словарного запаса, языковых средств изучаемого иностранного языка, именно по этой причине они испытывают постоянные затруднения в том, как выразить свои мысли, идеи, критические замечания, оценочные суждения, как правильно составить предложения на иностранном языке. Недостаточное владение словарным запасом изучаемого языка также может являться явным препятствием в активном, интенсивном обучении говорению.

Роль преподавателя в решении всех обозначенных проблем при обучении студентов непосредственно говорению на иностранном языке является самой важной. Поэтому педагогическая и психологическая задача каждого из преподавателей заключается в том, чтобы выявить причины и следствия низкой продуктивности, творческой настроенности, мотивационной составляющей обучающихся ESL-студентов. Необходимо создать дружелюбную, интересную, творческую атмосферу на занятии, не допуская возникновения стрессовых ситуаций, чтобы у обучающихся не возникало чувств страха и тревоги, замедленной реакции за спонтанно совершённые ошибки, тем самым активно вовлекая студентов в процесс обучения.

Многочисленные исследования в области методики преподавания иностранных языков в нелингвистических высших учебных заведениях убедительно доказывают, что преподаватель должен найти возможность выбрать лучшую методику обучения говорению на иностранном языке, которая является наиболее эффективной и продуктивной в каждой конкретной группе студентов. Существует целый ряд подходов, которые могут быть осуществлены преподавателем для развития и совершенствования навыка разговорной речи. Один из них - коммуникация в социальных сетях на иностранном языке, что может служить достаточно плодотворным инструментом при обучении говорению на английском языке. Одним из явных преимуществ этого подхода является совершенствование и развитие навыка говорения на иностранном языке, улучшение и коррекция произносительных навыков студентов, возможность напрямую общаться со сверстниками - носителями языка, повышение социокультурных компетенций, касающихся страны изучаемого языка, обсуждения различных повседневных тем, близких им, событий в спорте, в музыкальном мире, которым всегда интересуются студенты, туризма в различные страны и регионы и прочее. Такое непосредственное общение на иностранном языке позволяет обучающимся студентам в конечном итоге говорить более уверенно на изучаемом языке, поскольку здесь присутствует прямая мотивация говорения, кроме того, совершенствуется и развивается умение аудирования, понижается уровень неуверенности в себе, тревоги, стресса и страха говорить на иностранном языке.

Ещё одним интересным, увлекательным и довольно эффективным методом является так называемый flipped classroom - «перевёрнутый класс», который позволяет обеспечить улучшение и совершенствование навыка говорения на иностранном языке у студентов нелингвистических специальностей. «Перевёрнутый класс» предполагает, что основную, информационную часть материала студенты осваивают самостоятельно в СРС, а в аудитории происходит непосредственное обсуждение прочитанного и освоенного учебного материала, организуется обсуждение по данной тематике. При использовании этой технологии обучения студенты гораздо активнее вовлечены в процесс обучения говорению на иностранном языке, в отличие от групп, где данный подход не употребляется. Исследования показывают, что метод flipped classroom может успешно применяться с широким использованием социальных сетей.

Помимо вышеупомянутых приёмов, следуют особо выделить такую технологию, как дебаты, дискуссии и обсуждение конкретных тем из рабочей программы дисциплины на занятиях по развитию и совершенствованию навыка говорения на иностранном языке, которая, в том числе, стимулирует и развивает навыки критического мышления у студентов неязыковых вузов. На основании многих исследований можно утверждать, что такой вид активной деятельности помогает обучающимся преодолеть страх говорения на иностранном языке в группе, повышает мотивационную составляющую и придаёт с психологической точки зрения больше уверенности в себе. Студенты тщательным образом готовятся к дискуссии и обсуждению, составляют глоссарий по данной теме, активизируют употребление языковых клише, проявляют активность во время обсуждения, учатся выслушивать другую точку зрения, тем самым значительно расширяя свой словарный запас, совершенствуют умения и навык говорения на иностранном языке.

В заключение необходимо отметить, что обучение говорению на иностранном языке студентов неязыковых специальностей является сложным, многоуровневым, многофакторным, динамическим процессом, который ставит целью развитие умений и формирование навыка говорения на иностранном языке. Добиться быстрых, эффективных и продуктивных результатов представляется, действительно, крайне сложной задачей в условиях ярко выраженного недостатка академических часов в нелингвистическом высшем учебном заведении, отведён-

ных на изучение иностранного языка. По результатам исследования, проведённого методом анкетирования среди студентов второго курса юридического факультета, говорение является самым сложным видом речевой деятельности для 67,7% респондентов. В этой связи перед преподавателем иностранного языка возникает целый ряд острых проблем, касающихся того, как в условиях дефицита академических часов наиболее рациональным способом активизировать и совершенствовать процесс обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов. Результаты данного исследования выявили характерные проблемы, возникающие у студентов нелингвистических вузов в процессе обучения говорению на иностранном языке. Чаще всего таковыми являются следующие: 1) низкая уверенность в себе, 2) недостаточный уровень мотивации, 3) чувства стресса, беспокойства и тревоги, 4) замедленная реакция, 5) недостаточно ёмкий

Библиографический список

уровень словарного запаса у обучающихся. Из этого следует, что преподаватель иностранного языка обязан найти необходимые подходы, выбрать наиболее рациональные и эффективные методы и приёмы обучения говорению студентов неязыковых специальностей на иностранном языке. В плоскости практического применения необходимо выделить такие высокоэффективные приёмы обучения говорению на иностранном языке, как: 1) ролевые игры (role play), 2) дебаты и обсуждения, 3) panel discussions конкретных тем на иностранном языке, 4) деловые игры, 5) симуляции, 6) «перевёрнутый класс» - flipped classroom, 7) интервью, 8) освещение в живом эфире некоторых важных событий на иностранном языке. Определив наиболее эффективную стратегию и подходы к обучению говорению на иностранном языке, преподаватель имеет возможность их применения на своих занятиях, сочетая и комбинируя наиболее продуктивные.

1. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2014; № 3: 76-80.

2. Соколова Е.Г. Применение аутентичных аудио-видеоматериалов в процессе формирования умений межкультурного и профессионального общения студентов неязыковых вузов. Развивающие аспекты лингвистического образования. Нижний Новгород: НГЛУ, 2016: 209-215.

3. Соловьёва О.Б. Принципы обучения профессионально ориентированному общению на английском языке студентов морских инженерных специальностей. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016; № 49: 309-313.

4. Храмова Ю.Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс при обучении иностранного языка. Педагогический вестник. 2018; № 1: 69-71.

5. Храмова Ю.Н., Хайруллин РД. Применение компьютерных информационных технологий в обучении профессиональному языку студентов неязыкового вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-3: 316-319.

6. Деева И.Д. Игровое моделирование при обучении иноязычному диалогическому говорению студентов неязыковых вузов. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019; № 2: 22-24.

7. Грищенко Н.А. Становление навыка говорения на иностранном языке у студентов неязыковых вузов (английский язык). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020; № 2: 27.

References

1. Leont'ev A.A. Upravlenie usvoeniem inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; № 3: 76-80.

2. Sokolova E.G. Primenenie autentichnyh audio-videomaterialov v processe formirovaniya umenij mezhkul'turnogo i professional'nogo obscheniya studentov neyazykovyh vuzov. Razvivayuschie aspekty lingvisticheskogo obrazovaniya. Nizhnij Novgorod: NGLU, 2016: 209-215.

3. Solov'eva O.B. Principy obucheniya professional'no orientirovannomu obscheniyu na anglijskom yazyke studentov morskih inzhenernyh special'nostej. Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2016; № 49: 309-313.

4. Hramova Yu.N. Puti vnedreniya innovacionnyh tehnologij v uchebnyj process pri obuchenii inostrannogo yazyka. Pedagogicheskij vestnik. 2018; № 1: 69-71.

5. Hramova Yu.N., Hajrullin R.D. Primenenie komp'yuternyh informacionnyh tehnologij v obuchenii professional'nomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Problemysovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-3: 316-319.

6. Deeva I.D. Igrovoe modelirovanie pri obuchenii inoyazychnomu dialogicheskomu govoreniyu studentov neyazykovyh vuzov. 'Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2019; № 2: 22-24.

7. Grischenko N.A. Stanovlenie navyka govoreniya na inostrannom yazyke u studentov neyazykovyh vuzov (anglijskij yazyk). VestnikOmskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2020; № 2: 27.

Статья поступила в редакцию 19.04.24

УДК 378

Anufrieva Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Siberian Transport University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

GAMIFICATION AS A TOOL TO INCREASE STUDENTS' MOTIVATION. The article discusses a concept of gamification in the education system of schoolchildren, students and personnel management as a mechanism to increase motivation of the educational and labor process. The objectives of the research are to consider gamification as a way to motivate the education of schoolchildren, students and staff, to study methods of its implementation in the educational process, as well as in professional situations. The paper examines the opinions of experts on the importance of implementing gamification in the practice of education and business, representing various companies, including Russian Railways. Gamification can be used: in training, in sales, in the process of adapting new employees in the company (onboarding), in personnel selection (recruitment), in communication between employees, in the formation of corporate culture and values at different stages of training in the school-university-enterprise system, etc. The paper draws a connection between the implementation of gamification components and the process of forming value orientations.

Key words: gamification, effectiveness of educational process, company efficiency, motivation of staff, motivation of students, involvement in work, advanced business practices, modern technologies in education, pedagogical conditions

Ю.В. Ануфриева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается понятие геймификации в системе образования школьников, студентов и управления персоналом как механизм повышения мотивации образовательного и трудового процесса. Задачами исследования является рассмотрение единства компонентов геймификации как способа повышения мотивации обучающихся в системе «школа - вуз - предприятие», изучение методов её реализации в ходе образовательного процесса, а также в профессиональных ситуациях. В работе рассматриваются мнения экспертов о значимости реализации геймификации в практике обучения и бизнеса, представляющих различные компании, в том числе компанию ОАО «РЖД». Геймификацию можно использовать в обучении, продажах, в процессе адаптации новых сотрудников в компании (онбординге), подборе персонала (рекрутменте), в коммуникациях между сотрудниками, в формировании корпоративной культуры и ценностей на разных этапах обучения в системе «школа - вуз - предприятие» и др. В работе проводится связь между реализацией компонентов геймификации с процессом формирования ценностных ориентаций и профессионального самоопределения обучающихся.

Ключевые слова: геймификация, результативность образовательного процесса, эффективность компании, мотивация труда персонала, мотивация обучающихся, вовлеченность в работу, продвинутые бизнес-практики, современные технологии в образовании, педагогические условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.